Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философские проблемы периода схоластики.



Схоластика (9-14 вв.) -«schola» - «школа».

-Главной задачей - толкование авторитетных философских текстов. Схоластика – комментаторская философская культура.

-Философское основание схоластики - аристотелизм.

Основные этапы развития схоластики

1) ранняя схоластика: Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский.

2) классическая схоластика: Фома Аквинский, Пьер Абеляр.

3) критическая схоластика: Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам.

Основные философские проблемы схоластики

-Проблема соотношения веры и разума

-Проблема происхождения универсалий (общих понятий)

-Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира

Проблема соотношения веры и разума

3 основных подхода:

1.«Вера выше разума» (Ансельм Кентерберийский);

2.Принцип гармонии веры и разума (Фома Аквинский).

Вера и разум - созданные Богом способности познания.

Направлены на постижение - Бога и созданного им мира.

Они дополняют друг друга.

3.Принцип двойственной истины (Уильям Оккам).

Вера и разум – самостоятельные и равноправные.

Вера - постижение Бога; разум – познание материального мира.

Проблема происхождения универсалий (общих понятий)

3 основных подхода:

Реализм

Общие понятия – особые, самостоятельные сущности, обладающие реальностью. (Ансельм Кентерберийский).

Номинализм Общие понятия - не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей и являются всего лишь именами, возникшими в человеческой речи для обозначения единичных вещей. Подлинно существующими являются единичные вещи (Иоанн Росцелин).

Концептуализм

Общие понятия не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей.

Они обладают двояким существованием: в самих вещах как указание на совокупность общих свойств для предметов некоторого класса, и в разуме познающего субъекта как отражение этих общих свойств (Пьер Абеляр).

Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира

--Иррационализм: -Сущность Бога недоступна для человеческого разума. Не возможно объяснить соотношение Бога и мира. (Дунс Скотт, Уильям Оккам).

--Рационализм: -Сущность Бога составляет разум.

Человек наделен разумом, он способен частично познать сущность Бога и его отношение к миру и рационально доказать существование Бога (Фома Аквинский)

Рациональные доказательства существования Бога (Фома Аквинский)

1) Мир есть движение, каждая движущаяся вещь имеет свой источник движения.

Перводвигатель - Бог.

2) Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Исходная первопричина всего сущего - Бог.

3) В мире присутствует необходимость и закономерность.

Источник всеобщей необходимости - Бог.

4) Мир представляет собой многоступенчатую пирамиду, каждая из последующих ступеней которой более совершенна, чем предыдущая. Высшее, абсолютное совершенство - Бог.

5) Окружающий мир един, целесообразен.

Источник этой целесообразности - Бог.

 

Гуманистический антропоцентризм философии Возрождения.

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность). В широком смысле слова гуманизм представляет собой образмышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

В эпоху Возрождения гуманизм сочетается с антропоцентризмом. Эти черты проявляются не только в том, что именно человек становится главной проблемой философии, и не в том, что культивируется любовь к этому человеку. Сущность ренессансного антропоцентризма и гуманизма прежде всего заключается в признании за человеком права и обязанности совершенствовать мир и самого себя с помощью разума и в соответствии с его принципами.Актуальность проблемы человека в философии Возрождения не исключала, а даже обостряла интерес к природе, ее строению и принципам существования. Стремление понять сущность человека стимулировало онтологические поиски.Главной проблемой новой онтологии была проблема взаимоотношений Бога и мира.

 

Натурфилософия Возрождения.

Ренессанс – это эпоха рождения новой цивилизации, которая принципиально отличалась от традиционного средневекового общества. Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания — против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.

Основой этой цивилизации является промышленность с широким разделением труда и внедрением технико-технологических средств производства. Стремительный рост городов, развитие торговли и мореплавания, великие географические открытия, с одной стороны, требовали широких знаний, а с другой – выступали эффективным стимулом развития научного познания. Вот почему философия Возрождения самым непосредственным образом связана с новым естествознанием, которое обусловило и направление философских исследований, и содержание философских идей.Третий этап в истории философии Возрождения (вторая половина XVI – начало XVII вв.) тесно связан с нарождающимся новым естествознанием и характеризуется как натурфилософский.

Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.Г. Галилей изобрел телескоп, с помощью которого открыл пятна на луне, млечный путь и 4 спутника Юпитера. Кеплер открыл движение звёзд.

Проблема научного познания в философии Нового времени. Дилемма рационализма и эмпиризма Ф. Нового Времени - XVII-XIX вв.

Осн. особенность Ф.Н.В. - обращенность к проблемам познания (гнессиологич. проблемы).

Ф.Н.В. наз-ся Ф. наукоцентричной.

XVII-XVIII в. - время утверждения буржуазии и развития капитализма. Бурж. требовала новых знаний, поэтому гнессиологич. проблемы стали основными В поисках нового метода ученые обращаются к тем наукам, которые уже доказали свою эффективность и обеспечили успешное решение практических задач: создания новых машин, астрономических приборов, часов, кораблей. Они получили название опытно-экспериментального математизированного естествознания, основу которого составляла механика.Эмпиризм (греческое empeiria – опыт) единственным источником познания считает чувственный опыт, а знание рассматривает как чувственные образы предметов этого опыта. Роль разума в познании здесь чисто служебная: сравнение, обобщение и обозначение того, что дано в опыте. Эмпиризм в конечном счете опирается на сенсуализм (лат. Sensus – чувство), который считает чувства единственным и достаточным источником знаний.

Рационолизм Направление зародилось во Франции. Основатель – Рене Декарт (Картезий Декарт).

Рационализм утверждает, что получить истинные знания можно только с помощью ума. Отличительной чертой философской Декарта является антитрадициолизм. Декарт считал, что вся философия и наука не является истинной. Необходимо создать новую науку и философию. Декарт интересовался проблемой субстанции. Субстанция – то, что для своего существования не нужно ничего.

Субстанция делится на материальную и духовную.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь