Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЦЕРКВИСтр 1 из 4Следующая ⇒
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «История древней христианской церкви» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033400 Теология, утвержденного приказом Министерства образования и науки № 183 от 9 февраля 2011 года и относится к разделу «Профессиональный цикл. Вариативная часть». Краткая характеристика дисциплины. Предметом изучения курса является церковная история. Курс призван дать обучающимся основные понятия о предмете церковной истории и ее задачах, источниках и пособиях по изучению церковной истории. Изучившие курс должны иметь представление о разделении церковной истории на периоды и знать основные исторические события каждого периода. Место курса в учебном процессе. Дисциплина «История древней христианской церкви» изучается во 2 и 3 семестрах. Программа курса разработана для будущих теологов как необходимая составная часть их профессиональной деятельности, связанной с пониманием особенностей и природы догматических движений, вероучительных и церковно-дисциплинарных споров и расколов, знанием основ церковного строя, пониманием взгляда Церкви на свои взаимоотношения с государством, четким представлением об исторически формировавшихся различиях между западным и восточным христианством. Данный учебный курс разовьет и укрепит навыки работы с источниками по древней церковной истории, ознакомит с основной догматической и канонической терминологией, позволит отчетливее понять исторические корни разделений в христианском мире и исторически обусловленные особенности существующих ныне христианских конфессий. Преподавание курса связано с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом – «Догматическое богословие», «История поместных церквей», «История Русской Православной Церкви», – и учитывает их содержание. Целью курса является способствовать: - усвоению наиболее важных фактов древней церковной истории; - выяснению характера взаимоотношений древней Церкви с языческим и христианским государством; - пониманию природы догматических движений и смысла вероучительных споров; - пониманию природы церковно-дисциплинарных споров и расколов; - ознакомлению с процессом кристаллизации догматических формулировок и основной догматической терминологией; - ознакомлению с основами церковного законодательства и церковного управления; - выявлению расхождений между христианским Востоком и Западом, приведших к разрыву между ними церковного общения. Задачи курса: - дать хронологически последовательный очерк основных событий церковной истории до середины XI века; - проследить эволюцию взаимоотношений Церкви и государства; - ознакомить с основания церковного строя и законодательства, проследить становление системы церковного управления; - определить факторы, приведение к разрыву церковного общения между Западом и Востоком. Задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины. Слушатель, изучивший дисциплину должен знать: - хронологическую последовательность событий церковной истории до середины XI века и, прежде всего, даты, место проведения, повестку дня и решения Вселенских соборов; - имена главнейших церковно-исторических деятелей и уметь охарактеризовать их роль в истории Церкви; - основные вехи эволюции церковно-государственных отношений; - иметь представление об основах церковного строя и церковного законодательства; - иметь четкое представление о политических, канонических, литургических и догматических расхождениях между западным и восточным христианством к середине XI века; уметь: - изложить содержание и охарактеризовать суть догматических движений и споров, указав на принципиальное отличие церковного взгляда на проблему от еретического; владеть навыками: - пользования церковной терминологией и работы с источниками; быть компетентным: - давать квалифицированную консультацию по данному предмету в приложении к разным предметным областям с использованием специальной литературы.
В результате изучения курса студент должен обладать следующими компетенциями: способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-1); способностью критически переосмыслять накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-2); наличием базовых знаний по всем предметам профессионального цикла (ОК-10); готовностью использовать первичные и вторичные источники, программные средства, ресурсы Интернет и работать в компьютерных сетях, создавать базы данных, способностью ввести результаты исследований в научный оборот и современное информационное пространство (ОК-17); способностью проводить научные исследования в области истории и теории русской культуры и литературы в контексте христианской культурной традиции (ОК-20); способностью использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования, готовность применять в научно-исследовательской работе основные принципы и методы проведения научных исследований, учитывая единство теологического знания, оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты (ПК-1); готовностью применять стандартные методы решения проблем, имеющих теологическое содержание (ПК-2); готовностью участвовать в научных исследованиях по теологической проблематике (ПК-3); способностью применять основные учебно-методические принципы и методы для разработки элементов учебных курсов и подготовки методических материалов; готовностью к составлению источниковедческих и библиографических обзоров по общим и специальным учебным курсам (ПК-5); способностью использовать в практической деятельности знание о теологических основаниях, принципах, методах и различных формах этой деятельности; готовностью участвовать в исследованиях практической деятельности конфессии и применять результаты этих исследований (ПК-7); способностью подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8), готовностью применить результаты анализа к решению конкретных профильных экспертно-консультативных задач (ПК-9); способностью использовать знания в области истории, типологии и актуальных проблем конфессиональных взаимоотношений в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте (ПК-10); готовностью решать конкретные задачи и участвовать в составе групп, реализующих различные виды профессиональной деятельности выпускника (ПК-12). способностью использовать базовые знания в области теологии (ПК-13); способностью использовать специализированные знания фундаментальных разделов философии, истории, искусствоведения, филологии для освоения профильных теологических дисциплин (в соответствии с профильной направленностью) (ПК-14); Общая трудоемкость дисциплины. Всего 5 зачетных единиц (100 аудиторных часов). Курсовая работа не предусмотрена. Предусмотрены индивидуальные задания студентов (во 2 семестре), контрольная работа (в 3 семестре). Формы контроля усвоения содержания курса: контрольные работы, зачет (1 семестр), экзамен (2 семестр). Объем дисциплины и виды учебной работы
Примерный тематический план
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 2. Ереси и секты. Понятие о ересях. Их происхождение. Еретики иудействующие: назореи и евиониты. Общее понятие о ересях языческого происхождения (Гностицизм. Манихейство). Ересь антитринитариев или монархиан. Модалисты и динамисты. Монтанизм. Хилиазм. Рекомендуемая литература: 1. ИРИНЕЙ св. Сочинения (рус. пер. изд. П.А. Преображенским). М., 1871. Тема 4. Христианская жизнь. Святость и чистота жизни христиан первых веков. Воплощение Евангельских заповедей. Ревность ко спасению. Древне-христианский аскетизм. Значение мученичества. Христианские обычаи. Церковная дисциплина. Расколы: Новата и Фелициссима в Карфагенской Церкви и Новациана в Риме. Тема 5. Богослужение. Характер новозаветного богослужения и его составные части во II-III вв. Места богослужений. Священные изображения и принадлежности христианских храмов. Священные времена христианской Церкви. Воспоминания, соединенные о богослужением суточного и седмичного круга. Годичные праздники и посты. Споры о времени празднования Пасхи. Разногласия между церквами малоазийскими и римской. Совершение таинств в первенствующей Церкви - I-III вв. Споры о крещении еретиков. РАЗДЕЛ VII. БОГОСЛУЖЕНИЕ Тема 1. Характеристика богослужения во II периоде. Тема 2. Церковная дисциплина относительно покаяния. Рекомендуемая литература: 1. Бобровицкий И. О происхождении и составе Римско-Католической литургии и отличии ее от православной. Киев, 1873. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Предпосылки быстрого распространения христианства. 2. К какой проблеме привело существование в церковных общинах христиан иудейского и языческого происхождения? Как Церковь разрешила эту проблему? 3. В чем отличие иерархической структуры Церкви I века от современной? 4. Причины ненависти общества к христианам и гонений на них со стороны государства в I III веках 5. В чем принципиальное расхождение гностических учений с учением Церкви? 6. Какие входящие ныне в канон Священного Писания книги относились в древности к числу спорных? Какие книги, не входящие ныне в канон, включались в него в древности? 7. Причины изменения Церковью покаянной дисциплины. 8. В чем расхождение монархианства в любой его форме с учением Церкви? 9. Историческое значение деятельности древнехристианских апологетов, Климента Александрийского и Оригена. 10. В чем расхождение между арианством и учением Церкви и принципиальная важность этого расхождения? 11. Общее и различия между никейским и никеоконстантинопольским Символом веры. 12. Предпосылки и причины возникновения монашества. 13. Ответ христиан на политику императора Юлиана Отступника. 14. В чем расхождение между несторианством и учением Церкви и принципиальная важность этого расхождения? 15. Деятельность Константина Великого как христианского императора. 16. Деятельность Констанция и Феодосия I как христианских императоров. 17. Предпосылки возникновения монофизитства. В чем расхождение между монофизитством и учением Церкви и принципиальная важность этого расхождения? 18. Попытки компромисса с монофизитством после IV Вселенского Собора и их результат. 19. Церковная политика императора Юстиниана I, ее общий смысл и отдельные направления. 20. Моноэнергизм и монофелитство как новые попытки компромисса с монофизитством. В чем их неприемлемость с точки зрения Церкви? 21. Законодательная деятельность Трулльского Собора 691 692 годов. 22. Причины возникновения иконоборчества. 23. Догматические аргументы против иконопочитания. 24. Отношение к иконопочитанию и иконоборчеству на христианском Западе. 25. Богословское обоснование иконопочитания у преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Феодора Студита и патриарха Никифора. 26. Внутренние проблемы византийской Церкви в конце VIII – в начале IX веков. 27. Патриарх Фотий и Западная Церковь. 28. Христианская миссия при патриархе Фотии. 29. Византийская Церковь и споры о четвертом браке императора Льва VI. 30. Церковная жизнь в Византии в X веке. 31. Разрыв церковного общения между Западом и Востоком в 1054 году, его предпосылки и причины. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ 1. Асмус В., протоиерей. История Церкви. Курс лекций. М., 1998. 2. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. ТТ.1 4. М., 1994. 3. Дворкин А.Л. Из истории Вселенских Соборов. Альфа и Омега. 1996 1998. №№ 9 17. 4. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций/ Издание 3-е, перераб. и дополн. Изд-во «Христианская библиотека», 2007 г. 964 с. 5. Карташов А.В. Вселенские Соборы. М., 1994 6. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках. М., 1997. 7. Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X и XI веках. СПБ., 1999. 8. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан. М., 1994. 9. Лортц Й. История Церкви. Т.1. М., 1999. 10. Поснов М.Э. История христианской Церкви (до разделения церквей – 1054 года). Брюссель, 1964. 11. Тальберг Н. История христианской Церкви. Москва Нью-Йорк, 1991. 12. Шмеман А., протоиерей. Исторический путь православия. М., 1993.
ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (вариант 1) 1. Ненависть к христианам со стороны языческого общества в I-IV вв., ее причины. 2. Монархианство. Динамизм. Общая характеристика и основные представители. 3. Различные направления в арианстве после I Вселенского собора. Аномеи (евномиане), омии, омиусиане. 4. Св. Иоанн Златоуст и история его осуждения. 5. 28 правило IV Вселенского собора. Отличие его от 3 правила II Вселенского собора и отношение к нему Рима. 6. VI Вселенский собор. История созыва и основные деяния. 7. Взаимоотношения между императрицей Ириной и ее сыном Константином VI. Второй брак Константина и вызванный им церковный раскол. 8. Обстоятельства избрания на константинопольскую кафедру св. Фотия. Конфликт с Римом. Константинопольский собор 861 г. 9. Государственно-политические причины разрыва церковного общения между Западом и Востоком.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (вариант 2) 1. Александрийское огласительное училище и его наиболее известные руководители во II-III вв. 2. История обращения в христианство императора Константина Великого. 3. Император Юлиан Отступник и его борьба с христианством. 4. Появление на константинопольской кафедре Нестория. Истоки и сущность его лжеучения. 5. V Вселенский собор. История созыва и основные деяния. 6. Причины возникновения иконоборчества. 7. Мученики и исповедники иконоборческого периода. 8. Христианская миссия при константинопольском патриархе св. Фотии. Деятельность св. Кирилла и Мефодия. 9. Даты наиболее значительных разрывов и расколов между Востоком и Западом до 1054 г.
Требования к контрольным работам Необходимо дать четкие, конкретные, исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. Следует помнить, что работа должна быть выдержана в академическом стиле, без публицистических, обличительных, лирических или стихотворных отступлений. Ответы должны соответствовать тематике той дисциплины, которая указана на титульном листе. Текст должен быть напечатан на бумаге формата А4 с одной стороны листа (не менее, чем через 1, 5 интервала, кегль – 12) или написан крупным разборчивым почерком. С правой стороны следует оставлять поля не менее 2-х см., поля должны быть также снизу и слева. Страницы следует нумеровать. Список литературы и ссылки на нее в тексте по прилагаемым правилам цитирования обязательны. Если в работе нет списка литературы и (или) ссылок на нее в тексте, то работа оценивается отметкой “неудовлетворительно”. Титульный лист с заданием необходимо приложить к работе.
Правила цитирования:
1. Все цитаты необходимо заключать в кавычки. 2. Библию не принято выносить в список литературы. После цитаты из традиционных текстов Священного Писания (греческого textus receptus, славянской Елисаветинской Библии, русского Синодального) в круглых скобках указывается книга в общепринятом сокращении, глава, стих (и). Например: “Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть” (1 Кор 10: 12). 3. В конце контрольной работы необходимо привести пронумерованный список использованной литературы с выходными данными: автор, название (без кавычек), издательство, место и год издания. Порядок нумерации литературных источников в списке должен либо соответствовать последовательности их упоминания в тексте, либо быть в алфавитном порядке. Каждое произведение (или творение святых отцов) приводится в списке только один раз. 4.После цитаты, заключенной в кавычки, обязательна ссылка, которую (в отличие от ссылки на Священное Писание) принято приводить в квадратных скобках. В ссылке упоминается только номер источника в списке литературы и соответствующая страница (ы) по указанному изданию. Например: “Грех делает нас более несчастными, чем виновными” [4, с. 599].
Примерные ВОПРОСЫ к экзамену ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Предпосылки быстрого распространения христианства. 2. Проблема существования в первых церковных общинах христиан иудейского и языческого происхождения. 3. Отличие иерархической структуры Церкви I века от современной. 4. Причины ненависти общества к христианам и гонений на них со стороны государства в I-III веках 5. Принципиальное расхождение гностических учений с учением Церкви. 6. Спорные (в древности) книги, входящие ныне в канон Священного Писания. Книги, не входящие ныне в канон, но включавшиеся в него в древности. 7. Причины изменения Церковью покаянной дисциплины. 8. Расхождение монархианства в любой его форме с учением Церкви. 9. Историческое значение деятельности древнехристианских апологетов, Климента Александрийского и Оригена. 10. Рсхождение между арианством и учением Церкви и принципиальная важность этого расхождения. 11. Общее и различия между никейским и никеоконстантинопольским Символом веры. 12. Предпосылки и причины возникновения монашества. 13. Ответ христиан на политику императора Юлиана Отступника. 14. Расхождение между несторианством и учением Церкви и принципиальная важность этого расхождения. 15. Деятельность Константина Великого как христианского императора. 16. Деятельность Констанция и Феодосия I как христианских императоров. 17. Предпосылки возникновения монофизитства. В чем расхождение между монофизитством и учением Церкви и принципиальная важность этого расхождения? 18. Попытки компромисса с монофизитством после IV Вселенского Собора и их результат. 19. Церковная политика императора Юстиниана I, ее общий смысл и отдельные направления. 20. Моноэнергизм и монофелитство как новые попытки компромисса с монофизитством. Неприемлемость их с точки зрения Церкви. 21. Законодательная деятельность Трулльского Собора 691–692 годов. 22. Причины возникновения иконоборчества. 23. Догматические аргументы против иконопочитания. 24. Отношение к иконопочитанию и иконоборчеству на христианском Западе. 25. Богословское обоснование иконопочитания у преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Феодора Студита и патриарха Никифора. 26. Внутренние проблемы византийской Церкви в конце VIII – в начале IX веков. 27. Патриарх Фотий и Западная Церковь. 28. Христианская миссия при патриархе Фотии. 29. Византийская Церковь и споры о четвертом браке императора Льва VI. 30. Церковная жизнь в Византии в X веке. 31. Разрыв церковного общения между Западом и Востоком в 1054 году, его предпосылки и причины.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ По всему курсу
Основная литература
Дополнительная литература
6. Евагрий, Схоластик. Церковная история [Текст]. Кн. III-IV / Евагрий Схоластик; пер. с греч., комментарии и прилож. И. В. Кривушин; отв. ред. Е. С. Кривушина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 422 с. - (Византийская история. Источники). - ISBN 5-89329-362-2: 68.70. Наличие: 1аб
Критерии оценивания знаний студентов по дисциплине во 2 семестре
Формирование балльно-рейтинговой оценки работы студента
Критерии оценивания знаний студента на зачёте От 30 до 24 баллов: Обучающийся в полной мере владеет понятиями, фактами, теориями, методами логики: называет и дает определение, раскрывает объем понятий, их характеристику и содержание; имеет представление о возможных путях решения научных проблем; иллюстрирует проблему примерами. Ответ излагается четко, логично, аргументировано, с использованием научной терминологии. От 23 до 16 баллов: О бучающийся достаточно хорошо владеет понятиями, фактами, теориями, методами логики, при этом допускает небольшие неточности в определении понятий, установлении логики взаимосвязей; может, исходя из фактов, выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ обоснованный, логично структурированный. От 15 до 8 баллов: Обучающийся демонстрирует пробелы в знании учебно-программного материала, недостаточно четко дает определение понятий. Ответ схематичный, имеют место речевые ошибки, нарушена логика изложения материала. От 7 до 0 баллов: не владеет научными понятиями, представлениями по теме дисциплины; не может выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ необоснованный, немотивированный, язык изложения скудный, ненаучный.
Итоговым контролем является зачёт, для получения которого студенту нужно набрать более 60 баллов (более 30% от максимально возможного количества баллов).
Материально-техническое обеспечение дисциплины 1. Мультимедийный проектор. 2. Экран для проецирования изображения мультимедийным проектором. 3. Персональный компьютер. Критерии оценивания знаний студентов по дисциплине в 3 семестре
Формирование балльно-рейтинговой оценки работы студента
Критерии оценивания знаний студента на экзамене От 60 до 53 баллов: Обучающийся в полной мере владеет понятиями, фактами, теориями, методами: называет и дает определение, раскрывает объем понятий, их характеристику и содержание; имеет представление о возможных путях решения научных проблем; иллюстрирует проблему примерами. Ответ излагается четко, логично, аргументировано, с использованием научной терминологии. От 52 до 45 баллов: Обучающийся достаточно хорошо владеет понятиями, фактами, теориями, методами, при этом допускает небольшие неточности в определении понятий, установлении взаимосвязей; может, исходя из фактов, выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ обоснованный, логично структурированный. От 44 до 37 баллов: Обучающийся демонстрирует пробелы в знании учебно-программного материала, недостаточно четко дает определение понятий. Ответ схематичный, имеют место речевые ошибки, нарушена логика изложения материала. От 36 до 0 баллов: Не владеет научными понятиями, представлениями по теме дисциплины; не может выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ необоснованный, немотивированный, язык изложения скудный, ненаучный. Итоговым контролем является экзамен.
Материально-техническое обеспечение дисциплины 1. Мультимедийный проектор. 2. Экран для проецирования изображения мультимедийным проектором. 3. Персональный компьютер. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «История древней христианской церкви» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033400 Теология, утвержденного приказом Министерства образования и науки № 183 от 9 февраля 2011 года и относится к разделу «Профессиональный цикл. Вариативная часть». Краткая характеристика дисциплины. Предметом изучения курса является церковная история. Курс призван дать обучающимся основные понятия о предмете церковной истории и ее задачах, источниках и пособиях по изучению церковной истории. Изучившие курс должны иметь представление о разделении церковной истории на периоды и знать основные исторические события каждого периода. Место курса в учебном процессе. Дисциплина «История древней христианской церкви» изучается во 2 и 3 семестрах. Программа курса разработана для будущих теологов как необходимая составная часть их профессиональной деятельности, связанной с пониманием особенностей и природы догматических движений, вероучительных и церковно-дисциплинарных споров и расколов, знанием основ церковного строя, пониманием взгляда Церкви на свои взаимоотношения с государством, четким представлением об исторически формировавшихся различиях между западным и восточным христианством. Данный учебный курс разовьет и укрепит навыки работы с источниками по древней церковной истории, ознакомит с основной догматической и канонической терминологией, позволит отчетливее понять исторические корни разделений в христианском мире и исторически обусловленные особенности существующих ныне христианских конфессий. Преподавание курса связано с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом – «Догматическое богословие», «История поместных церквей», «История Русской Православной Церкви», – и учитывает их содержание. Целью курса является способствовать: - усвоению наиболее важных фактов древней церковной истории; - выяснению характера взаимоотношений древней Церкви с языческим и христианским государством; - пониманию природы догматических движений и смысла вероучительных споров; - пониманию природы церковно-дисциплинарных споров и расколов; - ознакомлению с процессом кристаллизации догматических формулировок и основной догматической терминологией; - ознакомлению с основами церковного законодательства и церковного управления; - выявлению расхождений между христианским Востоком и Западом, приведших к разрыву между ними церковного общения. Задачи курса: - дать хронологически последовательный очерк основных событий церковной истории до середины XI века; - проследить эволюцию взаимоотношений Церкви и государства; - ознакомить с основания церковного строя и законодательства, проследить становление системы церковного управления; - определить факторы, приведение к разрыву церковного общения между Западом и Востоком. Задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины. Слушатель, изучивший дисциплину должен знать: - хронологическую последовательность событий церковной истории до середины XI века и, прежде всего, даты, место проведения, повестку дня и решения Вселенских соборов; - имена главнейших церковно-исторических деятелей и уметь охарактеризовать их роль в истории Церкви; - основные вехи эволюции церковно-государственных отношений; - иметь представление об основах церковного строя и церковного законодательства; |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы