Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Буддизм и Индо-буддийская культура.



Буддизм - это путь самосовершенствования, смысл которого состоит в полном избавлении от горестей, проблем, неудовлетворённостей, депрессий, боли, стенаний и печали - которые, согласно буддизму, отнюдь не ограничиваются только одной единственной жизнью.

Этот путь ведёт не к забвению или попыткам убежать и спрятаться от проблем, а напротив - к полному и абсолютному прозрению в истинную реальность мира, к тому, чтобы познать жизнь именно такой, какой она является на самом деле - без иллюзий и приукрашиваний.

Для этого буддист стремится к очищению вредоносных загрязнённых состояний ума, искажающих реальность - таких как невежество, эгоизм, злость и раздражение, жадность и страсть, ревность, бесстыдство, лень и т.д. - и старается взрастить и развить чистые и благотворные качества сознания - мудрость, доброту, сострадание, заботу о других, щедрость, скромность и прочие добродетели. Всё это позволяет постепенно очищать ум, делая его сильным и ярким, что ведёт к прочному ощущению благополучия, уменьшает беспокойство, невзгоды и депрессии, а в конечном итоге служит необходимым условием для глубочайших прозрений, которые приводят к окончательному освобождению.

Буддизм возник примерно 2, 5 тысячи лет назад, когда индийскому принцу Сиддхаттхе Готаме за счёт медитативной практики собственными силами удалось достичь прозрения в истинную реальность мира, благодаря чему он стал известен как «Будда», что означает «Пробуждённый». Полностью познав мир, он увидел способ, как можно постепенно уменьшить, а потом окончательно и бесповоротно изничтожить любые страдания жизни.

Буддизм не является богооткровенной религией, а сам Будда не пророк какого-то божества. В отличие от других религий, Будда не уделял внимания теориям сотворения мира или идее бога-творца. Не учил он и тому, что существует вечная и неизменная душа, что должна соединиться с богом, космосом или с великими учителями человечества. Поэтому буддизм называют религией без бога и без души.

Всё, чему учил Будда, было постигнуто им на собственном опыте своими силами, и потому каждый, если приложит должные старания, может повторить его путь уже в этой самой жизни. Будда не признавал различий между национальностями, кастами или социальными группами, и метод, который он проповедовал, был открыт и для мужчин и для женщин..

Этот путь иногда называют «Срединным», что означает избегание чрезмерных крайностей гедонизма и аскетизма, а идти по нему могут как буддийские монахи, так и буддисты-миряне.
основе учения Будды лежат:
● 4-truths.htm" Четыре Благородные Истины
● 8-noble-path.htm" Благородный Восьмеричный Путь

Суть идеи буддизма заключаются в том, что его последователям нужно совершать добрые дела и удерживаться от совершения неблагих поступков, не поддаваться соблазнам и тренировать свой ум. Этот путь напрямую связан с развитием трёх добродетелей: нравственности, сосредоточения и мудрости, что приводит к конечному итогу - обретению ниббаны, то есть состоянию наивысшего счастья и полного отсутствия страданий.
В возрасте восьмидесяти лет Будда окончил свой земной путь в Кусинаре (современный Уттар-Прадеш в Индии). За прошедшие тысячелетия буддизм и традиции буддизма распространились во многих странах: в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Тибете, Китае, Японии, Монголии, Корее в некоторых частях Индии, Пакистана и Непала, а также в России, где буддизм является одной из четырёх традиционных религий. Буддийское население мира превышает 500 миллионов. С течением веков, в буддизме образовалось большое число направлений и школ.

ИНДО-БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Уже в названии выражается этноконфессиональная специфика культуры: «индо» есть начало наименование этноса и, пожалуй, самого древнего из существующих комплекса верований, именуемого индуизмом. Индуизм и буддизм объединяются общей духовной традицией индусов. Уже отмечалось, что в религиях Древнего Востока (Индия, Китай) собственно религиозное переплетается с философским. В отличие от Запада, индо-буддийская культура не знает небытия: личность является целостной, она исходит из бесконечности. Соответственно, существует целостный взгляд на мир и человека в мире (космосе) как на микрокосм.

Специфика менталитета повлияла на письменность, точнее, менталитет и письменность выражают образное восприятие многомерного мира. Своеобразие духовности определило всю художественную культуру. Веды и Упанишады являются древнейшими литературными памятниками из сокровищницы современной культуры. Жемчужиной древнеиндийской литературы называют «Махабхарату». Не менее знаменита эпическая поэма «Рамаяна», в которой передается жизнь и любовь Рамы и Ситы на фоне культуры и природы Индии. Индуизм знает религиозно-эротическую культуру, буддизм исключает сладострастие и негу. Широкое развитие получил театр, всемирно известно искусство танца, музыки, пения. Европейцев поражает атмосфера гармонии, любви, братства, милосердия в духовности индо-буддийской культуры.

Почитание знания– органичная черта культуры индусов. «Высшим благом среди всех зовут знание: его не отнять, оно неоценимо, оно никогда не иссякает»; «…не сравнится власть с учёностью. Царя чтят лишь в его стране, учёного – повсюду». Но «бесполезна учёность, лишённая добродетели». Нравственная оценка знания, все больше признаваемая в современной культуре мира, видимо, стала главной причиной отсутствия в Индии формализованного экспериментального знания, распространённого на Западе. В V-XIIвеках в Индии жили выдающиеся математики и астрономы Ариабхатта, Магавира и другие. Именно в Индии изобретена десятеричная система счисления. Индийские математики и астрономы больше интересовались тайнами Вселенной и практическими вопросами измерения, чем логическими основаниями науки. Религиозно-практический характер носили и медицинские, химические знания. Индо-буддийский менталитет игнорировал историческое знание, что выразилось в принижении значения фактов, но компенсировал себя в поразительной развитости философии. По мнению выдающегося индийского общественного деятеля современности Д. Неру Индия должна умерить свою религиозность и обратиться к науке. Отставая в области эмпирической науки, Индия способна на равных вступить в цивилизацию XXIвека, основанную на ценностях науки, религии, философии. Порукой тому своеобразная политическая традиция индо-буддийской культуры. Социальный порядок является частью мирового порядка, поэтому попытки радикального изменения мирового порядка чреваты глобальными катаклизмами. Отсюда нравственное решение социально-политических проблем. «Сатьяграха» («твёрдость в истине») – главный вклад индо-буддийской политической мысли в культуру современного мира. Этим термином Махатма Ганди обозначил глубоко индийский принцип непротивления в борьбе против английского владычества. Умение «подставить левую щеку» основано на менталитете: потеряв жизнь, индус сохраняет чистоту своей кармы, что благоприятно скажется на его последующем перерождении и бытии мирового порядка. Гандизм дал человечеству первый опыт разрешения острых противоречий между народами и политическими системами без традиций кровной мести. Этот опыт становится универсалией культурологии и гуманистическим принципом международной политики.

 

Билет № 13.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь