Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Семиотика коммуникации: общая характеристика. Классификация знаков Ч.Морриса.
Семиотика – это наука о знаках, рассматривающая разного рода явления природы и человеч. культуры как взаимодействия, опосредованные знаками; исследует структуру и функционирование знак. систем. Существуют две сферы бытия знаков (семиосферы): познание и смысловые коммуникации. Соответственно можно разделить семиотику на две части: - семиотика познания; - семиотика смысловых коммуникаций. Согласно понятию коммуникационного канала, он предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и восприятия сообщений, в том числе знаки, языки, коды. Эти семиотические средства будем называть коммуникационными знаками. Теперь можно определить семиотику социальной коммуникации как научную дисциплину следующим образом: Семиотика социальной коммуникации — научная дисциплина, объектом изучения которой служат коммуникационные каналы, а предметом — коммуникационные знаки и методы их использования. Коммуникационные каналы довольно разнообразны, соответственно велико разнообразие коммуникационных знаков. Наиболее важными являются: • вербальный (речевой) канал; • невербальный канал; • канал иконических документов; • канал символьных документов; • канал исполнительского искусства (музыка, танец, театр); • каналы литературы и литературного языка; • каналы радиовещания и телевидения; • мультимедийный канал. Все коммуникационные каналы и соответствующие им семиотические средства являются предметом изучения различных конкретных социально-коммуникационных дисциплин. Установилось следующее распределение: вербальный канал изучается лингвистическими теориями; невербальный — паралингвистикой; художественные каналы — область искусствознания; символьные документы изучает этнология и социология общения; каналы литературы и литературного языка — предмет филологии и литературоведения; каналами радиовещания и телевидения занимается журналистика и теория массовых коммуникаций; мультимедийный канал — сфера информатики, вычислительной техники, телекоммуникационной техники и прочих технических дисциплин. Модель Ч.Пирса. Начало науке о знаках было положено американским ученым Чарльзом Пирсом (1839–1914). Пирс исходил из того, что, воспринимая сообщение – коммуникативную субстанцию в знаковой форме, реципиент не просто ее воспроизводит, а в процессе декодирования воссоздает сообщение, т.е. порождает собственное его понимание, значение, смысл на основе своей культуры, интеллекта, эмоций, опыта. Вступая в коммуникацию с внешним миром, человек вынужден обращаться к обоим его объективным измерениям – предметному и знаковому (змея на лесной тропинке). В сознании возникает знак «змея» и связанный с ним знак «опасность». Если чел. входит в лес и видит предупреждающий плакат «осторожно: змеи! », в его сознании возникает предметный образ змеи. Треугольник Пирса: Основание модели составляют взаимодействующие между собой субъект S и объект О. Знак О – феномен из объективного знакового мира, знаковое представление объекта О, которое является согласованным для человеческого общества и в котором функционирует субъект S. Примерами объективных знаков могут быть знаки дорожного движения, цвета светофора, ноты. ПРИМЕР: Объект О – пустой перекресток глубокой ночью, а знак О – горящий запрещающий красный свет светофора. Реакцией субъекта на эту ситуацию может быть создание в сознании знака S, обозначающего ситуацию на перекрестке как безопасную и разрешающую движение. Индивид может хорошо знать, что означают цвета светофора, но поступить так, как ему кажется целесообразным. Знаки, их типы и свойства (по Ч.Пирсу). Согласно Ч. Пирсу, любой знак имеет три основные характеристики: 1) материальную оболочку; 2) обозначаемый объект; 3) правила интерпретации, устанавливаемые человеком. Исходя из этих трех характеристик, сформулировано множество определений знака. В частности, знак определяется как двусторонний материальный факт, замещающий какой-либо предмет и используемый человеком для восприятия, хранения, передачи и преобразования информации об обозначаемом предмете. Знак отражает и преломляет другую действительность, поэтому он может или искажать эту действительность, или быть ей верным, или воспринимать ее под определенным углом зрения и т. д. Семиотическая концепция де Соссюра и его последователей. К созданию семиотики как науки о знаках шли не только философы, но и лингвисты. Так, крупнейший ученый-лингвист Фердинанд де Соссюр (1857–1913) высказал мысль о науке, изучающей жизнь знаков внутри жизни общества, которую он назвал семиологией. «Семиология – это наука о знаках, которая изучает, что происходит, когда человек пытается передать свою мысль с помощью средств, которые неизбежно носят условный характер», – писал Ф. де Соссюр в своем «Курсе общей лингвистики». «Она должна, – продолжал он, – открыть нам, в чем заключаются знаки, какими законами они управляются»[1]. Соссюр считал, что лингвистика может рассматриваться как составная часть семиологии (или семиотики), целью которой является изучение природы знаков и законов, ими управляющих. Согласно Соссюру, знак представляет собой связь между понятием и акустическим образом. Соссюр предложил четко различать два подхода к изучению языка как знаковой системы: синхронный (изучение языка, взятого в какой-то определенный исторический момент) и диахронический (изучение изменений в языке в процессе его развития).
Вопрос 18.Понятие, сущность и функции массовой коммуникации. Основные модели массовой коммуникации. Понятие, сущность и функции массовой коммуникации. Массовая коммуникация – это процесс производства и передачи сообщений большим массам людей с помощью специальных технических средств (Интернет, СМИ) Массовая коммуникация — это система взаимосвязей, позволяющая получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, положения, социального статуса (например, СМИ, Интернет). Такая коммуникация развивается на основе использования технических средств размножения и передачи сообщения. Как правило, массовые коммуникации осуществляются специализированными организациями (издательства, агентства, редакции, студии). Под массовыми коммуникациями можно подразумевать и одновременное нахождение большого числа людей в ограниченном пространстве, позволяющем осуществлять им взаимодействие (коммуникацию) с «лидерами мнений» (например, митинги, шествия, презентации, концерты в больших открытых или закрытых помещениях (например, в крытых стадионах). Общим критерием для обоих видов массовой коммуникации является одновременное потребление большим количеством людей массовой информации. Массовые коммуникации осуществляют функции: 1) информационную; 2) воздействия на общество через обратную связь; 3) культурно-познавательную; 4) развлекательную; 5) мобилизующую. Но выполняемые массовыми коммуникациями функции меняются по мере проистекающих в обществе изменений. Часто массовое сознание не успевает за функциональными изменениями и подходит к оценке коммуникаций исходя из стереотипов прошлого. Для российского общества актуальны расширение и вариация возможностей PR-коммуникаций как основного механизма, обеспечивающего становление и воспроизводство социальных и общественных связей и отношений нового типа в соответствии с требованиями времени и пространства. Вместе с развитием PR-деятельности возникает вопрос оценки возможности общества оказывать влияние на человека путем применения средств PR-коммуникаций, менять его внутренний мир и в общем содействовать адаптации человека к новым условиям и принятию новых приоритетов. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы