Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Становление и функции философии как рационально- теоретического мировоззрения



Ф-я как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.

Ф-я возникла вVI в. до н.э. в Др.Индии, Др.Китае, Др.Греции.Имеет своим предметом: мир↔ человек. Изучает чел-ка в аспектах:

1.Онтологическом(онтология-т-я мира) 2.Гносиологическом(гносиология-т.знания)

3.аксиологическом(аксиология-т-я ценностей) 4проксиологическом(соц-я фил-я)→

→ это разделы ф-ии.

Онтология – наука о бытии.

Два основных подхода к решению проблем онтологии:

Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи.

Этапы материализма:

-Древнегреческий (античная Греция: Гераклит).

-Новое время (17-18 в.; Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, Ломентрий).

-Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Мир – это непрерывно развивающаяся реальность.

Во время древнегреческого этапа развития материализма он был наивным: реальность объясняли через ту или иную первооснову, атомы и т. д.

Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.

Виды идеализма:

Объективный (духовная первооснова (первоначало) существует объективно, т. е. независимо от человека. Представители: Платон, Гегель).

· Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант).

Гносеология – учение о познании.

Праксиология – учение о человеке, о его практических действиях и о социальной реальности.

Аксиология – учение о ценностях.

· Мир нельзя познать:

a) Скептицизм (Пиррон).

b) Иррационализм (отрицание возможности разума в познании действительности, провозглашение примата неразумного начала) – Шопенгауэр(Воля), Ницше (Жизнь).

Агностицизм (нельзя познать сущности вещей): Юм, Кант.

· Познаваемость мира:

a) Рационализм (мир познается с помощью разума).

b) Сенсуализм (мир познается с помощью чувств и ощущений).

Интуитивизм (мир познается с помощью интуиции).

Функции философии

-мировоззренческая

-методологическая

-экзистенциальная (экзистенция- это бытие или существование человека в мире)

-идеологическая

(дальше относиться к функциям)

(мировоззренческая: Мировоззрение-это совокупность представлений о мире, о себе и о своем месте в этом мире.

Мировоззрение имеет 2 уровня:

1. Мироощущение – чувства, эмоции, переживания;

2. Миропонимание – рациональный, уровень понимания(знаний)

Мировоззрение бывает донаучное и научное. Донаучное – мифологическое, религиозное, обыденное мировоззрение, а научное – на основе знаний.

Основные черты философского мировоззрения:

1. Интегративность – выполняет синтезирующую функцию и создает единую картину мира (общую)

2. Рефлективность: рефлексия – самосознание

S← O

Искусство СОЗНАНИЕ

S→ O

философия

S↔ O - САМОСОЗНАНИЕ

3. Рациональность

4. Субстанциальность (субстанция – это понятие о первопричине и об основе единства мира)

Все философы в зависимости от решения вопросов об субстанции делятся на 2 течения:
- материалистов(первопричина-материя) и идеалистов(первопричина- сознание, духовное начало)

-дуализм – это течение в котором признается равноценность обоих начал: и материи и духа

5. Критичность – означает не только 1)знания, которые есть, но и 2)сознание модели того, что человек хочет иметь, 3) когда с позиции идеальной модели критикуется сущность.

Методологическая: (в пер. учение о методах)

Фил-фия определяет стратегию научного познания, а науки развивают тактику научного познания. Фил-фия имеет свой предмет, свои методы, способы объяснения и прогнозирования( как и любая наука).

Экзистенциальная: связана с решением 2-х вопросов:
1.что такое человек? (либо что такое я)

2.А каким должен быть человек (каким должен стать я)

Идеологическая:

Идеология- это строенная система взглядов на общество и пути его развития.

Идеология, во-первых, - это система знаний, но во-вторых, идеология – это еще и отношение к предмету знания.

Идеология является самосознанием общества.

Предмет и структура философского знания

(тоже что и во втором)

+

Фил-фия – о греч.- любовь к мудрости или к истине. Возникла в 6 в. До н.э. одновременно в Др. Индии, Др. Китае и Др.Греции.

Фил-фия возникла в связи с потребностью в научном объяснении всего, что происходит в мире. Выяснением мат-их, природных (естественных) причин и явлений, которые имеют место в мире.

1-ая фил-фия - натурфилософия. Науки частные, естествознание возникло только в 17-18 веках. Фил-фия имеет свой предмет, свои проблемы, свои понятия и свои методы, цели, задачи.

Фил-фия изучает: ( Чел-к – мир- их взаимодействие)

 

Человек → мир

Онтология 4. Что такое человек

гносеология 1. Что я могу знать ← Структура философии

Аксиология 3.на что я могу надеяться

Праксиология 2. Что я должен делать


Онтология - теория мира (учение о бытие)

Гносеология – теория познания

Аксиология – теория ценностей

Праксиология- социальная фил-фия.

Первым вопросом для Канта был:
1. что я могу знать

2.что я должен делать

3. на что я могу надеяться

4.что такое человек

 

Становление философии в культурах Древнего Востока

Философия древнего Китая.

Для китайской философии характерно единство противоположностей: ян и инь .Взаимодействие противоположных сил порождает природные первоначала–усин: вода, огонь, земля, металл, дерево. Ф-я была рационально-практической, ориентированной на реальность.

Китай в это время представлял собой раздробленный конгломерат–«период воюющих царств» стал «золотым веком» для философии, т.к. она развивалась в свободной обстановке.Основа: «Книга перемен»(XII-VIвв. до н.э.).Основные идеи в ней: 1.О субстанции(их 8(позже 5-ть): небо и земля, гром и ветер, огонь и вода, горы и озёра), 2.Идея о движении, о изменении мира.В основе развития 2-е тенденции: а)улучшение, б)негативные(напр.разрушение), 3.о гармонии-она соед. предметы с разными св-ми.4.Обществом упр-ют не боги, а действия людей.

В этот период возникло 6 основных философских школ:

1. Даосизм (Лао Цзы)

2. Конфуцианство (школа служивых людей, основатель (учитель–Кун Цзы (Конфуций))

3. Моизм (Мо Цзы)

4. Инь-ян-цзя

5. Мин-цзя (школа имен–номиналисты)

6. Фа-цзя (легизм, законники).

На этом этапе мифологического мировоззрения были созданы важные памятники: книга песен «Ши цзин» и книга перемен «И-цзин »

Даосизм был создан Лао Цзы, о котором почти ничего не известно. Важнейший текст данного учения–Дао Дэ Цзин. Важнейшая категория этой философии–Дао.

Дао–это сложное философское понятие, первооснова, первоначало, из которого все возникает и в которое все возвращается, путь.

Познание Дао–это цель существования человека. Его можно познать человеку с чистым сердцем и без страстей и эмоций. Основные принципы даосизма–натуральность и естественность. Социум–это препятствие для познания Дао. Даосизм враждебно настроен по отношению к науке, культуре и цивилизации. Политический идеал даосизма–патриархальный строй. Идеальный правитель тот, о котором народ знает только то, что он существует. Даосизм был в Китае протестом низов против социального угнетения.

Конфуцианство . Было создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.), который думал о том, как обеспечить социальный порядок, мир и стабильность в обществе. Общество должно существовать на основе принципов морали.

Государство–это одна большая семья, в которой правитель–это заботливый отец семейства, а подданные–его дети. Главная категория конфуцианства–принцип Жень (человеколюбие)..

Главный источник данной философии–книга «Лунь-Юй» (высказывания и суждения). Важнейшая категория учения–принцип Ли (ритуал)–бережное, любовное отношение к традициям и культуре. Идеал правителя–человек, который своим примером показывает исполнение принципов морали.

Фа Цзя (законники). Шан Ян, опираясь на даосизм, создал теорию, основанную на неукоснительном выполнении всеми членами общества законов. Чем меньше люди мыслят, тем лучше для государства. За крупные проступки–большое наказание. Идея круговой поруки: наказывался и преступник, и тот, кто видел преступление, но не донес.

 

 

Особенности античной философской традиции


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь