Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности философской мысли романтизма: ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Под романтизмом понимается общеевропейское культурное течение первой половины 19 в., возникшее в качестве реакции на кризис идей Просвещения. В основании философии романтизма находится антропологический поворот – переориентация философской мысли на проблему человека; при этом человек рассматривается не только как рациональное существо, а как сложный многоуровневый феномен. В рамках философской мысли приоритетное значение приобретают такие проблемы, как сущность человеческой личности, смысл человеческой истории, предназначение отдельных народов в истории. П редставители: Юзеф ВойцехГолуховский, ФлорианБохвиц, Адам Мицкевич Период формирования национально ориентированной белорусской философии (вторая половниа 19 – начало 20 вв.): В данный период территория Беларуси находится в составе Российской империи до ее распада в 1917 г. В 1918-1919 гг. происходят первые попытки создания белорусской государственности: Белорусская Народная Республика, Белорусская Советская Социалистическая Республика. На территории Беларуси отсутствуют высшие учебные заведения и систематическое исследование философских проблем. Философские идеи отражаются прежде всего в рамках различных направлений общественно-политической мысли (западноруссизм, либерализм, политический радикализм). Формирование национальной белорусской философской мысли: Данный процесс происходит в рамках идеологии белорусский национальных организаций, белорусской литературе, периодической печати («Наша нива» и др.) в конце 19 – начале 20 вв. Основные идеи: -Обоснование самостоятельности белорусской нации, ее языка и культуры; -Концепция белорусов как плебейской нации с неполной социальной структурой; -Утверждение о необходимости формирования национальной интеллектуальной элиты, которая должна стать источником пробуждения в народе национального духа. Представители: Франтишек Богушевич, Вацлав Ластовский, Игнат Абдиралович Период господства марксистско-ленинской философии (1920-1980-я гг.): Территория Беларуси входит в состав СССР (в 20-30-е гг. 20 в. Западная Беларусь находилась в составе Польши). В данный период возникает сеть высших учебных заведений, а также Институт Философии Академии наук на территории Беларуси, где проводятся систематические исследования в области философии. Официальным направлением философской мысли становится марксизм-ленинизм – учение, основанное на догматической интерпретации философии марксизма для обоснования созданной в СССР общественной системы. Особенности марксистско-ленинской философии в БССР: Условно можно выделить два периода: 1) 20-40-е гг. 20 в.: В данный период происходит формирование марксизма-ленинизма в качестве официальной идеологической системы; характерными чертами выступают схематичность при исследовании философских проблем, непримиримое отношение к альтернативным направлениям философской мысли. 2) 50-80-е гг. 20 в.: марксизм-ленинизм окончательно получает статус абсолютно истинного учения; происходит переход к фундаментальному исследованию широкого круга философских проблем при заимствовании отдельных элементов других философских учений. Современная философия в Беларуси (с 90-х гг. 20 в.): Развивается в условиях независимого государства Республики Беларусь. Основные направления исследований: 1) история философии; 2) теория познания; 3) философия науки; 4) социальная философия; 5) философия культуры. Онтология как философское учение о бытии. Онтология - философская дисциплина о происхождении мира, принципах и законах функционирования и развития природной, социальной и духовной реальности. Понятие бытия: Бытие – это философская категория, обозначающая существование разнообразия природной, социальной и духовной реальности в единстве и целостности. Понятие бытия содержит в себе два значения: 1) все то, что когда-нибудь существовало, существует теперь и обладает внутренней возможностью к реализации в будущем; 2) начало и основа существования мира, его сущность, причина единства и целостности мироздания. Виды бытия 1)объективная реальность - реальность, существующая объективно, вне и независимо от сознания человека; 2) субъективная реальность - духовный мир человека, в котором происходит отражение объективной реальности. Формы бытия: Бытие природы : Бытие первой (естественной) природы, Бытие второй (искусственной) природы Бытие человека: Бытие человека как индивидуального существа, Бытие человека как социального существа Бытие духовного: Бытие индивидуального духовного, Бытие объективированного духовного Бытие социального: Бытие человека в обществе, Бытие общества как системы Понятие субстанции: Второй аспект понятия бытия указывает на начало и основа существования мира, причину единства и целостности мироздания. Для обозначения такой основы сформировалась категория субстанции. Субстанция - то, что существует само по себе, зависит только от себя, а не от чего-то другого, и является условием возникновения, существования и изменения разнообразных элементов мира. Понятие субстанции: Характеристики субстанции: несотворимость; неуничтожимость; универсальность (обозначает устойчивую, постоянную, абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову); каузальность (является всеобщей причиной всех явлений). Философские подходы к пониманию субстанции: Монизм. Дуализм. Плюрализм Философские подходы к пониманию субстанции: Монизм – философский подход, выводящий мир из одной субстанции: материалистический - под субстанцией понимается материальное начало (конкретное материальное вещество или материя как абстрактное понятие); идеалистический – под субстанцией понимается духовное, идеальное начало (идея, дух, Бог, мировой разум). Дуализм – философский подход, рассматривающий в качестве первоосновы мира выступают две субстанции – материальную и духовную. Плюрализм – философский подход, утверждающий наличие множества субстанций: материалистический – утверждается наличие в мире множества материальных субстанций (например, атомы); идеалистический - утверждается наличие в мире множества духовных субстанций (например, идеи Платона). Эволюция представлений о материи: Античная натурфилософия: Материя - основа единства и целостности мира - субстанция (архэ), отождествляемая с конкретным веществом (вода, земля, огонь, воздух). Средневековье: Материя - косная, инертная, пассивная масса, которая принимает некоторую упорядоченность только под воздействием активного духовного начала ( Бог). Философия 17-19 вв.: Материя - совокупность атомов. Акцентируется внимание на атрибутивных свойствах материи, отождествляемых со свойствами атома, такими, как протяженность, твердость, непроницаемость, неделимость, постоянная масса. Ряд естественнонаучных открытий в конце 19 и в начале 20 веков ( открытие электродинамических процессов, явления радиоактивности, делимости атома, теория относительности) - подорвали атрибутивную концепцию материи. Результатом становится то, что все те свойства, которыми наделялась материя (протяженность, неделимость, непроницаемость, постоянная масса, твердость), в свете данных научных открытий оказались несостоятельными.
Категория материи. Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях и существует независимо от нашего сознания. Субстанциальные поиски философии привели к формированию понятия материи, которое в историко-философском процессе неоднократно меняло свое содержание. Первоначально под материей понимали определенное конкретно-предметное начало (земля, вода, воздух, огонь), В философии Нового времени возрождается атомистическая концепция мира, в которой материя предстает как бесконечная совокупность атомов, наделенных атрибутивными свойствами: протяженностью, массой, Но уже французские материалисты XVIII века ставят под сомнение эти представления Они доказывали, что природа никем не создана, вечна и подчиняется естественным причинам и закономерностям. Материя всегда существует в виде организованных систем. Под системой обычно понимают ограниченную и организованную совокупность элементов, связи между которыми более устойчивые, чем связи с элементами других совокупностей, что придает им единство и целостность. Системы бывают открытые и закрытые. Система структурно организована. Структура – это способ связи элементов, внутреннее строение системы, которое придает ей целостность, устойчивость и качественную определенность. В современной философии и науке материя понимается как сложная многоуровневая системно-структурная организация.Основными видами материи являются вещество и поле. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы