Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Условия формирования, этапы развития и основные проблемы древнегреческой философииСтр 1 из 3Следующая ⇒
Философия возникла в VII- VI веке до н.э. в Греции. Факторы, способствующие появлению философии в Древней Греции: 1.Удобное географическое положение 2.Переход от бронзы к железу усилил производство 3.Экономические изменения: развитие ремесла, разделение труда 4.Товарно-денежные отношения 5.Оформление политической системы – античного полиса 6.Отсутствие религиозного доминирования Основные этапы древнегреческой философии: 1.VII- V вв. до н.э. – период зарождения или период досократический. В центре внимания – проблема космоса, природы (натурфилософия) 2. V- IV вв. до н.э. – классический период Главная проблема – человек, его сущность и познавательные возможности 3. IV в.до н.э. – III в.н.э. – эллинистический период. Приоритет этических проблем.
Натурфилософские ориентации досократовской философии. Первые философские школы в г. Милет и Эфес. Космоцентрическая ориентация – стремление понять природу, окружающий мир во взаимосвязи и единстве вещей, убеждение в наличии первоначала, основы ( субстанции). Первооснова мира: Фалес – вода Анаксимандр – апейрон ( беспредельно абстрактное вещество) Анаксимен – воздух Гераклит – огонь Пифагор – число Зачатки диалектики (учение о всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развитии всего существующего в мире) А наксимандр – Вечное движение материи создает отдельные вещи путем порождения противоположностей. Г ераклит – Мир процесс. Вещи превращаются в свою противоположность. Все течет, все изменяется. Элейская школа ( Ксенофан, Парменид, Зенон) Континуальный образ мысли – представление о непрерывности, единственности и неразрывности бытия. Б ытие – вечно, неизменно, неподвижно. Демокрит Атомы ( мельчайшие неделимые частицы) – первооснова существующего. Вечные, неизменные, находятся в движении.
9. Классический период древнегреческой философии. -Период расцвета античной философии. Происходит построение глобальных философских систем, включающих анализ природы, человека и общества. -Основные представители: -Софисты (Протагор, Гиппий, Горгий), -Сократ, -Платон, -Аристотель Софисты Древнегреческие учителя ведения дискуссии, спора.Основные идеи: -Учение о принципиальной непознаваемости мира: «Ничего не существует», «Если что-то и существует, то его нельзя познать», «Если это и можно познать, то нельзя передать и объяснить другому» (Протагор); -Учение об относительности истины: «Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, несуществующих в том, что они не существуют» (Протагор); -Идея о том, что основанием всех форм культуры (религия, мораль, право, государство) является условное соглашение между людьми. Сократ (470-399 до н.э.) Философия Сократа – направлена на человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя. -Разработал диалектический метод. Диалектикой он называл искусство ведения беседы, диалога с целью достижения подлинной истины. - Самопознание раскрывает моральные ценности: справедливость, умеренность, мужество. Знание истины и нравственность – понятия совпадающие. Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо. Платон (427-347 до н.э.) Учение об идеях: -Всякий существующий предмет, явление или процесс имеет свою идею. -Совокупность идей образуют мир идей. Идеи вечные и неизменные, образуют иерархическую лестницу. На ее вершине находится идея Блага, самая общая идея. -Идеи – источник существования всех вещей предметного мира. -Вторым источником существования вещей является материя, как бесформенная масса вещества. -В результате соприкосновения материи с идеями возникают вещи. Вещи – несовершенные копии идей, кажущееся бытие. Учение о познании Познание – процесс созерцания разумом высших сущностей. Осуществляется в два этапа. -При восприятие вещей ( подобий идей) – формируется только мнение. -При помощи диалектики, беседы – душа человека припоминает виденное ранее в мире идей. Учение о человеке Человек – единство души и тела. Душа – идея человека. Душа состоит из трех иерархически упорядоченных частей: - разум (ориентация на интеллектуальное познание идеального мира) - воля (ориентация на достижение поставленных целей) - чувственность (ориентация на удовлетворение материальных потребностей). Учение о государстве. Идеальное государство - это общество, состоящее из трех сословий: - правители (функция управления); - воины (функция обороны); - производители (функция производительного труда).
Главная добродетель – справедливость ( каждое сословие выполняет возложенную на него функцию). Формы идеального государства -Монархия, –Аристократия, -Демократия Аристотель (384–322 до н.э.) Промежуточная форма между материализмом и идеализмом. Подлинной реальностью обладают единичные вещи. Единичное бытие вещи есть сочетание формы и материи. Материя – то, из чего состоит вещь (возможность формы). Форма – то, что придает вещи качественную определенность (действительность материи). Учение о познании. Выделяются чувственное восприятие и интеллектуальное знание. -Чувственное восприятие является основой познания. Оно дает знание о единичных вещах. -Интеллектуальное знание, основанное на разуме, постигает всеобщего и необходимого. Оно – основание мудрости. Учение о человеке. -Человек – единство души и тела. Душа и тело неразрывно связаны друг с другом; отдельное существование души невозможно. -Сущность человеческого существования составляет его общественный характер. Общественная жизнь людей – источник нравственности и добродетели. Социально-политическое учение. -Государство – объединение родов и поселений для достижения счастливой жизни под властью единого права. -Полноправными гражданами государства являются только те, кто обладает собственностью и участвует в управлении.
-Правильные формы: Неправильные формы: - монархия тирания -аристократия олигархия - полития демократия 10.Становление и основные проблемы средневековой философии периода патристики. Патристика (2-8 вв.) -Термин «pater» - «отец». -«Отцами церкви» - именуются знаменитые богословы и организаторы христианской церкви. -Вселенские соборы (4-8 вв.) - разработана система религиозной догматики, фундаментальный источник патристики. -Философское основание - неоплатонизм. Основные представители патристики -Августин Аврелий -Северин Боэций -Григорий Богослов -Григорий Нисский -Иоанн Дамаскин Основные философские проблемы патристики -Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира -Проблема специфики познания -Проблема человека и его сущности -Проблема сущности общества и исторического процесса Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира -Бог - высшее бытие, где пребывают все вечные и неизменные идеи. -Идеи – содержатся в божественном разуме. -Творение мира - из ничего, на основе идей. -Бог есть безусловное благо и красота. - Теодицея – идея оправдания Бога перед лицом мирового зла. Зло – недостаток добра, т.е., небытие, ничто. Оно не является творением Бога. Проблема специфики познания -«Верю, чтобы понимать» - «Вера вопрошает, разум обнаруживает» Вера - высший авторитет, путь к знанию Проблема человека и его сущности -Человек – особое творение Бога. Человек = тело + душу + свободную волю. -В результате грехопадения - утратил способность направлять волю к добру и осужден на гибель. -Собственными усилиями добиться спасения человек не может. Бог дарует спасение. -Важнейшей моральной добродетелью и целью человеческой жизни провозглашается любовь к Богу. Проблема сущности общества и исторического процесса Линейное понимание развития человеческого общества: -История - стрела. История имеет свое начало - сотворение мира и свой конец – Страшный Суд. -История человечества – борьба двух градов. Град Земной – совокупность грешников, руководимых собственными эгоистическими инстинктами. Град Божий – это совокупность людей, живущих согласно божественным заповедям.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 950; Нарушение авторского права страницы