Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет 41. Хозяйственный и общественный строй ариев. Возникновение варн и каст.



Варны и касты

Древнейшей формой социальной стратификации индийского населения является система варн, которая, возможно, начала формироваться еще в Доведийський период, но окончательно утвердилась с приходом в Северную Индию \" ари иив \" Постепенно знатные роды, которые поставляли обществу жрецов-брахманов, царей-раджей и военную знать, превратились в замкнутые социальные состояния - варну брахманов и варну кшатриев Рядовые общинники преимущественно крестьяне и купцы, стали варной вайшьи Позже появилась также варна шудров, в которую входили в основном ремесленники, батраки и рабаби.

В исторической литературе систему варн иногда называют кастовой Однако варна и каста - это далеко не одно и то же Касты в Индии окончательно оформились уже в средневековую сутки, они существуют и сейчас (их нал личуеться более 10 тысяч) К касты входят представители одной профессии, стала наследственной Варны же - институты социальные Они отличались между собой прежде всего своим общественно-правовым статусом, место м в определенной религиозной системе, кодексом морали и поведения (дхармой), родственными связями, профессияесією.

Варны не были индийским феноменом, ведь социальная замкнутость отдельных групп населения имела место также в других древних обществах Однако только в Индии система варн получила, так сказать, классических х форм, стала основой основ общественной жизния.

Вершину социальной пирамиды составляли брахманы, которых религиозные тексты называли \" властителями вселенной\", а население считало земными богами Колоссальный общественный престиж выпал на их долю благодаря тому, что они монополизировали религиозный Ритул.

С Ф Ольденбург отмечал, что в Индии \" без брахмана нельзя и шагу ступить, со дня рождения до самой смерти и похорон человек зависит от брахманов, потому зависит от богов, и путь к богам - через брахманов, и жертва, и молитвы - путь к богам - в их рукахх".

 

кшатрий были военной элитой (колесничных, конниками, вожаками боевых слонов) Общественный статус этой варны был менее престижный, чем брахманской, однако именно в руках кшатриев сосредоточивались ю атериальни ресурсы государства и сама государственная власть (советую становились частью кшатрии).

байта занимались торговлей, земледелием, престижными видами ремесел, служили в пехоте, занимали мелкие административные должности, однако на государственную политику почти никакого влияния не имели Они составляли в основную налогооблагаемую массу населения страны, потому брахманы и кшатрии (как и калеки, женщины и студенты) налоги не платилии.

Этим трем высшим варнам, генетически связанным, по мнению некоторых индологов, с \" ариями\", противостояла как неравноправное варна шудров Шудры, священным долгом которых считалось прислуживание представителям высших варн, прежде брахманам, были полностью отлучены от религии (им даже запрещалось слушать Веды), что представляло собой жестокую форму дискриминации в обществе, где ритуально-мифологическое жизни эти нувалося чрезвычайно высоко Они не производили упанаяну - ведийский обряд инициации, который заключался в ношении посвященным особого пояса и шнура (его надевали на левое плечо под правую руку) и по своему религиозным значением приравнивался ко второму рождению человека (так брахманов, кшатриев и вайшьи называли двиджати - \" дважды рожденными\", а шудров - екаджати - \" раз рожденными\" ) К шудров относились я как к домашнего скота или домашнего имуществайна.

Разделение населения на варны считался священным Один из древних мифов называл создателем варн \" отца всего живого\" Пуруши, который, мол, создал варны с различных участков своего тела: брахманов с губ (ритуальное но чистейшей участки тела), кшатриев - из рук, вайшьи - из бедер, шудров - с ритуально нечистых степенейь.

На самом дне общества, начиная с VII-VI века до н.э, находились все же не шудры, а ачхути - \" недоторкувани\", даже прикосновение к которым ритуально осквернял \" дважды рожденного\" \" Недоторкувани\" не входили в систему варн и были, таким образом, изгоями в обществе Религиозная этика запрещала им жить в городе или селе, заставляла селиться основном на кладбище, носить одежду мертвых, есть только с избитого пос уду т.п. Когда \" недоторкуваному\" приходилось наведываться в населенный пункт, он давал знать о своем визите специальным колокольчиком, чтобы \" дважды рожденные\", которые встретятся на его пути, вовремя отвлекли сь и не осквернили зрение время религиозная этика позволяла \" дважды рожденным\" пользоваться услугами \" неприкасаемых\", провозгласив руки последних ритуально чистыми Кстати, каста \" недоторкуваних\" и снует в Индии по сей день и насчитывает около 100 млн мужска. чоловік.

Происхождение варн, прежде шудров, остается одной из самых актуальных и сложных проблем в современной индологии основном историки считают создателями варновой системы \" ариев\" Мол, \" арии\" в и акий способ отмежевались от темнокожего туземного населения, сохранили чистоту своей крови Основным аргументом в пользу этой концепции служит тот факт, что одним из нескольких значений слова варна является \" цвет \" Однако, как отмечают оппоненты расовой концепции происхождения варн, ни древний текст не связывает варны именно с цветом кожи Хотя каждая варна имела свой цвет-символ (брахманы - белый, кшатрий й - красный, вайшьи - желтый, шудры - черный), они означали не пигментацию кожи, а определенные этические нормы: белый - нравственные принципы, красный - энергию и решительность, желтый - сочетание этих качеств, черный й - порочность и невежествоаство.

В советской историографии доминировала концепция, согласно которой варновая иерархия возникла из потребности обеспечить общественную стабильность в условиях беспримерных этнических, хозяйственных, политических, религий йних и культурных контрастов в обществе

частности, по мнению Е Н Медведева, образования варн происходило следующим образом С появлением брахманской и кшатрийськои знати неизбежно осложнилась социальная обстановка В тогдашних условиях ослабить социальное нап пряжения можно было только за счет чужих Завоевание чужих племен временно сплачивало победителей - знатных и простолюдинов, богатых и бедных - на почве совместного использования чужого труда При ц м паразитическим общественным слоем становились не все победители, большинство рядовых обшинникив-вайшьи, по-прежнему жила за счет своего труда, хотя по порабощенных иноплеменников и она считала себя господствующим й слоем Иностранцы же в своей массе становились шудрами, т.е. бесправной я эксплуатируемой населением Появление \" недоторкуваних\" также была следствием контактов между цивилизованным населением и напиввар-Варский п леменамы Аборигены, которых вытеснили с обжитых мест и лишили средств к существованию, были вынуждены искать спасение в селах и городах Они брались за выполнение тяжелых и ритуально нечистых работ, поэтому вызы каллы пренебрежение к себе в \" дважды рожденных\" и даже в шудров Специально для них элитные слои понапридумывали множество всевозможных бытовых ограничений и заборов та заборон.

Другие исследователи (например, Л Б Алаев) связывают возникновение варн с формами собственности на землю Мол, шудрами становились те, кто не был землевладельцем и работал в чужом хозяйстве

Таким образом, концепций относительно происхождения древнеиндийских варн хватает Один из индологов отметил, что их существует ровно столько, сколько исследователей считались решения этой научной проблемы

начала изоляция варн была почти абсолютной Переход из одной варны в другую унеможливлювався, браки заключались только в пределах варны, нарушения варновой этики и традиций считались страшным преступлением прот ты религии и беспощадно карались органами общинного самоуправления - от простого \" очищения\" (публичного потребления \" пяти нектаров\" - смеси из молока, сыра, масла, коровьего навоза и мочи) до выгнать ния из варны, то есть объявление вне закона, предопределения на гражданскую смерть Однако при маорийским суток, в условиях интенсивного развития товарно-денежных отношений и переоценки общественных ценностей, у варновой системы происходили существенные сдвиги Падал общественный престиж вайшьи, зато он рос в шудров, вследствие чего наблюдалось сближение этих двух варн, нарастало их совместного противостояния я брахманов и кшатриев Нередки брахманы обнищали до такой степени, что нанимались пастухами, земледельцами, ремесленниками, врачами, просто слугами в шудров, которые обогащались на торговле Внутри варн и параллельно с ними начали возникать мелкие эндогамные коллективы - джати, которые историки считают или переходной формой от варны к средневековой касты, или уже готовыми кастами Социальный институт кастджати, количество которых и само изолированность росли, окончательно сложился в \" Золотой век Гуптов\" (IV-V вв н ет. н. е.).

Что лежало в основе этого социального процесса? экономических, демографических, причем как общеисторических, так и сугубо индийских По мнению индийских историков, сословно-кастовый строй, как это ни парадоксально, обеспечивал мобильность индийского общест ильства, поскольку позволял легко инкорпорировать новые кланы или племенные общины в индийский социальный конгломерат в виде еще одной касты, ускорил ассимиляцию новых социальных групп в индийском обществві.

В джати объединялись люди преимущественно одной профессии В отличие от варн, джати имели свои органы самоуправления, свой религиозно-этический кодекс (дхарму) и созданную из членских взносов кассу взаемодопом моги С их появлением варновая система в Индии не исчезла, она осталась, по образному выражению индолога, костяком общества, а кастиджати - его клетками Всевозможных ограничений и запретов в рамках сословно- кастовой системы отнюдь не уменьшилось Напротив, каста тщательно регламентировала буквально каждый шаг человекдини.

Английский историк так описал роль касты в жизни индийца: \" Каста указывает, как следует принимать роды и освящать человеческое существо сразу после его появления на свет, как кормить грудью, пить, есть и справлять нужду, КАК умываться, стирать, наносить знаки, накладывать грим, одеваться и украшать себя, как сидеть, вставать и кланяться, как двигаться, делать визиты, путешествовать, разговаривать, читать, слушать и дума ты, петь, работать, отдыхать, воевать У нее свои законы относительно общественных и религиозных прав, преимуществ и прерогатив, по профессии, обучения и воспитания, по обязательствам, обязанностей и практической деятельности, по постижению сущности божества и обрядов, об ошибках, проступков и грехов, по связям между кастами, чего здесь надо остерегаться, относительно исключения из касты, осквернение и очистки, по нало ков, по наказаний, заключение, изгнание за пределы страны и казни Каста определяет, что является грехом, и объясняет, как его следует искупить занимается вопросами наследования, дарственными, взысканием долга, кредита мы, доходами, убытками и банкротствами Она принимает решения по вопросам, связанных со смертью своих членов, их захоронением или кремацией, увековечением их памяти, защиты от обиды душ умерших, корот е говоря - причастна ко всем жизненным связей, обстоятельств, событий, ко всему, что предшествует жизни и приходит со смертьюмертю".

Кстати, общественный статус индейца определялся не только его варнового или кастовой принадлежности, но и ашрамы - этапами жизни Течение жизни \" дважды рожденного\", прежде брахмана, состоял из четырех ета апов: детства (продолжалось до ведийской инициации-упанаяны), юношества (годы, когда индеец покорно изучал Веды в доме своего религиозного наставника-брахмана), зрелого возраста (индиец возвращался в батькивс ький дом, женился и становился \" домохозяином\" ) и старости, приходила с появлением внуков (индиец сначала становился отшельником, а затем странствующим аскетом).

\" Законы Ману\" так объясняют последнюю, четвертую, ашрама: \" Прочитав, как того требует дхарма, Веды, родив сыновей, составив доступные ему пожертвования, пусть направит он свои мысли на конечное спасение Порозд дававшы жрецам все свое имущество пусть ждет он в свое время, как слуга ждет свое вознаграждение Раз в день пусть он ходит за милостыней (причем тогда), когда перестанет дым подниматься из сельских домов, когда пестики в ступках умолкнут и жар погаснет, и народ уже поужинает и уберет со столов остатки блюда Пусть не сокрушается он, если ничего не получит, пусть не радуется, если ему что-то перепадет; пусть берет т олько то, что нужно для поддержания жизни, и да ему равнодушной и блюдо, которое ему дадут Глубоким созерцанием пусть познает он сущность мировой души, которая живет во всех существах, высших и низших вищих і нижчих".

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь