Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 3. История русской литературы



Второй половины XIX в.

Литературно-общественное движение 1856 – 1866 гг.

 

Эпоха господства в литературе социальных проблем. Расцвет «социального реализма» И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, А. Н. Островского. Общественно-политическая обстановка в России после Крымской войны (1853 – 1856 гг.). Подготовка и проведение реформ 1861 – 1864 гг.

Резкая поляризация общества. Раскол в редакции «Современника». Революционная ситуация (1859 – 1861 гг.). Растущая в русском обществе популярность идей революции и социализма. Их пропаганда Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Н. А. Некрасовым, Д. И. Писаревым. Полемика с ними И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. Ф. Писемского. Антинигилистический роман. Демократическая литература. Творчество Н. В. Успенского, Н. Г. Помяловского, Ф. М. Решетникова и др.

Поэзия «чистого искусства» (А. А. Фет, Ф. И. Тютчев).

 

Ф. М. Достоевский (1821 – 1881 гг.)

Путь писателя и периодизация его творчества. Начало литературной деятельности. «Бедные люди». Влияние Н. В. Гоголя и полемика с ним. Участие в кружке Петрашевского. Арест, смертный приговор, каторга.

«Записки из подполья» (1864 г.) – философский «конспект» пяти последних романов писателя: «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов», «Подростка», «Братьев Карамазовых». Полемика в повести с идеями романа Н. Г. Чернышевского «Что делать? ». Критика рационализма, позитивизма и романтизма.

«Братья Карамазовы» (1880 г.). Место романа в творчестве Достоевского. Его религиозные и философские идеи и их значение для мировой культуры ХХ в. Понятие философско-религиозного реализма.

 

И. А. Гончаров (1812 – 1891 гг.)

И. А. Гончаров – типичный писатель третьей четверти XIX в. – эпохи расцвета «социального реализма». Поздний дебют Гончарова-романиста. «Обыкновенная история» (1847 г.).

«Обломов» как вершина творчества писателя. Двойственность оценки старой и новой формы бытия в романе. Н. А. Добролюбов об «Обломове». Интерпретация романа в критике и искусстве 1970 – 80-х гг. (фильм Н. Михалкова).

«Обрыв» (1869 г.). Своеобразие романа и особенность идейной позиции автора.

Единство трех романов Гончарова.

 

И. С. Тургенев (1818 – 1883 гг.)

Начало литературной деятельности: лирика, поэмы. «Записки охотника». История создания, значение книги в творчестве писателя и в русской литературе. Романы Тургенева. Их художественное и идейное значение.

Культурно-героический роман. Тургенев как «хроникер» русского общественно-политического движения. «Рудин». Отражение в романе духовной атмосферы 1840-х гг. «Отцы и дети». Основные идеи и образы. Понятие «нигилизма» и его трансформация в ХХ в. Идейная борьба вокруг романа в русских журналах 1860-х гг. Роман «Дым». Кризис исторического мировоззрения автора. Художественные недостатки романа. Позиция автора. Полемика с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. Роман «Новь» и его идейный смысл. Последние произведения Тургенева. Стихотворения в прозе.

 

А. Н. Островский (1823 – 1886 гг.)

Основные этапы развития драматургии Островского. Влияние славянофильских идей на творчество писателя («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»). Островский в редакции «Москвитянина» 1850-х гг.

«Гроза». Пафос и художественный смысл драмы. Понятие «темного царства». Полемика вокруг пьесы. Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев о «Грозе».

А. Н. Островский – «писатель нравов и быта». Творчество драматурга после 1861 г. Расширение тематического и жанрового спектра.

Исторические драмы. Изображение в пьесах Островского представителей новой буржуазии («Волки и овцы», «Бешеные деньги»). Пьесы о людях искусства («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). «Снегурочка» как произведение нового жанра в творчестве драматурга. Новаторство Островского. Его традиции в современном театре.

 

Н. А. Некрасов (1821 – 1877 гг.)

Начало творческого пути. Первый сборник стихотворений «Мечты и звуки». Общий характер поэзии Некрасова 1840 – 50-х гг. Городские мотивы. Крестьянская тематика в творчестве поэта. Некрасов – поэт революционной демократии. Поэмы «Коробейники, «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо». Взгляды Некрасова на роль художника и на значение искусства («Поэт и гражданин», «Белинский»).

Лирика 70-х гг. Сборник «Последние песни». Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов о Некрасове.

 

Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889 гг.)

Роман «Что делать? ». История создания. Своеобразие жанра. Идейный смысл и пафос. Понятие «новые люди». Теория «разумного эгоизма». В. И. Ленин о Чернышевском и его романе. Роль романа «Что делать? » в формировании «менталитета» русского общества.

 

Ф. И. Тютчев (1803 – 1873 гг.)

Путь поэта. Первый сборник стихов 1854 г. Роль Н. А. Некрасова и И. С. Тургенева в популяризации поэзии Тютчева. Поэзия мысли. Философская и политическая лирика. Л. Н. Толстой, А. А. Фет, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Вл. С. Соловьев о Тютчеве. Влияние поэзии Тютчева на русскую литературу.

А. А. Фет (1820 – 1891 гг.)

Судьба автора. Начало поэтической деятельности Сборник «Лирический Пантеон». Фет – поэт «чистого искусства». Лирика Фета и идейная борьба 1860-х гг. Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и Ф. М. Достоевский в полемике о творчестве поэта.

Фет о назначении поэта и поэзии. Художественное своеобразие лирики Фета: «музыкальность» стихов, лирическая дерзость, эстетизм, черты импрессионизма и др. Судьба творческого наследия поэта.

 

Литературно-общественное движение 1870 – 1900 гг.

Развитие капитализма в пореформенной России. Появление народничества. Идеология террора. Убийство Александра II 1 марта 1881 г. Реакция, контрреформы Александра III. Главенство реалистического философско-религиозного романа Ф. М. Достоевского в 1870-е гг. Народническая литература. Начало формирования массового общества, когда историю определяет «движение самих масс» (В. И. Ленин). Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

Отход романа на второй план в 1880 – 90-е гг. Эпоха малых жанров в реализме (В. М. Гаршин, Н. Г. Короленко, А. П. Чехов).

Творчество Л. Н. Толстого после перелома. Появление декадентской литературы, ранние произведения Д. Мережковского и Н. Минского.

 

Л. Н. Толстой (1828 – 1910 гг.)

Л. Н. Толстой как писательская индивидуальность. Творческий путь. Поиск смысла жизни – главный двигатель писателя. «Детство» – дебют Л. Н. Толстого. «Севастопольские рассказы». Новаторство изображения «отчуждения» в буржуазном обществе. «Три смерти». Значение темы смерти в творчестве Л. Н. Толстого.

Кризис конца 1850-х гг., отказ от литературной деятельности. Возвращение к литературе в начале 1860-х гг.

«Война и мир». Уникальность произведения в мировой литературе нового времени. Своеобразие жанра. Философия свободы и необходимости. Философия истории в «Войне и мире», ее достоинства и противоречия. Религиозная основа произведения.

«Анна Каренина» – «семейный» роман. Отношение к семье современного общества в романе. Два типа любви. Причины трагедии главной героини. Актуальность романа в наши дни. Кризис Л. Н. Толстого конца 1870-х гг.

Философско-религиозные, художественные и публицистические произведения 1880-х гг. («Исповедь», «Смерть Ивана Ильича»).

Творчество писателя 1890 – 1900-х гг. Мировое значение писателя.

 

М. Е. Салтыков-Щедрин (1826 – 1889 гг.)

Периодизация творчества писателя. Начало литературной деятельности. Салтыков-Щедрин и Петрашевский. «Губернские очерки». Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов о «Губернских очерках». Проблема народа и власти в творчестве писателя 1860-х гг.

Творчество Салтыкова-Щедрина 1970-х гг. «Благонамеренные речи». Писатель о путях развития России и буржуазного Запада («За рубежом»).

«Господа Головлевы». Своеобразие жанра. Основные проблемы и идеи. Особенности сатиры писателя.

 

Н. С. Лесков (1831 – 1895 гг.)

Творческий путь писателя. Лесков-журналист. Отношение к Лескову демократической печати. Рассказы из крестьянской жизни. Антинигилистические рассказы Лескова. Сатирические произведения («Смех и горе», «Заячий ремиз»). Образы праведников и правдолюбцев («Очарованный странник», «Соборяне»). Лесковский сказ.

В. Г. Короленко (1853 – 1921 гг.)

Связь писателя с революционным движением. Гуманистический характер его творчества. Протест против убийств и казней («Мултанское дело», Письма к А. В. Луначарскому). Образы протестантов и революционеров («Яшка», «Чудная»). Народные характеры («Река играет»).

Аллегорические произведения («Сказание о Флоре», «Парадокс», «Мгновения», «Огоньки»). Сочетание реализма и романтизма в творчестве Короленко.

 

В. М. Гаршин (1855 – 1888 гг.)

Начало творческой деятельности. Статьи о живописи. Военные рассказы («Четыре дня», «Трус»). Трагедия личности в буржуазном обществе («Происшествие», «Надежда Николаевна»). Проблемы искусства в творчестве Гаршина («Художники»). Символические рассказы («Attalea princeps», «Красный цветок»). Своеобразие реализма писателя.

 

А. П. Чехов (1860 – 1904 гг.)

Чехов как самый крупный писатель поколения 1880 – 90-х гг. Начало творческого пути в мелких изданиях. Юмористические рассказы Чехова первой половины 1890-х гг. Переход к «серьезным» рассказам и крупным повестям («Степь»). Сотрудничество в «толстых» журналах. Проблема смысла жизни («Скучная история»). «Дуэль» как программное произведение 1890-х гг. Рассказы 1890-х гг. о пробуждении человеческой души («Учитель словесности», «Дама с собачкой»). Тема отчуждения человека у Чехова («По делам службы», «Страх», «Ионыч»). Проблемы веры в творчестве Чехова («Рассказ неизвестного человека», «Моя жизнь», «Черный монах»). Произведения конца 1890 – начала 1900 гг. («Архиерей», «Невеста»).

Чехов-драматург. Мировое значение его драматургии.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

 

Своеобразие романов И. С. Тургенева

И. А. Гончаров – писатель-романист.

Идеи и образы романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Новаторский черты лирики А. А. Фета.

«Анна Каренина» – семейный роман.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь