Аврелий, М. / Философская афористика / М. Аврелий. – М., 1996. – С. 232.
«Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновенье может оказаться для тебя последним. Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно равны и потери… Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог отнять у меня то, чего я не имею? Но что же может вывести на путь? Ничего, кроме философии».
? Согласны ли Вы с подобным определением жизни человека и предназначением философии?
1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):
1. Что изучает философская антропология?
2. Чем философский подход отличается от научного анализа человека?
3. Каковы основные подходы к изучению природы и сущности человека в философии?
4. Каково соотношение понятий «человек» и «личность», «индивид» и «индивидуальность»?
5. Каковы механизмы становления и развития личности?
6. Каковы круги бытия человека?
7. Каково соотношение понятий «сущность» и «существование» человека?
8. Какие исторические формы гуманизма вам известны?
9. Какую роль играет деятельность в жизни человека?
10. Что понимается под социализацией?
11. Какую роль играет социальная коммуникация в становлении личности?
12. В чем заключается вопрос о смысле жизни?
13. Как соотносятся свобода и ответственность?
14. В чем выражается диалектика жизни и смерти?
15. Возможно ли бессмертие? И если да, то в каких формах?
16. Как вы понимаете феномен отчуждения?
17. Как определяется понятие «цвишенизм»?
2. Тесты (второй уровень самоконтроля):
2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:
Термин
| Определение
|
1. Философская
антропология
| 1*. Специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, активность людей, обусловленная их потребностями, интересами и целями
|
2. Человек
| 2*. Название материального носителя жизни организма, в частности организма человека, в широком толковании этого слова – основа душевной жизни, «вместилище души»
|
3. Антропогенез
| 3*. Понятие, выражающее исторически изменяющиеся воззрения на психическую жизнь человека. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека (иногда животного и растения) и покидающая его во время сна или в случае смерти
|
4. Антропный
принцип
| 4*. Человеческий индивид в аспекте его социально-духовных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности, социализации коммуникации и образования
|
5. Индивид
| 5*. Социально-личностная структура индивидуального и массового сознания. В религиозно-идеалистической философии трактуется как перводвигатель космоса и формообразующее начало, как личностный Абсолют и личностная воля Бога. В материалистической философии интерпретируется как выражение ценностных структур сознания, побуждение людей к активности и преобразовательной деятельности, высшее средоточие интеллектуальных сил, воли и эмоций человека в его индивидуальных и массовых действиях
|
6. Индивидуальность
| 6*. Процесс становления личности, освоения человеком системы социальных норм и ценностей культуры, формирования социальных потребностей, реального включения индивида в общественную жизнь, сложный мир социальных ролей
|
7. Личность
| 7*. Высшая ступень живых существ на земле; субъект культуры и социальной синергии; деятельное космобиопсихосоциодуховное существо
|
8. Тело
| 8*. В современной космологии – зависимость возникновения и существования человека во Вселенной от законов и фундаментальных физических постоянных, которые сложились на начальных стадиях ее эволюции (величины массы электрона, скорости света, постоянной Планка и др.)
|
9. Душа
| 9*. Единичное в отличие от совокупности, массы; отдельное живое существо, особь, отдельный человек – отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом
|
10. Дух
| 10*. 1. Раздел философского знания;
2. направление в западно-европейской философии ХХ в. (Шелер, Гелен, Плеснер и др.), ставящее в центр философии проблематику человека и стремящееся к синтезу конкретно-научных знаний о человеке с целостным философским его постижением
|
11. Духовность
| 11*. Способность социального субъекта (индивида, социальной группы, общества) действовать в соответствии с собственными волей, интересами и целями
|
12. Деятельность
| 12*. Неповторимый самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности
|
13. Социализация
| 13*. Учение о происхождении человека
|
14. Коммуникация
| 14*. Особый способ существования сложных целостных систем, главными критериями которых являются: а) постоянный обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой; б) «борьба с энтропией» – стремление быть в состоянии стабильного неравновесия с внешним миром; в) способность воспроизводить себя, размножаться, развиваться и т.д.
|
15. Сущность
| 15*. Преодоление смертности (вера в вечную жизнь) или забвения человека, человеческого рода
|
16. Существование
| 16*. Форма смыслового взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка
|
17. Свобода
| 17*. Необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа
|
18. Смысл жизни
| 18*. Понятие, широко и неоднозначно употребляемое в современной философии. В диалектико-материалистической традиции понимается как объективное превращение человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, враждебную человеку и починяющую его.В современной западной философии трактуется как разрыв индивида с социальной жизнью, переживание своей заброшенности в чуждом, враждебном мире, ощущение острого социального одиночества
|
19. Жизнь
| 19*. Внутренняя основа вещи, то, благодаря чему она есть сама по себе, в отличие от других вещей
|
20. Смерть
| 20*. Бытие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии, которое нельзя сводить ни к их внутренней сущности, ни только к их бытию; в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом
|
21. Бессмертие
| 21*. Одна из фундаментальных проблем человеческого существования, связанная с той или иной системой норм и ценностей и оправданием, предписываемой ими деятельности
|
22. Отчуждение
| 22*. Система идей, чувств и социальных действий, реализующих теоретическое видение человека как высшей ценности
|
23. Гуманизм
| 23*. «Междубытие» человека в состоянии кризиса духовных ценностей; альтернативность выбора, неуверенности и неопределенности; преобладание спонтанности в человеческих действиях, связанных с ценностной и идеологической дезориентацией
|
24. Цвишенизм
| 24*. Высшее состояние сознания личности и общества, характеризующееся установкой и ориентациями на какие-либо общезначимые ценности, в целом – гуманистическая ориентация индивидуального и общественного сознания, культуры в целом
|
2.2. Закончите определения:
«Сущность человека не есть абстракт, присущий …. В своей действительности она есть совокупность всех …» (К. Маркс).
К гоминидной триаде относятся: прямохождение, … и ….
«Человек – это космо- … … …существо».
«Человек – всего лишь тростник, но он – тростник …» (Б. Паскаль).
«Человек есть некоторым образом … » (Ф. Аквинский).
1. Какие из качеств человека являются определяющими?
2. В чем заключается смысл человеческого существования?
3. Как соотносятся свобода и ответственность в современном мире?
4. Совместим ли гуманизм со смертной казнью?
► Подумайте о смысле изречений:
ü «Разгадка бытия для человека скрыта в человеке» (Н. Бердяев).
ü «Человек есть мера всех вещей…» (Протагор).
ü «Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает» (К. Маркс, Ф. Энгельс).
Дополнительная литература к теме:
1. Антропология: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко [и др.]. – М., 2008.
2. Адуло, Т. И. Человек в условиях социальных трансформаций: философско-антропологический анализ / Т. И. Адуло, О. А. Павловская. – Минск, 2006.
3. Евлампиев, И. И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека / И. И. Евлампиев // Вопросы философии. – 2002. – №2.
4. Ильенков, Э. В. Что такое личность? / Э. В. Ильенков // Философия и культура. – М., 1991.
5. Князева, Е. Н. Антропный принцип в синергетике / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. – 1997. – №3.
6. Марков, Б. В. Философская антропология / Б. В. Марков. – СПб., 2008.
7. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
8. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.
9. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – Минск, 1994.
10. Харин, Ю. А. Сапиенсы, цвишенсы, люди / Ю. А. Харин // Чалавек. Грамадства. Свет. – 1998. – №2.
11. Человек. Культура. Синергия / под ред. Ю. А. Харина. – Минск, 2000.
12. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / П. С. Гуревич [и др.]; сост. П. С. Гуревич. – М., 1995.
13. Франкл, В. Человек в поисках смысла / под общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. – М., 1990.