Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет 40. Древняя Индия. Источники. Индская (хараппская) цивилизация.



Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется Индской, так как она возникла в районе реки Инд в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно XXIII—XVIII веками до н. э. и таким образом может считаться третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Как и первые две—в Месопотамии и Египте, — расположена она в бассейне великой реки, и, очевидно, становление ее было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

Открытие культуры долины Инда произошло сравнительно недавно (в 20-е годы XX века), и по разным причинам известна она значительно хуже, чем существовавшие одновременно Египетское и Шумеро-Аккадское государства. Однако можно утверждать, что для нее было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Эти основные признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, т. е. классового общества и государства.

Открытие городов III тысячелетия до н. э. в долине Инда было столь неожиданным, что в течение нескольких десятилетий в науке господствовало убеждение, будто культура принесена сюда в готовом виде извне (предположительно из Шумера). Лишь в последнее время в результате многолетних археологических раскопок начинает проясняться древнейшая история данного региона. На территории к западу от реки Инд уже в эпоху неолита, в VI (а возможно, и в VII) тысячелетии до н. э., население стало заниматься земледелием. К концу IV тысячелетия до ч. э. выделяется Несколько типов энеолитических земледельческих культур. Небольшие поселки с домами из сырцового кирпича располагались в долинах, орошаемых разливами мелких рек. Глиняные фигурки и роспись на керамике свидетельствуют о типичных культах плодородия—богини-матери и быка. Отдельные черты материальной культуры (форма и орнаментация сосудов, строительные приемы) позволяют проследить черты сходства и преемственности между городами Индской цивилизации и теми энеолитическими поселениями, которые частично предшествовали им, а частично с ними сосуществовали.

Ранние земледельческие культуры Северо-Западной Индии не были изолированы от близлежащих областей, и есть основания говорить о связях их даже с территорией далекого Элама. Важно подчеркнуть, однако, что, несмотря на любые возможные миграции населения или заимствование каких-либо достижений, возникновение городской цивилизации в долине Инда было подготовлено многовековым развитием самого этого региона.

Первыми были исследованы два наиболее крупных городских центра — Мохенлжо-Даро и Хараппа (по названию последнего и вся археологическая культура именуется иногда хараппской). Затем были открыты менее значительные—Чанху-Даро, Калйбанган. В последние годы раскопки ведутся преимущественно в периферийных районах. Особенно большой интерес представляет Лотхал — важный форпост южной зоны цивилизации, бывший, возможно, морским портом. В настоящее время известно уже несколько сот поселений Индской цивилизации на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с севера на юг и на полторы тысячи километров с запада на восток. Она сохраняет все же условное наименование Индской, ибо основные ее центры находились в бассейне этой великой реки.

Такие города, как Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган, имеют характерную двухчастную планировку. Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Эта так называемая цитадель, очевидно, была предназначена для общегородских построек — административных и религиозных. Крупное здание, обнаруженное в цитадели Мохенджо-Даро, исследователи считают храмом или дворцом правителя. Неподалеку от него находится бассейн, предназначавшийся для ритуальных омовений (и в настоящее время бассейны составляют существенную часть индуистских храмовых комплексов). В крытой аркаде вокруг бассейна, вероятно, находились жрецы, совершавшие религиозные обряды. В цитадели Хараппы найдено огромное зернохранилище. Имеется аналогичное сооружение и в Мохенджо-Даро. Возле кирпичной площадки для помола зерна расположены параллельными рядами небольшие помещения, в которых могли жить работники.

Мохенджо-Даро был окружён прочной каменной стеной с цитаделью и был чётко спланирован. В центральной части города располагались императорские дворцы, огромные библиотеки, храмы и парки, а примыкавшие к ней жилые кварталы состояли из двух - трёхэтажных зданий с плоской крышей без архитектурных украшений и окон, выходящих на улицу. Внутри домов имелось от 4 до 6 комнат, помещения для водных процедур с отводом сточных вод в отстойники, колодцы и канализационные сооружения; многие дома имели отдельные ванные и туалеты.

Было налажено эффективное водоснабжение, дренаж и вывоз мусора. Здания Мохенджо-Даро строились из обожжённого кирпича и тесно примыкали друг к другу, образуя крупные блоки и группируясь вокруг центральных двориков с колодцами. Для освещения домов и улиц использовались люменисцирующие растения, а также природный фосфор и его соединения, помещавшиеся в специальные светильники. Главные улицы городов были прямыми и довольно широкими. Все улицы и переулки пересекались под прямыми углами, и на перекрёстках улиц углы зданий закруглялись, чтобы не мешать плотному уличному движению, а мостовые снабжались глубокими желобами для колёс экипажей и повозок, запряжённых слонами и другими животными.

В Мохенджо-Даро была общегородская система канализации с магистральными каналами, отстойниками и стоками для отвода дождевых вод; цитадель размерами 230x170 метров и бассейн 12x7 метров и глубиной 2, 4 метра, в который вели две кирпичные лестницы.

Оборонительные стены Мохенджо-Даро в некоторых местах имели толщину до 9 метров. В городе существовали огромные мукомольни, снабжённые конвейерами зернохранилища, литейные мастерские, котельные для подачи в дома горячей воды, музеи, театры и даже цирки с дикими животными! Вокруг города на сотни километров были разбросаны более мелкие поселения, купеческие центры, морские порты и приграничные крепости.

Собственно городское поселение занимает в Мохенджо-Даро площадь около двух квадратных километров—здесь могло проживать несколько десятков тысяч человек. Прямые улицы, до десяти метров шириною, использовались для проезда колесных повозок и, возможно, для религиозных процессий. Пересекаясь под прямыми углами, они делят город на большие кварталы. Внутри этих кварталов четкой планировки нет, и дома разделены лишь узкими, часто извилистыми переулками. Большая часть городских построек возведена из обожженного кирпича стандартных размеров.

Более всего поражает исследователей уровень городского благоустройства. Во многих домах находят специальные комнаты для омовения. Грязная вода по водостокам и выложенным кирпичом каналам выводилась в специальные отстойники. Система канализации в городах долины Инда кажется более совершенной, чем в других странах древнего мира.

Жители Мохенджо-Даро поддерживали тесные торговые связи с Древним Ираном и Месопотамией. Они выращивали пшеницу, ячмень, горох, финиковые пальмы, хлопок, лён, разводили слонов, коров, буйволов, коз, овец и кур. Ремесленники использовали паяние свинцом, довольно на высоком уровне находилась горячая и холодная обработка металлов. Из меди и её сплавов изготовлялось оружие, инструменты, предметы домашнего обихода и украшения. Существовало ювелирное и гончарное производства, резьба по камню и виноделие. Женщины пользовались кремами, духами и губными помадами. Древние дравиды использовали десятичную систему счёта, от которой впоследствии произошли арабские цифры. Существовали весовые гири, измерительные линейки из раковин с очень точно нанесёнными делениями. Основной единицей веса были 0, 86 грамм, основной единицей длины - 6, 7 мм.

Раскопки городских центров не дают сколько-нибудь полного представления: сельском хозяйстве (хотя несомненно значительная часть горожан также принимала участие в сельскохозяйственных работах. Найденные остатки злаков свидетельствуют о том, что выращивались пшеница, ячмень, просо. Остатки тканей доказывают, что в Индии раньше, чем в других странах Азии, начали возделывать хлопчатник (недавно было установлено, что он был известен здесь даже до возникновения хараппской культуры). В качестве тягловых животных использовали быков и буйволов. Разводили домашнюю птицу (например, кур).

Более полное представление можно составить о городском ремесле. В строительстве так широко применялся обожжтенный кирпич, что его изготовление должно было стать важной отраслью производства. Разнообразием форм отличается характерная хараппская керамика. Роспись сосудов в основном воспроизводит растительные орнаменты. Находки пряслиц свидетельствуют о развитии ткачества. Найдено некоторое количество изделий из бронзы, золота и серебра. В отличие от Египта и Месопотамии для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура (вряд ли она изготавливалась из непрочного материала, скажем дерева). Все сохранившиеся изображения небольшого размера. Наиболее известна статуэтка так называемого правителя-жреца, найденная в самом крупном здании цитадели Мохенджо-Даро. Небольшую бронзовую фигурку обнаженной женщины в ожерелье и со множеством браслетов на руках считают танцовщицей (типа тех, что и много позже жили при индуистских храмах). Каменная и бронзовая скульптура отличается пластичностью, живостью передачи движений. Напротив, многочисленные глиняные фигурки богини-матери в сложном головном уборе выполнены в условной манере и мало отличаются от аналогичных культовых статуэток предшествующего времени.

Наиболее примечательными произведениями художественного ремесла являются небольшие каменные печати (в отличие от Месопотамии не цилиндрические, а прямоугольные). Найдено их уже более двух тысяч. Вероятно, печати иногда носили на теле, так как с обратной стороны бывает выступ с отверстием для шнурка. Предполагается их использование в качестве амулетов, но главным назначением, очевидно, было указание собственнических прав (или должности) владельца. Печати, происходящие из одного района, нередко содержат сходные сцены, связанные, видимо, с местным культом или святилищем. Изображения на печатях часто отражают мифологические сюжеты — такие, как борьба героя с тиграми (что вызывает в памяти искусство Месопотамии), женское божество в ветвях дерева, мужское божество в окружении зверей и т. д. Несомненно, изображения животных—буйвола, «единорога» и т. п.—также имеют сакральный смысл. Одна из наиболее распространенных сцен — бык перед особого типа «кормушкой» —видимо, указывает на ритуальное кормление священного животного. Изображение сопровождается обычно краткой надписью. Знаки, восходящие к рисункам, воспроизводят растения и животных Северной Индии, что является свидетельством местного происхождения письменности. Печати и другие характерные предметы хараппской культуры находят порою далеко за пределами долины Инда — в Месопотамии и на Бахрейнских островах (Персидский залив), в Иране и в Туркмении. Это говорит о том, что в период своего расцвета Мохенджо-Даро и Хараппа поддерживали широкие внешние связи и входили в систему ранних цивилизаций Древнего Востока.

Основная часть предметов индийского происхождения в Месопотамии датируется периодом Шумеро-Аккадского царства и династии Иссина, т. е. последней третью III тысячелетия и началом II тысячелетия до н. э. Предполагают, что ряд географических названий в клинописных текстах этого времени относится к Северо-Западной Индии. Некоторые виды сырья (преимущественно для изготовления предметов роскоши) должны были поступать в индские города благодаря торговым операциям по суше или по морю. Широко использовалась посредническая торговля. Не исключена возможность и военных экспедиций, особенно в более отсталые районы, например Южноиндийского побережья.

Доказательством развития внутренней торговли считают обычно находки каменных гирь, а одно из помещений рассматривают как крытый рынок. Можно предполагать и систему раздач продуктов с общественных складов. Трудно сказать, в какой мере ремесленное производство было ориентировано на рынок.

На основе памятников материальной культуры и искусства могут быть сделаны некоторые выводы о характере религиозных представлений жителей долины Инда. Изображения на печатях свидетельствую: о культе деревьев (и богини дерева), животных, небесных светил. Фигурки богини-матери указывают на земледельческий характер религии. Мужское божество, сидящее в так называемой йогической позе в окружении четырех зверей, рассматривается как владыка четырех стран света. Есть основания говорить о том, что большее значение придавалось ритуальному омовению.

Цивилизация в долине Инда обладала развитой письменностью и говорила на древнедравидском языке " мунда", который, как недавно установили учёные, был родственен эламскому. Библиотеки Мохенджо-Даро были гигантскими хранилищами сотен тысяч стеариновых табличек, покрытых пиктографическими письменами, которые до сих пор остаются нерасшифрованными. В других местах письменные источники обнаружены не были, поскольку в специфических климатических условиях Индии древние тексты, выполнявшиеся на коре деревьев, пальмовых листьях, коже и ткани, не имели шансов сохраниться до наших дней. Остались лишь печати-амулеты, изготовленные из камня, слоновой кости, меди и глины, на которых имеются скудные иероглифические надписи.

Работа по дешифровке письменности еще не завершена. Она затрудняется полным отсутствием двуязычных надписей билингв, краткостью и однотипностью текстов (почти исключительно на печатях). Судя по общему количеству знаков (ок..400), письмо должно иметь слоговой характер. Статистический анализ сочетаний знаков, проведенный российскими учеными, позволяет сделать заключения о структуре языка. Язык прото-индийских надписей (т. е. Индской цивилизации) считают близким дравидийским. Точнее, предполагаемому языку-предку дравидийских языков. Если данный вывод подтвердится, то при дальнейшей интерпретации текстов можно исходить из сравнительной грамматики этих языков (засвидетельствованных приблизительно с начала н. э.). Дешифровка письменности помогает решать проблему этнического состава населения городов Индской цивилизации.

Примерно к концу XVIII в. до н. э. хараппская культура перестала существовать. Можно утверждать с достаточной уверенностью, что она не погибла в результате внезапной катастрофы. Обширный материал, накопленный к настоящему времени археологами, показывает, как постепенно, в течение столетий приходили в упадок некогда цветущие города. Ветшали величественные постройки цитадели, застраивались широкие улицы города, нарушалась его планировка. Все меньше появлялось привозных вещей, искусных ремесленных изделий и печатей. Происходила смена городов сельскими поселениями и варваризация культуры. В периферийных областях на севере и на полуострове Сураштра, позднее других колонизованных жителями долины Инда, дольше сохранялись характерные черты хараппской культуры, постепенно сменявшейся позднехараппской и послехараппскими.

Выдвигалось множество гипотез для объяснения того, почему перестала существовать Индская цивилизация. Упадок городов сопровождался проникновением в долину Инда более отсталых племен с северо-запада, однако не эти набеги явились причиной гибели хараппской культуры. Некоторые области Северо-Западной Индии к настоящему времени превратились в пустыни и полупустыни, и вполне возможно, что в результате нерационального ведения поливного земледелия и вырубки лесов природные условия района стали менее благоприятными. Огромный разрыв между немногочисленными развитыми центрами и обширной сельской периферией способствовал хрупкости цивилизации бронзового века. Но подлинные причины гибели хараппских городов должны быть прежде всего связаны с их историей, а ее-то мы пока и не знаем.

По поводу социального и политического строя Индской цивилизации могут быть сделаны лишь самые общие замечания. Наличие цитадели и городской планировки, по-видимому, говорит о существовании государственной власти. Находки зернохранилищ и помещений для работников вызывают ассоциации с храмово-государственным хозяйством Древней Месопотамии. Уровень развития производства, наличие городов и письменности заставляет думать о социальном неравенстве, что подтверждается различиями в размерах и типах жилых помещений. Возможно, в Индской цивилизации, как и в других странах Древнего Востока, сложились прообразы классов. Но при отсутствии письменных источников мы не можем с уверенностью судить о степени социальной дифференциации, формах эксплуатации или организации политической власти.

Согласно преданиям, долгое время правители трёх крупнейших древнеиндийских городов - Хараппы, Мохенджо-Даро и Калибагана - жили в мире и согласии, пока самый могущественный из них не возгордился своей властью и богатством. По его приказу двое других правителей были жестоко убиты, и в долину реки Инд пришли раздор и война. В следствии чего весь центр Мохенджо-Даро был разрушен. В некоторых местах на стенах зданий до сих пор сохранились следы пожара.

После гибели Индской цивилизации история как бы делает «шаг назад» и на месте опустевших городов возводят свои бедные лачуги племена, которым еще только суждено было вступить в эпоху цивилизации. Однако период расцвета городов долины Инда не прошел бесследно. Прямое влияние Хараппы чувствуется как в энеолигических культурах Центрального Индостана II тысячелетия до н. э., так и у племен бассейна Ганга. Культурное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованиях и культах позднейшего индуизма.

Крайне недостаточное количество источников, как памятников материальной культуры, так и в особенности надписей, в сильной степени затрудняет изучение истории древней Индии. Археологические раскопки начаты были в Индии сравнительно недавно и дали ощутительные результаты лишь в северо-западных областях, где были обнаружены развалины городов и поселений, относящихся к периоду от XXV до XV в. до н. э. Однако раскопки, начатые в этих районах, ещё не закончены, а гиероглифические надписи, здесь обнаруженные, всё ещё не дешифрованы.

Большое значение для изучения истории древней Индии имеют религиозные сборники древних индусов, так называемые Веды. Эти священные книги древней Индии, восходящие ко второму тысячелетию до н. э., делятся на четыре больших сборника (самхита), носящих названия Ригведа, Самаведа, Яджурведа и наиболее поздний, впоследствии присоединённый к первым трём, четвёртый сборник Атхарваведа. Наиболее древним из этих сборников является Ригведа, состоящий главным образом из религиозных гимнов, посвящённых богам. В других сборниках, в частности в Яджурведа, наряду с песнопениями и гимнами встречается множество молитвенных и жертвенных формул, которые применялись при совершении религиозного ритуала, в особенности в честь бога опьяняющего напитка Сома. Веды дают возможность установить некоторые данные о хозяйственном и общественном строе тех племён, которые в середине второго тысячелетия вторглись в Северо-Западную Индию. Но особенно богатый материал дают Веды для изучения религии, мифологии и отчасти поэзии этого периода. Однако Ведами как источником по истории древней Индии можно пользоваться лишь с очень большой осторожностью, так как текст Вед в течение тысячелетий, возможно, подвергся некоторым изменениям. Древнейшие тексты Вед, написанные на берёзовой коре и на пальмовых листьях, не сохранились. Наиболее древние рукописи относятся к сравнительно позднему времени, близкому к христианской эре. Начиная с VIII в. до н. э. Веды, постепенно становящиеся всё более и более непонятными, стали снабжаться толкованиями, среди которых наиболее известны «Брахманы», содержащие объяснения религиозных ритуалов, «Араньяки», содержащие различные религиозно-философские рассуждения, и «Упанишады», своего рода богословские трактаты. Эти более поздние религиозные книги характеризуют развитие древнеиндийской религии, богословия и жречества в период образования больших индийских государств в первом тысячелетии до н. э.

Существенно важными источниками для изучения истории и культуры Индии в первом тысячелетии до н. э. являются две большие эпические поэмы, содержащие много элементов устного народного художественного творчества, «Махабхарата» и «Рамаяна». Основным сюжетом первой из этих поэм, «Махабхараты» («Великого сказания о борьбе потомков Бхараты»), автором которой считается легендарный мудрец и поэт Вьяса, является сказание о борьбе за захват верховной власти между двумя родственными царскими родами кауравов и пандавов. Это основное сказание было первоначально оформлено в начале первого тысячелетия до н. э. Затем в него было вставлено множество мифов, легенд, сказок, басен и поучительных рассказов, которые в значительной степени выросли на почве народного художественного творчества. Окончательная редакция этой интереснейшей древнеиндийской эпической поэмы относится к первым векам н. э. В «Рамаяне», авторство которой приписывается поэту Валмики, рассказывается о войнах и подвигах древнеиндийского легендарного героя Рамы. «Рамаяна», очевидно, была составлена между VI и II вв. до н. э. Обе эти эпические поэмы дают яркие картины быта древней Индии в первом тысячелетии до н. э. и могут быть в значительной степени использованы для изучения истории и культуры, в особенности литературы, Индии этого времени.

Ценными источниками по истории древней Индии являются древние сборники обычного права, так называемые Дхармашастра, относящиеся по большей части к концу первого тысячелетия до н. э. Эти сборники древнего права, тесно связанные с религиозно-магическим ритуалом, определяют скорее обязанности, чем права человека. В большинстве случаев они рисуют пропитанный религиозными тенденциями идеализированный тип социального строя. Однако они ярко характеризуют отличительные черты рабовладельческого строя древней Индии и в частности древнейшую кастовую систему. Их главной целью является защита интересов правящего класса, рабовладельческой аристократии, в первую очередь брахманов, т. е. жрецов-аристократов. Одним из наиболее древних среди этих правовых сборников является сборник законов, составленный, по преданию, законоучителем Апастамба и относящийся к IV в. до н. э. Особенно широкое распространение получил сборник законов Ману, составление которого приписывается Ману — легендарному прародителю людей. Законы Ману были составлены около III в. до н. э. и окончательно отредактированы в III в. н. э.

Очень большое значение в качестве ценнейшего источника по истории древней Индии имеет политико-экономический трактат «Артхашастра», который приписывается Каутилье, одному из министров царя Чандрагупты из династии Маурья. Этот трактат, содержащий подробно развитую систему государственного управления, всесторонне описывает деятельность царя и чиновников, основы государственности, административное управление, судебное дело, внешнюю политику государства, наконец, военное искусство того времени. Этот важнейший источник ярко характеризует хозяйственный, общественный и государственный строй Индии в конце IV в. до н. э.

Значительно более узкий характер имеют надписи, относящиеся главным образом к ранне-буддийскому периоду. Много надписей сохранилось от времени царя Ашоки. Эти так называемые эдикты Ашоки содержат религиозно-нравственные поучения и целый ряд фактов, характеризующих ранний буддизм, широкое распространение буддизма по всей Индии, включая некоторые области Афганистана, а также энергичную религиозную деятельность Ашоки.

Во второй половине первого тысячелетия до н. э. государства Северной Индии вступают в различные взаимоотношения с Ираном, Грецией и Македонией. Поэтому для изучения этого периода приобретают большое значение иноземные источники, свидетельства иностранцев об Индии. Таковы, например, персидские надписи времён Ахеменидов, в частности надписи Дария в Бехистуне, Персеполе и Накши-Рустаме. Но особенно большое значение имеют труды греческих историков, писавших о древней Индии. Ещё Геродот (V в. до н. э.) в своём большом историческом труде сообщает ряд сведений об Индии, её населении, о различном культурном уровне индийских племён и о взаимоотношениях Индии с Персидским царством. Значительно больший материал был собран греческим географом и политическим деятелем Мегасфеном, который, будучи отправлен в Индию Селевком Никатором в качестве посла к индийскому царю Чандрагупте, долго прожил в Индии. В своём труде «Индика» Мегасфен описал экономику, общественный и государственный строй и, что особенно важно, кастовую систему Индии своего времени. К сожалению, от труда Мегасфена сохранились только небольшие отрывки, вошедшие в книги позднейших греческих писателей, главным образом Страбона и Арриана.

Ряд ценных сведений географического характера, а также сведения о естественных богатствах, обычаях населения и городах древней Индии сохранились в обширном историко-географическом труде Страбона (I в. до н. э. — I в. н. э.). Труд Страбона особенно ценен, так как он основан на ряде специальных работ его предшественников: Мегасфена, Неарха, Эратосфена и др.

Большое значение среди трудов греческих писателей, писавших о древней Индии, имеет сохранившаяся до нашего времени книга Арриана «Анабазис», посвящённая подробному описанию походов Александра Македонского, в частности его похода в Индию, а также являющееся дополнением к этому труду небольшое, но очень важное для истории древней Индии сочинение «Индия». В своих трудах Арриан даёт интереснейшее описание Индии, содержащее сведения относительно экономики и общественного строя Индии того времени, в частности он описывает искусственное орошение и кастовую систему. Арриан критически использовал множество важных источников, в том числе донесения Птолемея, сына Лага, и донесения других военных командиров Александра Македонского, труд Неарха, описавшего возвращение из Индии морем части македонского войска, а также писания греческих послов, составленные на основе индийских документов IV в. до н. э., в частности работу Мегасфена. Труды Арриана, написанные во II в. н. э., содержащие множество ценных сведений о древней Индии, почерпнутых из надёжных источников, представляют большую ценность для современного исследователя.

Наконец, несомненный интерес для изучения истории древней Индии имеют труды китайских историков и писателей, в частности ценный труд Сыма Цяня, важный для установления хронологии, а также произведения китайских писателей, живших во II в. до н. э. Китайские источники дают большой материал для истории древней Индии в период распространения буддизма, когда взаимоотношения между Индией и Китаем стали более тесными. Буддийские паломники способствовали значительному сближению между Индией и Китаем. Так, китайский паломник Фа-сянь, живший в IV—V вв. н. э. и объехавший всю Индию, вплоть до Цейлона, оставил интересное описание Индии того времени. Он довольно подробно описал систему управления и социальные отношения, существовавшие в пригангских провинциях в царствование Чандрагупты II Викрамадитьи.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь