Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет 42. Политическая история Индии в эпоху Маурья.



Впервые в истории Индии появилось столь значительное по территории государственное образование — общеиндийская держава с центральным административным аппаратом, а также системой провинциальной власти, сохранившей во многом традиционные формы управления покоренными народами. Произошло утверждение буддизма, распространившегося в Индии и за ее пределами.

 

Империя Маурьев. В середине I тыс. до н. э. в Северной Индии, в долине Ганга, существовало более двух десятков самостоятельных государственных образований. Древняя Магадха, занимавшая очень выгодное положение на пересечении торговых путей, обладавшая запасами полезных ископаемых, в частности металлов, выделилась как ведущая экономическая и политическая сила и стала центром объединения земель в единое мощное государство. Основателем империи стал Чандра-гупта, выходец из старинного аристократического рода Маурьев. Ма-гадхский престол достался ему в упорной борьбе с местными правителями, включая сильную династию Нандов, а также с греческими гарнизонами, остававшимися здесь после смерти Александра Македонского. К власти Чандрагупта пришел в 317 г. до н. э. и за 24 года правления покорил всю Северную Индию, а по договору со своим западным соседом — правителем государства Селевкидов Селевком I Никатором (305 г. до н. э.) присоединил обширные земли по Инду и к западу от него. Своего расцвета империя Маурьев — династия царей Магадан, возникшая в IV в. до н. э., достигла при третьем правителе, внуке Чандрагупты — Ашоке (правил с 268 по 232 г. до н. э.). Об Ашоке слагались легенды и сказания, исследователи нередко сравнивали его с блистающей в лучах солнца великой вершиной Гималаев. Ашока вошел в историю и тем, что оставил надписи, являющиеся самыми ранними, датированными эпиграфическими документами Индии.

В своих эдиктах Ашока сумел аккумулировать как уже бытовавшие в обществе традиционные принципы брахманизма, так и новые идеи буддийского учения. Это был своеобразный свод этических норм, поставленный над всеми религиозными системами и включавший такие положения, как выполнение долга ради царя и «достижения неба», послушание детей родителям, уважение учителей и старших, почитание отшель-ников-шаманов и жрецов-брахманов, неубиение живых существ, отказ от жертвоприношений, воздержание от мотовства и скупости, хорошее отношение к рабам и слугам и др.и

 

Ашока покорил практически всю Индию, за исключением южных районов, которые тем не менее поддерживали тесные политические, экономические и культурные связи с империей. В руках маурийского императора сосредоточилась вся полнота власти — законодательные органы, армия, суд, фиск, он издавал указы и распоряжения. Определенное место в системе управления принадлежало специальному совету царских сановников.

 

Царь Ашока — яркая историческая личность, один из самых известных государственных деятелей Древней Индии. Его указы, или эдикты, высечены на знаменитых каменных колоннах (камень как строительный материал стал использоваться в позднюю эпоху Ма-урьев).

Эдикты Ашоки адресованы различным социальным группам, что дает основание говорить о достаточной грамотности простых индийцев. Сам правитель называл свои указы «надписями о дхарме». Политике дхармавиджаи, т. ё. претворению в жизнь принципов дхармы, придавалось исключительное значение. При отсутствии экономического единства и рыхлости политического устройства империи данные установки служили ее укреплению и усилению влияния центральной власти на покоренных территориях.

 

Эпоха Маурьев отмечена значительными успехами в экономической области: развивались земледелие, ремесло, железная индустрия, быстро росли города, расширялись торговые и культурные связи как между отдельными районами Индостана, так и с отдаленными эллинистическими странами.

Активная завоевательная политика, необходимость контролировать ситуацию внутри обширной разноплеменной империи заставляли Маурьев содержать большую и хорошо вооруженную армию. Войска Чандрагупты включали около полумиллиона солдат, 9 тыс. боевых слонов, которые наводили страх на противника, прежде всего на неиндийцев. Легкие колесницы сменились тяжелыми квадригами. Индийские лучники не знали себе равных в стрельбе.

Территория империи состояла из множества племенных образований со своими верованиями. Поэтому настоятельно требовалась религия, которая помогла бы преодолеть веками складывавшиеся противоречия в общественной и духовной жизни. Страна нуждалась в учении, способном по возможности объединить племена и народы, населявшие огромную империю.

При Ашоке укрепил свои позиции буддизм — религия, выступавшая против узкокастовых и территориальных ограничений, а следовательно, идеологически укреплявшая централизованное государство. В империи проводилась гибкая религиозная политика, учитывавшая непростые взаимоотношения буддистов с представителями джайнизма и брахманизма, позволявшая различным религиозным течениям и школам сосуществовать в обществе относительно мирно.

Однако, несмотря на все усилия центральной власти, пестрая и мозаичная империя Маурьев, объединившая силой оружия различные по уровню социального и экономического развития, разнородные по этническому составу регионы, уже в последние годы правления Ашоки стала клониться к закату.

Внутри государства усилилась напряженность, отчетливо проявились центробежные тенденции. Преемники Ашоки как из Маурьев, так и из пришедшей им на смену династии Шунгов не отличались харизмой и, будучи достаточно слабыми государственными и политическими деятелями, так и не сумели предотвратить развал государства. Падению империи способствовали и неблагоприятные внешние факторы, в частности войны с вторгшимися греко-бактрийцами, а также индийскими государствами, которые возглавлялись греческими династиями. К I в. до н. э. империя фактически распалась.

 

Основателем буддизма, одной из трех мировых религий, был принц Сиддхаратха Гаутама (около 560 — около 480 гг. до н. э.), известный миру под именем Будды, т. е. Просветленного. Сын царя небольшого государства на севере Индии, воспитывавшийся в роскоши и веселье, в детстве и юности знал только радости жизни. Родители всячески оберегали Гаутаму от дурных влияний внешнего мира, от неприглядных сторон человеческого бытия (болезни, страдания, смерть). Но, несмотря на все их старания оградить сына от окружающего мира, в поле зрения принца во время увеселительных прогулок попали и изможденный больной, и дряхлый старик, и усопший, и, наконец, погруженный в нелегкие раздумья аскет. Эти встречи повергли беспечного принца в смятение и коренным образом изменили его мировоззрение. Он узнал, что миром правит страдание.

В возрасте 29 лет Гаутама ушел из отчего дома, оставил семью, богатство, чтобы стать бродячим аскетом, одним из многочисленных странников, предававших себя самоистязанию и самобичеванию. Около 7 лет он провел в поисках верного пути и великой истины, обращаясь то к одному, то к другому религиозному учению. Порой он был близок к отчаянию, но однажды ему открылась истина.

Сиддхаратха почувствовал, что на него снизошло просветление. Он познал тайны и внутренние причины кругооборота жизни, постиг четыре благородные истины, ставшие основой новой религии: страдания правят миром; их причиной является сама жизнь с ее страстями и желаниями; только положив конец этим желаниям, можно прекратить страдания; существует путь, пройдя который познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны.

Гаутама, ставший Буддой, познав эти истины, несколько дней просидел под священным деревом Бодхи, не в силах сдвинуться с места. Затем, исполненный желания спасти человечество от страданий, он решил идти к людям и указать им путь к «освобождению». Сорок лет Будда проповедовал свое учение. После смерти он оставил много учеников и последователей.

В буддизме большое значение придается ахимсе, т. е. монашеской жизни, как основному условию высшей праведности. Монахи регулярно участвовали в многолюдных собраниях, на которых они повторяли многочисленные буддийские заповеди и каялись в своих прегрешениях. Проступками считались умерщвление живых существ, ложь, воровство, чревоугодие, ношение украшений, посещение театральных зрелищ и др. Самое серьезное наказание — изгнание монаха из общины.

Внутренняя организация монастыря строилась по общинному образцу, но постепенно и сюда проникало имущественное и иное неравенство. Монашеские общины получали щедрые подаяния и дары от знати, включая царей. Имея материальную поддержку, они быстро богатели, обзаводились хозяйством. Отдельные монастыри играли значительную роль в политической жизни.

Считается, что еще при жизни Будды возникли и женские монастыри. Буддизм не отказывает женщине в праве добиться конечного «освобождения», но при этом за особую связь женщины-матери с жизнью она воспринимается как носительница зла.

Дхармы — первичные элементы бытия и человеческой личности, находящиеся в вечном волнении, т. е. изменении. Таким образом, все вокруг — нечто иное, как меняющееся сочетание постоянно меняющихся элементов — дхарм. Под дхармой понимались также и принципы добродетели, т. е. общие нормы поведения и выполнения нравственного долга, обязательные для всех, независимо от социального и имущественного положения, религии, языка, кастовой принадлежности.

Вырваться из заколдованного круга рождений и смертей позволит благородный восьмеричный путь, состоящий из правильного понимания, правильных устремлений и поведения, правильной речи, правильной жизни, правильного внимания, усилия и сосредоточения. Восьмеричный путь, ведущий к спасению, открыт любому верующему, но одолеть его, согласно традиции, могут лишь монахи. Поэтому вся их энергия и усилия должны быть направлены на внутреннее самоусовершенствование, постижение учения Будды и пути к нирване. Пройдя этот путь, человек достигает святости. У него.не остается ни желаний, ни страстей; все земные привязанности преодолены, впереди — нирвана, после которой человек разрывает цепь и уже не рождается вновь.

При всей популярности буддизма ему не удалось вытеснить другие культы. Довольно быстро, в течение первых столетий своего существования, буддизм распался на 18 сект. Постепенно на территории Индии он сдавал позиции, уступая место индуизму (религия, развившаяся на почве ведического учения и брахманизма), и к XII в. почти исчез из Индии. Параллельно (примерно с III в. до н. э.) буддизм разными путями проник в Юго-Восточную и Центральную Азию, отчасти в Среднюю Азию и Сибирь.

 

Ступы и монастыри. Ступа (санскр., куча земли, камней) — основное культовое сооружение в буддизме, напоминающее искусственный холм, хранилище реликвий (волос Будды, зуб Будды и т. д.). Согласно легенде, после смерти тело Будды в соответствии с обычаями было сожжено, а прах поделен между восемью его последователями. Все получившие прах захоронили его и воздвигли каждый над своей частью памятное надгробие — ступу. Посещение ступ — священных мест буддистов благочестивый поступок. При Ашоке, покровительствовавшем буддизму, было построено более 80 тыс. ступ. Традиция возведения ступ продолжалась при Шунгах. При них усовершенствовались мастерство и техника их строительства, ступа была увеличена и облицована. Каменные ступы — непременная принадлежность пещерных монастырей. Культ ступ в разных архитектурных вариантах и поныне существует во всех странах буддийского мира. Наибольшей известностью и популярностью пользуются комплексы в Санчи и Бхархуте (Центральная Индия). Высота ступы в Санчи достигает 23 м, диаметр основания — 36 м. С четырех сторон ее окружают необычайной красоты резные каменные ворота с изображением сцен из буддийских легенд.

 

Буддизм распространился в Индии в IV — III вв. до н. э. Возникло немало буддийских центров, храмов и монастырей. Первоначально сангха (монашеская община) не была организационно оформлена, но постепенно складывался постоянны состав монахов, появились монастыри со своими уставами и четкой организацией. Члены сангхи отрекались от земных уз — они не должны были иметь семьи, собственности, им полагалось добывать себе пропитание не трудом, а подаянием благочестивых мирян. Буддийский монах проходил специальный обряд посвящения — брил голову, надевал желтый плащ и выбирал себе наставника. По окончании испытательного срока он мог уже стать полноправным членом сангхи. В общину не принимались рабы, калеки, должники, воины, царские слуги.

 

Дхарма. По традиции, выделяется «три драгоценности оуддизма»: это сам Будда, дхарма — его учение и сангха — община последователей. «Поворот колеса дхармы» — так именовалась буддийская проповедь. Колесо — символ Солнца и царской власти — олицетворяло учение.

 

Нирвана — центральное понятие буддизма, означающее особое состояние человека, когда происходит освобождение от земных страстей и привязанностей, наступает полная отрешенность от внешнего мира. Однако, оставаясь в рамках сансары, т. е. бесконечного кругооборота рождений и смертей, нельзя избавиться от страданий.

 

Билет 43. Буддизм как религиозно-философское учение

Буддизм - религиозно-философское учение

 

 

Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного. Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячелетия н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь. Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну и Махаяну. Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна - в северных странах, получив название северного буддизма. Распространение буддизма способствовало созданию культурных синкретических комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и, прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма. Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах буддизма - как космическая реальность. Освобождение буддизм представляет себе, прежде всего как уничтожение желаний, точнее - угасание их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены. В буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного, отраженьем этого является отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение или отрицание аскетизма в его обычной форме. Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности. В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика так называемого созерцательного размышления (медитации), результатом которого является переживание целостности бытия (неразличения внутреннего и внешнего), полная самоуглубленность. Практика созерцательного размышления служит, таким образом, не столько средством познания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики и психофизиологии личности. В качестве конкретного метода созерцательного размышления особенно популярны дхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего бытия - положительный эквивалент угасания желаний - есть освобождение, или нирвана. В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчеркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-материального бытия. Творческим началом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение " Я", понимаемого как некая духовно-телесная целостность. Из неабсолютного значения для буддизма всего существующего безотносительно к субъекту, из отсутствия созидательных стремлений у личности в буддизме следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен человеку и миру, с другой - что в буддизме нет надобности в боге как творце и спасителе, то есть вообще как безусловно верховном существе, трансцендентном этой общности. Из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира. Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего развития пришел к ее признанию. При этом произошло отождествление высшей реальности буддизма - нирваны - с Буддой, который из олицетворения нравственного идеала превратился в его личное воплощение, став, таким образом, высшим объектом религиозных эмоций. Одновременно с космическим аспектом нирваны возникла космическая концепция Будды, сформулированная в доктрине трикаи. Буддийский пантеон начал разрастаться за счет введения в него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с буддизмом. Культ, охватывающий все стороны жизни буддиста, начиная от семейно-бытовой и заканчивая праздниками, особенно усложнился в некоторых течениях Махаяны, в частности в ламаизме. Очень рано в буддизме появилась сангха - монашеская община, из которой с течением времени выросла своеобразная религиозная организация. Наиболее влиятельная буддийская организация - созданное в 1950 году всемирное братство буддистов. Литература буддизма обширна и включает сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингалезском, бирманском, кхмерском, китайском, японском и тибетском языках.

Будда.

 

 

Будда Гаутама, известный также как Шакьямуни, жил 2500 лет назад в пограничной области между Индией и Непалом. Он не был Творцом или Богом. Он был просто человеком, сумевшим понять жизнь, являющуюся источником всевозможных внешних и внутренних проблем. Он смог преодолеть все собственные проблемы и ограничения и реализовать все свои возможности, чтобы помогать другим наиболее эффективно. Так он стал известен как Будда, т.е. тот, кто является полностью просветленным. Он учил, что каждый может достичь этого, ибо каждый обладает способностями, возможностями или факторами, позволяющими произойти подобной трансформации, т. е. каждый обладает " природой Будды". Каждый обладает умом, а значит способностью понимать и знать. Каждый обладает сердцем, а значит способностью проявлять чувства по отношению к другим. Каждый обладает способностью общения и определенным уровнем энергии - способностью действовать. Эти способности являются основным рабочим материалом, имеющимся у каждого, включая животных и насекомых, и хотя у отдельных индивидуумов они могут быть ограничены, тем не менее, каждый может развить свои способности и преодолеть ограничения с целью наиболее полной реализации собственных возможностей. Будда понимал, что все люди неодинаковы и обладают разными характерами и склонностями, и поэтому он никогда не выдвигал какую-либо одну догматическую систему, а обучал различным системам и методам в зависимости от индивидуальности обучаемого. Он всегда поощрял людей проверять их на собственном опыте и ничего не принимать на веру. Буддизм развивался в Индии в общем контексте индийской философии и религии, включавшей также индуизм ч. джайнизм. Хотя буддизм имеет некоторые общие черты с этими религиями, тем не менее, существуют принципиальные различия.

Буддизм как учение.

 

 

Прежде всего, в буддизме в отличие от индуизма не содержится идея кастовости, но как было отмечено выше, содержится идея равенства всех людей с точки зрения обладания ими одинаковыми возможностями. Как и индуизм, буддизм говорит о карме, но сама идея кармы здесь совершенно иная. Это не идея судьбы или рока, подобно исламской идее кизмата, или божьей воли. Этого нет ни в классическом индуизме, ни в буддизме, хотя в. современном популярном индуизме она иногда приобретает такое значение вследствие влияния ислама. В классическом индуизме идея кармы ближе к идее долга. Люди рождаются в различных жизненных и социальных условиях вследствие принадлежности к разным кастам (к касте воинов, правителей, слуг) или рождаются женщинами. Их карма, или долг, - в специфических жизненных ситуациях следовать классическим образцам поведения, описанным в " Махабхарате" и " Рамаяне", великих эпических произведениях индуистской Индии. Если кто-либо действует, например, как совершенная жена или совершенный слуга, тогда в будущих жизнях его положение, вероятно, будет лучше. Буддийская идея кармы совершенно отлична от индуистской. В буддизме карма означает " импульсы", которые побуждают нас что-либо делать или думать. Эти импульсы возникают как результат предшествующих привычных действий или поведенческих моделей. Но поскольку нет необходимости следовать каждому импульсу, наше поведение не является строго детерминированным. Такова буддийская концепция кармы. И в индуизме, и в буддизме содержится идея перерождения, но понимается она по-разному. В индуизме мы говорим об атмане, или " я", перманентном, неизменном, отдельном от тела и ума, всегда одном и том же и переходящем из жизни в жизнь; все эти " я", или атманы, едины со вселенной, или Брахмой. Следовательно, многообразие, которое мы видим вокруг нас - иллюзия, ибо в реальности все мы едины. Буддизм трактует эту проблему иначе: не существует неизменное " я", или атман, переходящее из жизни в жизнь: " я" существует, но не как плод фантазии, не как нечто непрерывное и постоянное, переходящее из одной жизни в другую. В буддизме " я" можно уподобить изображению на киноленте, где существует непрерывность кадров, а не непрерывность переходящих из кадра в кадр объектов. Здесь неприемлема аналогия " я" со статуей, перемещающейся, как на конвейере, из одной жизни в другую. Как было сказано, все существа равны в том смысле, что все они имеют одинаковые возможности стать Буддой, однако буддизм не провозглашает, что все тождественны или едины в Абсолюте. Буддизм говорит, что каждый индивидуален. Даже став Буддой, он сохраняет свою индивидуальность. Буддизм не утверждает, что все является иллюзией: все подобно иллюзии. Это серьезное отличие. Предметы подобны иллюзии в том смысле, что они кажутся твердыми, постоянными и конкретными, тогда как в действительности они не таковы. Предметы не являются иллюзией, поскольку иллюзорная пища не наполнит наш желудок, а реальная пища наполнит. Другое значительное отличие состоит в том, что в индуизме и буддизме особое значение придается разным видам деятельности, ведущим к освобождению от проблем и трудностей. В индуизме обычно подчеркиваются внешние физические аспекты и техники, например, различные асаны в хатха-йоге, в классическом индуизме - очищение путем омовения в Ганге, а также режим питания. В буддизме большое значение придается не внешним, а внутренним техникам, воздействующим на ум и сердце. Это видно на примере таких выражений, как " развитие доброго сердца", " развитие мудрости для видения реальности" и т. д. Это различие проявляется также о подходе к произнесению мантр - особых санскритских слогов и фраз. В индуистском подходе акцент делается на воспроизведение звука. Со времени Вед считалось, что звук вечен и обладает своей собственной огромной силой. В противоположность этому в буддийском подходе к медитации, включающей мантры, особое внимание уделяется развитию способности к концентрации с помощью мантр, а не звуку как таковому. В течение своей жизни Будда обучал разным методам, но, как и в случае с учениями Иисуса Христа, при жизни Будды ничего не было записано. Через несколько месяцев после ухода Будды собрались 500 его учеников (позднее это собрание стало известно как Первый буддийский совет), чтобы устно утвердить то, чему учил Будда. Ученики по памяти воспроизводили различные отрывки услышанных ими священных текстов. Несмотря на то, что это собрание текстов, известное под названием " Трипитака", или " Три корзины", было воспроизведено по памяти и официально утверждено уже в этот ранний период, записано оно было значительно позже. Например, палийский конон был записан в начале 1 в. н.э. в Шри-Ланке. Причиной этого было то, что письменный язык использовался в то время только в коммерческих или административных целях и никогда не использовался для научных целей или целей обучения. Эти тексты сохранялись в памяти, причем определенные группы людей в монастырях были ответственны за сохранение различных текстов. Не все учения Будды передавались устно так открыто. Считалось, что некоторые из них предназначены для будущего, поэтому они изустно передавались из поколения в поколение учителями и учениками более тайно. Иногда учения Будды, обнародованные в значительно более позднее время, подвергаются критике. Критика поздних буддийских учений как неаутентичных на основании того аргумента, что только ранние буддийские источники содержат подлинные слова Будды, представляется несостоятельной. Ибо если " ранние" буддисты заявляют, что позднейшие традиции неаутентичны, потому что основаны на устной традиции, то этот же аргумент может быть использован и в отношении ранних учений, т. к. они тоже не были записаны самим Буддой, а передавались устной традицией. Тот факт, что различные тексты Будды были записаны на разных языках и в разных стилях, также не ставит под сомнение их подлинность, т. к. сам Будда говорил, что его учения следует сохранять на том языке, который принят в данном обществе, с учетом свойственного этому обществу стиля. Особое значение всегда должно придаваться смыслу, а не словам, текст не должен нуждаться в дополнительном толковании. Эта первая группа учений, которая передавалась устно и открыто, со временем была записана и образовала основу направления, известного как Хинаяна. Различные расколы и менее значительные расхождения в трактовке основных положений привели к разделению Хинаяны на 18 школ, в которых на различных индийских диалектах передавались незначительно отличающиеся друг от друга тексты. Школа Тхеравады, например, попав в Шри-Ланку и в Юго-Восточную Азию, сохраняла свои учения на языке пали, а школа Сарвастивады, получившая распространение в Центральной Азии, использовала санскрит. Хинаяна, общий термин для названия этих 18 традиций, означает " Скромная колесница". Обычно, Хинаяна переводится как " Малая колесница", однако нет нужды придавать этому слову уничижительный оттенок. Колесница означает " движение ума", т. е. путь мышления, чувства, действия и т. д., который ведет к определенной цели. Она скромная в том смысле, что предполагает методы достижения скромной, а не высшей цели. Она существует для тех, кто просто работает над преодолением своих собственных проблем, т. к. для них было бы непосильно работать с целью преодоления всеобщих проблем. Вместо того, чтобы стремиться стать буддой, они стремятся стать освобожденными людьми (на санскрите " архат" ). Будда учил, что в текущую мировую эпоху появится 1000 будд. В системе Хинаяны утверждается, что для того, чтобы стать буддой, необходимо следовать пути бодхисаттвы, т. е. полностью посвятить себя оказанию помощи другим к самоусовершенствованию, чтобы делать это наилучшим образом; однако все 1000 мест уже заняты. Следовательно, работать для того, чтобы стать буддой в текущей эпохе нет смысла, поэтому следует стремиться к тому, что является практически достижимым, т. е. стремиться стать освобожденным человеком. Далее, Будда учил, что когда человек достигает нирваны, или освобождается от собственных проблем, тогда поток сознания прерывается или гаснет подобно свече. Это помогает людям, не преследующим высшие цели, не быть подавленными страхом, а также дает им возможность ощутить, что действительно наступит конец их страданиям, и таким образом вступить на путь Хинаяны. В записанных позднее учениях Махаяны (" Просторная колесница*) те 1000 будд, о появлении которых говорил Будда, рассматриваются как основатели мировых буддийских религий. Кроме них появится также множество других будд, которые не будут основателями мировых буддийских религий; стать одним из этих будд возможно. Более подготовленных учеников Будда наставлял, как стать буддой: это означает не только преодоление собственных проблем, но и собственных ограничений, а также максимальную реализацию возможностей по оказанию помощи ближним. Будда учил, что прекращение потока сознания после достижения паринирваны означает прекращение существования потока сознания в его прежнем качестве. Таким образом, поток сознания вечен, как и жизнь, наполненная помощью ближним. Итак, первой записанной системой учений была Хинаяна. В ней содержатся основополагающие учения, признаваемые также и Махаяной, а именно: все учения.о карме (причинно-следственная связь); все правила этической самодисциплины, включая правила монастырской дисциплины для монахов и монахинь; анализ деятельности умственной и эмоциональной сфер; указания как развить способности к концентрации, а также как достичь мудрости, чтобы преодолеть заблуждения и увидеть реальность. Учения Хинаяны включают также способы развития чувства любви и сострадания. Любовь определяется как желание счастья другим людям, а сострадание - как пожелание другим людям освободиться от их проблем. Махаяна развивает эти положения, добавляя к ним принятие на себя ответственности за действенную помощь другим людям, не ограничиваясь только пожеланием им добра. Поскольку вследствие свойственных человеку ограничений он не в состоянии оказывать другим максимальную помощь, особое внимание Махаяна уделяет раскрытию сердца индивидуума с помощью бодхичитты. Бодхичитта означает установку стать буддой, другими словами сердце, стремящееся к преодолению всех присущих личности ограничений и к реализации всех возможностей с целью оказания наибольшей помощи каждому. Как уже упоминалось, учения Хинаяны передавались 18 различными школами, которые развились исторически в результате возникавших в ходе церковных Соборов разногласий. В полном объеме до нашего времени сохранилась традиция Тхеравады, или " Учение старейшин".

Распространение буддизма.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь