Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вл.Соловьёв. Метафизика всеединства. Идеи синтеза в культуре.



Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) — философ, поэт, публицист. Им была заложена тра­диция русской философии всеединства. Он провидел и посильно реализовал плодотворнейшую тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, ра­ционального и мистического типов философствова­ния, западной и восточной культурной традиции. При этом чуждый всякому национализму и интеллектуаль­ной нетерпимости он оставался глубоко русским, христианско-соборным мыслителем, чей духовно-те­оретический призыв к единению подкреплялся лич­ной нравственной честностью и жизненным достоин­ством.

В лекции «Исторические дела философии» (1880) Соловьев, рассматривая роль философии в истории человечества, ставит вопрос: «Что же делала фило­софия? » и приходит к выводу: «Она освобождала че­ловеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех лож­ных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровения истинного Божества... Она делает человека вполне человеком». Основу фило­софии Соловьева составили разработанные им по­нятия всеединства, добра и его воплощений, богоче-ловечества. Должное содержание или смысл челове­ческой жизни он видит в осуществлении человеком, обществом и человечеством в целом идеи добра. При этом добро трактуется онтологически как некая выс­шая сущность, получающая воплощение в различных формах — в индивидуальном бытии человека, в ре­лигии и церкви, в истории человечества. Добро об­ладает следующими свойствами:

1) чистотой, или самозаконностью (автономией), ибо оно ничем внешним не обусловлено;

2) полнотой, или всеединством, поскольку оно все собою обусловливает;

3) силой, или действенностью, поскольку оно через все осуществляется.

Иенно человек в своем разуме и совести (а не во всех своих поступках и жизнепроявлениях) есть бе­зусловная форма для добра как безусловного содер­жания. Его право и долг — оценивать с точки зре­ния соответствия идее Добра не только собственное поведение, но и те общественные образования, в которые он оказывается включенным (семья, церковь, Отечество). Соловьев не принимает противопостав­ления личности и общества, критикуя как утвержда­ющих самодостаточность отдельной личности, так и тех, которые видят в жизни человека только обще­ственные массы. Человек для него — существо лич­но-общественное. Соловьев различает три основные формы организации человеческого общества:

1) родовую форму;

2) национально-государственный строй;

3) всемирное общение жизни.

Последняя из этих форм есть осуществление идеи всеединства — идеал будущего, когда в «действи­тельном нравственном порядке» будут преобразова­ны и воссоединены все элементы бытия, содержащие даже в своем несовершенном состоянии «искру Бо­жества».

27. Русский марксизм (Г.Плеханов, В.Ульянов).

Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) — энциклопедически образованный ученый, крупный философ, исследователь в области экономики, соци­ологии, эстетики, этики.

Плеханов обосновывал и популяризировал учение марксизма, разрабатывал и конкретизировал его от­дельные вопросы, особенно в области социальной философии: о роли народных масс и личности в ис­тории, о взаимодействии базиса и надстройки, о роли идеологии и т.д. Он считал, что ключ к раскры­тию существа социальных явлений нужно искать не в природе отдельных индивидов, а в тех отношени­ях, в которые они вступают в процессе производства. По его мнению, существуют два типа производствен­ных отношений: технические («непосредственные отношения производителей в процессе производ­ства»), не носящие классового характера, и «имуще­ственные», которые в классовом обществе имеют классовый характер. Это дало ему основание опре­делять государство не как особый аппарат насилия, а как целое надклассовое образование, возникнове­ние которого может быть в весьма значительной сте­пени объяснено непосредственным влиянием нужд общественно-производительного процесса. В области онтологии и гносеологии он высказал ряд оригиналь­ных идей. Так, он полагал, что материя в качестве источника ощущений представляет собой совокуп­ность «вещей в себе». Органы чувств не механичес­ки копируют действительность, но преобразовывают инсЬоомаиию. котооая затем лэедстает в виде «иеоог лифов», доводящих до нашего сведения то, что про­исходит в действительности с «вещами в себе». Не­которые из марксистов, в частности В.И. Ленин, склонны были видеть в этом уступку кантианству и причисляли «иероглифизм» Плеханова к агностициз­му. На самом деле здесь нет ухода в агностицизм, как нет и утверждения о непознаваемости «вещей в себе». Плеханов лишь стремился вывести марксист­скую теорию познания из тупиков наивного реализ­ма. Его «иероглифизм» был попыткой признать зна-ковость как одно из важнейших средств познания, как одно из проявлений творчества разума, преодолев­шего не только обманчивость органов чувств (цвета как такового, напр., объективно вне человека нет), но и заблуждения, рождаемые сложностью отражения сущности в сознании. Он утверждал, что «иерогли­фы» хотя и не полностью отражают действительность, но все же несут адекватную информацию о форме, структуре и взаимоотношениях реальных объектов и этого достаточно, чтобы мы смогли изучить действия на нас «вещей в себе» и в свою очередь воздейство­вать на них. Плеханов отстаивал также объективность пространства и времени. Пространство, считал он, не есть только субъективная форма созерцания (как полагал И. Кант); ему тоже соответствует некоторое объективное «само по себе».

Он раскрывал преемственную связь марксизма с лучшими традициями прошлого и в то же время под­черкивал необходимость творческого его развития.

 

Владимир Ильич Ленин (1870—1924) как органи­затор и руководитель большевистской социал-демок­ратической партии России и профессиональный ре­волюционер развивал прежде всего идею классовой борьбы и механизмы осуществления диктатуры про­летариата. Он был прежде всего политиком, и в цен­тре его политических интересов находилась идея классовой борьбы, доведенная до идеи диктатуры пролетариата. Этой идее были подчинены многие его произведения. Исследования Ленина по экономике также подчинены идее социального преобразования, ликвидации частной формы собственности.

Будучи теоретиком марксизма, Ленин разработал далее марксизм в позитивном плане, а в ряде слу­чаев выдвинул принципиально новые положения (в книге «Материализм и эмпириокритицизм», в «Фи­лософских тетрадях» и др.).

В его трудах освещались под новым углом зрения многие проблемы социальной философии — о сущ­ности, формах и типах государства, о критериальных признаках социальных классов и т.п.

Проблема материи. Раньше представление о мате­рии отождествляли с веществом, с вещественно-суб­стратными образованиями. Получалось, что физичес­кое поле не есть материя, а нечто духовное или, в лучшем случае (как, напр., у B.C. Соловьева), мате­риально-духовное. Некоторые из естествоиспытателей полагали, что открытие полей расширило понятие материи, которым оказалось вещество плюс поле. Ленин проанализировал это понятие и дал ему гносе­ологическое определение. «Материя, — отмечал он, — есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им».

Проблема истины. Истина согласно классической (корреспондентской) концепции означала совпадение представлений человека и действительности. Ленин не только расшифровал понятие «действительность», под которым нужно подразумевать и явление, и сущ­ность, и предмет, и духовное образование (последне­му ведь тоже могут соответствовать, а могут и не соответствовать представления познающего субъек­та), он выдвинул положение о субъективной стороне истины и объективном ее содержании.

Проблема практики. Практика не только абсолют­на, но и относительна. Ее нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т.е. может быть ме­нее развитой или более развитой. Не всякая практи­ка может служить критерием истины, а только та, которая соотносима с уровнем развития теории.

Проблема всеобщего метода познания. Ленин выявил структуру (элементы) диалектики как теории и как всеобщего метода. В диалектику оказались включенными не только основные законы развития, но и многие соотносительные категории, выступаю­щие в процессе познания в качестве принципов, ре­гулирующих познавательную деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип казуально­сти и др.).

Проблема союза философии и естествознания. Ленин выдвинул положение о необходимости установ­ления союза философов-марксистов с естествоиспы­тателями-некоммунистами (с естественно-научными материалистами и даже естественниками, стоящими на позициях идеализма). Ленин как глава государства много сделал для начала формирования этого союза сразу же после Октябрьской революции.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь