Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Немецкая классическая философия (И.Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л.Фейербах).



Основопол. нем. классич. идеализма – И.Кант (1724-1804) – философ, профессор Кенигсберского универа.

Все его тв-во м. разделить на 2 периода: 1) докритический (до н. 70-х гг. 18 в.): филос. интерес Канта направлен на проблемы естествознания и природы; 2) критический (н. 70-х гг. 18 в. - до 1804 г.): интерес сместился на вопросы деят-ти разума, познания, логики, этики, социальной Ф. Наименование период получил в связи с названием вышедших в то время 3 пр-ний Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

ДОКРИТИЧ.ПЕРИОД: исследует проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство – Кант был одним из 1-х философов, который большое внимание уделил проблеме развития. Его филос. выводы б. революционными: * Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в рез-те вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц; * природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; * природа находится в постоянном изменении и развитии; * движение и покой относительны; * все живое на земле, в т.ч. и чел, - рез-т естеств. биологич. эволюции.

КРИТИЧ.ПЕРИОД: проблема познания. Отстаивает идею агностицизма – невозможности познания окруж. действит-ти. Выдвигает гипотезу, согласно кот. причина трудностей при познании – не окруж. действит-ть – объект, а субъект познавательной деят-ти – чел, его разум. Познават. возм-ти (способности) чел. разума ограничены (т.е. разум не может всего). Как только разум чела пытается выйти за собственные возм-ти познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные 4 противоречия Кант назвал антиномиями: 1) ограниченность пространства – мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве ↔ не имеет начала во времени и безграничен; 2) простое и сложное – сущ-ют только простые эл-ты и то, что состоит из простых ↔ в мире нет ничего простого; 3) свобода и причинность – сущ-ет не только причинность по законам природы, но и свобода ↔ свободы нет, всё в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы; 4) наличие Бога – Бог есть ↔ Бога нет. С помощью разума можно логически доказать одновременно оба ↔ положения антиномий, => разум заходит в тупик.

Кант классифицирует знание как рез-т познавательной деят-ти и выделяет 3 понятия, хар-ющих знание: 1) апостериорное знание – знание, кот. получает чел в рез-те опыта. Оно м.б. только предположительным, но не достоверным, т.к. каждое утверждение необходимо проверять на практике (чел знает, что все лебеди белые, но иногда в природе могут встретиться и черные); 2) априорное знание – доопытное, т.е. то, которое сущ-ет в разуме изначальнои не требует никакого опытного доказ-ва (все тела имеют массу). Только такое знание абсолютно достоверно и надежно; 3) «вещь в себе» - внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Само чел. сознание (чистый разум) по Канту, имеет свою структуру: 1) чувственность – 1-й уровень сознания. Формы ч-сти – пространство, время. Благодаря ч-сти сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени. 2) рассудок - 2-й уровень сознания. Формы рассудка - категории (кол-во, кач-во, возм-ть, необходимость) – предельно общие понятия, с пом-ю кот. происх. дальнейшее осмысление и систематизация первонач. ощущений, размещенных в пространстве и времени. 3) разум – высший уровень сознания. Формы разума – окончат. высшие идеи (идея Бога; идея души; идея сущности мира).

Кантом выдвинуто учение о категориях – предельно общих понятиях, с пом-ю кот. м. описать и к кот. м. свести всё сущее. Таких категорий 12, они делятся на 4 класса: 1) класс кол-ва: категории единства, множества, цельности; 2) класс кач-ва: категории реальности, отрицания, ограничения; 3) класс отношения: категории присущности и самостоятельности; причины и следствия; взаимодействия; 4) класс модальности: категории возможности и невозможности, существования и несуществования, необходимости и случайности. 1-е две категории каждого класса – ↔ хар-ки св-ва класса, третьи – их синтез.

Историч. значение Ф Канта: * дал основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы; * выдвинул идею о наличии границ познават. спос-ти разума чела (антиномии, «вещи в себе»); * вывел 12 категорий – предельно общих понятий, составляющих каркас мышления; * сформулировал категорический императив – моральный закон; * выдвинул идею демократии и правового порядка; * осуждал войны, предсказал «вечный мир» в будущем, основанный на экономич. невыгодности войн и их правовом запрете.

Выделяет « практический разум» - нравственность. Главные вопросы «Критики практического разума: * Какой д.б. мораль? * Что есть моральное (нравственное) поведение чела? Приходит к выводам: * чистая нравственность – признанное всеми добродетельное обществ. сознание, кот. отдельный индивид воспринимает как свое собственное; * м-ду чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) сущ-ет сильное противоречие; * мораль, поведение чела д.б. независимы от всяких внешних условий и д. подчиняться только моральному закону.

Кант сформул. моральный закон = категорический императив. Он носит высший и безусловный хар-р: «ПОСТУПАЙ ТАК, ЧТОБЫ МАКСИМА ТВОЕГО ПОСТУПКА М.Б. ПРИНЦИПОМ ВСЕОБЩЕГО ЗАКОНОДАТ-ВА». В наст. время моральный закон понимается т.о.: * чел д. действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; * чел д. относиться к др. челу только как к цели, а не как к ср-ву.

В своей третьей книге «Критика способности суждения» Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: * целес-ти в эстетике (чел наделен спос-тями, которые д. максимально успешно исп-ть в разл. сферах жизни и к-ры); * целес-ти в природе (всё в природе имеет свой смысл – в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии); * целес-ти духа (наличие Бога).

Соц.-полит. взгляды:

* считал, что чел наделен изначально злой природой; * видел спасение чела в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону; * был сторонником распространения демократии и правового порядка (в каждом отдельном об-ве; в отношениях м-ду гос-вами и народами); * осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление челов-ва; * считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономич. невыгодными.

 

Основная заслуга Гегеля перед Ф – им были выдвинуты и подробно разработаны: * теория объективного идеализма (стержневое понятие кот. – абсолютная идея = Мировой дух); * диалектика как всеобщий филос. метод.

Важнейшие филос. труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Ф права».

Гл. идея онтологии (учения о бытии) Гегеля – отождествление бытия и мышления. В рез-те этого Гегель выводит особое филос. понятие – абсолютная идея – это: * единственно существующая подлинная реальность; * первопричина всего окруж. мира, его предметов и явлений; * Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Еще одно ключевое онтологическое понятие Ф Гегеля – отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в виде: * окруж. мира; * природы; * чела; * затем (после отчуждения ч-з мышление и деят-ть чела) закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: т.е. происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух – отчуждение – окруж. мир и чел – мышление и деят-ть чела – реализация духом самого себя ч-з мышление и деят-ть чела – возвращение Абсолютного духа к самому себе. отчуждение включает: - творение материи из воздуха; - сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (челом): через человеч. деят-ть Мировой дух опредмечивает себя; - искажение, неправильное понимание челом окруж. мира.

Чел в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он – носитель абсолютной идеи.Сознание каждого чела – частица Мирового духа. Именно в челе абстрактный и безличный Мировой дух приобретает волю, личность, хар-р, индивидуальность. Т.о., чел есть «конечный дух» Мирового духа.

Через чела Мировой дух: * проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; * целенаправленно и закономерно движется (действия, поступки чела, ход истории); * познает себя через познават. деят-ть чела; * творит (в виде рез-тов матер. и духовн. к-ры, созданной челом).

Соц.-полит. взгляды Гегеля:

* гос-во – форма существования Бога в мире (по своей силе и «возможностям» воплощенный Бог); * общие интересы выше частных, и отдельный чел, его интересы м.б. принесены в жертву общему благу; * богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться; * противоречия, конфликты в об-ве – не зло, а благо, двигатель прогресса; * противоречия и конфликты м-ду госу-вами, войны – двигатель прогресса во всемирно-историч. масштабе; * «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.

Один из важнейших филос. выводов Гегеля о бытии и сознании: противоречия м-ду бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие – сознанием. Всё разумное действительно, а всё действительное разумно.

Важнейшие филос. труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Ф права».

Историч. заслуга Гегеля перед Ф: им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, - основополагающ. закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики: * всё (Мировой дух, «конечный дух» - чел, предметы и явления окруж. мира, процессы) содержит в себе ↔ начала (день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир); * данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению др. к др., но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; * единство и борьба ↔ - основа развития и существования всего в мире (т.е. основа всеобщего сущ-ния и развития).

Развитие происх. от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: 1) сущ-ет определ. тезис (утверждение, форма бытия); 2) данному тезису всегда находится антитезис – его ↔; 3) в рез-те взаимодействия 2 ↔ тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; 4) данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в рез-те синтеза ↔ тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня. В кач-ве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (т.е. то, что существует). Его антитезис – «небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез – «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме

Природу (окруж. мир) Гегель понимает как инобытие идеи(т.е. антитезис идеи, другую форму существования идеи).

Дух, по Гегелю, имеет 3 разновидности:

1) субъективный дух – душа, сознание отдельного чела (т.н. «дух для себя»);

2) объективный дух – следующая ступень духа, «дух об-ва в целом». Выражением объектов нового духа является право – данный свыше, изначально существующий как идея порядок взаимоотнош. м-ду людьми. Право – реализованная идея свободы. Другим выражением объективного духа являются нравственность, гражданское об-во, гос-во;

3) абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: иск-во, религия, Ф. Иск-во – непосредств. отображение чело абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, «увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами иск-ва. Религия – антитезис иск-ва. Искусство – абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, а религия – абсолютная идея, открытая челу Богом в виде откровения. Ф – синтез иск-ва и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми – философами. Ф – полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя, соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание. Согласно Гегелю предмет Фд.б. шире, чем это традиционно принято, и д. включать в себя: Ф природы, антропологию, психологию, логику, Ф гос-ва, Ф гражд. об-ва, Ф права, Ф истории, диалектику (кк истину всеобщих законов и принципов)

История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Т.к. Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания челом всё большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю челов-ва на 3 больших эры: Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая): период истории, когда в об-ве осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один чел – фараон, китайский император, а все остальные являются его рабами и слугами. Антично-средневековая эра – период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава гос-ва, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), но основная масса подавлена и несвободна, зависит от «верхушки» и служит ей. Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

 

Ф Людвига Фейербаха (1804-1872) считается завершающим этапом нем. классич. Ф и началом материалистич. эпохи в нем. и миров. Ф.

Гл. направление Ф Фейербаха – критика нем. классич. идеализма и обоснование материализма.

Материализм как направление Ф возник задолго до Фейербаха (Др.Греция – Демокрит и Эпикур; Англия нового времени – Бэкон, Локк; Франция – просветители-материалисты), но эти материалистич. филос. школы б. внутр. нац. явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс м-ду материалистич. идеями и существованием Бога.

Ф Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами ко­т. были: * полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; * попытка объяснить Бога и религию с материалистич. точки зрения, исходя из человеч. природы; * материалистич., с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окруж. мира и чела; * большой интерес к соц.-полит. вопросам; * убеждение в познаваемости окруж. мира.

Ф Фейербаха стала водоразделом м-ду нем. классич. Ф и нем. материализмом 19 в., предтечей марксизма.

Ранний период Ф Фейербаха хар-рен критикой идеалистич. Ф (особенно Гегеля). Фейербах: * отвергает идею тождества бытия и мышления; * не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и превопричины материального мира; * логически доказывает невозможность превращения абсолютной идеи в материальный мир – окруж. мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля; * не признает единства Ф и религии; * отвергает диалектику (ошибка Фейербаха). Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть: * единственно существующими реальностями являются природа и чел; * чел является частью природы; * чел есть единство материального и духовного; * чел д. стать главным интересом философии; * идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания чела; * Бога как отдельной и самостоятельной реальности не сущ-ет; Бог – плод воображения чела; * природа (материя) вечна и бесконечна, никем несотворима и никем неуничтожима; * всё, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

Особое место в Ф Фейербаха занимает проблема Бога. Фейербах: * выступает с атеистических позиций; * тесно увязывает проблему Бога с антропологией. Основные положения атеистическо-антропологической теории Фейербаха: * Бога как самостоятельной реальности нет; * Бог – порождение сознания чела; * религия – глубоко разработанная мифологически-фантастич. идеология и не имеет ничего общего с реальностью; * распространение религии стало возможным благодаря невежеству чела, его тяжелым жизненным условиям; * корни религии – в чувстве бессилия чела перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности; * мысль о Боге как сверхсильном разумном существе утешает чела, притупляет его страх и аффекты; * Бог – идеальный образ чела, созданный челом, это то, чем хотел бы себя видеть чел; * Бог в действительности не является творцом, Он – творение чела, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) – человек.

Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология). Согласно Фейербаху окруж. мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Но безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции чела, накопления опыта, роста НТП. Суть данной идеи философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом.

Соц.-полит. взгляды Фейербаха обусловлены его антропологич. Ф-ей. Суть взглядов: * чел – уникальное биологич. сущ-во, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями; * полнокровная реализация челом своего «Я» возможна только во взаимодействии с «Ты» (т.е. др. людьми) – чел. м. жить только в об-ве; * основа связей м-ду людьми в об-ве, стержень об-ва – религия; * данная религия д.б. основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо (в Бога), а на иных принципах; * необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство) и заменить ее религией любви людей др. к др. и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе чела; * смыслом жизни чела д. стать стремление к счастью.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь