Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Специфика познават. отн-я чел-ка к миру. Проблема познаваемости мира.
Познание окружающ мира челом-одна из важнейших мировоззренческих проблем. Знание- высший уровень сведений о мире, получаемых челом с помощ сознания.Сущность познавательн-х отношений чела к миру заключ в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел фил-ии, в кот. рассматриваются проблемы познания, наз.гносеологией, или теорией познания. В зависимости от ответа на? о возможности познания мира, выдел. позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агносцитизма.Мир в той или иной мере доступен познанию.Одни ф-фы полагают, что границ познан нет, чел. может иметь верные сведения о люб. явлении-гносеологический оптимизм.Др.счит-ют, что познават. возм-ти ограничены – гносеологич. пессимизм.К нему относят скептицизм-направл-е, выраж. сомнение в достижении истинного знания. Агносцитизм-филос. учение, согл. кот. не может быть окончательно решён? об истинности позн-я действительности. Предмет и осн. понятия теории познания Теория познания ориентированана выявление общ характеристик познавательной деятельн-ти. Предм теории познания-всеобщие предпосылки, формы и пути познания, его возможности.Конкретизируется он в основных понятиях теории познания. Основн понятия позволяют системно осмыслить характ-ки познавательных действий чела(их мотивацию, направленность)1.Субъект познания- носитель человеч творческой активности, направленной на адекватное воспроизведение природн, соц. и дух-ой реальности в форме знаний(индивид, социальн группа, человеческое общество, человечество (ныне живущие и жившие ранее)2.Познавательное отношение-отношение м-ду субъектом познания и реальностью, ориентирующее активность субъекта на ее адекватное воспроизведение в форме знаний. 3.Объект познания-то, на что направлена познават деятельность субъекта(выявление происхождения, строения и свойств объекта).4.Отражение—св-тво объектов реальности, состоящее в их способности воспроизводить признаки, св-ства взаимодействующих с ними объектов.5. Информация- отражение разнообразия в объектах и процессах, кот.может передаваться через поток сигналов, накапливаться, преобразов-ся и хран-ся.6.Знание-проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познавательной деятельности, выражающий в знаковой форме. Место и роль практики в познании. Основной формой проявления жизни чела является деятельность-предметная, практическая, духовная, теоретическая.Чел активно воздействует на окружающие его вещи, придает им форму и свойства, необходимые для удовлетворения общественных и личных потребностей.Практика - целенаправленная деятельность людей, имеющая своей целью освоение и преобразование природн и соц-х объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития общества и познания. Под практикой прежде всего разумеют не столько деятельность отдельного чела, сколько совокупн деятельность, опыт всего человечества.Практика включает в себя цель, потребность, мотив, отдельн действия, движения, акты, предмет, на который направлена деятельность, средства достижения цели и результат деятельности. Роль практики: 1) является источником, основой познания чела, его движущей силой, дает ему необходим фактический материал; 2)явл способом приложения знаний, в этом смысле она цель познания; 3)служит критерием истинности результатов познания (показ.насколько истинными были знания, получ. в результате познавательной деятельности). Практика всесторонне определяет процесс познания, а познание в свою очередь совершенствует и направляет практику. 43. Осн. формы чувственного и рац. познания. Воображение Выделяют формы чувственного и рационального познания. Чувств познание -познав. процесс, кот. осущ-ся посредством органов чувств чел-ка: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.Включает 4 формы-ощущение, восприятие, представление и воображение.Ощущ-е-непосредств. отражение отдельных свойств предметов, воздействующ на органы чувств. Воспр-ие - целостный образ, отражающ непосред-но воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения.Представл-е-высшая форма чувств. отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов; воспроизведение образов объектов, воздействов-х на органы чувств в прошлом.Вкл. память и Воображ-е - форма чувствен познания, результатом кот является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не восприним-сь челом в действительности. Рацион. познание - познават. процесс, кот. осуществл. посредством форм мыслительной деятельн-ти.Формы: понятие, суждение и умозаключение.Понятие-мысль, отражающая предметы в их общих и существенн признаках(фиксир. в отдельн. словах). Сравнение, абстрагирование, обобщение, идеализация, определение. Суждение - форма мысли, в кот. посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Предложение и высказывание.С пом. умозаключенияиз одного или нескольких суждений можно вывести суждение, заключающ в себе новое знание.Бывает индуктивное и дедуктивное. Интуиция -форма сопряжения чувств. и рац.познания; способность непосредственного/прямого усмотрения истины. Понятие истины. Она выступает в кач цели познават деят., характеризуя природу знаний как достоверной инф о действит. Цель, итог познания- получ-е истинных знаний, достиж-е истины.Истина- центр. категория теории познания.Выдел. 3 вида истины: 1.объективн-не зависит ни от чела, ни от человеч-ва; 2.относительную- характер-ся определ. степенью точности и полноты на данном этапе познания; 3.абсолютную- не опровергается последующ развитием познания (утверждения общ характера типа «мир существует»).Были выделены чувствен и логич критерии истинности знаний.Чув критерий предполагает наблюдаемость того, что утверждается в полученном знании.Средствами наблюдения д.б. подтверждено само сущ-ние изучаем объекта, его св-ва, характер отношений с др. объектами.Логич.критерий связан с требованием непротиворечивости(недопущение прямо противоположных утверждений) Критерием явл.также практика, кот.не может их подтвердить или опровергнуть полностью, но степень истин-и знаний проявляется достаточно определённо. 45. Понятие и социальные функции науки Наука–сфера чел. деят-ти, направл. на пр-во и теоретич. систематиз. объективн. знаний. о природной, соц., духовн. реальности.В данном определ. отражены 2 хар-ки науки: наука как специфич. вид познават. д-ти и её результат.Осн. аспекты: 1) наука как специфич. д-ть (сист. познават. действ., направл. на пр-во и теоретич. систематиз. объективн. знан. о природн., соц и дух. Реальности).Наиб. масштабные ед-цы изм-я науки: а)естественные–о природе б)гуманитарные – об об-ве и чел-ке; в) технич – об искусств. объектах)2)как система знания(совок-ть систематизир. и обоснов. сведений о прир, соц и дух. реальности) 3) как соц. институт(сообщество занятых научн. деят-ю людей, организ. в системе научн. учреждений) 4)как производит. сила(одна из важн. составл. производ. сил и фактор их развития на пути использ. научн. знаний при разраб. новых технологий, предметов труда и продуктов прдметно-практич. д-ти) Функции: 1) культурно-мировоззренческая; 2) непосредственно производит. силы; 3) функция соц. силы. 46. Специфика научного познания. Научное познание существенно отличается от обыденного, кот. осуществляется стихийно, в процессе повседневной деятельности, на основе обычного естественного языка, без специальных средств познания. Оно отличается от художественного, в последнем не ставиться цель построения объективного, отвлечённого от субъекта знания. Специфические признаки научного познания: 1.ориентация на объективность и истинность как высшую ценность и главную цель науки; 2. обоснованность с помощью научной картины мира, идеалов и норм научного познания; 3.особый язык (строго определяемые понятия. машинные языки и др.); 4. специальные орудия и средства, методы познания; 5. особая организация (системность) |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы