Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие соц. Реальности и общества



Соц. реальность - действительность, сотворенная челом на основе преобразования природы и включения ее предметов и свойств в социальное содержательное функционирование.Сущность соц реальности рассм-ся в рамках реализма ( общ-во в целом и отдельные соц инст-ты выступают как самостоят реальность, не сводимая к взаимод-вию отдельн индивидов) и номинализма ( самостоятел соц реальн-ти нет ни у общ-ва, ни у соц инстит-ов; ей обладают лишь отдельн индивиды).Общ-во – выделившаяся часть природы.Рассм-ся с т.зр. статистики и динамики.Общ-во –выделенная из природы и взаимод с ней реальность; ситема чел деят, ее усл и результ; система взаимод между людьми; система соц коммун между людьми на основе культ ценностей. Структупу общ-ва образуют элементы: соц индивиды, соц группы, соц общности, соц институты.Это некое устойчив образование, устойч-ть придаёт соц структура.

Матеариальное и дух произ-во.Способ произ-ва. Роль экономики в развит общ-ва

Матер произ-во обеспеч исходные условия для жизнедеят всего общ-ва. Оно носит обществен характер и в конечном счете определяет направленность воздействия общ-ва на природу с целью преобразования вещ-ва природы в необходимые для чел материалы и предметы. Матер и дух постоян взаимод.Под матер жизнью поним экономич сфера общ-ва, матер-произв деят людей, осущ в опред историч условиях. Духовная жизнь предсавл собой сферу дух произ-ва, трансляции дух культ, образ и воспитания. Важнейшая особ дух сферы-ее инстуционализация, те организ в виде опред соц институтов.

Способ произ-ва-особым образом организованная деят общ-ва по произ-ву матер ценностей и воспроизводству всей общественной жизни в историч конкретный период, характериз конкретным отношением людей к природе и их отношениями между собой(рабовлад, феод, капиталистич). Именно труд остается источником жизни, развития общ-ва.

Экономич сфера выступает как основа общ-ва и его жизнедеят. Она явл главной причиной, условием и предпосылкой историч процесса.

55Соц стр-ра – совок-ть соц общностей, групп, инстит-ов, взаимодействующих м-ду собой. Соц стр-ра постоянно меняется, находится в развитии. Основные компоненты: индивид, соц институт и совок норм.Выдел.: этническую, демографич., поселенческую, социальн-классовую и др стр-ры общ-ва. Этнич.: основн. элементы: род, племя, народность и нация. Демографическ.: её баз. эл-нт: народонаселение, к-ое облад сп-ю самовоспроизводства и проживает на опред тер-ии. Демограф показатели: числ-ность нас-я, плотность, темпы роста, половозр стр-ра, Поселенч.: означ пространств форму организации общ-ва и представляет объед-е людей по их принадлежности к типу поселения (сельские, городские). Социально-классовая структура – сов-сть классов, слоёв, групп, к-ые различаются своим соц-эк положением. Базовая единица: класс

Стратификационная(страта-группа людей, котор облад одним и тем же статусом), профессионально-образоват.

56. Философия политики. Полит. орг. об-ва в ист. динамике. Фил-я политики – исследовательск обл фил-и, анализирующ наиболее общ основания, границы, возможности политики, её цели и идеалы, методы проектирования и созд. нов полит инстит-ов.Одной из самых важных проблем-пробл власти. Политика– деятельность общественных классов, партий, группировок, направленная на осущ-ие их интересов и целей.(S-ы: малая соц гр, професс гр, элита, обществ движ-я, ист деятели).Власть – центр начало политики, ср-во её осущ-я.Полит организ-я общ-ва - сист. учреждений, выраж-х и защищ-х интересы классов и наций данного общ-ва(гос-во, партии, общест орг-ии)Гос-во - важнейш элемент полит стр-ры общ-ва. Причины возн-я гос-ва связ. с развит-м соц неравества, появл-ем противоборств классов с разл интересами.Признаки гос-ва: 1) публичн власть 2)налоги с нас-я 3) террит признак Ф-ии: 1) внутр (внутр развитие гос-ва, умение сочетать интересы разл соц групп) 2) внешняя (защита терр-и, границ)Форма правления – как организовывается и осущ-я полит власть гос-ва. Монархия(абсолтн и конституц), республика (отсутствие невыборной власти), аристократия (власть меньшинства), демократия (власть народа, отсутствие невыборной власти)Форма гос устр-ва: унитарное (единые центр органы власти и единое зако-во), федеративное (единые гос органы, армия, общее гражданство), конфедеративное (постояннй союз гос-в).

Осн. парадигмы филос. анализа к-ры. Диалог культур в совр. об-ве

Культура– совокупность отношений и объектов, форм человеческого поведения и деятельности, созданных людьми в дополнение к природным. Виды культуры: материальная (ориентирована на преобразование предметной реальности), духовная (трансформация самого чела).элитарная (полузакрыт типа, культура професс-лов), народная (традиционность, опора на широкие слои нас-я) массовая (ориентирована не на творчество, а на потребление).Выдел. также Субкультуру– локальн целостное образование внутри господствующей культуры, отлич.собственн языком, обычаям, нравами. Формы культуры: религия, мифология, искусство, фил-ия.Ф-ии к-туры: 1)познавательная 2)информационная (обеспечивает историческую преемств-ть и передачу соц опыта) 3)коммуник-ая (обесп-ет сохранение, передачу и тиражирование культурных ценностей) Диалог культур– сумма отношений и связей, которые складываются м-ду разл.культурами.Уровни взаимодействия культур: 1) этнический (отношения м-ду локальными этносами, общностями)2)межнациональный (диалог разл гос-полит структур и полит элит) 3) цивилизационный (встреча принципиально различных типов социальности, сист. ценностей). Культурный шок – первоначальная реакция сознания на встречу с иной культурой.Культ. шок может перерастать в культурный конфликт.

Философия техники. Кризис совр. техн. цивилизации.

Фил-я техники возникла во в. п. 19 в. Это было обусловлено формированием технических наук и необходимостью осмысления их специфики и статуса в сист. научн знаний и бурным разв-ем НТП. Проблемное поле фил-ии техники: сущность техники, статус техники в сист. человеческой деятельности и культуры, технический прогресс, угроза, кот несёт техника челу и природе.Техника – исторически развивающаяся сов-сть искусств ср-в (орудий, устр-в, навыков), созданных д/преобраз. природы с целью удовлетв-ия своих потребностей. Технич. прогресс –направленное поступательное развитие и усовершенствование технич. средств и навыков. 3 этапа разв-я техники: 1)орудия ручного труда 2) машины (чел–необход.технологич. звено) 3)автоматы(чел управляет и контрол). Техногенная цив-я – цив-я, основанная на приоритетном разв-ии науки и техники как базовых механизмов преобразования природной и соц. реальности. Оформляется с 16-17вв.Признаки: приоитет науки, техники, технологии; инновация как важнейшая ценность общ-ва; Созданная техносфера стала мощным фактором подавления биосферы, что привело к глобальным проблемам.

60. Источники и движ. силы обществ. разв-я. Проблема источника ист разв-я связана с реш-ем? о том, что движет историю.3 основные модели: 1) теория социального противоречия (единство и борьба противоположностей явл-я источником развития в общ-ве, внутр динамику процесса определяет война проивоборствующих сил.) 2) концепция солидаризма: акцент на соц сплочённости как гаранте сбалансированного разв-я общ-ва. Конфликты и противоречия–отклонения от нормы, препятствие для прогресса.3)теория конфликтаконфликт–более узк понятие, чем соц.противор-е. В ф соревнования и конкуренции конфликт явл ист-ком историч разв-я. Специфика данной теории – направленность на поиск консенсуса.

Роль личности, учение о народных массах. Теория элит.

Линейные и нелин. интерприт

В реш-ии вопроса о направленности ист проц-а выдел. Лин. и нелин.интерпретации истории. Нелинейная: развиваются в цивилизационно-циклических моделях, напр-р, теория локальных цивилизаций. Общее для этих моделей: 1) отказ от идеи единого общечеловеческ прогресса, акцент на множ-ность типов историч. развития 2)приоритет дух-мировоззренческих факторов над материально-производственными Линейные: Сущ-ют в 2 основных видах: регрессизм(идеализирует прошлое, а буд видит в катастрофах) и прогрессизм(в буд счастье).Для неклассич концепций прогрессизма хар-но: 1) выделение материально-производств. факторов в кач-ве критериев и гарантов прогресса 2)подчинение истории челов-ва единым универсальным законам 3)абсолютизация прогресса как направленного качествен развития общ-ва от низш стадий к высш.

Формационная концепция прогресса развивается в марксизме, где история-закономерная смена общественно-экон формаций(рабов, феод, капитал и коммун). Цивилизац. 3 типа цивилиз: 1доиндустриальная(аграрная, традиционная), 2индустриальная(транспорт, промышл произ-во, власть капитала, 3постиндустриальная, или информац (сфера услуг и потребления, информация-основной ресурс и капитал общ-ва).

62. Локальные цивилизации и пробл. сохр-я культ-нац. Идентичности Локальные цивилизации —самобытные национ.общности, отличающиеся друг от друга соц.-экономич., политич. и культурн. характеристиками, сущ.длит. время, имеет относительно устойч. пространств. границы.Хар-ки лок цив: 1.представляют устойч. системы, кот. способны воспроизводить себя. 2. Лок цив основана на традициях.Фундаментальной проблемой явл. проблема нац и культ самоидентификации, сохранен. своей уникальной культурной традиции, языка, обычаев.Культур. самоидент-ция есть осознание челом факта своей принадлежности к опред культуре.Для большей части мира национальная идентичность связана с национальным государством. В подавляющем большинстве стран именно государство продолжает оставаться несущей конструкцией национальной идентичности.Национальные культуры боятся потерять свою идентичность, стараются сохранить и возродить те ценности, которые копились на протяжении веков и они не готовы принять те ценности, которые им предоставляет современное общество.

Глобализация

Процесс увеличения экономич взаимозависимости стран мира вследствие все более тесной интеграции их нац рынков, услуг и капиталов, активной миграции людей и движения информационных потоков за пределы нац границ. Это понятие введено в лексикон в сер 90х. 3 этапа: *1870-1914(увелич доля экспорта, сумма иностр инвестиций, миграция); *1950-1980е(только развитых стран)быстрый рост торговых и инвестиц потоков. А в развивающ экономич разрыв увеличился.; *с 1980х(новые технич возможности, снижение стоимости междунар перевозок, отмена гос огранич на импортные квоты, ввоз товаров из-за рубежа)

Политические предпосылки(крах соц режимов, переход от биполярного к многополярному миру, ориентация на демократич ценности и нормы), культурные(интернац ценностей и жизненных статегий поведения, массовизация и американизация культуры). В сложной ситуации оказались страны с переходной экономикой (постсоветские), тк не были готовы к международной конкуренции. Фундаментальной проблемой в условиях глобализации явл проблема нац и культ самоидентификации.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь