Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роль философии экзистенциализма в культуре XX века.



Экзистенциализм, или философия существова­ния, — одно из направлений современной филосо­фии, возникшее накануне Первой мировой войны. Его представителями являются К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. В нем традиционно раз­личают религиозное и атеистическое направления.

Экзистенциализм стремитея понять бытие как не­что непосредственно данное. Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, раци­онализм и другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него

В центре философии экзистенциализма лежит по­нятие свободы. Для данного философского направ­ления характерно отрицание рациональной традиции, сводящей свободу к осознанию необходимости. Эк­зистенциализм провозглашает гуманистически-нату­ралистический принцип в понимании человеческой свободы. Свобода для экзистенциализма состоит в раскрытии природных задатков человека, в его рас­крепощении, в развитии его «сущностных» сил.

Свобода должна происходить из экзистенции, а поскольку экзистенция ориентирована на трансцен-дентальность, т.е. на выход за пределы наличной ограниченности бытия, то понимание свободы разны­ми представителями экзистенциализма сводится к разным трактовкам трансцендентальности.

 

Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это лож­ное, а не подлинное бытие. Мнимым является и че­ловеческое общение. Оно лишь подчеркивает одино­чество каждого.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, в интеллектуальной культуре XX века выполнил ту же роль, какую играла в культуре XVIII — XIX вв. классическая немецкая философия Она определила фундаментальные ценности и теоретический горизонт поиска оснований бытия как в философии, так в литературе и отчасти в музыке

Европейская художественная литература после Второй мировой войны во многом была окрашена в экзистенциалистские цвета. Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты, лауреаты Нобелевской премии, Альбер Камю (1913—1960) и Жан-Поль Сартр (1905—1980) ставят проблемы человеческого существования, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и др. В повести «Посторонний» (1942) А. Камю тема абсурдности жизни раскрывается в потоке сознания внутренне опустошенного героя. В романе «Чума» (1947) в аллюзивной (от лат. allusio — шутка, намек) форме он передает свое беспокойство по поводу сохраняющейся в XX в. опасности фашизма, доказывает, что высшее мужество человека проявляется в борьбе с бессмысленностью бытия. В философской книге «Миф о Сизифе» (1942) Камю утверждает свободу нравственного выбора человека.

Под влиянием идей Э. Гуссерля и М. Хайдеггера Сартр построил «феноменологическую онтологию», в основе которой лежит противопоставление объективности и субъективности, свободы и необходимости. Основные темы его художественных произведений — одиночество, проблема жизни и смерти, проблема случайности и судьбы, страха и надежды, абсурдность бытия: пьесы-притчи «Мухи» (1943), «Дьявол и Господь Бог» (1951) и др.

15. Философские аспекты психоаналитических построений (З.Фрейд, К.Юнг).

Основателем психоанализа является авст­рийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал концепцию бессоз­нательных психических процессов и мотиваций, пе­ренеся их на социальные явления.

Фрейд представляет психику чел. состоящей из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательного, которые разделены особой психи­ческой инстанцией - предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реаль­ность, которая присуща каждому человеку, существу­ет наряду с сознанием и в значительной степени кон­тролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая соотноси­лась с соответствующими системами психики, топо­графической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: " Оно" ( бессознательное), " Я" ( сознание чело­века), " Сверх-Я" ( влияющая на личность внешняя реальность). После формирования " Сверх-Я" в ре­зультате интерпрекции социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает дей­ствовать как целое.

Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемле­мое.

Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает " первую психоаналитическую систему, согласно кот. в основе бессознательного лежит сек­суальный инстинкт - " либидо". Эта теория была под­вергнута критике, и в 20 г. Фрейд разрабатывает вто­рую психологическую схему, в которой энергией бес­сознательного управляют Эрос" - инстинкт жизни, и " Тиатос" - инстинкт смерти.

Поведение чел. определяется инстинктом родово­го самосохранения. Все остальные стремления -следствия неудовлетворенности и переключения сек­суальной энергии на другие области.

Фрейд, следуя традициям социологии и антрополо­гии, осуществил биологизацию человека, сведя соци­альные и психические явления к элементарным фи­зиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших проблем психоанализа - " эди­пов комплекс", бессознательное влечение к родите­лю. Переживание этого комплекса определяет на­правление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культу­ры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд -проблема конфликта человека и общества.

По Фрейду, каждый человек стремится к удовле­творению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждеб­ное отношение человека к культуре общества.

Принципы и методы психоанализа Фрейд исполь­зует для анализа религии и религиозности. Он обра­щает внимание на такие функции религии, как иллю­зорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отри­цая ценность религии предложил переход от религи­озной веры к атеизму.

 

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Райх, Г.Юнг, Э.Фромм.

Юнг настолько велик, что само название «юнгианский» в его приложении к кому бы то ни было, кроме самого Юнга, в определённой мере выглядит не совсем уместным. Только сам Карл Густав Юнг является аутентичным юнгианцем. Нам же лишь остаётся просеивать то, что он сказал и написал через свой личный опыт, свою ментальность. Посредством этого и способно обнаружиться то, что можно назвать индивидуальное измерение мира.

Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление относилось к мужской функции, а чувство приписывалось функции женской. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено».

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

 

Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрей­дизм и построил свое учение на понятиях социально­го характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека: потребно­сти, схожие с потребностями животных, и потребно­сти человека. Он поставил проблему чел. существо­вания и выявил основные его противоречия: патриар­хат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т.д. Цель его фил. - помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения - культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь