Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ VI. ЦЕРКОВНОЕ УСТРОЙСТВО



Тема 1. Характеристика отношений между Церковью и государством.
Права и преимущества, предоставленные Церкви. Церковная иерархия. Условия вступления в клир: богословское образование, нравственные качества и возраст кандидатов, вступающих в клир. Способ избрания: ограничение участия в нем мирян. Вопрос о браке и целибате духовенства. Определения Никейского и Трулльского собора по данному вопросу. Новые церковные должности.

Тема 2. Образование митрополий и патриархатов.
Церковное управление: епископское, митрополичье и патриаршее. Вселенские соборы — высшая инстанция церковного управления и законодательства. Поместные соборы IV–IX веков. Правила св. Отцов. Сборники церковных канонов. Причины возвышения Константинопольского патриарха в эпоху Вселенских соборов.

Рекомендуемая литература:

1. Болотов В.В., проф. Лекции по истории Древней Церкви. Т.3-4 // посмерт.изд. проф. Бриллиантова. Пг., 1918.
2. Карташев А.В. Вселенские соборы. Париж, 1963.
3. Курганов Ф. Отношение между Церковью и гражданской властью в Византийской империи. Казань, 1880.
4. Лебедев А.П. Духовенство древней вселенской Церкви (от времен апостольских до IX века). Т.Х. М., 1905.
5. Павел (Лебедев), иером. О должностях и учреждениях по церковному управлению в Древне-Восточной Церкви. СПб., 1858.

РАЗДЕЛ VII. БОГОСЛУЖЕНИЕ

Тема 1. Характеристика богослужения во II периоде.
Места общественного богослужения. Храмостроительный архитектурный стиль: базиликанский и византийский. Богослужебные времена. Праздники. Посты. Богослужебное творчество: проповедь, пение. Церковные песнописцы (преп. Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и др.).

Тема 2. Церковная дисциплина относительно покаяния.
Замена публичного покаяния тайным. Литургические особенности в Западной Церкви. Церковные дисциплинарные санкции: экскоммуникации и интердикт.

Рекомендуемая литература:

1. Бобровицкий И. О происхождении и составе Римско-Католической литургии и отличии ее от православной. Киев, 1873.
2. Красносельцев Н. Очерки из истории христианского храма. Казань, 1881.
3. Лаврентьев Г. Двунадесятые праздники Православной Церкви. СПб., 1862.
4. Мансветов И. О постах Православной Восточной Церкви. М., 1887.
5. Скабалланович М. Христианские пр-ки. Кн. 1-6. Киев, 1915.
6. Суворов Н.С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских Соборов. М., 1906.
7. Тальберг Н. История Христианской Церкви. М.: " Интербук", Нью-Йорк: " Астра", 1991.
8. Христианство. Энциклопед. словарь. Т.1.

РАЗЛЕЛ VIII. ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ

Тема 1. Общий обзор христианской жизни на Востоке и Западе.
Благотворное влияние христианства на личную-семейную и на социально-общественную жизнь. Выступление пастырей Церкви против господствующих пороков и языческих суеверий в обществе. Оценка христианской жизни в трудах св. Иоанна Златоуста, св. Амвросия Медиоланского, блаж. Иеронима и блаж. Августина.

Тема 2. Причины возникновения монашества.
Монашество на Востоке. Преп. Антоний Великий — основатель отшельнического (анахоретского) монашества. Преп. Пахомий Великий — основатель общежительного монашества. Другие знаменитые подвижники в Египте, Палестине, Сирии, Каппадокии и Константинополе. Женские монастыри.

Тема 3. История западного монашества.
Значение преп. Бенедикта Нурсийского в организации монастырей на Западе. Упадок монашеской жизни и ее возрождение усилиями аббатов Бернона и Одона в Клюнийской конгрегации. Церковно-общественное значение монашества.

Рекомендуемая литература:

1. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. М., 1854-56.
2. Лобачевский С., свящ. Св. Антоний Великий (его жизнь, писания и
нравственно-подвижническое учение). Одесса, 1906.
3. Палладий. Св. Пахомий Великий и первое иноческое общежитие. Казань, 1873.
4. Тальберг Н. Указ. соч.
5. Феодосий, еп. Палестинское монашество в IV–VI вв. Киев, 1899.

РАЗДЕЛ IX. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ

Тема 1. Историко-канонический аспект.
Краткая история создания в Западной Церкви теории главенства римского епископа во Вселенской Церкви. Стремление римского епископа к светской власти. " Вено Константина" и Лжеисидоровы декреталии. Папа Николай I.

Тема 2. Догматико-литургичсский аспект.
История догмата Filioque в Западной Церкви и введение его в Никеоцареградский символ веры. Литургические нововведения: пост в субботу, употребление опресноков в Евхаристии. Осуждение этих новаций Восточной церковью на соборах: 867 и 879 г. в Константинополе.

Рекомендуемая литература:

1. Зноско-Боровский М., прот. Православие, Римо-Католичество, Протестантизм и Сектантство. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1991.
2. Лебедев А.П. История Константинопольских соборов IХ-го в. М., 1888.
3. Он же. История разделения Церквей в IX, Х и XI вв. Изд. 2-е. СПб., 1905.
4. Поснов М.Э. проф. История Христианской Церкви (до разделения Церквей 1054 г.). Брюссель, 1964.

РАЗДЕЛ X. ИСТОРИЯ РАСКОЛА ЦЕРКВЕЙ

Тема 1. Дело патриархов Фотия и Игнатия и вмешательство папы Николая
Вопрос об юрисдикции над Болгарской Церковью и обострение отношений между Восточной и Западной Церквами.

Тема 2. Отношение между Церквами после п. Фотия до половины XI века.
Спор об опресноках и окончательное отпадение Западной Церкви. Пересмотр отношений между Римско-Католической и Константинопольской Церквами на Втором Ватиканском соборе. Упразднение анафематств 1054 г.

Рекомендуемая литература:

1. Борнан Г. Раскол между христианским Востоком и Западом. Париж, 1963. репринт. изд.
2. Лебедев А.П., проф. Церковь Римская и Византийская в их взаимных догматических и церковно-обрядовых спорах в IX, Х и XI веках. М., 1875.
3. Он же. История разделения Церквей в IX, Х и XI вв. (С подробным указ. рус. литературы, относящейся к этому предмету с 1891 по 1900 гг.) //Собр. церковно-историч. сочинений. Т.5. Изд. 2-е. М., СПб., 1906.
4. Христианство. Энциклопед. словарь. Т. II, III.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Предпосылки быстрого распространения христианства.

2. К какой проблеме привело существование в церковных общинах христиан иудейского и языческого происхождения? Как Церковь разрешила эту проблему?

3. В чем отличие иерархической структуры Церкви I века от современной?

4. Причины ненависти общества к христианам и гонений на них со стороны государства в I III веках

5. В чем принципиальное расхождение гностических учений с учением Церкви?

6. Какие входящие ныне в канон Священного Писания книги относились в древности к числу спорных? Какие книги, не входящие ныне в канон, включались в него в древности?

7. Причины изменения Церковью покаянной дисциплины.

8. В чем расхождение монархианства в любой его форме с учением Церкви?

9. Историческое значение деятельности древнехристианских апологетов, Климента Александрийского и Оригена.

10. В чем расхождение между арианством и учением Церкви и принципиальная важность этого расхождения?

11. Общее и различия между никейским и никеоконстантинопольским Символом веры.

12. Предпосылки и причины возникновения монашества.

13. Ответ христиан на политику императора Юлиана Отступника.

14. В чем расхождение между несторианством и учением Церкви и принципиальная важность этого расхождения?

15. Деятельность Константина Великого как христианского императора.

16. Деятельность Констанция и Феодосия I как христианских императоров.

17. Предпосылки возникновения монофизитства. В чем расхождение между монофизитством и учением Церкви и принципиальная важность этого расхождения?

18. Попытки компромисса с монофизитством после IV Вселенского Собора и их результат.

19. Церковная политика императора Юстиниана I, ее общий смысл и отдельные направления.

20. Моноэнергизм и монофелитство как новые попытки компромисса с монофизитством. В чем их неприемлемость с точки зрения Церкви?

21. Законодательная деятельность Трулльского Собора 691 692 годов.

22. Причины возникновения иконоборчества.

23. Догматические аргументы против иконопочитания.

24. Отношение к иконопочитанию и иконоборчеству на христианском Западе.

25. Богословское обоснование иконопочитания у преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Феодора Студита и патриарха Никифора.

26. Внутренние проблемы византийской Церкви в конце VIII – в начале IX веков.

27. Патриарх Фотий и Западная Церковь.

28. Христианская миссия при патриархе Фотии.

29. Византийская Церковь и споры о четвертом браке императора Льва VI.

30. Церковная жизнь в Византии в X веке.

31. Разрыв церковного общения между Западом и Востоком в 1054 году, его предпосылки и причины.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

1. Асмус В., протоиерей. История Церкви. Курс лекций. М., 1998.

2. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. ТТ.1 4. М., 1994.

3. Дворкин А.Л. Из истории Вселенских Соборов. Альфа и Омега. 1996 1998. №№ 9 17.

4. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций/ Издание 3-е, перераб. и дополн. Изд-во «Христианская библиотека», 2007 г. 964 с.

5. Карташов А.В. Вселенские Соборы. М., 1994

6. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках. М., 1997.

7. Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X и XI веках. СПБ., 1999.

8. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан. М., 1994.

9. Лортц Й. История Церкви. Т.1. М., 1999.

10. Поснов М.Э. История христианской Церкви (до разделения церквей – 1054 года). Брюссель, 1964.

11. Тальберг Н. История христианской Церкви. Москва Нью-Йорк, 1991.

12. Шмеман А., протоиерей. Исторический путь православия. М., 1993.

 

ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (вариант 1)

1. Ненависть к христианам со стороны языческого общества в I-IV вв., ее причины.

2. Монархианство. Динамизм. Общая характеристика и основные представители.

3. Различные направления в арианстве после I Вселенского собора. Аномеи (евномиане), омии, омиусиане.

4. Св. Иоанн Златоуст и история его осуждения.

5. 28 правило IV Вселенского собора. Отличие его от 3 правила II Вселенского собора и отношение к нему Рима.

6. VI Вселенский собор. История созыва и основные деяния.

7. Взаимоотношения между императрицей Ириной и ее сыном Константином VI. Второй брак Константина и вызванный им церковный раскол.

8. Обстоятельства избрания на константинопольскую кафедру св. Фотия. Конфликт с Римом. Константинопольский собор 861 г.

9. Государственно-политические причины разрыва церковного общения между Западом и Востоком.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (вариант 2)

1. Александрийское огласительное училище и его наиболее известные руководители во II-III вв.

2. История обращения в христианство императора Константина Великого.

3. Император Юлиан Отступник и его борьба с христианством.

4. Появление на константинопольской кафедре Нестория. Истоки и сущность его лжеучения.

5. V Вселенский собор. История созыва и основные деяния.

6. Причины возникновения иконоборчества.

7. Мученики и исповедники иконоборческого периода.

8. Христианская миссия при константинопольском патриархе св. Фотии. Деятельность св. Кирилла и Мефодия.

9. Даты наиболее значительных разрывов и расколов между Востоком и Западом до 1054 г.

 

Требования к контрольным работам

Необходимо дать четкие, конкретные, исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.

Следует помнить, что работа должна быть выдержана в академическом стиле, без публицистических, обличительных, лирических или стихотворных отступлений.

Ответы должны соответствовать тематике той дисциплины, которая указана на титульном листе.

Текст должен быть напечатан на бумаге формата А4 с одной стороны листа (не менее, чем через 1, 5 интервала, кегль – 12) или написан крупным разборчивым почерком.

С правой стороны следует оставлять поля не менее 2-х см., поля должны быть также снизу и слева.

Страницы следует нумеровать.

Список литературы и ссылки на нее в тексте по прилагаемым правилам цитирования обязательны. Если в работе нет списка литературы и (или) ссылок на нее в тексте, то работа оценивается отметкой “неудовлетворительно”.

Титульный лист с заданием необходимо приложить к работе.

 

Правила цитирования:

 

1. Все цитаты необходимо заключать в кавычки.

2. Библию не принято выносить в список литературы. После цитаты из традиционных текстов Священного Писания (греческого textus receptus, славянской Елисаветинской Библии, русского Синодального) в круглых скобках указывается книга в общепринятом сокращении, глава, стих (и). Например: “Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть” (1 Кор 10: 12).

3. В конце контрольной работы необходимо привести пронумерованный список использованной литературы с выходными данными: автор, название (без кавычек), издательство, место и год издания.

Порядок нумерации литературных источников в списке должен либо соответствовать последовательности их упоминания в тексте, либо быть в алфавитном порядке.

Каждое произведение (или творение святых отцов) приводится в списке только один раз.

4.После цитаты, заключенной в кавычки, обязательна ссылка, которую (в отличие от ссылки на Священное Писание) принято приводить в квадратных скобках. В ссылке упоминается только номер источника в списке литературы и соответствующая страница (ы) по указанному изданию. Например: “Грех делает нас более несчастными, чем виновными” [4, с. 599].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь