Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 2. История русской литературы



Второй четверти XIX в. (1826 – 1855 гг.)

Общая характеристика литературного процесса

 

Николаевская эпоха и литературно-общественное движение. Завершение «пушкинского периода» русской литературы и вступление ее в «гоголевский период». Периодизация литературного процесса второй четверти XIX в.

 

Гг.

Роль А. С. Пушкина и его наследия в литературном процессе 1830-х гг. Определяющее значение творчества М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя. Судьба романтизма: новый подъем и кризис направления. Начало вытеснения поэзии прозой.

Общая характеристика поэзии. Традиции романтизма 1820-х гг. и эволюция поэтического мышления и языка поэзии. Тяготение к философской насыщенности поэзии.

Опыт декабристской поэзии и творчество А. И. Одоевского. Идеи патриотизма, межнациональной солидарности и преемственности поколений в борьбе за свободу.

Традиции гражданского романтизма в поэзии А. И. Полежаева. Вольнолюбивые мотивы в поэме «Сашка» и конфликт с царем. Соединение элегически-пессимистического и бунтарского начал в лирике поэта.

Эклектичность поэтического мироощущения и стиля в творчестве В. Г. Бенедиктова. Эпигонство и экспериментаторство. Феномен популярности и причины ее падения.

Литературно-эстетические традиции кружка любомудров и творчество А. С. Хомякова. Национально-романтические тенденции в его поэзии. Образ России.

Женщины-поэты Е. П. Растопчина, К. К. Павлова.

Творчество А. В. Кольцова как крупнейшего представителя нового течения в лирике 1830-х гг. Поэзия крестьянской жизни: радость труда и горечь нужды. Жанровые предпочтения, особенности стиля и стихосложения. Связь с фольклором. Влияние Кольцова на развитие русской лирики.

Общая характеристика прозы. Развитие традиций романтической прозы 1820-х гг. Новаторство Пушкина-прозаика и его влияние на русскую литературу. Новые тенденции в прозе 1830-х гг. Расширение тематики. Изменения в системе жанров. Популярность исторической, нравоописательной, философско-фантастической повести. Становление романа.

Литературный путь А. А. Бестужева-Марлинского. Проблема личности в его романтических повестях 1830-х гг. Влияние Марлинского на прозаиков 1830 – 1840-х гг.

Демократические тенденции в нравоописательных повестях писателей-разночинцев М. П. Погодина («Нищий», «Черная немочь»), Н. А. Полевого («Живописец»), Н. Ф. Павлова («Три повести», «Именины»).

Творчество В. Ф. Одоевского и традиции «любомудрия». Интерес к миру сверхчувственного («Сильфида», «Саламандра»), проблемам творчества («Последний квартет Бетховена», «Себастиян Бах»). Критика дворянского общества («Княжна Мими», «Сильфида»). Цикл «Русские ночи» как своеобразная энциклопедия идей и образов русских романтиков. Одоевский и дальнейшее развитие литературы и литературно-художественной критики в России.

Проза А. А. Перовского (Антония Погорельского – «Двойник») и А. Ф. Вельтмана («Странник»).

Популярность жанра исторического романа. Традиции В. Скотта и беллетристика М. Н. Загоскина («Юрий Милославский», «Рославлев») и И. И. Лажечникова («Ледяной дом»).

Читательский успех «литературного триумвирата» – Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча и О. И. Сенковского. Место «нравственно-сатирических» («Иван Выжигин») и исторических («Дмитрий Самозванец») романов Булгарина в литературно-общественном процессе.

Гг.

Новые тенденции в литературе 1840-х – первой половины 1850-х гг. Обострение интереса к анализу «действительности в фактах». Господство прозы над поэзией. Преобладание социальной проблематики. Закономерность появления «натуральной школы» как нового этапа в развитии реалистического направления в русской литературе. Связь раннего творчества И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. А. Гончарова, Н. А. Островского, Л. Н. Толстого с идейно-художественными принципами «натуральной школы».

Общая характеристика поэзии. Поэты кружка Н. В. Станкевича. Н. П. Огарев, А. А. Григорьев. Идеи утопического социализма в лирике А. Н. Плещеева и других поэтов-петрашевцев. Творческие искания Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.

Общая характеристика прозы. История зарождения «натуральной школы» и завоевания ею ведущего положения. В. Г. Белинский – организатор, теоретик и пропагандист «натуральной школы». Происхождение термина и его смысл.

Альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник»: организационное оформление группы писателей «натуральной школы». Обостренное внимание к общественным противоречиям в их будничных проявлениях. Особенности типизации. Отличительные черты русского физиологического очерка. Социальная повесть и социально-психологический роман. Демократизация стиля.

Гоголевские традиции в изображении социальных низов: горькая правда и гуманистический пафос. Драма деревенской и городской бедноты в ранних произведениях А. И. Герцена, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. И. Даля. «Антон Горемыка», «Деревня» Д. В. Григоровича и крестьянская тема в русской литературе. Антикрепостническая направленность повестей. Эволюция «натуральной школы» и судьбы ее участников.

Новые герои и новые темы в прозе 1840-х гг. «Полинька Сакс» А. В. Дружинина.

Панорама жизни русского общества в «Тарантасе» В. А. Сологуба. Своеобразие жанра, сюжета и композиции.

 

Творчество крупнейших писателей второй четверти XIX в.

 

М. Ю. Лермонтов (1814 – 1841 гг.)

Этапы творческого пути: 1) ранний (1828 – 1832 гг.); 2) переходный (1832 – 1835 гг.); 3) зрелый (1837 – 1841 гг.). В. Г. Белинский о М. Ю. Лермонтове.

Лирика М. Ю. Лермонтова как голос поколения 1830-х гг. Автобиографические и условно-романтические черты лирического героя.

Своеобразие лирики раннего и переходного периода. Свободолюбие, настроения мятежного бунтарства и отчаяния. Философские, религиозные и богоборческие мотивы. Субъективизм, антиномичность мировосприятия. Монологичность и исповедальность, роль контрастов и антитез.

Лирика зрелого периода. Эволюция лирического героя. Переосмысление темы «поэт и толпа». Углубление анализа внутренних противоречий личности и общества. Размышления о вечных ценностях, о патриотизме и национальной вражде. Медитативность, отказ от исключительной монологичности. Жанры философской думы и «лирической новеллы». Проявление реалистических тенденций.

Жанр поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова. Байроническая традиция и ее преодоление. «Песня про … купца Калашникова» как «историческая поэма в народном стиле». Своеобразие конфликта и трактовки характеров. Художественные особенности. «Мцыри» как «лирическая повесть». Романтический герой и проблема судьбы. Форма поэмы-исповеди и значение авторского вступления. Поэма «Демон»: история создания и публикации. Герой Лермонтова и демонические персонажи в мировой литературе.

Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад».

Эволюция прозы Лермонтова: от исторического романа («Вадим») к светской повести («Княгиня Лиговская») и «Герою нашего времени» – вершине лермонтовской прозы. М. Ю. Лермонтов – один из основоположников русского социально-психологического и философского романа. Своеобразие жанра и композиции. Проблема личности. Печорин как «герой времени». Полемика вокруг романа: оценки В. Г. Белинского и С. П. Шевырева.

Место и значение творчества М. Ю. Лермонтова в истории литературы.

 

Н. В. Гоголь (1809 – 1852 гг.)

Периодизация творчества: 1) ранний, петербургский период (1829 – 1835 гг.); 2) расцвет творчества (1835 – 1842 гг.); 3) последнее десятилетие (1843 – 1852 гг.). Духовная эволюция Гоголя и изменение его взглядов на литературу. А. С. Пушкин и В. Г. Белинский о своеобразии таланта Н. В. Гоголя.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: поэтизация народной жизни. Национальный и исторический колорит в повестях. Элементы бытописи и фантастики (комической и романтически-трагической).

«Миргород»: романтические и реалистические тенденции в повестях. Традиции «Вечеров…» в «Вие». «Тарас Бульба» и героический эпос. Особенности конфликта и авторская позиция. «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»: переосмысление традиционных сюжетов о любви и дружбе.

«Арабески» в творческой эволюции Гоголя. Петербургские повести: внутреннее единство и идейно-тематическое разнообразие. Образ Петербурга. Социальная и нравственная проблематика в повестях. Тема художника и вопрос о сущности и назначении искусства в «Невском проспекте» и «Портрете». Тип «маленького человека»: комическое и трагическое в героях «Шинели» и «Записок сумасшедшего». Ирония и гротеск в изображении пошлости и абсурдности русской жизни («Коляска», «Нос»). Отрывок «Рим»: значение итальянских мотивов.

Гоголь – комедиограф и традиции «высокой» комедии. Общие черты в тематике и поэтике гоголевских комедий («Женитьба», «Игроки», «Ревизор»). Особенности комического в «Ревизоре». Система образов и роль Хлестакова. Смысл развязки. Восприятие комедии критикой и авторская интерпретация. «Теория» комедии в «Театральном разъезде» Гоголя.

История создания поэмы «Мертвые души». Своеобразие жанра, сюжета и композиции. Эпическое и лирическое начала. Реалистическая сатирическая панорама жизни крепостнической России. Чичиков как «новый герой времени». Поэма духовной деградации и возрождения души. Принципы типизации. Образ автора. Темы и значение авторских отступлений. Усиление религиозных настроений Гоголя в 40-е гг. и переосмысление им задач писателя. Отражение этих тенденций во втором томе поэмы. Сочетание сатиры и стремления создать образы «положительно прекрасных» людей. Полемика вокруг поэмы. В. Г. Белинский, С. П. Шевырев и К. С. Аксаков о «Мертвых душах».

«Выбранные места из переписки с друзьями»: замысел и его реализация. Особенности жанра. Синтез исповедальных и проповеднических начал. Размышления о задачах литературы, о значении Слова. Программа индивидуального и общего жизнестроения. Споры современников о книге и «Авторская исповедь» Гоголя. Продолжение полемики вокруг «Выбранных мест…» во второй половине XIX – XX вв.

Гоголь и «гоголевский» период в истории русской словесности. Мировое значение и современное звучание гоголевского творчества.

 

 

А. И. Герцен (1812 – 1870 гг.)

Творческий путь: 1) ранний период (1834 – 1842 гг.); 2) период 1840-х гг. (1842 – 1847 гг.); 3) в эмиграции (1847 – 1870 гг.). Эволюция социально-политических, философских, эстетических взглядов Герцена и его место в развитии русской общественной мысли, освободительного движения и литературы.

Роман «Кто виноват? » и «натуральная школа». Тема «непризнанного человеческого достоинства» в феодально-крепостническом обществе. Бельтов и тип «лишнего человека» в русской литературе. Изображение разночинской интеллигенции. Своеобразие авторской иронии.

«Доктор Крупов»: черты памфлета в повести.

Антикрепостнический пафос повести «Сорока-воровка». Трагизм положения крепостной интеллигенции. Отражение идейных споров западников и славянофилов.

«Былое и думы»: творческая история. Свобода формы и синтез жанров. Хронологические рамки повествования. Проблема взаимодействия человека и истории, личности и среды. Широкое отражение духовной жизни общества в России и Европе середины XIX в. Реалистическая достоверность изображения и философская глубина осмысления явлений и событий. Восприятие книги современниками на Родине и за рубежом.

Роль творчества Герцена в дальнейшем развитии литературно-общественного процесса в России.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь