Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ФИЛОСОФИЯ. ЗАДАЧИ К ЭКЗАМЕНУСтр 1 из 3Следующая ⇒
ФИЛОСОФИЯ. ЗАДАЧИ К ЭКЗАМЕНУ Зан 1.1.1 Предмет Зад 2 Мифология была доминирующей в обществе много тысяч лет. Но в 7-6-м веках до н.э. на её основе возникла философия. Какие потребности общества вызвали к жизни философию, как философия влияла на самоопределение человека в мире и почему она повышала степень свободы человека?
Ответ: По мере усложнения жизни объяснение мира и человека в нем, даваемые мифологией и религией, перестали удовлетворять людей. Возникла потребность в реалистическом объяснении мира и рациональном обосновании надлежащего образа жизни и поступков людей, основанных на этих знаниях. Эта потребность реализовалась у людей в виде философии как новом историческом типе мировоззрения. Главной особенностью философии являлось то, что она предлагала человеку новый тип самоопределения – не через привычку и традицию, а через собственный разум. Мифологическая культура внушала человеку: «Слушай старших, поступай как все и как поступали раньше». Философ же говорил: « Не принимай все на веру, уважай старших, но думай сам, поступай по своему разумению». Тем самым философия повышала степень свободы человека.
Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 1 Какому философскому учению соответствует выражение Д.Беркли: «Существование чувственно воображаемой вещи (внешней – Н.Г.) не отличается от чувственного воображения или восприятия (perseption)… Вещи, которые я воспринимаю, суть мои собственные представления и никакое представление не может существовать иначе, как в уме»? Используйте свои знания об объективном и субъективном идеализме. Свой ответ обоснуйте.
Ответ: Это выражение принадлежит философскому учению под названием субъективный идеализм. Беркли был одним из его сторонников. Согласно данному учению, единственной реальностью в мире (единственной сущностью) признается сознание субъекта (человека), а внешние вещи представляют собой лишь элементы человеческого сознания. Соответственно всё, что считается закономерностями и свойствами внешнего мира, принадлежит миру внутреннему, но приписывается якобы существующим внешним предметам. То же самое и с людьми, они также признаются лишь ощущениями определенного человека. Возникновение же суб. идеализма связано с абсолютизацией роли ощущений в познании. Учение, в котором существует лишь один Я, наедине со своими ощущениями называется солипсизмом. Противоположностью суб.идеализма является объективный идеализм, согласно которому основой всего сущего служит мировое вне человеческое сознание. Сознание же человека (его душа) – это лишь небольшая частица мирового сознания (искра Божия).
Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 2 О борьбе представителей каких философских направлений идёт речь в выражении Платона: «Одни смотрят на огонь, воду, землю и воздух как на первоначала всех вещей; другие утверждают, что первоначало есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична. Относительно этого между обеими сторонами происходит сильнейшая борьба»? Свой ответ обоснуйте. Ответ: Платон – первый, кто обратил внимание на то, что в философии существует постоянная борьба таких философских направлений, как материализм и идеализм, которые отвечают на основной вопрос философии – вопрос о взаимоотношении материального ( окр.предметы, небесные тела и т.д.) и духовного (симпатия, ощущения, мысли и т.д.) в мире. Основной вопрос имеет 2 свои стороны. 1. Что первично, сознание или материя? 2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир? С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм. Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)
Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 6 «Природа существует вне и независимо от сознания людей». Для материалистической точки зрения это утверждение: 1)необходимо и достаточно 2)необходимо, но не достаточно? Используйте свои знания сущности материализма и двух форм идеализма. Ответ обоснуйте.
Ответ: С точки зрения материализма, данное утверждение является необходимым, но не достаточным. ОБЪЯСНЕНИЕ НАЙТИ НЕ СМОГЛА.
Зан 1.1.6 Средние (МК 1.1)Зад 1 Важную роль в христианской философии играет проблема теодицеи. Она заключается в следующем: мир создан и управляется всемогущим, всеведающим, абсолютно мудрым, добрым и справедливым Богом. Но в мире есть бесспорное зло (эпидемии, гибель невинных младенцев, геноцид целых народов, терроризм и др.). Почему это происходит при наличии Бога? Какие варианты объяснения теологов и атеистов возможны? Как вы понимаете выражение Ивана Карамазова: «Я принимаю идею Бога, но не принимаю созданного им мира»? Ответ: Объяснения теологов:
(природа тоже сотворена богом, следовательно, не может быть признана причиной зла)
При любом из ответов Бог утрачивает какое-либо свое атрибутивное качество. Поэтому данная проблема не имеет еще удовлетворяющего ответа для теологов. Атеисты же полагают, что эта проблема – свидетельство отсутствия Бога. Раз зло существует – значит Бога нет. " Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, Им созданного, мира-то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять". Бога он принимает, но только для того, чтобы возложить на Него ответственность за созданный Им " проклятый хаос", чтобы похулить святое Имя Его и с убийственной " почтительностью" возвратить Ему билет. " Бунт" Ивана страшнее наивных шуточек атеистов XVIII века. Иван не безбожник, а богоборец. Зан 1.2.4 Фейербах Маркс Зад 1 Фейербах полагал, что философия должна заменить религию.В чём он видел превосходство философии над религией и как он объяснял возникновение представлений о Боге?
Ответ: ВАРИАНТ ответа №1 Превосходство философии над религией:
Религия, по мнению Фейербаха, возникает в результате отчуждения человеческой сущности - наиболее общих свойств человеческого рода, таких как разум, бессмертие, могущество, благо. Эти качества в сильно преувеличенном виде приписываются Богу. Он считал, что чем больше качеств приписывается Богу, тем беднее становится сам человек, ибо все эти качества он отнимает у себя.
ВАРИАНТ ответа № 2 В мире зарождается новая эпоха - постхристианская. Место религии должна занять философия. Однако и последняя призвана также измениться. " Если философия должна заменить религию, то, оставаясь философией, она должна стать религией, она должна включить в себя - в соответствующей форме - то, что составляет сущность религии, должна включить преимущества религии" Образ Бога для Фейербаха - это отчуждение сущности человека. Бог отчуждается от человека. Ему приписывают самостоятельное существование, а также превращают в первопричину всего существующего. Эта концепция отчуждения выступает главным устоем фейербаховской критики религии. Фейербах подчеркивает реакционность и вред, приносимые существующей религией, которая парализует стремления человека к лучшей жизни, заставляет его быть покорным и терпеливым. Фейербах приходит к выводу, что истинная религия - это религия без Бога. Религиозное чувство присуще индивидуальной психологии человека, оно непреодолимо. Более того, Фейербах считает, что любовь человека к человеку, в особенности половая любовь, - это и есть религиозное чувство. Зан 1.2.5. Русская Зад 1 Прав ли В.С.Соловьёв, считавший, что в деятельности людей должны гармонично сочетаться Истина (знание), Добро (нравственность) и Красота (эстетичность, привлекательность). Если да, то почему?
Ответ: Мнение В.С. Соловьева, что в деятельности людей должны гармонично сочетаться истина, добро и красота, верно. Истина (в т.ч. научное знание) без добра (без нравственных норм) и без стремления к красоте может использоваться во зло. Пример – применение США ядерного оружия против Японии в XIX в. Добро, без истинных знаний и без красоты будет отделено от мира и людей, оно не будет иметь силы и действенности. Красота, в т.ч. содержащаяся в искусстве, оторванная от знаний и морали, не наполненная нравственным смыслом, не может помочь людям и спасти мир. Только такая деятельность человека будет гуманной и плодотворной, в которой человек будет стараться одновременно достичь истины, добра и красоты.
Ответ: Известный философ Шопенгауэр считал, что человеческая жизнь бессмысленна. Для него она протекает в вечной смене желания и его удовлетворения. Желание – это страдание. И даже удовлетворение желания не делает человека счастливым, ведь после него наступает отчаяние и скука. Выход Шопенгауэр видит в отказе от потребностей и погружении в нирвану. Такое мнение Шопенгаура ошибочно. Человек действительно испытывает радость в момент достижения им поставленных целей. Однако, это не значит, что счастье недостижимо. Однократное удовлетворение, конечно, не означает счастья. Последнее представимо как непрерывный процесс возобновления и расширения круга потребностей, постановке новых жизненных целей и их достижения. Зан 1.3.2 Материя Зад 1 Можно ли Бога считать материальным предметом на основании того, что он, по мнению богословов, существует независимо от сознания людей? При решении задачи использовать современное определение материи с учётом двух её аспектов.
Ответ: В современной философии материей принято называть то, что отвечает ее двум характерным аспектам:
На основе этих двух аспектов можно судить о материальности/нематериальности Бога. С точки зрения первого аспекта, Бог является материальным предметом, т.к. он существует вне сознания людей. А с точки зрения второго аспекта, считать Бога материальным предметом мы не можем, т.к. он не отражается сознанием и служит лишь частью предположения, мысли людей.
Зан 1.3.2 Материя Зад 2 Какое из трёх понятий - материя, вещество, бытие - имеет наибольший объём, а какое - наименьший? Объём понятия – это тот класс предметов, который охватывается данным понятием. Например, объём понятия «стул» - все стулья на планете, а объём понятия «мебель» будет больше, туда войдут ещё столы, диваны, шкафы и др. Ответ обоснуйте Ответ: Бытие – это всё, что существует; всё, что есть в мире. Материя – это часть бытия, представленная объективно существующей субстанцией. (это то, из чего состоят тела, действительная основа и среда всех ощутимых явлений.) Вещество есть материя не сама по себе, а уже оформленная, актуально определенная, многообразно дифференцированная, обнаруживающая известные свойства по известным физическим и химическим законам. (материя, которая обладает массой.) Зан 1.3.2 Материя Зад 3 Можно ли заменить понятие «материя» понятием «реальность», а «материализм» «реализмом»? Ответ обоснуйте. Для решения надо использовать знания категорий «материя», «реальность» и сравнить объёмы этих понятий.
Ответ: Нет, нельзя. Материя – это философская категория, для отображения именно объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, и существующая независимо от них. А реальность включает в себя еще и субъективную реальность, т.е. осознаваемое психическое состояние индивида, удостоверяющее для него факт его существования. Материализм нельзя назвать реализмом, т.к. реальность внешнего мира не означает реальность наших восприятий этого.
Зан 1.3.2 Материя Зад 5 Какое из трёх понятий - материя, газ, вещество - имеет наибольший объём, а какое - наименьший? Объём понятия – это тот класс предметов, который охватывается данным понятием. Например, объём понятия «стул» - все стулья на планете, а объём понятия «мебель» будет больше, туда войдут ещё столы, диваны, шкафы и др. Ответ обоснуйте Ответ: Материя – это часть бытия, представленная объективно существующей субстанцией. (это то, из чего состоят тела, действительная основа и среда всех ощутимых явлений.) Вещество есть материя не сама по себе, а уже оформленная, актуально определенная, многообразно дифференцированная, обнаруживающая известные свойства по известным физическим и химическим законам. Газ – это агрегатное состояние вещества, в котором его частицы не связаны или весьма слабо связаны силами взаимодействия и движутся свободно, заполняя весь предоставленный им объём. Таким образом, наибольший объем имеет понятие материя, а наименьший – газ. Ответ: В данном высказывании Б. Рассел придерживается принципа редукционизма, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами). Он считал, что все свойства живого вещества можно будет предсказать однажды, ибо они однозначно определяются особенностями электронных оболочек атомов, в него входящих, т.е. непосредственно только физическими и химическими законами. Такую точку зрения нельзя назвать абсолютно правильной, несмотря на большое количество ее сторонников, т.к. она достаточно ограничена. Ведь в ней не учитывается, что биологическое представляет собой качественно иной уровень организации изучаемых систем. Безусловно, полезно привлечь данные из физики и химии к изучению биологических систем, но только в качестве вспомогательных. При этом мы должны ясно сознавать, что качественную специфику биосистем и присущие им закономерности принципиально невозможно вывести из законов, относящихся к более низкому уровню организации. Именно в этом и состоит ошибка редукционизма.
Ответ: В этом высказывании не учитывается такое свойство сознания, как его бестелесность, бесплотность. Оно не обладает физическими и химическими свойствами, которыми обладают материальные объекты. Стол, свет, звук – это физические и химические предметы, явления, которые могут мыть измерены, ощутимы. Стол можно взвесить, свет разбить на лучи, звук создать с помощью музыкальных инструментов. Сознание же невозможно познать объективными методами, ведь оно дано человеку искусственно, в виде внутренних субъективных переживаний. Ответ: По своему составу сознание – совокупность многообразных психических явлений, объединённых чувством персонального Я. Сознание контактирует с огромной сферой бессознательного. Все психические явления могут погружаться в бессознательное, и наоборот. Поэтому понятие «психика» имеет больший объем, нежели понятие «сознание»( т.к. сознание – это высший уровень психического отражения). Понятия же «психика» и «душа» имеют одинаковый объем. В случаях, когда речь не идет о конкретном составе духовного мира человека, а последний рассматривается в целом и противопоставляется либо внешнему миру, либо телу человека (т.е. материальным образованиям), допустимо использование понятия «сознание» и «душа» как равнозначные. В религиозной философии преимущественно используется термин «душа», а в материалистической – «сознание». Ощущение - это исходный уровень процесса отражения, результат воздействия объективной реальности на органы чувств. И именно это понятие имеет самый малый объем, т.к. постигается на материальном уровне.
Ответ: Если кто-то глубоко не изучил проблему и не обладает основательной профессиональной подготовкой, то он напрасно будет ожидать озарение как наяву, так и во сне. Информация – мать интуиции. Пример: интуиция врача в отношении больного и интуиция студента. Пусковым механизмом или «подсказкой», для интуиции обычно выступает какой-либо образ, вызывающий заключение по аналогии (сходству). «Подсказка» способствует освобождению от стандартных, шаблонных ходов мысли. А главная закономерность – чем шире кругозор личности, тем больше факторов для действия интуиции. Другими же условиями осуществления интуиции являются: 1) Поисковая ситуация и попытки решить проблему; 2) Наличие «подсказки»
Ответ: Краткая характеристика функции практики как критерия истины: В практики происходит материальное воплощение знаний, которые подлежат проверке. Вместе с тем практика является объективным феноменом, принадлежащим материальному миру и функционирующим в соответствии с его законами. Эта двуединая (дуальная) природа практики обеспечивает ей роль критерия истины: знания о реальном мире, воплощенные в практике, контролируются законами этого мира. Если же практические результаты находятся в резком противоречии с ожидаемыми, то гипотеза отвергается как ошибочная и впоследствии заменяется другой. Чаще же практическая проверка в чём-то подтверждает гипотезу, а в чём-то нет. Тогда гипотеза модифицируется и вновь подвергается проверке. При этом необходимо учитывать не отдельные, а все имеющиеся на данном историческом этапе результаты практики. Использование ограниченной или устаревшей практики может послужить причиной заблуждения. Если выдвигается несколько гипотез, то более достоверной считается та из них, которая предсказала больше фактов, обнаруженных в реальности. Практика корректирует гипотезу до тех пор, пока она не даст удовлетворительного объяснения всей совокупности имеющихся фактов. В целом доказательство истинности гипотезы протекает в форме логической цепи рассуждений, отдельные звенья которой проверяются на практике. Некоторые авторы неоправданно отождествляют критерий практической полезности с критерием практики и на этом основании объединяют позиции прагматизма и диалектического материализма. На самом же деле это различные факторы, и критерием истинности является лишь практика. Совпадение результата, предсказанного гипотезой, с практическим результатом подтверждает гипотезу независимо от того, о полезных или вредных явлениях идёт речь в этой гипотезе. Например, клиническая практика подтвердила предсказанное медициной в начале 90-х годов ХХ века возрастание заболеваемости туберкулёзом в нашей стране, хотя такое возрастание вредно для общества. Некоторые авторы справедливо полагают, что практика – это ведущий критерий истины.
Зан 2.2.3 Наука Сци Зад 2 В чём суть умеренного и крайнего сциентизма и умеренного и крайнего антисциентизма? Каково правильное решение вопроса о роли науки и других сфер культуры в развитии общества?
Ответ: Сциентизм ( от лат. – разум, наука) – сциентизм выступает как идейная позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире. При этом в качестве идеала самой науки, как правило, рассматривается точное математизированное естествознание, под воздействием успехов которого в познании законов природы и связанного с этим научно – технического прогресса и возникает сциентизм. Умеренный сциентизм представляет собой некоторые преувеличения роли науки в жизни общества, а крайний сциентизм абсолютизирует роль науки в жизни общества, т.е. наука и прежде всего естествознание рассматриваются как наивысшая культурная ценность. Сторонники антисциентизма, напротив, не рассматривает науку как основополагающую область, отдавая должное другим сторонам культурной жизни – религии, искусству, философии, которые невозможно свести к научному познанию. Умеренный антисциентизм выступает, прежде всего, не столько против самой науки, сколько против критического сциентизма, стремящегося абсолютизировать роль науки и принизить культурную значимость др. форм деятельности и ориентации человека в мире – искусства, нравственности, религии, философии, обыденного сознания, эмоционально – личностного отношения к миру.
Ответ: К таким проблемам относится проблема здоровья человечества. Несмотря на развитие медицины, количество заболевших алкоголизмом, наркоманией, раком, гипертонией, СПИДом беспрестанно растет. В развивающихся странах миллионы людей не имеют медицинской помощи, часто возникают эпидемии. Из-за распространения в окружающей среде химических и радиоактивных мутагенов нагастает генетическая отягощенность населения. В развитых же странах резко возросло количество онкотических, психических заболеваний, болезней ССС и эндокринной системы, случаев алкоголизма, наркомании. Причины этого – нездоровый образ жизни людей. Так же стоит выделить, что в наше время резко увеличена скорость распространения инфекционных заболеваний, в связи с наличием активных международных связей.
Ответ:
В недемократических обществах удовлетворение многих потребностей (особенно высших) большинства людей является невозможным, на этом и основан вывод Э.Гартмана. Конечно, чем больше притязаний, тем труднее человеку удовлетворить свои потребности и тем выше вероятность несчастья. Если же он все-таки реализует свои цели, то достигнет и более полного счастья. Поэтому для большего счастья человеку надо иметь больший уровень притязаний и бороться за удовлетворение своих потребностей. Однако Гартман не сделал такого вывода, и заменил один вид несчастья (бессилие) другим (бесцельностью и пустотой существования. А такую позицию принять нельзя. Более же правильной является позиция Чехова о счастье. Ведь счастье, а именно его полнота, зависит в первую очередь от широты круга потребностей (интересов) человека и от их характера, качества, т.е. чем образованнее человек, тем счастливее он может себя ощущать в этой жизни. Ответ: В свете закона диалектической противоречивости болезнь есть единство двух противоположностей: 1)процессов повреждения, деструкции (вызванных внешними и внутренними факторами – инфекцией, токсинами, радиацией, генетическими изменениями, температурными и механическими воздействиями и др.) и 2)процессов компенсации, защиты. Если преобладает деструкция, то болезнь усиливается; если превалирует защита, то идёт выздоровление; при их равновесии наблюдается хроническое течение болезни. Задача врача – ослаблять деструкцию и усиливать защиту. Принцип: «Врач, не навреди! » недостаточен, односторонен. Правильный принцип: «Врач, не навреди и помоги! ». Зан 2.4.4 Фил мед (МК 7) Зад 1 Диагностика включает в себя 2 основных этапа: обследования больного (фиксация симптомов) и постановка диагноза. Почему 2-й этап ещё делится на 2 подэтапа: предварительная и окончательная постановка диагноза? Почему со 2-го этапа снова возникает необходимость возвращаться к 1-му?
Ответ: Второй этап – постановка диагноза. На этом этапе врач осмысливает симптомы и с помощью умозаключений делает вывод, какими заболеваниями может страдать пациент. Предварительная постановка диагноза обусловлена тем, что картина симптомов может отвечать нескольким болезням. Например, врач зафиксировал 4 симптома и установил, что эти симптомы могут быть при заболеваниях А, Б и В. Данных проведённого обследования недостаточно для точного установления болезни. Поэтому возникает необходимость дополнительного обследования. А это и будет 3-й этап – этап окончательной постановки диагноза. На этом этапе врач должен дифференцировать предполагаемые болезни и выявить истинную их них. Дифференцирование основано на признании того, что болезни могут иметь ряд совпадающих симптомов, но полностью симптоматическая картина одной болезни не может совпадать с картиной другой. Если явления полностью одинаковы, то одинаковы и сущности, т.е. при полном совпадении симптомов мы бы имели дело не с двумя, а с одной и той же болезнью. Для дифференцирования вероятных болезней врач вспоминает, какие ещё симптомы, кроме зафиксированных 4-х, должны быть при болезни А. Проводит дополнительное обследование – ищет эти симптомы, допустим, не обнаруживает их, и тогда делает вывод, что болезни А нет. Далее то же самое проделывает в отношении болезни Б и, допустим, тоже её не обнаруживает. Можно уже заключить, что у пациента болезнь В, но всё же надо проверить. Проводится поиск дополнительных симптомов для болезни В. Предположим, эти симптомы обнаруживаются, и тогда врач делает заключение, что у пациента болезнь В. ФИЛОСОФИЯ. ЗАДАЧИ К ЭКЗАМЕНУ Зан 1.1.1 Предмет Зад 2 Мифология была доминирующей в обществе много тысяч лет. Но в 7-6-м веках до н.э. на её основе возникла философия. Какие потребности общества вызвали к жизни философию, как философия влияла на самоопределение человека в мире и почему она повышала степень свободы человека?
Ответ: По мере усложнения жизни объяснение мира и человека в нем, даваемые мифологией и религией, перестали удовлетворять людей. Возникла потребность в реалистическом объяснении мира и рациональном обосновании надлежащего образа жизни и поступков людей, основанных на этих знаниях. Эта потребность реализовалась у людей в виде философии как новом историческом типе мировоззрения. Главной особенностью философии являлось то, что она предлагала человеку новый тип самоопределения – не через привычку и традицию, а через собственный разум. Мифологическая культура внушала человеку: «Слушай старших, поступай как все и как поступали раньше». Философ же говорил: « Не принимай все на веру, уважай старших, но думай сам, поступай по своему разумению». Тем самым философия повышала степень свободы человека.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 3408; Нарушение авторского права страницы