Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Зан 1.3.3 Движ Пр Врем Зад 5



Крупный физик А.Марков писал: «И нет ничего плохого в том, что всё – химия, биология, психология, социология – будет сводиться к физическим законам. Наоборот, это отвечает общему стремлению науки – отобразить единство природы, находя простые законы». Какой философский подход здесь имеет место? Ответ обоснуйте. Используйте свои знания о формах движения материи и их соотношении.

 

Ответ:

В данном высказывании А. Марков придерживается принципа редукционизма, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами). Он считал, что все в природе можно свести к законам физики. Несомненно, такое мнение не является верным. Безусловно, все знают, что биология сводится к химии, а химия - к физике, но никто не утверждает, что изучив физику можно все понять и про химию, и про биологию. Поэтому, конечно, полезно привлечь данные из физики к изучению химии, биологии, психологии, но только в качестве вспомогательного элемента.

Зан 1.3.4 Прир Техн (МК 1.3) Зад 1

Имеется 3 отношения человека к природе. Какое отношение противопоставляется какому в выражении Е.Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»? А какое отношение Базаровым не учитывается? Как бы вы перефразировали это выражение, чтобы отразить все 3 отношения?

Ответ:

В данном выражении Базарова практическое, преобразовательное отношение, которое реализуется в материальном производстве, противопоставляется эстетическому отношению, при котором природа оценивается с точки зрения красоты. При этом не учитывается познавательное или гносеологическое отношение к природе, которое реализуется в совокупности естественных наук. Такое отношение является неверным.

Правильным должно быть гармоничное сочетание всех трех отношений, когда природа признавалась бы и мастерской, и храмом, и научной лабораторией.

 

Зан 2.1.1 Аспек созн Мозг Зад 1

Немецкий философ И.Дицген писал: «Дух (сознание) не больше отличается от стола, света, звука, чем эти вещи отличаются друг от друга»? Какое качество сознания не учитывается в этом высказывании, и в чём это качество заключается?

Ответ:

В этом высказывании не учитывается такое свойство сознания, как его бестелесность, бесплотность. Оно не обладает физическими и химическими свойствами, которыми обладают материальные объекты. Стол, свет, звук – это физические и химические предметы, явления, которые могут мыть измерены, ощутимы. Стол можно взвесить, свет разбить на лучи, звук создать с помощью музыкальных инструментов. Сознание же невозможно познать объективными методами, ведь оно дано человеку искусственно, в виде внутренних субъективных переживаний.

Зан 2.1.1 Аспек созн Мозг Зад 3

Какое из четырёх понятий – сознание, психика, ощущение, душа – имеет наибольший объём, а какое – наименьший (речь идёт о сознаваемом ощущении). Свой ответ обоснуйте.

 

Ответ:

По своему составу сознание – совокупность многообразных психических явлений, объединённых чувством персонального Я. Сознание контактирует с огромной сферой бессознательного. Все психические явления могут погружаться в бессознательное, и наоборот. Поэтому понятие «психика» имеет больший объем, нежели понятие «сознание»( т.к. сознание – это высший уровень психического отражения). Понятия же «психика» и «душа» имеют одинаковый объем. В случаях, когда речь не идет о конкретном составе духовного мира человека, а последний рассматривается в целом и противопоставляется либо внешнему миру, либо телу человека (т.е. материальным образованиям), допустимо использование понятия «сознание» и «душа» как равнозначные. В религиозной философии преимущественно используется термин «душа», а в материалистической – «сознание».

Ощущение - это исходный уровень процесса отражения, результат воздействия объективной реальности на органы чувств. И именно это понятие имеет самый малый объем, т.к. постигается на материальном уровне.

 

Зан 2.1.6 Возм Прич Сод (МК 2.1) Зад 4

Какому принципу диалектики противоречит деление болезней на функциональные и органические? В чём отрицательное методологическое значение такого деления для медицины? Какое более правильное деление вы бы предложили?

Ответ:

В медико–биологических и сельскохозяйственных науках большую роль играют понятия структуры и функции, которые выражают определенные аспекты категорий формы и содержания. Под структурой в этих науках понимают пространственные отношения между элементами, т.е. строение системы, а под функцией – процессы, протекающие в системе и ее частях. Аналогично форме и содержанию структура и функция существуют в неразрывном единстве. Поэтому нельзя изучать структуру, не обращаясь к исследованию функции и наоборот. Неравномерно делить болезни на функциональные и органические; то, что иногда называют функциональными болезнями, есть заболевания, морфологические изменения при которых имеют микроструктурный характер и еще не выявлены. Т.О. принцип единства структуры и функции ориентирует на глубокое познание патогенеза.

Ведущая роль во взаимоотношениях структуры и функции принадлежит функции. В процессе эволюции отбираются организмы со структурами, которые обеспечивают более успешное выполнение нужных организму функций.( функция глаза определила его строение).

Зан 2.2. 1 Суб Воз Чув Рац Ин Речь Зад 2

Интуиция – это прямое усмотрение истины без логического обоснования. Почему для осуществления интуиции необходимо глубокое знание объекта? Каковы другие условия интуиции?

 

Ответ:

Если кто-то глубоко не изучил проблему и не обладает основательной профессиональной подготовкой, то он напрасно будет ожидать озарение как наяву, так и во сне. Информация – мать интуиции. Пример: интуиция врача в отношении больного и интуиция студента. Пусковым механизмом или «подсказкой», для интуиции обычно выступает какой-либо образ, вызывающий заключение по аналогии (сходству). «Подсказка» способствует освобождению от стандартных, шаблонных ходов мысли. А главная закономерность – чем шире кругозор личности, тем больше факторов для действия интуиции.

Другими же условиями осуществления интуиции являются:

1) Поисковая ситуация и попытки решить проблему;

2) Наличие «подсказки»

 

Зан 2.2.2 Ист Заб Прак Зад 1

В чём заключается принцип конкретности истины? Придумайте примеры высказываний, в которых этот принцип соблюдается, и примеры, где он не соблюдается. Из учебника примеры не брать.

 

Ответ:

Принцип конкретности истины предполагает, что истинность любого суждения может быть поставлена под сомнение, если не установлены условия время и место исследуемого явления или объекта. При изменении этих параметров теряется истинность суждения. Этот принцип служит ориентиром для исследователя, а также подтверждает то обстоятельство, что никогда не бывает некоей абстрактной истины, а истина всегда конкретна. Это позволяет избегнуть соблазна переноса известного процесса на неизвестные условия.

Примеры: суждение «вода кипит при 100 градусах по Цельсию» истинно лишь при условии, что речь идет о нормальной, чистой воде и нормальном давлении. Это суждение теряет свою истинность, если изменить давление или взять т. н. тяжелую воду. Основные положения классической механики истинны применительно к макротелам. За пределами макромира они теряют свою истинность.

Зан 2.2.2 Ист Заб Прак Зад 3

В определённых случаях, например в математике, для установления истинности каких-либо положений достаточно логического доказательства без обращения к практике. Почему же тогда практика (эмпирическая проверяемость) считается ведущим критерием истины? Может быть, практика и логическая доказуемость два самостоятельных и независимых критерия?

 

Ответ:

Краткая характеристика функции практики как критерия истины:

В практики происходит материальное воплощение знаний, которые подлежат проверке. Вместе с тем практика является объективным феноменом, принадлежащим материальному миру и функционирующим в соответствии с его законами. Эта двуединая (дуальная) природа практики обеспечивает ей роль критерия истины: знания о реальном мире, воплощенные в практике, контролируются законами этого мира.

Если же практические результаты находятся в резком противоречии с ожидаемыми, то гипотеза отвергается как ошибочная и впоследствии заменяется другой. Чаще же практическая проверка в чём-то подтверждает гипотезу, а в чём-то нет. Тогда гипотеза модифицируется и вновь подвергается проверке. При этом необходимо учитывать не отдельные, а все имеющиеся на данном историческом этапе результаты практики. Использование ограниченной или устаревшей практики может послужить причиной заблуждения. Если выдвигается несколько гипотез, то более достоверной считается та из них, которая предсказала больше фактов, обнаруженных в реальности. Практика корректирует гипотезу до тех пор, пока она не даст удовлетворительного объяснения всей совокупности имеющихся фактов. В целом доказательство истинности гипотезы протекает в форме логической цепи рассуждений, отдельные звенья которой проверяются на практике.

Некоторые авторы неоправданно отождествляют критерий практической полезности с критерием практики и на этом основании объединяют позиции прагматизма и диалектического материализма. На самом же деле это различные факторы, и критерием истинности является лишь практика. Совпадение результата, предсказанного гипотезой, с практическим результатом подтверждает гипотезу независимо от того, о полезных или вредных явлениях идёт речь в этой гипотезе. Например, клиническая практика подтвердила предсказанное медициной в начале 90-х годов ХХ века возрастание заболеваемости туберкулёзом в нашей стране, хотя такое возрастание вредно для общества.

Некоторые авторы справедливо полагают, что практика – это ведущий критерий истины.

 

Зан 2.2.3 Наука Сци Зад 2

В чём суть умеренного и крайнего сциентизма и умеренного и крайнего антисциентизма? Каково правильное решение вопроса о роли науки и других сфер культуры в развитии общества?

 

Ответ:

Сциентизм ( от лат. – разум, наука) – сциентизм выступает как идейная позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире. При этом в качестве идеала самой науки, как правило, рассматривается точное математизированное естествознание, под воздействием успехов которого в познании законов природы и связанного с этим научно – технического прогресса и возникает сциентизм.

Умеренный сциентизм представляет собой некоторые преувеличения роли науки в жизни общества, а крайний сциентизм абсолютизирует роль науки в жизни общества, т.е. наука и прежде всего естествознание рассматриваются как наивысшая культурная ценность.

Сторонники антисциентизма, напротив, не рассматривает науку как основополагающую область, отдавая должное другим сторонам культурной жизни – религии, искусству, философии, которые невозможно свести к научному познанию.

Умеренный антисциентизм выступает, прежде всего, не столько против самой науки, сколько против критического сциентизма, стремящегося абсолютизировать роль науки и принизить культурную значимость др. форм деятельности и ориентации человека в мире – искусства, нравственности, религии, философии, обыденного сознания, эмоционально – личностного отношения к миру.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь