Язычество и христианство в культуре Древней Руси
Тема славянского, (в частности восточнославянского) язычества в
последнее время стала чрезвычайно популярной. Помимо собственно научного
интереса ее актуальность обусловлена сегодня еще и иными факторами:
многие политические течения (прежде всего «патриотические») пытаются
эксплуатировать ее в своих целях. Это, естественно, не способствует
повышению объективности получаемых результатов. Впрочем, подобная
ситуация не уникальна. В основе восточнославянского
пантеона лежал принцип противопоставления определенных сфер космоса, и,
прежде всего, мира небесного и земного Карпов А.В., «Язычество,
христианство, двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX - XI
веках». Остановимся на сообщение о так называемой первой религиозной реформе
князя Владимира Святославовича, помещенное в «Повести временных лет» по
6488 (980) годом: «И нача княжити Володимер въ Киеве един, и постави
кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его
сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь.
И жряху им, наричюще я богы, и провожаху сыны своя и дъщери, и жряху
бесом, и оскверняху землю требами своими. И осквернися кровьми земля
Руска и холмо-ть» Изборник, Сборник произведений литературы Древней
Руси. Здесь мы находим упоминание важнейших восточнославянских божеств,
включенных Владимиром в древнерусский пантеон. Собственно, кроме имен
богов, перечень ничего не дает. Но и этого вполне достаточно для того,
чтобы сделать кое-какие выводы относительно происхождения и функций
богов, которым поклонялись на Руси в дохристианскую эпоху.
Христианизация славянских земель, происходившая с VII по XII в., привела
к гибели всей системы богов как представителей высшего уровня
религиозно-мифологической организации. Первый и самый сильный удар был
направлен против веры в языческих богов. И на Руси (в Киеве и
Новгороде), и у балтийских славян христианизация начиналась с
уничтожения идолов богов, сопровождавшегося их поношением. И позже
христианское духовенство зорко следило за искоренением веры в богов и
обрядов, так или иначе связанных с ними. Дальнейшая судьба богов была
связана или с полным забвением их, или с резко изменившимся и
«ограниченным» их существованием.
Первым самым очевидным из них было приобщение населения Восточной Европы
к сокровищам средиземноморской цивилизации, их освоение. Речь, конечно
же, идет о книгах.
Дело отца было продолжено Ярославом Владимировичем.
Появляется еще одна тема, чрезвычайно важная для нас: переводческая
культура Древней Руси. Первые книги попадали на Русь, скорее всего из
Болгарии. Однако чужие переводы вряд ли могли полностью удовлетворить
все возраставшие потребности новой христианской страны. По примерным
подсчетам, только непосредственно для церковных нужд Руси в XI-XII вв.
требовалось не менее 90 000 богослужебных книг почти трех десятков
наименований. Надо думать, это в первую очередь и заставило Ярослава
организовать собственный переводческий центр (и возможно не один).
Необходимые «технические» условия для такой работы могли сложиться уже в
первые десятилетия после крещения.
Подобные знания вполне объяснимы, если учесть, что практически все
древнерусские князья были женаты на иноземках. Те же приезжали в чужую
страну не в одиночестве, а со своим двором, христианки - еще и с
духовником, сопровождавшем польскую королевну, жену Святополка
Владимировича. Вряд ли можно сомневаться, что вместе с иностранными
принцессами «приезжали» книги на европейских языках, прежде всего на
латыни. Кроме того, в древнерусской оригинальной литературе отмечены
неоднократные вставки из иноязычных источников, которые, судя по
лингвистическим данным, были переведены непосредственно на Руси.
Косвенно такое предположение подтверждается и присутствием в
оригинальных древнерусских агиографических и летописных источниках
сюжетов, заимствованных из восточных произведений.
Круг грамотных людей включал не только всех священников и монахов (а это
уже около 2% всего взрослого населения), но, видимо, также значительную
часть горожан и горожанок Карпов А.В., «Язычество, христианство,
двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX - XI веках», стр. 63.
Основанием для такого вывода послужило открытие берестяных грамот -
сначала в Новгороде, а затем и в нескольких других городах Древней Руси.
Крестьянское же население, по всей вероятности, в основной своей массе
было неграмотным.
Насколько успешно жители Древней Руси осваивали пласт христианской
культуры, показывают оригинальные учительные и агиографические
произведения, появившиеся в XI-XII вв. (трактат «Об опресноках»
киевского митрополита Леонтия, «Слово о Законе и Благодати» будущего
митрополита Илариона, «Поучение к братии» Луки Жидяты, «Память и похвала
князю Владимиру» Иакова Мниха, сочинения Феодосия Печерского, жития
Бориса и Глеба, Антония и Феодосия Печерских, Киево-Печерский патерик и
многие другие).
Принятие христианства и приобщение Древней Руси к западноевропейской
книжной культуре не могло не породить проблемы взаимодействия языческой
традиции и новых культурных приобретений. Принято считать, что это
взаимодействие проявилось в специфической форме двоеверия, якобы
принципиально отличавшего древнерусскую (а затем и собственно русскую)
культуру от культур прочих народов. Попытаемся разобраться, так ли это.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что сам термин
«двоеверие» практически не определен Карпов А.В., «Язычество,
христианство, двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX - XI
веках», Так же прежде отмечалось, что христианство довольно рано пустило
глубокие корни в лоне культуры «низов». Одним из следствий подобного
подхода стала усиленная разработка языческой тематики в изучении истории
культуры Древней Руси: ясно, что если большинство жителей Древнерусского
государства по своим убеждениям не были христианами, то они не могли
быть никем иным как язычниками. При этом они, однако, продолжали
«числиться» христианами. Следовательно, они были двоеверными:
христианами - «по форме» и язычниками - по существу.
Билет 36
Культура русского средневековья
Становление и развитие средневековой русской культуры неразрывно связано
с формированием древнерусского государства. Таким образом, понятие
" средневековая русская культура" включает в себя создание и накопление
духовных и материальных ценностей в России IX - первой половины XVII
вв.: с объединения князем Олегом всего пути " из варяг в греки" от
Новгорода до Киева и образования мощного военно-политического союза
Как в Западной Европе, так и на Руси средневековая культура
сформировалась под влиянием христианского миропонимания и с предельной
полнотой выразила его во всех своих главных феноменах.
Русская культура XIV-XVII веков, хотя и не была чужда заимствованиям с
Запада и Востока, в основном развивала собственные традиции
предшествовавшего периода.
Определяя основное содержание и направление историко-культурного
процесса средневековой Руси, следует отметить, что культура уходила
своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную
среду своего развития. В историко-культурном процессе XII - XV веков
выделяются два периода.
Первый (с 1240 г. до сер. XIV в.) характеризуется заметным упадком во
всех областях культуры (в связи с монголо-татарским завоеванием.
Второй период (вторая половина XIV - XV
века) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской
культуры. Именно Московскому княжеству было суждено, преодолевая
феодальную раздробленность Руси, возглавить борьбу против Золотой Орды и
к концу XV века завершить оба процесса созданием единого и независимого
государства.
В первое столетие после нашествия Батыя, русский народ направил свои
усилия на восстановление разрушенного хозяйства и на сохранение
уцелевших от гибели культурных ценностей.
После исторической победы на Куликовом поле (1380 г) главенствующая роль
Москвы в развитии русского искусства становится все более несомненной.
Русская литература строго
подчинена единой системе государственного строительства. Русская
архитектура все сильнее выражает национальное своеобразие.
Русская культура XIV - XV веков тесно связана с культурой Западной
Европы, Востока и Средиземноморья. Из Византии в русские земли поступали
произведения искусства и литературы, приезжали византийские художники.
На Руси дорого ценились византийские иконы и книги.
С Западной Европой Русь была связана при
посредстве Новгорода и Пскова. В этих двух культурных центрах
греко-славянские традиции успешно сочетались с западноевропейскими.
В XIV - XV веках центрами летописания на Руси были крупные города -
Новгород и Псков, Москва и Тверь, Ростов и Нижний Новгород, Рязань и
Смоленск. Летописи стали служить своеобразным ориентиром в политической
жизни городов, княжеств, а потом и Русского государства в целом
Билет № 37
Петровский Преобразования как культурный переворот
Серьезные преобразования в области культуры начались еще в XVII в. в
связи с наступлением Нового времени. Эти преобразования значительно
ускорились в эпоху Петра Великого.
Главное, с чем столкнулся Петр в начале своих преобразований- это
отсутствие подготовленных кадров, способных проводить реформы во всех
сферах: военном деле, государственном аппарате, науке, строительстве,
архитектуре и т. д..
Имелось два пути приобщения к западной науке: приглашение иностранных
ученых (а это обходилось очень дорого) и отправка русской молодежи для
учебы за границу (более дешевый путь).
Сближение с Западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы
русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следующий день
после приезда из-за границы (26 августа 1698 г.) Петр выступил в роли
цирюльника - велел принести ножницы и самочинно обрезал бороды у
шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр повторял
несколько раз. Был введен металлический бородовой знак - своего рода
квитанция об уплате денег за ношение бороды. Указ 1705 г. обязывал все
мужское население страны, за исключением священников, монахов и
крестьян, брить бороды и усы. Не желавшие бриться платили
дифференцированный налог: от 30 до 100 руб. в год
Борьба шла и с широкорукавным платьем. Вскоре после возвращения
" великого посольства" состоялось шуточное освящение Лефортова дворца.
Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с
вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета
В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении
венгерского платья (кафтанов), а в следующем году было запрещено носить
русское платье, его изготовление и продажа карались законом,
предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это было
сознательное противопоставление нового, современного, удобного -
старому, архаичному.
Подлинным пособием для дворянина стало так называемое " Юности честное
зерцало" (1717 г.). Это сочинение неизвестного автора формирует новый
стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний,
мотовства, пьянства, грубости, придерживающегося европейских светских
манер. Основная мораль данного произведения: молодость - подготовка к
службе, а счастье - следствие прилежной службы. Дворянскую честь следует
беречь, но защищать ее не шпагой, а жалобой в судебные инстанции, ибо
дворянин должен проливать кровь, только защищая Отечество.
Для новой культуры были характерны светскость и " государственный"
характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России.
Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые
считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство
Петр I оценивал с позиций пользы.
.
Билет № 43