Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возникновение неклассической философии. С.Кьеркегор и А.Шопенгауэр.



В сер. 19 в. классич. Ф пришла к состоянию кризиса после высшей точки развития нем. класс. Ф.

Нем. классики (Кант, Гегель) выразили представление нем. классич. Ф о челе как разумном существе в идее чистого разума. Оторвав сознание от матер. мира и поставив его на вершину всего мироздания, нем. классики упустили из вида др. стороны человеч. жизни. Уже в Ф Феербаха наметился переход к пониманию чела как чувственного и телесного существа.

Т.о. сформировалась новая Ф – неклассич. Ф. Она охватывает период с сер. 19 в. по наст. время. У ее истоков – А.Шопенгауэр, Сёрен Кьеркегор, которые сформир. основной подход неклассич. Ф – иррационализм.

Особ-ти неклассич. Ф:

1) Б-во соврем. западн. школ в исследованиях чела обращаются ко внерациональным способам познания (воле, инстинктам, чувствам, эмоциям, вере). 2) Плюрализм – существование множ-ва школ, часто ↔ по своей направленности. 3) Особое внимание к антропологич. и соц.-филос. проблематике. Тема бытия и познания отступает на 2-й план. 4) Отсутствие целостных всеохватывающих филос. систем. Каждая школа специализир. в узком круге вопросов.

Все эти особ-ти включали в себя новое отношение к науке, которая, начиная с 16 в., символизировала разум. Если в к.19 – н. 20 вв. еще главенствовало преклонение перед наукой ( сциентизм – вера в безграничные возможности науки), то после мировых войн устоялось недоверие к возможностям науки, возвращение многих вненаучных форм познания (религия).

Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окруж. мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.

Основная идея И: окруж. мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется др. движущим силам (аффектам, воле).

Видный представитель И – Артур Шопенгауэр (1788-1860). В своем тв-ве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей Ф провозгласил волюнтаризм, согласно которому гл. движущей си­лой, определяющей все в окружающем мире является воля.

В книге «Мир как воля и представление» он выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная Ф д. исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

В свою очередь, представления делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на 4 самостоятельных закона: 1) закон бытия – для пространства и времени; 2) закон причинности – для материального мира; 3) закон логического основания – для познания; 4) закон мотивации – для действий чела. Т.о., окруж. мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание чела осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем: непосредственного познания, отвлеченного (рефлективного) познания, интуиции.

Центральное понятие Ф Шопенгауэра воля – абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять всё сущее и влиять на него. Это и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля лежит в основе сознания, является всеобщей сущностью вещей.

По Шопенгауэру: * окруж. мир есть лишь мир представлений в сознании чела; * сущность мира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе», а воля; * мир явлений и мир сущности являются миром представлений и миром воли; * точно так же, как воля чела определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений; * воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде «бессознательной», «дремлющей» воли; * окруж. мир по своей сущности есть реализация воли.

Шопенгауэр рассматривает и иные «насущные» филос. проблемы: челов. судьбы, свободы, необходимости, возможностей чела, счастья. В целом взгляд философа на эти проблемы носит пессимистич. хар-р. Несмотря на то, что в основу чела и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возм-ть чела господствовать над природой и над собственной судьбой. Судьба чела находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного чела слабее совокупной воли окруж. мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеч. счастье.

Ф Шопенгауэра была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, но она сыграла большую роль в развитии неклассич. идеалистич. Ф (иррационализма, символизма, «Ф жизни») и позитивизма.

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или — или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:

· эстетическая,

· этическая,

· религиозная.

В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æ stetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiø se).

Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.

Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог — совершенен, человек — нет.

Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, не соответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости. Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».

«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание — результат нравственных усилий этического человека. «Я» для такого человека — уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».

«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночестваперед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного иответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Страх возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного иконечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

В противовес немецкому классическому идеализму и развитию, которое придал ему Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после определённого диалектического пути развития личности должно найти свой смысл в вере. Этот и ряд других моментов послужили распространению точки зрения, согласно которой датский мыслитель является представителем иррационализма.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1095; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь