Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Движение и развитие. Диалектика как учение о связи и развитии.



Движение – неотъемлемое св-во материи. Выделяются: 1) Механическое Д – изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. 2) Физическое Д – теплота, электромагнетизм, гравитация... 3) Химическое Д – превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). 4) Биологическое Д – специфические для живого, процессы (процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов). 5) Социальное Д –действующие группы людей, цель которых – установление нового строя жизни.

Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения.

Движение материи: * возникает из самой материи (из заложенных в ней ↔, их единства и борьбы); * всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся реки, постоянно развивается об-во, Земля); * постоянно (существует всегда).

Движение м.б.:

1) количественным – перенос материи и энергии впространстве. Бывает: * динамическим – изменение содержания в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм. * популяционным – кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой.

2) качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых кач-в.

Диалектика – признанная в соврем. Ф теория развития всего сущего и основанный на ней филос. метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и др. аспектов действительности через: * законы диалектики; * категории; * принципы.

Гл. проблема диалектики – что такое развитие? Развитие – общее св-во и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не механическое изменение, а изменение как саморазвитие, рез-том которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения. А движение – основа развития. Движение – внутр. св-во материи и уникальное явление окруж. действит-ти, т.к. движение хар-ся целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем).

законы диалектики. Закон – объективные (не зависящие от воли чела), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов др. наук своей всеобщностью и универсальностью, т.к. они: * охватывают все сферы окруж. действит-ти; * раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

3 базовых закона диалектики:

1) Закон единства и борьбы противоположностей: всё сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат др. др. (день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость). Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Тождественность – предмет (явление, идея) равен самому себе, т.е. данный предмет есть именно этот данный предмет.

Виды борьбы: * приносящая выгоду обеим сторонам (постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития); * одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития; * антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Иные виды взаимодействия: * содействие – обе стороны оказывают встречную помощь др. др. без борьбы; * солидарность, союзничество – стороны не оказывают др. др. прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении; * нейтралитет – стороны имеют различные интересы, не содействуют др. др., но и не борются между собой; * мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения к.-л. дела стороны д. действовать только вместе и не м. действовать автономно др. от др.).

2) закон перехода количественных изменений в качественные . Кач-во – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных хар-к и связей предмета. Кол-во – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер). Мера – единство кол-ва и кач-ва.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Кач-во не м. меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение кач-ва приводит к изменению меры – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в Ф как «скачок». В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход кол-ва в принципиально новое кач-во м. произойти: * резко, одномоментно; * незаметно, эволюционно.

3) Закон отрицания отрицания: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым (смена обществ.-экономич. формаций; «эстафета поколений»; смена вкусов в к-ре, музыке; эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени); ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых).

Принципы диалектики:

1. Принцип всеобщей связи. Всеобщая связь – целостность окруж. мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов (предметов, явлений, процессов). Связи м.б.: * внешние и внутренние; * непосредственные и опосредованные; * генетические и функциональные; * пространственные и временные; * случайные и закономерные.

2. Принцип системности. Системность – многочисл. связи в окруж. мире сущ-ют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окруж. мир имеет внутреннюю целесообразность.

3. Принцип причинности. Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окруж. мира чем-то обусловлены, т.е. имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

4. Принцип историзма. Историзм подразумевает два аспекта окруж. мира: * вечность, неуничтожимость истории, мира; * его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Диалектика – признанная в соврем. Ф теория развития всего сущего и основанный на ней филос. метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и др. аспектов действит-ти через: * законы диалектики; * категории; * принципы.

Категории Д – наиболее общие понятия, которыми оперирует Ф для раскрытия сути диалектических проблем. Категории Д имеют хар-ные черты:

Сущность и явление.

Сущность – нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутр. связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. (листья, цветы, ветви и плоды выражают во внешнем виде сущность растения, так и этические, полит., филос., научные идеи выражают сущность определенного обществ. строя). Явление – непосредственно воспринимаемые св-ва объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов (многие проявления рака изучены достаточно подробно, но сама его сущность пока остается во многом еще зловещей тайной).

Сущность скрыта от взора чела, а явление лежит на поверхности. Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают др. с др. явление и сущность неразрывно связаны м-ду собой. Одно из них предполагает другое.

2) форма и содержание.

Содержание – тождественность всех эл-тов и моментов целого с самим целым; это состав всех эл-тов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его св-в, процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Не все, что «содержится» в объекте, составляет его содержание (бессмысленно считать содержанием организма атомы, из кот. состоят молекулы, образующие клетки; содержанием организма является не просто совокупность его органов, а нечто большее – весь реальный процесс его жизнедеятельности, протекающий в определенной форме).

Когда мы воспринимаем к.-л. объект, мы выделяем его из окруж. фона, фиксируя т.о. его внешний облик, внешнюю форму. Будучи употребленной в смысле внешнего облика, форма объекта выражается в категории границы. Граница, указывающая на различие данного содержания в его целом от всего иного, и есть форма - внешняя форма объекта (выражает связь данного объекта с др.). категория формы употребляется и в значении способа выражения и существования содержания. Это внутренняя форма, она связана с качественной определенностью объекта. Т.о., форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.

Каждое изменение формы представляет собой отражение преобразований содержания, внутренних связей предмета.

Единичное и общее.

Единичное – объект, взятый в своем отличии от др. объектов в их неповторимой специфике. Единичное хар-ет предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и др. св-вам от иных, в т.ч. подобных ему, предметов, явлений, процессов. В кач-ве единичного м. рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное св-во или признак предмета, если он берется в своей индивидуальной неповторимости.

Нет двух абсолютно тождественных вещей, НО нет и двух абсолютно различных вещей.

Общее – объективно существующее сходство хар-к единичных предметов, их однотипность в некот. отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, которое служит предпосылкой и субстратом общего.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь