Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


III. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX в.



Рекомендовано:

Учебно-методическим советом по журналистике

УМО по классическому университетскому образованию

 

 

Председатель Учебно-методического совета по журналистике

профессор Я. Н. Засурский

 

 

Москва

2005

Авторы:

Прохорова Елена Евгеньевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова;

Линков Владимир Яковлевич, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

 

Рецензенты:

Пирожкова Татьяна Федоровна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова;

Красовский Вячеслав Евгеньевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

 

Примерная программа курса «История русской литературы XIX в.» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030601 «Журналистика».

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

История русской литературы XIX в. является важной частью фундаментального университетского образования, теоретической, исторической и творческой подготовки журналиста.

Цель курса – формирование представлений о процессе развития русской литературы XIX в., о ее наиболее выдающихся явлениях, что существенно важно для становления мировоззренческих основ мышления современных журналистов, понимания ими законов и традиций работы со словом при создании публицистических текстов.

Задачи курса:

– уяснение основных закономерностей литературно-общественных явлений, соотношения традиций и новаторства, становления и смены художественных направлений и «школ», развития жанров, раскрытие своеобразия идейно-художественных взглядов ведущих писателей и их отражения в литературных произведениях;

– определение ведущих тем и мотивов, наиболее значительных характеров, особенностей сюжета и композиции, специфики образной системы, языка и стиля как отдельных произведений писателя, так и его творчества в целом;

– изучение истории восприятия крупнейших литературных явлений различными слоями читательской аудитории и соответственно развития литературной критики и полемики, связи с журналистикой;

– выявление системы взаимосвязей русской и зарубежной литератур, влияния отечественной словесности на литературу последующих эпох.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Изучение курса «История русской литературы XIX в.» предполагает усвоение студентами основных произведений писателей-классиков, их идейного содержания и закономерностей развития отечественной литературы, повышения их общей культуры и культуры речи, развития гуманизма и патриотического сознания.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. История русской литературы

Первой четверти XIX в. (1801 – 1825 гг.)

Общая характеристика литературного процесса

 

Гг.

Н. М. Карамзин, языковая реформа и литературно-общественная борьба начала XIX в. Книга А. С. Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» (1803 г.) и полемика вокруг нее. «Архаисты» и «новаторы».

Кружки и общества как характерная для эпохи форма организации литературной жизни, самоопределения писателей. «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» (1801 – 1825 гг.). И. П. Пнин, И. М. Борн, В. В. Попугаев и влияние на них А. Н. Радищева. Деятельность А. Х. Востокова. «Дружеское литературное общество» (1801 г.) и эволюция карамзинизма. Кризис классицизма и неоклассицизм. Кружок А. Н. Оленина (Н. И. Гнедич, К. Н. Батюшков и др.). Анакреонтика Г. Р. Державина. Черты классицизма и сентиментализма в драматургии В. А. Озерова («Димитрий Донской»).

Тенденции развития прозы в эпоху господства поэзии. Традиции Н. М. Карамзина и популярность жанров путешествия и повести. Становление сатирического нравоописательного романа («Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества» А. Е. Измайлова; «Российский Жильблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» В. Т. Нарежного).

Зарождение романтизма в раннем творчестве В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова. Влияние на них западно-европейской литературы. Своеобразие проблематики и поэтики, основные жанры.

Война 1812 г. и развитие русского национального самосознания и русской литературы. Тема войны в творчестве В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, Д. В. Давыдова, И. А. Крылова. Ростопчинские «афишки». Осмысление войны в литературе последующих лет (декабристы, А. С. Пушкин).

 

Гг.

Восстановление мирной жизни и обострение литературно-общественной борьбы. «Страшная война на Парнасе». «Беседа любителей русского слова» (1811 – 1816 гг.) и «Арзамас» (1815 – 1817 гг.). Начало творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига и борьба «архаистов» и «новаторов», классицистов и романтиков.

Литературные общества и декабристское движение («Вольное общество любителей российской словесности», «Зеленая лампа»). Представления декабристов (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Ф. Н. Глинка, В. К. Кюхельбекер) о роли писателя в обществе.

Начало расцвета романтизма в 1815 – 1825 гг. «Элегический» и «гражданский» романтизм: общее и различное в проблематике и поэтике. Психологизм, опора на «философию двоемирия» – основные черты «элегического» романтизма. В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков во главе «школы гармонической точности». Служение обществу, самобытность и народность – ключевые требования «гражданского» романтизма. Сочетание предромантических тенденций и просветительских традиций в эстетической программе писателей-декабристов. Ведущие жанры «элегического» и «гражданского» романтизма. Судьбы писателей-романтиков после 1825 г.

Сосуществование и взаимопроникновение элементов «элегического» и «гражданского» романтизма в раннем творчестве А. С. Пушкина. Основные мотивы его лирики. «Южные поэмы».

Новаторство И. А. Крылова-баснописца, А. С. Грибоедова – автора комедии «Горе от ума» – и становление реализма. Роль А. С. Пушкина в развитии реалистического искусства. «Евгений Онегин» и «Борис Годунов» – первые крупные реалистические произведения. А. С. Пушкин и литературно-общественное движение после 1825 г.

Поэты «пушкинской плеяды». Творчество А. А. Дельвига, Е. Л. Боратынского, П. А. Вяземского, Н. М. Языкова, Д. В. Веневитинова и традиции романтизма.

Творчество крупнейших писателей первой четверти XIX в.

И. А. Крылов (1769? – 1844 гг.)

Творческий путь И. А. Крылова, его опыт писателя-сатирика второй половины XVIII – начала XIX вв. Традиция жанра басни (Эзоп, Панчатантра, Лафонтен, А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) и место в ней И. А. Крылова. Своеобразие авторской позиции. Тематика басен. Отражение событий и явлений общественно-литературной жизни России. Отклики на войну 1812 г. Особенности жанра, композиции, слога. Реализм и народность басен. Значение их для развития русского литературного языка. В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский о баснях И. А. Крылова.

 

В. А. Жуковский (1783 – 1852 гг.)

Этапы творческого пути: 1) годы учебы (1797 – 1801 гг.); 2) «белевское уединение» (1802 – 1807 гг.); 3) расцвет творчества (1808 – 1825 гг.); 4) кризис первых последекабристских лет и новый творческий подъем (1826 – 1841 гг.); 5) заграничный период (1841 – 1852 гг.). В. Г. Белинский о В. А. Жуковском как первом русском поэте-романтике.

Элегичность и этико-психологическая сущность романтизма В. А. Жуковского. Особенности поэтического мышления и образного строя его поэзии. Жанр элегии («Сельское кладбище», «Ветер», «Море»). Баллады В. А. Жуковского («Людмила», «Светлана»). Стремление к национальному колориту. Поэтика мистического, таинственного и чудесного. Тема судьбы и нравственного выбора человека (баллады, «Теон и Эсхин»). Своеобразие патриотической лирики времен войны 1812 г. («Певец во стане русских воинов»). Проблемы «философии искусства», идеи романтического «двоемирия» в лирике В. А. Жуковского («Невыразимое», «Лалла Рук»). Музыкальность поэзии В. А. Жуковского.

В. А. Жуковский – «гений перевода» и его теория романтического перевода.

Значение В. А. Жуковского как «учителя» А. С. Пушкина. Место и роль творчества В. А. Жуковского во второй четверти XIX в.

 

К. Н. Батюшков (1787 – 1855 гг.)

Периодизация творчества: 1) ранний период (1804 – 1809 гг.); 2) начало «перелома» (1810 – 1813 гг.); 3) время религиозно-философских исканий (1813 – начало 1820-х гг.). В. Г. Белинский о К. Н. Батюшкове и совершенстве формы его поэзии.

Эпикурейско-гедонистические мотивы в ранней лирике К. Н. Батюшкова. Жанры элегии и дружеского послания («Как счастье медленно приходит…», «Мои пенаты»). К. Н. Батюшков и традиции западно-европейской литературы. Неоклассицистические, сентименталистские и романтические тенденции в его поэзии. Сатира на эпигонов классицизма и сентиментализма («Видение на берегах Леты»). Тема войны 1812 г. и крушение просветительско-оптимистических настроений («К Дашкову»). Усиление религиозно-философских мотивов («Воспоминание», «Надежда», из цикла «Подражания древним»). К. Н. Батюшков – прозаик и теоретик литературы («Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык»). К. Н. Батюшков как предшественник А. С. Пушкина.

 

К. Ф. Рылеев (1795 – 1826 гг.)

Творческое и жизненное кредо поэта-декабриста (< Посвящение> к поэме «Войнаровский», «Гражданин»). Жанр сатиры у К. Ф. Рылеева («К временщику»). Цикл «Думы»: выбор исторических персонажей и событий, их трактовка; композиция. Поэма «Войнаровский», неоконченная поэма «Наливайко» и традиция романтической поэмы. Оценка рылеевских дум и поэмы «Войнаровский» А. С. Пушкиным. Агитационно-сатирические песни (совместно с А. А. Бестужевым): тематика, своеобразие жанра и слова. К. Ф. Рылеев-критик («Несколько слов о поэзии»). Место и роль творчества К. Ф. Рылеева в развитии литературно-общественного процесса в России.

 

А. С. Грибоедов (1795? – 1829 гг.)

Этапы творческого пути: 1) ранний период (1814 – 1822 гг.); 2) время создания «Горя от ума» (1822 – 1824 гг.) 3) поздний период (1825 – 1829 гг.).

Ранние литературные выступления А. С. Грибоедова и споры о романтизме во второй половине 1810-х гг. «Горе от ума» и традиция русской комедии XVIII – начала XIX вв. Черты классицизма, романтизма и реализма. Новаторство А. С. Грибоедова. Своеобразие сюжета и композиции. Система персонажей. Чацкий как «герой времени». «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Язык и стих. А. С. Пушкин и И. А. Гончаров о «Горе от ума».

Незавершенные драматические замыслы («1812 год»).

Значение «Горя от ума» в истории русской литературы и театра.

 

А. С. Пушкин (1799 – 1837 гг.)

Периодизация творчества: 1) лицейский период (1813 – 1817 гг.); 2) первый петербургский период (1817 – 1820 гг.); 3) южная ссылка (1820 – 1824 гг.); 4) ссылка в Михайловское (1824 – 1826 гг.); 5) постдекабристский период (вторая половина 1820-х гг.); 6) Болдинская осень (1830 г.); 7) 1830-е гг. Уникальность А. С. Пушкина в истории русской культуры. В. Г. Белинский о А. С. Пушкине как основоположнике реализма в России.

Лирика. Лицейский период. Влияние идей французского и русского Просвещения на мировоззрение молодого А. С. Пушкина. Рецепция литературных традиций XVIII в. Г. Р. Державин и Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков как литературные «учителя». А. С. Пушкин и литературная борьба 1810-х гг. Основные мотивы поэзии («К другу-стихотворцу», «Воспоминания в Царском селе», «Лицинию»).

Первый петербургский период. Участие в «Арзамасе», «Зеленой лампе». А. С. Пушкин и деятели тайных обществ. Гражданская поэзия: тематика и жанрово-стилистические особенности («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»). Сатирические жанры («Сказки < Noel> », эпиграмма «На Аракчеева»).

Южная ссылка. Соединение элегических и гражданских мотивов в романтической поэзии. А. С. Пушкин и Байрон. Мотивы «бегства» и «узничества» («Погасло дневное светило…», «Узник»). Эволюция темы Наполеона на различных этапах творчества («Воспоминания в Царском селе», «Наполеон», «К морю», «Герой»). Отражение моментов духовного кризиса в лирике 1823 г. («Свободы сеятель пустынный…», «Демон»). Баллада «Песнь о Вещем Олеге»: тема судьбы.

Ссылка в Михайловское. Изменения в мироощущении поэта, стремление к широкому реалистическому взгляду на окружающий мир. Новые мотивы и эволюция традиционных тем и образов в лирике («Чаадаеву», «Зимний вечер», «Вакхическая песня», «Сцена из “Фауста”», «19 октября», «Дружба»). Тема поэта и различные ее аспекты («Послание к цензору», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Андрей Шенье», «Я помню чудное мгновенье…», «Пророк»).

Вторая половина 1820-х – 1830-е гг. Литературно-общественная позиция А. С. Пушкина в постдекабристскую эпоху. А. С. Пушкин и русские самодержцы Александр I, Николай I. Тема декабристов и образ Петра I в лирике этого времени («Во глубине сибирских руд…», «Стансы», «Друзьям»). А. С. Пушкин о назначении искусства, о психологии творческой личности, о взаимоотношениях поэта и власти, поэта и «толпы» («Три ключа», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «На перевод “Илиады”», «Осень», «Я памятник воздвиг…»). А. С. Пушкин и литературно-журнальная борьба. Сатирическая и полемическая направленность стихотворений против «новой знати» и обслуживающей ее журналистики («Моя родословная»). Политические и патриотические мотивы лирики начала 1830-х гг. («Клеветникам России», «Он между нами жил…», «Полководец»). Размышления о любви и дружбе («Я вас любил…», «Мадонна», «Была пора…»). Усиление философских мотивов. Проблема нравственного выбора, вопрос о смысле жизни («Дар напрасный, дар случайный…», «Анчар», «Элегия», «Пора, мой друг, пора…», «Из Пиндемонти»). Размышления о вечных ценностях и непрерывном обновлении как законе жизни («На холмах Грузии…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…», «Бесы», «Отцы-пустынники и жены непорочны…»).

Поэмы. «Руслан и Людмила» – начало славы поэта. История создания. Традиции ирои-комической поэмы и «эксперимент» молодого А. С. Пушкина. «Южные поэмы»: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Байронический тип поэмы и новаторство А. С. Пушкина в изображении романтического героя и романтической ситуации. Стремление создать идеальный женский характер (Черкешенка, Мария). Вариации на тему столкновения человека «цивилизации» и человека «природы». Развенчание романтического индивидуализма. Споры «классиков» и «романтиков» о «южных поэмах». Статья П. А. Вяземского «Вместо предисловия к “Бахчисарайскому фонтану”» как манифест романтизма. Поэмы второй половины 1820 – 1830-х гг. «Полтава» и «Медный всадник» в контексте социально-исторических и философских размышлений поэта этих лет. Образ Петра I и традиция его изображения. Проблема исторического прогресса. Особенности жанра, сюжета и композиции поэм.

Драматургия. Кредо А. С. Пушкина-драматурга («Наброски предисловия к “Борису Годунову”», «О народной драме и драме “Марфа-Посадница”»). Историческая трагедия «Борис Годунов» и традиция этого жанра в России и Европе. Исторические источники. «Борис Годунов» как «трагедия власти» и «трагедия народа». Тема самозванства в творчестве А. С. Пушкина. Новаторство А. С. Пушкина в построении пьесы и изображении характеров. Место любовной интриги. Образ летописца. Язык и стих трагедии. Значение «Бориса Годунова» в истории русской литературы. «Маленькие трагедии»: четыре «драматические сцены» с углубленным исследованием человеческих характеров как носителей какой-либо «страсти».

«Евгений Онегин» – центральное произведение А. С. Пушкина. Первый русский реалистический роман в стихах. История создания, соотношение с «южными поэмами» и другими произведениями А. С. Пушкина. Своеобразие жанра. Сюжет и композиция. «Евгений Онегин» как «роман судьбы» и «роман о поэте». Система персонажей. Онегин – «герой времени» и тип «лишнего человека» в русской литературе. Образ автора-повествователя. Размышления об искусстве. «Низкая природа» и «поэзия действительности». Особенности стиля. Версификаторское мастерство А. С. Пушкина, «онегинская строфа». Значение «Отрывков из путешествия Онегина» и «десятой главы». «Евгений Онегин» в оценке В. Г. Белинского и Ф. М. Достоевского.

Сказки. Соотношение фольклорного и авторского начал. Тематика. Проблема народности.

Проза. Размышления А. С. Пушкина о прозе и необходимости ее преобразования («О прозе»). Неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого». Сюжет и система персонажей. Изображение России как «огромной мастерской». Вопрос об исторической достоверности и границах вымысла в описании реальных лиц и событий. «Повести Белкина» – первый опубликованный прозаический цикл. Реализм повестей в перспективе поэтики «натуральной школы». Социальная проблематика, психологически правдивое изображение «маленького человека», сочетание гуманистического пафоса и иронии («Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). «Пиковая дама» как «петербургская повесть». Новый «герой времени». Особенности фантастики у А. С. Пушкина («Гробовщик», «Пиковая дама»). Романы «Дубровский» (неоконченный) и «Капитанская дочка». Размышления о дворянстве и народе в экстремальной ситуации крестьянского восстания. А. С. Пушкин и Вальтер Скотт. Принципы изображения характеров, герой и повествователь. Социальная и нравственная проблематика. Образ «честного дворянина». Своеобразие изображение Пугачева и его сподвижников в романе «Капитанская дочка» и «Истории Пугачевского бунта». «Капитанская дочка» как «роман-предостережение». Своеобразие композиции и стиля «Капитанской дочки».

А. С. Пушкин-критик. Литературно-эстетическое самосознание писателя в разные периоды творчества. Полемическая критика в набросках «Опровержения на критики». «Современник» А. С. Пушкина.

Значение творчества А. С. Пушкина как величайшего писателя России – родоначальника новой русской литературы. А. С. Пушкин и мифы о А. С. Пушкине в русском национальном сознании.

 

Поэты пушкинской поры

Пушкинская эпоха как «золотой век» русской поэзии. Условность определения ее хронологических границ – 1820 – 1830-е гг. «Пушкинская плеяда»: Е. А. Боратынский, Д. В. Давыдов, П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Д. В. Веневитинов. Близость тематики, жанровых предпочтений, стиля. Своеобразие таланта каждого из поэтов.

Е. А. Боратынский (1800 – 1844 гг.) как «поэт мысли». Творческий путь: от традиции гедонистической поэзии к глубокой новаторской разработке философской проблематики. Психологизм его элегий. Отражение противоречий в жизни человека и человечества («Последняя смерть», стансы «Дало две доли провиденье…», «Разуверение»). Осмысление проблем искусства («Последний поэт», «Мой дар убог…», «Муза», «Болящий дух врачует песнопенье…», «Все мысль да мысль! …»). Формирование языка философской лирики. Значение жанра поэмы в его творчестве («Пиры», «Бал»). Поэзия Боратынского как связующее звено между философской поэзией XVIII в. и последующими этапами ее развития.

Д. В. Давыдов (1784 – 1839 гг). Поэт-партизан, участник войны 1812 г. Дружеские послания, гусарские песни и традиция батальной поэзии в России («Гусарский пир», «Песня старого гусара», «Ответ»). Особенности тематики и стиля «гусарской поэзии». Ранние сатирико-политические басни («Голова и ноги») и сатира зрелых лет («Современная песня»). «Тон правды» в лирике и исторической прозе.

П. А. Вяземский (1792 – 1878 гг.). Гражданская лирика «декабриста без декабря» («Негодование», «Русский бог»). Проблема взаимоотношений художника и общества («Три века поэта»). Элегические мотивы («Первый снег»). «Тройка» Вяземского и жанр «русской песни». Художественное значение его «поэзии старости» («Я пережил и многое, и многих…», «Поминки»). Вяземский как хранитель традиций «арзамасского братства». Сложные взаимоотношения с поколениями 1840-х и 1860-х гг. Роль литературной критики Вяземского. «Записные книжки» и их литературно-историческое значение.

А. А. Дельвиг (1798 – 1831 гг.) и традиции «легкой поэзии». Жанр идиллии: мечта о гармонии «золотого века» («Некогда Титир и Зоя…»). Опыты в жанре «русской песни» и романса («Соловей»). Сонет «Вдохновение» в контексте раздумий о творчестве в русской поэзии этого времени. Дельвиг как издатель произведений писателей пушкинского круга («Северные цветы», «Литературная газета»).

Н. М. Языков (1803 – 1846 гг.). Раннее творчество (1820-е гг.): образ поэта-студента, патриота, вольнодумца. «Политические элегии» и «студенческие песни» (элегии «Свободы гордой вдохновенье! …», «Не вы ль убранство наших дней…», песня «Из страны, страны далекой»). Тема мужества «в бурях жизни» («Нелюдимо наше море…»). Языков и Пушкин («О ты, чья дружба мне дороже…»). Своеобразие стиля, ритма, интонации («Водопад»). Перелом в творческой биографии Языкова. Усиление религиозных, славянофильских мотивов в 1830 –1840-е гг. («К ненашим»).

Д. В. Веневитинов (1805 – 1827 гг). Поэт-философ. Участие в «Обществе любомудрия» и увлечение шеллингианством. Элегическая медитативная лирика («К тебе, о чистый дух…», «Моя молитва», «Жизнь», «К моему перстню»). Размышления о назначении поэзии и уделе «любимца муз и вдохновенья» («Поэт, «Три участи»). Веневитинов-критик.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь