Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Классификация кодов и их характеристика.
Аналоговые и разделительные коды. Аналоговый код – это представление значений на продолженной шкале без четкого разделения на элементы, а разделительный – это код, который четко отделяет одно значение от другого. Так, на часах все минуты разделены чертой. Аналоговый код – это континуальный циферблат с обозначениями, которые не являются слишком дробными. Фотография аналоговым способом копирует натуру, а 60 линий на циферблате часов отображают вращение земли вокруг своей оси с помощью разделительного кода. Восприятие реальности является процессом раскодирования. Он включает идентификацию элементов и понимание связей между ними. Наше восприятие реальности аналогично языку по отношению к культуре. В этом смысле мы говорим о реальности, как социальном конструкте. С помощью кодов мы конструируем ее значения, но не произвольно, а используя ее реальные свойства. Репрезентационные и презентационные коды. Репрезентационные коды используются для производства текстов, т. е. сообщений независимого существования из иконических и символических знаков. Презентационные коды индексичны. Они не могут существовать отдельно от коммуникатора и социальной ситуации, в которой осуществляется коммуникация, как, например, в невербальной коммуникации. Жесты, движение глаз и интонация голоса. Возможно преобразование презентац. кодов в репрезентац. Написанный текст может иметь «голосовой фон», а фото под тестом – говорить об эмоциях. Сложные и простые коды. Речь идет о социально-профессиональном уровне коммуникатора (различия в речи у людей из низших и высших слоев общества). Свойства кодов: - простота и сложность выражаются в объеме словарного запаса, построения предложений. - простой код тяготеет к устному и таким образом, ближе к презентационным индексичным кодам. Сложный код может быть и устным и письменным и лучше подходит для репрезентац., символических сообщений. - простой код – субъективность, сложный – объективность, точность. - сложный – индивидуальность, личностные свойства. Простой – основано на общих мыслях. - культурный опыт. В обществе высоко ценятся сложные коды, но нельзя отрицать и значимость простых. Каждый является и личностью, и членом группы, и нуждается в обоих типах языков, как в описании, так и анализе ситуаций.
Массовые и специальные коды. Массовые коды относятся к простым, они обращены к непосредственному восприятию и не требуют образования для их понимания. Они ориентированные на общество, на общее мнение и интересы, Таковые, например, коммуникация между болельщиками на футболе или участниками митинга. Специальные коды схожи со сложными. Они опираются не на общий, а на образовательный и интеллектуальный опыт. От коммуникатора здесь требуется больше знаний или своя оригинальная позиция. Аудитория нуждается в обогащении и развитии, в то время как массовая хочет подтверждения и убеждения.
Логические и условные коды Логические коды – символичные, обозначающие, безличностные и статичные. Невозможны искажения в математике (2*2=4). Отличие логического и условного кодов в различной природе их парадигм. У первых – определенные, четкие, ограниченные парадигмы, обозначающие смысл. Условные коды открыты, могут дополняться. По ним может не быть полного согласия. Они более динамичны и способны изменяться (культура).
Теория значения Ч. Осгуда. Любое реальное действие может вызывать приятные и неприятные реакции, оценки, ассоциации, т. е. коннотации. Ч. Осгуд пытался объяснить, из чего эти коннотации состоят и как они возникают. Коннотация возникает не только при восприятии физических объектов. Мы формируем значения и для знаков объектов (слов, жестов), исходя из внутренних предпочтений. Большинство значений изучается не как результат прямого опыта с естественным стимулом, а как ассоциация между одним знаком и другим. Здесь не обязателен даже физический контакт, например, когда мы воспринимаем рекламу или ПР-материалы.
Метод семантического дифференциала. Ч. Осгуд разработал метод измерения значений, называемый семантическим дифференциалом. Пытаясь найти главные значения, он пришел к идее семантического пространства, на основе трех измерений: общей оценки, а так же активности и потенциала человека. С помощью метода семантического дифференциала возможно эмпирическое измерение значений (смыслов). По сути, это был метод изучения, эмоций и позиций людей в связи с их социокультурным опытом. Метод относительности прост и включает три стадии. - Вначале надо выявить характеристики, которые требуются исследовать и выразить их в виде бинарно противопоставленных понятий на пяти-семичленной шкале. Обычный набор включает 8-15 ценностей. - затем проводится опрос группы. - далее подсчитываются средние величины. При изучении восприятия рекламы с помощью семантического дифференциала могут оцениваться ее цвет (яркость-невзрачность), композиция (четкая - хаотичная), цель (ясная – неясная), оригинальность, информативность, эстетичность и другие характеристики. Аналогичное место может использоваться при оценке акций ПР.
Вопрос 20. Коммуникация как дискурс. Виды дискурсов. Конверсационный анализ. Коммуникация как дискурс Коммуникация, в основном, состоит из комплексных актов, формирующих сообщения, что и составляет содержание дискурса. Одно из важнейших условий хорошего дискурса связано с использованием знаков и языка когерентным, согласованным образом. Дискурсный анализ позволяет увидеть, как сообщения создаются, используются и понимаются. Структура дискурса меняется в зависимости от того, что мы хотим сделать, сообщить. Дискурсный анализ дает возможность проверить различные пути осуществления действий через сообщения. Его предметом является чаще всего естественно происходящий разговор. Скотт Якоб выявляет три типа проблем в дискурсном анализе: - проблему значения. Как люди понимают сообщение? Какая информация заложена в структуре утверждения? Например: он здесь? Это значит, что вы хотите говорить с человеком по телефону или пригласить его в кабинет из приемной. - проблему действия. Как сделать так, чтобы разговор шел на уровне общего понимания или эмоционального доверия. - проблему согласия. Как сделать так, чтобы разговоров шел на уровне общего понимания или эмоционального доверия. Типы иллокутивных (речевых) актов: - утверждение – защита говорящим перед слушателем истинности сообщения. - директива (распоряжение – склонение слушателя к действию - заверение – обращение говорящему к будущему. - экспрессия – сообщение психологического состояния - декларация – подтверждение того, что делается.
Виды дискурсов. Рассматривая дискурс с позиции отношения между участниками коммуникации, В.И. Карасик выделяет личностно-ориентированное и статусно-ориентированное (институциональное) общение. Мы говорим о личностно-ориентированном общении, если собеседник нам хорошо известен, и он интересует нас во всей полноте своих характеристик. В случае статусно-ориентированного общения коммуниканты реализуют себя в ограниченном наборе ролевых характеристик, выступая в качестве представителей определенных групп людей (начальник, подсудимый, клиент, пациент, учитель, коллега и т. д.). Личностно-ориентированный дискурс представлен в двух основных разновидностях: бытовой и бытийный, статусно-ориентированный дискурс – в нескольких типах институционального общения, выделяемых на основании функционирующих в обществе социальных институтов. В.И. Карасик выделяет следующие виды институционального дискурса: · политический, · дипломатический, · административный, · юридический, · военный, · педагогический, · религиозный, · мистический, · медицинский, · деловой, · рекламный, · спортивный, · научный, · сценический, · массово-информационный. Институциональный дискурс, по мнению В.И. Карасика, «есть специализированная клишированная разновидность общения между людьми, которые могут не знать друг друга, но должны общаться в соответствии с нормами данного социума». В классификации В.И. Карасика, персональный дискурс представлен двумя основными разновидностями - бытийный и бытовой (обиходный) дискурс Бытийный дискурс носит развернутый характер, попытка передать всю красоту внутреннего мира говорящего. В нем используются все формы речи на базе литературного языка. «Бытийное общение носит преимущественно монологический характер и представлено произведениями художественной литературы и философскими и психологическими интроспективными текстами» Опосредованный бытийный дискурс - это «это аналогическое (переносное) и аллегорическое (символическое) развитие идеи через повествование и описание. Повествование, в свою очередь, представляет собой изложение событий в их последовательности, а описание - статическая характеристика очевидных, наблюдаемых явлений. В отличие от бытийного, бытовой дискурс, как правило, представлен в виде диалога. Общение протекает между хорошо знакомыми людьми, поэтому оно происходит на сокращенной дистанции и пунктирно. Так как участники диалога хорошо знакомы, они понимают друг друга с «полуслова». В таком общении зачастую детали разговора не проговариваются. Именно для этого типа дискурса справедливо высказывание И. Н. Горелова: «Вербальное общение лишь дополняет невербальное, а основная информация передается мимикой жестикуляцией и т.д.». Специфика бытового общения детально отражена в исследованиях разговорной речи. Бытовое общение является естественным исходным типом дискурса, органически усваиваемым с детства. Фонетически здесь является нормой нечеткое беглое произношение. Общаясь на бытовом уровне, люди прибегают к сниженной и жаргонной лексике. Важнейшей характеристикой единиц разговорной речи является их конкретная денотативная направленность, эти слова указательны по своему назначению (именно потому они и легко заменяются невербальными знаками), кроме того, в узком кругу хорошо знакомых людей реализуется лимитивная (ограничивающая, парольная) функция общения, коммуниканты используют те знаки, которые подчеркивают их принадлежность к соответствующему коллективу (семейные, групповые слова) и непонятны посторонним. Бытовой дискурс отличается тем, что адресат должен понимать говорящего с полуслова. Активная роль адресата в этом типе дискурса предоставляет отправителю речи большие возможности для оперативного переключения тематики, а также для легкого перевода информации в подтекст (ирония, языковая игра, намеки и т.д.). Конверсационный анализ. Анализ повседневных разговоров – это часть этнометодологии, которая изучает процесс организации людьми своей повседневной жизни. Она включает в себя ряд методов для наблюдения того, как люди самоорганизуются. Беседа рассматривается пункт за пунктом. Главная проблема – это согласованность (когерентность) в беседе, т. е. связанность значений, смысла. Когерентная беседа понимается всеми и приводит получению результата, через переговоры. Конверс. Анализ раскрывает детально суть этих результатов. Анализируется последовательность организации (порядок) или методы организации разговора. Важен принцип кооперации – каждый должен внести свой клад в беседу. Есть 4 правила достижения кооперации: - количества – вклад каждого не малый и не слишком большой. - качества – честность. - релевантности – уместность вклада - стиля – участие каждого должно быть понятным, недвусмысленным. Использование локальности. Беседа – это серия речевых актов, каждый из которых связан с предыдущим. «Как дела? – Нормально! ». Пара речеовго акта. Возможны следующие пары: - согласие – несогласие - вопрос – ответ - вызов – ответ - приветствие – приветствие - требование – отказ (согласие) - оскорбление – ответ - поддержка – отказ (согласие) - комплимент – принятие (непринятие) - обвинение – отрицание (признание) - хвастовство – осмеяние и др. Использование глобализма или рационально – прагматический подход. Беседа – это практическое действие, которое преследует цель. Чтобы достигнуть ее, необходимо аргументировать пути, средства. В таком случае согласованность беседы зависит от рациональной, т.е. наибольее эффективной, игры. Главное возражение конверсационному анализу состоит в том, что исследователь наблюдает и делает заключения на основе текста безотносительно к внешним факторам или даже к мнениям участников. Он опирается в анализе дискурса только на свою интуицию как представителя определенной культуры. Некоторые полагают, что когерентность заключена не в тексте, а в когнитивной системе воспринимающего, и зависит от ее применения в дискурсе. Другие говорят об идеологическом и властном влиянии. Важны также свойства коммуникатора и социальной ситуации.
Вопрос 21. Психогеометрические характеристики личности. Личностный образ коммуникатора. Основные репрезентативные системы и способы " подстройки" к партнеру. Соционическая классификация личности.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 997; Нарушение авторского права страницы