Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Материя и ее атрибуты (пространство, время, движение, отражение).



Материя – универсальная категория, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им.

Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима и находится в постоянном движении в пространственно-временном континууме, также сущность, количество и качество.

Движение обуславливается непрерывностью пространства и временем – непрерывность обуславливается движением.

Формы движения материи:

- физическая;

- химическая;

- биологическая;

- социальная.

Пространство и время.

Время – форма бытия материи, которая характеризует длительность существование материальных объектов и их изменение в процессе развития.

Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри объекта и взаимодействие объектов между собой.

Отражение – способность материальных систем воспроизводить с самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Отражение бывает физическим, механическим, химическим.

 

Сознание как форма отражения. Уровни материального мира и формы отражения (раздражимость, ощущение, восприятие, представление, продуктивный образ и понятие).

Сознание – высшая форма отражения действительности, с точки зрения материализма – высшая функция мозга (для человека).

Сознание не самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи.

Различия между сознанием и материей:

1) сознание – не материя, а ее свойства, возникающие на определенном этапе ее развития;

2) связь с единством – материя носитель знания, без него оно не существует.

В гносеологическом плане сущность сознания не обладает ни свойствами отражения объектов, ни свойствами первых процессов, на основе которых они возникли.

Формы отражения (способность воспроизводить свойства систем при взаимодействии – отражение):

1) в неживой природе;

2) в живой природе – раздражимость, чувствительность;

3) на социальном уровне – сознание – высшая форма психического отражения действительности.

Источники сознания:

1) внешний предметный и духовный мир;

2) социокультурная среда – нормы, знания;

3) духовный мир индивида;

4) мозг человека.

Философия Дж. Локка. «Первичные» и «Вторичные качества». Сенсуалистическая модель познания.

Дж. Локк – английский философ. Его главные произведения – «Два трактата о государственном правлении», «Письма о веротерпимости», «Некоторые мысли о воспитании». Основное внимание в своих философских трудах Локк уделяет теории познания, философия того времени больше занималась индивидуальным сознанием, личными интересами людей – Локк обосновывает гносеологическую направленность своей философии.

Концепция Локка – эмпирика основывается на сенсуалистических принципах, нет ничего в уме, чего бы ни было прежде в ощущениях, все человеческое знание, в конечном счете, выводится из чувственного опыта.

Идеи ощущения подразделяются у Локка на два класса:

1) идеи первичных качеств: свойства присущие телам и неотделимые от них – движение, покой, протяженность, форма и плотность;

2) идеи вторичного качества – не иллюзорны. Сохраняются у всех изменения тел – находятся в самих вещах, доставляются в наше сознание органами чувств.

Идеи получаются из двух источников.

Виды знаний по Локку:

1) интуитивное;

2) демонстративное.

Так же существуют: недостоверное, вероятное, мнение.

Философия Дж. Локка и Д.Юма. Сенсуалистическая модель познания. Первичные и вторичные качества

Локк: не существует врожденных идей, все возникает из внешнего (опыта) и внутреннего (рефлексий). Реальная сущность вещей неизвестна, мы имеем дело лишь с предполагаемой. Познание может быть интуитивным (самоочевидные истины), демонстративным (положения математики), сенситивным (сущ единичных вещей). Знание мира достигается при помощи чувственного восприятия, которое дает объекты и идеи для сознания. Идеи могут характеризовать реальные качества (вес) и индивидуальное восприятие человека (вкус, цвет), могут быть простыми (при их восприятии ум человека пассивен) и сложными (состоят из простых). Первичные не зависят от сознания человека (масса, объем), вторичные (присущи чувственному восприятию и сознанию человека).

 

 

15. Философия Р. Декарта. «Мыслящая» и «протяженная» субстанция. Рационалистическая модель познания (метод Декарта).

Основатель современной западной философии. Родился во Франции. Был математиком, философом.

Основой для преобразования философии считал математику. Основные сочинения Декарта «Рассуждения о методе», «Начало философии», «Правило для руководства ума».

Практический метод Декарта состоит в переходе от общего к частному, основой которого является математика.

Познание природы представляется собой познание всего того, что может быть зафиксировано математически.

Декарт связывал научное мышление с философскими принципами и стремился подвести под эту связь рациональную основу. Стремился построить научное знание в систематическом виде – основа очевидное и достоверное утверждение.

Декарт: все можно подвергать сомнению, т.к. во всем можно сомневаться, кроме мышления. «Даже если мысли ошибочны – я все равно думаю». «Мышление» для охватывания всей сознательной духовной деятельности.

Сомнения для Декарта лишь средство построения прочного знания, а не сама цель. Скепсис Декарта – скепсис методологический, должен привести к первичной достоверности.

Если отбросить все в чем можно сомневаться, то можно предположить, что нет ничего, нет тела и т.д., но в то же время мы мыслим – существуем, «я мыслю – значит, я существую».

15.Философия Декарта. Мыслящая и протяженная субстанция. Рационалистическая модель познания (метод Декарта)

Основатель рационализма Нового времени (фил учение, согласно которому разум является основой бытия). Критерием истинности идей является их ясность и отчетливость. Я мыслю, следовательно я существую. Доказал свое существование, используя онтологическое док-во сущ Бога (Бог не будет обманывать человека, если человек представляет себя ясно и четко, значит он существует).

1 принцип-подвергать все сомнению, но не как цель, а как средство познания

2принцип- сущ мыслящей субстанции. Субстанция – первоначало, первооснова, которая не нуждается для своего сущ ни в чем кроме себя. Ей противоположна протяженная субстанция или материальное тело. Таким образом, материя и сознание у Декарта существуют независимо друг от друга.

Рациональная модель познания: только то, что представляется уму ясно и четко не вызывает сомнений; каждую сложную проблему или задачу разделять на части; последовательно переходить от известного док-ва к неизвестному; не делать пропусков в логических звеньях исследования

Философия Ф. Бэкона. Препятствия на пути познания. «Идолы разума».

Учение об идолах относится к объяснению природы. Согласно Бэкону «идолы» - это непроизвольные софизмы, которые сбивают нас с толку в познании природы – идолы наносят вред, мешая процессу познания.

Четыре группы «идолов»:

1) род;

2) пещера;

3) рынок.

4) театр;

«Идолы рода».

1) Находят основания в самой природе человека, склонность людей воспринимать природу по аналогии с собственной жизнью.

2) Склонность людей к обобщениям – неподверженным фактам. Идеализация природы, стремление усматривать больше порядка и гармонии, больше чем она в себе содержит.

«Идолы пещеры». Порождаются особенностями каждого отдельного человека. Каждый смотрит на мир как бы из своей пещеры. «Идолы пещеры – суть заблуждения отдельного человека».

Особую роль в формировании идолов пещеры Бэкон отводит человеческим страстям.

Другие виды идолов имеют у Бэкона сугубо социальные корни и возникают из человеческого общения.

«Идолы рынка». Связаны с языками. Люди принимают слова за представителей самих вещей, значение слова устанавливается ими самими и чисто произвольно. Не разум повелевает словами, а слова разумом.

«Идолы театра». Кормятся в существующей науке – философии. Эти идолы связаны с философскими системами, которые подобно театру создают внешний мир.

Философия Ф. Бэкона. Идолы разума. Таблица открытий по Бэкону

Знание – сила

Решающим в познании является правильный метод, а активность субъекта ограничивается контролем условий правильности и тщательности применения метода.

Идолы разума – препятствия к адекватному познанию: идолы рода (склонность переносить присущие человеку св-ва на природу), идолы пещеры (зависимость от индивидуального восприятия), идолы площади (штампы, которые употребляют люди, полностью не понимая их значения), идолы театра (подчинение ума ошибочным теориям).Идолы рода и пещера врожденные, идолы площади и театра приобретенными в ходе индивидуального развития.

Пришел к выводу, что сущ 2 метода исследования догматический (из общих умозаключений выводятся частные случаи) и эмпирический (научная работа заключается в накоплении фактов).

Таблица открытий: таблица присутствия (рассм факты присутствия какого-либо качества), отсутствия, степеней (как повлияют качества друг на друга при их изменении)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь