Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Объективный характер законов мышления.



Закон мышления, или логический закон, - это суждение, выражающее внутреннюю необходимую существенную связь между мыслями либо их элементами в процессе рассуждения или доказательства.
В формальной логике выделяют четыре основных закона: тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти законы являются основными потому, что выражают наиболее общие свойства мышления: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.
Законы формальной логики - это законы построения и связи мыслей. Они отражают схемы правильных рассуждений, сложившиеся в процессе многовековой практики мышления. Эти законы лежат в основе различных логических операций, умозаключений, доказательств, носят объективный характер, т. е. не зависят от сознания и воли людей.
Хотя законы логики являются законами мышления, но не самих вещей, они имеют глубокую объективную основу - относительную устойчивость, качественную определенность, взаимообусловленность предметов материального мира.

Предмет формальной логики.

Форма́ льная ло́ гика — наука о правилах преобразования высказываний, сохраняющих их истинностное значение безотносительно к содержанию входящих в эти высказывания понятий, а также конструирование этих правил. Будучи основателем формальной логики как науки, Аристотель называл её, «аналитика», термин же «логика» прочно вошёл в обиход уже после его смерти в III веке до нашей эры[1].

Формальная логика, в отличие от неформальной, организована как формальная система, обладающая высоким уровнем абстракции и чётко определёнными правилами [2]. Формальная логика занимается выводом нового знания на основе ранее известного без обращения в каждом конкретном случае к опыту, а применением законов и правил мышления. Начальной ступенью формальной логики можно считать традиционную логику, а её следующей ступенью — математическую логику, использующей формализацию, подобную математической, символический аппарат и логические исчисления.

Предмет формальной логики специально реконструировался и критиковался в работах Московского логического кружка [11] и затем Московского методологического кружка [12]. Критика касалась не уместности разработки формальной логики как таковой или её полезности, а полноты исчерпания ею логической проблематики и её претензий на роль теории мышления.

Согласно реконструкции, проведённой в ММК, логика имеет дело с «языковым мышлением» (или, «языком, взятым в функции мышления»), в котором группы определённым образом связанных между собой знаков по определённым законам замещают реальные объекты и друг друга в отношении к действиям:

объективное содержание ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ знаки языка
связь значения
Формальная логика возможна, когда в качестве замещаемого содержания выступают не непосредственно объекты действия, а, в свою очередь, знаки, образующие замкнутые оперативные системы. Метод формальной логики последовательно проводит принцип параллелизма формы и содержания мышления.

Развитие символизации в формальной логике и её превращение в одну из математических дисциплин закономерны, естественны и неизбежны.

Претензии формальной логики на роль теории мышления несостоятельны, поскольку:

её понятия описывают не мышление в целом, а лишь его знаковую форму, и то неполно;
в её понятиях не учитывается зависимость строения и правил преобразования этой формы от содержания;
её понятия не отражают различия между мышлением и его продуктами, (знаниями);
её понятия не могут объяснить образование сложных знаний;
её метод несовместим с историческим подходом к исследованию мышления.

Формалистами (представителями т. н. «логистики», оформившейся на Женевском конгрессе 1904 г. усилиями Л. Кутюра, А. Лаланда и др.) конца XIX — начала XX века формальность логики связывалась с выделением значений истинности высказываний при переносе их из естественного языка в символическую нотацию. Логистики стремились дать обоснование математическому знанию (в перспективе — естествознанию) в пределах одной только формальной логики. Существенные усилия в этом направлении были приложены Д. Гильбертом, Кутюра, Б. Расселом.

6. Понятие как центральная категория логики.

 

Способность познавать внешний мир посредствам идей, отражающих предметы в их общих и существенных признаках, создает общезначимую логическую форму мышления – понятие. Без понятия нельзя сформулировать законы и выделить предметную сферу науки. Понятие помогает выделить определенные классы вещей и отличить их друг от друга. Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак. Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими.

Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых, например, черты лица, телосложение, походка, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки, принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей. Другие - профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д. - являются общими для определенной группы людей. И, наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от всех других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные. Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Они могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (напр. способность создавать орудие труда). Понятие, отражающее один предмет (напр. “Аристотель”), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущность, называются несущественными.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Логические приёмы образования понятий.

Что бы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением. Выделение признаков связано с мыленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом. Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки отнесущественных. Это мысленное выделение признаков, называется абстрагированием. Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приёма, противоположного анализу, - синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом. Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения, с помощью которого определенные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Понятие как логическая форма мышления имеет свою структуру, которая включает два основных элемента: содержание и объем.

Содержание понятия - это совокупность существенных признаков предмета, мыслимого в понятии.

Так, содержанием понятия " человек" является общественное существо, способное производить орудия труда. А содержанием понятия " государство" выступает власть экономически господствующих социальных сил и т.д.

Объемом понятия называется совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии.

Например, объем понятий " растение", " животное", " товар" выражает всю безграничную совокупность соответствующих предметов реальной действительности.

 

Виды понятий по содержанию

Виды понятий по содержанию.
1) Конкретные и абстрактные. Конкретные - понятия, в которых мыслятся предметы или совокупности предметов (профессор, табурет, Москва). Абстрактные - понятия, в которых мыслятся связи и отношения между предметами, не существующие самостоятельно (твердость, некомпетентность, квалификация).

2) Соотносительные и безотносительные. В соотносительном понятии один предмет мысли предполагает существование другого и без него невозможен (бабушка - внук, учитель - ученик). В безотносительном понятии мыслится предмет, существующий отдельно, независимо от других (ребенок, Луна).

3) Положительные и отрицательные. В положительном понятии отражается наличие у предметов мысли каких-либо качеств, свойств и т.д. (металл, порядок, действие). В отрицательном понятии отражается отсутствие каких-либо качеств или свойств (неметалл, неживое, беспорядок).

4) Понятия в процессе рассуждения могут употребляться в собирательном и несобирательном (разделительном) смысле. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление будет разделительным (несобирательным); если высказывание неприложимо к каждому элементу класса - понятие собирательное. Все адвокаты - юристы: понятие «адвокаты» употреблено в разделительном смысле. Студенты МГЭИ успешно сдали экзамены. Понятие «студенты МГЭИ» употреблено в собирательном смысле, т.к. не обязательно каждый студент МГЭИ имеется здесь ввиду.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь