Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основной вопрос философии (Ф. Энгельс) как основание классификации философского знания.
Основной вопрос философии – вопрос об отношениях материи к сознанию, бытия к мышлению. Высший вопрос об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным: дух или природа? Философы разделились на два лагеря сообразно тому, как отвечали на этот вопрос. Те, кто утверждал, что дух существовал прежде природы, и которые признавали сотворение мира, составили идеалистические лагеря. В структуре основного вопроса философии выделяю две стороны: онтологическую и гносеологическую. Первая говорит о том, что является первичным, дух или природа. Гносеология поднимает вопрос о познаваемости мира нашим мышлением. Основной вопрос Ф (Энгельс) как основание классификации Ф знания. Что является первичным: дух или природа, материя или сознание. Материя- объективная реальность, сущ независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Сознание- обобщенное и целенаправленное отражение действительности, предварительное построение действий и видение их результатов. Материализм- первичен материальный мир вещей. Материя никем не сотворена, она существует вечно. Демокрит: разнообразие форм объясняется движ атомов Идеализм- первично сознание, главную роль играет спиритуальное, духовное. Идеализму характерна обобщенность, единство, идеалисты смотрят на мир в максимальном временном пространстве, нижестоящее объясняется вышестоящим (материю можно объяснить сознанием, а наоборот нет) Монизм- в основе всего одно начало Дуализм- два независимых начала. Декарт Плюрализм- множество начал независимых и несводимых друг к другу начала. Вольтер Онтология. Бытие материального и бытие идеального. Субъект и объект. По Хайдеггеру. Человек – это единственное существо, обладающее понятием бытия, а, следовательно, лишь для него бытие может обладать непрерывной актуальностью. Человеческое существование – это своего рода «место» актуализации бытия в мире сущего. Битие и человек не две противоположные формы бытия. 1) бытие человека; 2) бытие как таковое. Бытие и человек направлены друг к другу. Бытие – неподвижное и неизменное целое (Парменид). Субъект – личность, социальная группа, общество осуществляющая духовную и практическую деятельность. Объект – предмет, вещь, противостоящее субъекту. Гуссерль обращает внимание, что нельзя смешивать различные виды актов познания предмета. Если мы подмечаем наличный акт познания другими, то истинное положение ускользает от нас. Онтология. Бытие материального и идеального. Субъект и объект. Онтология- учение о бытии как таковом, изучает фундаментальные принципы бытия. Разделяется на метафизику (учение о сверхчувственных принципах и началах бытия), философию природы, социальную философию, философскую антропологию (человек). Парменид : Основная проблема- что есть истинное бытие, если мир единичных вещей таковым не является. Выделял 6 признаков истинного бытия (неделимо, неподвижно, тождественно, познаваемо разумом). Все, что воспринимается органами чувств нематериально. Истинное бытие является вечным и неизменным. Основными формами бытия являются: материальное бытие – существующее независимо от сознания человека и отражаемое в нём; существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; идеальное бытие – существующее благодаря сознанию человека, содержание сознания; существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им. СОЗНАНИЕ – то, что противоположно материи, особый способ (форма) отражения материальной действительности в образах и понятиях. СУБЪЕКТ – 1) носитель активности, направленной на объект; 2) носитель способности к деятельности, с которым связаны пусковые и регулятивные механизмы деятельности. ОБЪЕКТ – 1) то, на что направлена активность субъекта; 2) то, на что направлена деятельностная способность субъекта, отсутствующая у объекта.
Гносеология. Знание и мнение. Абстрактное и конкретное. Признаки знания (предметность, методичность). Гносеология изучает природу человеческого познания, отношение к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности, а также формы, способы и закономерности достижения истинного знания. Теория познания связанна с онтологией и диалектикой, а также с логикой и методологией. Два способа познания: 1) материально-технический; 2) духовно-познавательный. Абстрактное и конкретно. Абстрактное – взятое в одностороннем усеченном неполном виде. Конкретное – реально существующее, вполне определенное, точное, предметное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений. Конкретное в мышлении это содержание понятий, отражающее предметы или явления в их существующих признаках, деление понятий на конкретное и абстрактное есть следствие различия отображения предмета и его свойства. Гносеология. Суждения априорные и апостериорные, аналитические и синтетические. Абстрактное и конкретное. Гносеология рассматривает пределы и возможности достоверного знания. Делится на логику и философию науки. Гносеологические проблемы: Знание внешнего мира (сходящиеся рельсы, преломление ложки в стакане)-почему мы должны отдавать приоритет одного чувства над другим Проблемы других сознаний и возможности их познания- внутренний мир и сознание закрыто от других людей Природа знания: Ментальная (знание- состояние сознания, его особый вид) и нементальная (отвергает ментальную теорию, Сократ обнаруживает у мальчика знание геометрии, которую он не знал) Априорное (доопытное знание, т.е. оно не зависит от опыта) и апостериорное (приходит с опытом) Аналитические (выводятся из подлежащего) синтетические (не выводятся из подлежащего ПРЕДИКАТ) Гегель: Знание – воспроизведение предмета в сознании человека в виде образа или понятия. Абстрактное (в философском смысле) – это одностороннее, усеченное, неполное представление о предмете. Конкретное (в философском смысле) – это наиболее полное, всестороннее, усиливающее представление о предмете. Горгий Как возможно познание, если предмет мысли и мысль о предмете – не одно и то же. Был агностиком (отрицал возможность познания истины). Ничего не существует (если сущее вечно, то оно беспредельно, значит его нет; или оно невечно и произошло из сущего, тогда бы оно предшествовало себе или несущего, что тоже невозможно), а если существует, то непознаваемо (то что мыслится не тождественно сущему), а если познаваемо, то непередаваемо (мы объясняем слова указывая на предмет, а каждый воспринимает слова по-своему)
Аксиология. Ценностное отношение человека к миру. «Добро», «красота», «справедливость» как аксиологичсекие категории. Чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через целостные ориентации. Основные свойства ценностей: 1) исходная особенность ценности. Отношений в том, что они включают в себя желаемое, свободным выбором, душевным стремлением. 2) ценности объединяют, собирают людей в общности любого уровня, семью, коллектив и т.д. 3) ценностные отношения являются для людей не внешними и принудительными, а внутренними и насильственными. Ценностные отношения включают в себя – должное, желаемое. Красота и справедливость. Красота – прекрасное явление природы, общественной жизни, человеческой деятельности, которые способны внушать любовь, чувство радости, свободы. Для идеалистов источник прекрасного это Бог. Для материалистов – источник прекрасного в самой действительности воздействующей на сознание человека. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1989; Нарушение авторского права страницы