Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные направления религиозной философии



Его философия- антропологический материализм. Главный его объект- человек. Человек – высшая цель в эволюции человека. Общество- сумма индивидов. Т.о. остается на механистических позициях. Идея познания базируеться на чувственном познании. Он- атеис и считал, что бога придумал с целью реализации потребности в надежде, вере и любви. Эту потребность он называл религиозной, но религию как веру в бога он отвергал и говорил, что н место Бога нужно поставить человека. Он развивал идеи французских материалистов.

Основное сочинение Фейербаха – «Сущность христианства», В котором он резко критикует религию – Ф. и религия противоположны друг другу. Основа религии – вера в догматы, а в основе Ф. – знание. Религия создаёт иллюзию: подлинный творец бога – человек – рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности. Для освобождения от религиозных заблуждений нужно понять, что человек – не творение бога, а часть, и притом наиболее совершенная – вечной природы. Любовь к богу ложной формой подлинной любви – любви к другим людям. Он считал, что на место бога нужно поставить человека и реализовывать свои чувства в вере, любви к челу, к-рый рядом. Человек представляет собой психофизическое единство, единство души и тела. Человеческая природа является биологической, а отдельный индивидуум – не исторически-духовное образование, а звено в развитии человеческого рода.Общество как сумма индивидов. Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания.

Всю историю делит на 4-е этапа по критерию реализации религиозной идеи:

1.Политеизм(многобожие)(древность).

2.Монотеизм(возникновение христианства)(сред.века)

3.Рационализированная религия Гегеля.

4.Религия любви к человеку.

-т.е. Ф. оставался на идеалистических позициях в понимании общества, т.к. в основе религиозная идея.

Учение Фейербаха сыграло важную роль в формировании философских взглядов Маркса и Энгельса.

Его философия- антропологический материализм. Главный его объект- человек. Человек – высшая цель в эволюции человека. Общество- сумма индивидов. Т.о. остается на механистических позициях. Идея познания базируеться на чувственном познании. Он- атеис и считал, что бога придумал с целью реализации потребности в надежде, вере и любви. Эту потребность он называл религиозной, но религию как веру в бога он отвергал и говорил, что н место Бога нужно поставить человека. Он развивал идеи французских материалистов.

 

Идеи русского космизма

Русский космизм, сложившийся в России в конце XIX – нач. XX вв., выступает в качестве оригинального духовно-теоретического феномена. Центрообразующей идеей представителей русского космизма можно назвать идею активной эволюции (лат. evolutio- развертывание), которая предполагает необходимость нового сознательного этапа развития мира, направляемого человечеством в сторону, которая диктуется ему не только разумом, но и нравственным чувством. Под космизмом часто понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. Однако в качестве концептуальной системы космизм формируется именно в философской традиции, что предполагает выделение двух направлений русского космизма:

· Религиозное направление, связанное с именами Н.Ф.Федорова, В.Ф.Одоевского. В философском наследии русской религиозной философии (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С.Н.Булгаков, П. А. Флоренский) также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. И именно здесь разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой, как указывает Н.Бердяев, в том, что «конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека».

· Естественнонаучное направление русского космизма связано с именами В. И.Вернадского, Н.А.Умова, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, Н.Г.Холодного, В.Н.Муравьева. Это направление характеризует рассмотрение природного (космического), антропологического и социального в рамках единого коэволюционного процесса (табл. 32).

Таблица 32.

Русский космизм

Направления русского космизма Представители Инвариантные философские идеи
Религиозное Н.Ф.Федоров, В.Ф.Одоевский В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский 1) Идея единства макро- и микрокосма (идея всеединства в учении В.Соловьева, учение В.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, предполагающее глобальное единство живого и косного вещества природы); 2) Идея несовершенства мира и человека, что допускает данную Творцом или природой возможность человеческого участия в гармонизации и совершенствовании мироздания; 4) Идея внутренней активности человека, выраженной в образе человека-космоурга, художника мира; 5) Представление об идеальном общественном устройстве.
Естественнонаучное В.И.Вернадский, Н.А.Умов, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, Н.Г.Холодный, В.Н.Муравьев

Если первое направление видело в человеке Божий замысел, обосновывало необходимость активного участия человечества в процессе обожения природы, то второе рассматривало преобразующую деятельность человека как космическую ( планетарную) силу.

Родоначальником религиозной версии русского космизма считается Н.Ф.Федоров (1828–1903) и его «Философия общего дела» (т.1-2, 1906–13). Философия Федорова основывается на представлении о том, что стремление к порождению разума и «разумность» уже заложено в основе эволюционного развития, и в разумных человеческих существах оно достигает своей реализации. В ходе Разумной эволюции цивилизации и культуры возникает задача регуляции природных процессов, где большое значение Н.Федоров придает развитию науки и техники. Целенаправленное преобразование космоса и есть «общее дело» человечества. В процессе этого эволюционного движения произойдет и перестройка всего человеческого организма. Возникнет возможность преодолеть главное зло – смерть. Здесь философ рассуждает не только о достижении бессмертия ныне живущими, но и о воскрешении уже умерших («воскрешении отцов»).

Человек в русском космизме наделяется особым статусом, в связи с чем в данной традиции определение человека как homo sapiens уже не является достаточным. У Н.А.Умова возникает термин homo sapiens explorans - человек разумный исследующий, у В.Муравьева - homo creator – человек творящий, у В.Вернадского - homo faber – человек умелый. В рамках космизма человек выступает как «устроитель и организатор вселенной» (В.Соловьев). Перед ним, по словам В.Вернадского, ставится «вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». В контексте развиваемой космистами антропологии предполагается и определенный идеал общественного устройства: общество по типу психократии (Н.Федоров), теократии (В.Соловьев), осуществление пневматосферы (П.Флоренский), антропосферы (Н.Холодный), ноосферы (В.Вернадский).

Центральная идея научно-философских поисков Вернадского — учение о ноосфере (ноос — ум, разум по-древнегречески). Это учение было изложено в книге Вернадского «Биосфера» (1926 г.), а также в многочисленных статьях, обобщенных в работе «Философские мысли натуралиста». Он показал, что кроме литосферы — верхней части земной коры, атмосферы существует и биосфера, то есть среда «живого вещества» во всех ее проявлениях в океанах и на суше. Между биосферой и косной, безжизненной частью земли происходит непрерывный обмен — движение атомов.

Эта картина мира продолжает идеи Ломоносова, Федорова, русской фи­лософской поэзии Тютчева и Фета, как бы взглянувших на Землю извне, из Космоса.

Научная мысль человека, коллективный разум и коллективный труд всего человечества приводят к тому, что биосфера переходит в новое состояние - ноосферу. Цивилизация - результат мысли и труда людей - не может прерваться или уничтожиться, это уже природное явление, оно образует ноосферу. Поэтому человечество должно осознавать себя в общепланетарном масштабе и беречь биосферу - свой общий дом, тем самым беречь и сохранить себя. Таким образом, человек, его разум включаются в систему космических процессов. Но осознание этого требует не только коллективных усилий ученых различных стран и народов, но и соединения всех познавательных способностей человека. Иначе говоря, и наука, и философия, и религия, и искусство должны служить единой цели - познанию мира и человека».

Таким образом, Вернадский продолжал традиции не только русского космизма, но и идеи Владимира Соловьева, и Павла Флоренского, идеи философии всеединства, объединяющие философию, науку, религию, искусство»[1].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь