Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Разработка интегральной концепции человека в ф-ой антропологии.



Философская антропология - это достаточно влиятельное течение современной философской мысли, в центре внимания которого - проблема человека, а главная идея - создание интегральной концепции человека. Это течение, объявив себя основополагающей философской дисциплиной, пытается на основе тех или иных особенностей человека найти способы постановки и решения по существу всех философских проблем. В противовес рационалистическим учениям философская антропология вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека - эмоции, инстинкты, влечения, что зачастую приводит к иррационализму: представители данного направления абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное начало. При всех различиях внутри этого течения его основная линия - поиски антропобиологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. Общественная жизнь сводится к межличностным отношениям, основанным на естественных симпатиях людей, - “инстинкте взаимности”. Все богатство социальной жизни ограничивается актами признания “другого”, встречи Я и Ты, их взаимоприобщения, достигаемого благодаря сопереживанию и общности языка с его психосемантическими индивидуальными нюансами. В противоположность прежним концепциям человека, стремящимся выявить некую устойчивую структуру личности, представители философской антропологии вообще отказываются рассматривать сущность человека; для них человек, его существование - всегда нечто незавершенное, а потому не поддающееся строгому определению.

Макс Шелер - немецкий философ, один из основоположников философской антропологии как самостоятельной дисциплины, социологии и аксиологии - учениях о ценностях. Шелер испытал значительное влияние философии жизни и феноменологии Э. Гуссерля, позже обратился к религиозной философии, в дальнейшем эволюционировал к метафизике персоналисткого типа. Он остро ощущал кризис европейской культуры, источник которого он усматривал в культе выгоды и расчета. Пытаясь построить иерархию объективных ценностей, он ввел различие между абсолютными ценностями и “эмпирическими переменными”: относительны не ценности как таковые, а их исторические формы

 

30 Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.

Сознание- отражение мира в понятиях, т.е. на абстрактно-лог-м уровне.

Отражение-св-ва всей материи. Трудовая концепция(Энгельс) происхождения сознания.Осн. формы: труд(определяющий фактор), общение(речевое), коллект.орган-я, абстрактно-лог.мышление. Труд прошёл этапы: употребление естесст-но готовых природных предметов, изменение части св-в -\-, изготовление искусственных форм, изгот.ср-в деят-ти. Стр-ра труд. деят-ти: двухкомпонентная, 3х -\-.

Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Стр-ра психики: бессознательное (память, инстинкты, эмоции, интуиция, навыки, автоматизм), сознание→ абстрактно-лог. Мышление→ предметное( нацелено на внешний мир) и самосознание( на себя)

Антропогенез (от греч. anthropos - человек, genesis - развитие) - процесс эволюции предшественников современного человека, палеонтология человека. Также - наука, изучающая этот процесс. Согласно концепции крупного отечественного философа Н.Н. Моисеева, Вселенная представляет собой суперсистему, включающую в себя множество подсистем. Человек в ходе эволюции достиг уровня, когда прекратилось совершенствование морфологии индивидов, но начался отбор социальных групп - популяций, племен и народов. Совершенствование Вселенной в целом и человеческого общества в частности является процессом самопроизвольным. Н.Н. Моисеев считает процесс эволюции мира направленным, идущим от простого к сложному. Движущей силой является отбор систем на устойчивость к воздействиям внешней среды. Современный человек возник под воздействием суровых условий ледникового периода.

Процесс становления человека – это трансформация антропогенеза и социогенеза(чел начин развив на основе соц деятельности и соц отнош)

Концепции антропогенеза:

Существуют разные подходы к познанию нашего прошлого. В самом общем виде их можно разделить на креационизм (религиозный подход), глобальный эволюионизм (философский подход) и теорию эволюции (научный подход).

 Мысль о сотворении человека высшим существом основывается только на мифах

 Мысль о едином процессе эволюции человека вместе со всей Вселенной зародилась в античности. В более поздних и разработанных вариантах глобального эволюционизма момент возникновения и эволюции человека описывается, исходя с научных позиций.

 Мысль о происхождении человека от обезьян спонтанно возникла еще у народов с примитивной культурой, но научной стала лишь в Новое Время.

31. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Типы личности. Свобода.

 

Человек – 1) существо социальное политическое “животное” гражданин своего полиса (Аристотель).

2) цельное духовное существо (Возрождение).

3) неотъемлемая частица природы (Французский материализм)

4) порождение природы. (Фейербах).

и т.д.

Индивид - это соц– фил. категория, в которой отражается и фиксируется отдельный представитель человеческого рода.

Индивид – отдельно взятый человек

Индивидуальность –самобытные неповторимые черты индивида.

«Личность» - это социокультурная сторона индивида, совокупность социально- значимых качеств или черт, способствующих прогрессу общества и самого Ча. В этом понятии отражается «включенность» Ча в определенную систему социально общезначимых отношений. Появление личности – это всегда результат социализации как на уровне онто, – так и фило – генеза.В зависимости от меры выявления человеческой сущности, меры цивилизации различают такие понятия как «рядовая личность», «наиболее развитая личность», «выдающаяся личность» и т.д.

Личность – всецело продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

В русской религиозной ф-ии господствовало убеждение, что суть личности может быть раскрыта только через её отношение к Богу. В западной ф-ии в трактовке личности представлены две противоположные позиции: биологизаторски-индивидуалистическая и структуралистическая. Приверженцы 1-й отрицают социальную привязанность личности, объясняя её искл-но действием наследственности и нейрофизических структур организма. Пр-цы 2-й, признавая социальную обусловленность л-ти, сводят социум к неким безличным неизменным структурам об-ва и чел духа.

Типология личности: По Марксу социальная и профессиональная; По темпераменту легко возбудим, стойкая; По Юнгу экстраверты и интроверты; Темпоральная: человек весь в настоящем, человек весь в прошлом, человек весь в настоящем; По способности структурировать: занят преимущественно собой, тип организатора; По татаркевичу: хочет чем-то быть, хочет что-то чувствовать, хочет что-то уметь, хочет что-то знать, хочет что-то делать.

Свобода

 

Свобода принадлежит к важнейшим определениям человека. Однако понимание ее сущности, источников и форм проявления далеко не однозначно. В истории философской и общественно-политической мысли присутствует целый спектр воззрений на феномен свободы – от ее полного отрицания до признания даром небес. Вот лишь несколько суждений. Т. Гоббс трактовал свободу как отсутствие всяких препятствий к действию. Французский просветитель Вольтер понимал под свободой своеволие — это то, когда я могу делать все, что хочу. Немецкий философ Кант в свободе усматривал высшее проявление человеческой духовности – способность человека следовать велениям (императивам) нравственного сознания. Голландский философ Б. Спиноза понимал свободу как познанную необходимость. Ф. Энгельс уточнил: как действие на основе познанной необходимости. В философии экзистенциализма свобода связывается с ответственностью человека за свою собственную жизнь. Право человека на независимое мышление - предпосылка всякой иной свободы. В условиях напряженной интеллектуальной жизни, борения мнений вырастает в общественном сознании представление об истине. Однако абсолютная истина, а тем самым и абсолютная свобода никогда не достигаются. Истинная Свобода - это путь, вечное движение. Еще одним необходимым условием свободы является жизнь, допускавшая противоречия и полярности. Свобода - это всегда открытое множество возможностей. Задача общества и его институтов состоит в том, чтобы всемерно содействовать расширению их спектра.

 

 

32. Сознание и эволюция форм отражения

Сознание – 1) способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

2) состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

В онтологическом плане сознание предстает в виде субъективной реальности, идеального мира знаний, чувств, образов, идей, образующих не воспринимаемый органами чувств духовный мир человека.

В гносеологическом плане сознание предстает в виде различных по степени общности теоретических знаний, научных картин мира, парадигм научного знания.

В аксиологическом плане сознание включает ценностные компоненты – нормы, идеалы, убеждения.

В праксеологическом плане сознание выполняет функцию целеполагания и организации творческого преобразования природных и социальных условий своего существования.

Сознание является одним из основных понятий классической философии. Синонимами сознания в истории философии выступали понятия «душа», «дух», «идея», «идеальное», «божественный разум», «мировая воля», «космическая душа», «субъективная реальность».

Сознание - это целенаправленное отображение действительности, на основе которого происходит регулирование поведения человека. В философии сознание рассматривается как целостная система. Память обеспечивает единство всех сознательных эл-в, внимание дает возможность концентрироваться на каком-то определенном объекте. На основе интеллекта, способности к ощущениям, внимания и памяти формируются чувств и понятийные образы, которые и выступают содержанием когнитивной сферы. Эмоциональная сфера. Элементы эмоциональной подсистемы сознания - аффекты (ярость, ужас), эмоции (голод, жажда), и чувства (любовь, ненависть). Эмоция - как отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Волевая сфера сознания - это мотивы, интересы и потребности человека в единстве с его способностью достигать цели. Главный эл-т этой сферы - воля - способность Ч к достижению своих целей. Так же отражение материи в сознании человека выступает как его внутренний, духовный мир. Человек воспринимает мир при помощи мозга, но сознание не просто функция мозга, а функция специфического типа взаимоотношения человека с миром. Суть его в том, что сознание возникает на определенной ступени развития материи при появлении соответствующих условий, необходимых для жизни. Поэтому сознание представляет собой особую форму отражения, способ регуляции взаимоотношений человека с окружающей действительностью, возникающих на основе его практической преобразовательной деятельности.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь