Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные идеи «наукоучения» И.Фи.хте.
4..Иоганн Готлиб Фихте родился 19 мая 1762 г. в деревне Рамменау в Восточной Пруссии. Готлиб (первенец в семье с восемью детьми) рано обратил на себя внимание окружающих жаждой знаний, феноменальной памятью. В 1780 г. восемнадцатилетний Фихте поступил на теологический факультет Йенского университета; а затем, переехав в Лейпциг, продолжил обучение уже в университете этого города. В конце 80-х годов Фихте был домашним учителем в Цюрихе (однако из-за конфликта с родителями своих воспитанников он потерял и эту работу). Фихте стал читать сочинения Канта и " заболел" кантовской философией. 2. НАУКОУЧЕНИЕ ФИХТЕ КАКОСНОВАНИЕ ЕГО СИСТЕМЫ В философии борются различные " партии". Привести их к согласию — великая трудная, но разрешимая задача. Чтобы её решить, надо найти то, в чем все-таки существует наибольшее единодушие. Главным в науке Фихте склонен считать то, что знание становится единым и целостным. При этом решающая роль отводится основоположению, на котором, как на фундаменте, может быть последовательно выстроено здание науки и научной философии. В каждой науке есть только одно основоположение. Ему следует быть достоверным. А на чем зиждется достоверность основоположения? На этот и подобный ему вопросы как раз и должно отвечать наукоучение. Оно призвано " обосновать возможность основоположений вообще; показать, в какой мере, при каких условиях, и может быть, в какой степени что-либо можетбыть достоверным; далее, оно должно, в частности, вскрыть основоположениявсех возможных наук, которые не могут быть доказаны в них самих " Отсюда Фихте выводит идею о широком теоретическом и практическомзначении наукоучения. Теоретическое его значение состоит прежде всего в ужеуказанном универсальном обосновании наук. Практическое же значение связано с регулирующим значением этой основополагающей философской дисциплиныдля нравственной и государственно-правовой сфер. " Как только наукоучение будетпонято и принято, государственное управление, подобно другим искусствам, перестанет бродить ощупью и делать опыты...". Говоря о достоверном основоположении Фихте уже в первом Введении в «Наукоучение» признает, что согласия относительно какого-либо одного основоположения в философии досих пор нет: есть два главных направления, которые по-разному понимают объект, строй и систему философии, ту внутреннюю необходимость, которая именно ейприсуща. Эти две " партии" — идеализм и догматизм (под последним имеетсяв виду материализм). В системах догматизма, согласно Фихте, исходным пунктом служит абстракциявещи самой по себе, а в системах идеализма — тоже абстракция, но это ужеабстракция Я. " интеллигенция как таковая усматривает самое себя". Развитие этоготезиса и должно стать, согласно Фихте, новым основоположением философии, восстанавливающим и обогащающим давние и современные, прежде всего кантовские, традиции. Под влиянием Декарта, но особенно Канта сфера поисков основоположения, " достоверности всехдостоверностей" сужается до самосознания, саморефлексии. Но существуют ипринципиальные отличия позиции Фихте от подхода этих двух его знаменитыхпредшественников. И Декарт, и Кант, признав сознание, Я областью изначальнойдостоверности, оставляют мир вещей самих по себе " внеприкосновенности" и относительной самостоятельности. Что касается Фихте, то он не приемлет философский дуализм и хочетобрести монистическую позицию. В теоретическом смысле это означаетпоследовательное и детальное выведение не-Я из Я, сколь близко каждому из нас, открыто нам и достоверно для нас сознание самих себя. Не менеедостоверно и то, что здесь речь идет о знании, которое непременно включено впроцесс действия. Отличие и преимущество этого знания самого себя, обретаемогов процессе действия, Фихте видит в его непосредственности: то, что мы знаем осебе, дано с достоверностью в созерцании. Но в созерцании особом —направленном не на внешние предметы, а на мир внутреннего. Тут выступает напервый план еще одна черта Я как основоположения, очень важная в светеисторико-философских споров: субъект и объект нерасколоты, а неразрывно объединены. Итак, первое положение наукоучения состоит в том, что самодостаточное Я безусловно полагает свое собственное бытие. С этой точки зрения, готов признать Фихте, Явыступает как абсолютный субъект: поскольку оно полагает себя, оно есть(бытийствует, как сказали бы сегодня); и наоборот, поскольку оно есть, оно полагает и не может не полагать себя. Вытекающее отсюда с ясностью и необходимостью второеположение наукоучения гласит: не-Я есть Я, ибо только " сила Я", сила егополагающей способности делает возможным не-Я. Третье положение наукоучения собирает воедино два ранее обоснованных тезиса: Я есть Я и Я есть не-Я. Теперь, подчеркивает Фихте, досознания доведена " вся реальность", где на долю не-Я приходится то, что не присуще Я, и наоборот. Однако в отличие от второго основоположения, которое дается только отрицанием, в третьем основоположении перед намипредставлены Я и не-Я как противоречащие друг другу, но выведенные из одного основания. Значит, если в первом основоположении Фихте пользуется, так сказать, диалектизацией закона тождества, то втретьем основоположении он ставит — более основательно и глубоко, чем Кант, —вопрос о диалектике противоположностей и объединении их в противоречие, т. е. дает обновленную диалектическую интерпретацию закона противоречия формальной логики. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы