Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вероучение и основы культуры ислама



Источниками вероучения являются Коран и Сунна. Коран является священной книгой мусульман. Она считается откровением бога, точным воспроизведением оригинала, выгравированного на пластине в небе, который существовал извечно. Слово Коран по-арабски означает “читать” или “декламировать”.
Это связано с тем, что в книге записана речь Аллаха, которую Мухаммеду велено было огласить. Изначально Коран был написан на священном арабском языке, поэтому все мусульмане, независимо от национальности, читают Коран только по-арабски.
В Коране 114 глав (сур). Они расположены по уменьшению объёма: самые длинные – в начале, более короткие – в конце. Не соблюдены ни хронологический, ни тематический принципы. Это, скорее всего, собрание разнородных стихов, написанных в разные периоды жизни Мухаммеда.
Сура делится на стихи – аяты (араб. – “знамение, чудо”). Коран со-держит не только религиозные догмы, но и государственно-правовые и моральные нормы, а также каноны искусства. Он регламентирует все стороны жизни человека, семьи, общества и государства.
Сунна представляет собой сборник рассказов о жизни пророка Мухаммеда и некоторых его преемников. Цель Сунны – дать верующим пример практического применения норм, установленных Кораном.
При всём многообразии верований все течения ислама объединяет признание следующих постулатов:
• нет Бога, кроме Аллаха;
• Мухаммед является пророком Аллаха;
• хотя до Мухаммеда были пророки (Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус Христос), но Мухаммед выше их всех;
• у Аллаха есть подчиненные ему духовные существа – ангелы и джины;
• в последний день мёртвые воскреснут и получат воздаяния за свои дела;
• каждому человеку Аллах заранее предначертал его судьбу;
Мусульманские представления о Боге заимствованы из Библии, однако, Аллах представляется существом с чисто человеческими качествами: он гневается, прощает, одних любит, других ненавидит, но в несравненно большей мере, чем человек.
Мир, как и в Библии, якобы сотворён Аллахом за шесть дней. Каждый элемент мира Аллах творил повелением: “Будь! ”, так же, как Господь у христиан, однако христианский Бог открыто радовался качеством того, что сотворил, приговаривая: “Это хорошо! ”. Аллах более сдержан.
Но вот человека он ценит выше: этому его творению должны служить ангелы, в христианстве же человек является только царем зверей и скотов. По мнению учёных, ангелы заимствованы в Коране из языческого пантеона, поэтому среди мусульманских ангелов присутствуют защитники человека, покровители домов, охранители могил и т.д.
По учению ислама мир должен погибнуть и концу света будет предшествовать при-ход на землю всех пророков, бывших до Мухаммеда. Люди распределятся между адом и раем. Мусульманский ад похож на пустыню – там вечная жара, пыльные бури и жажда. В раю – прохлада, обилие воды, зелень, роскошная одежда, вкусная еда и прекрасные гурии. Для мужчин.
А для женщин? В описании загробной жизни ярко проявились представления кочевника о благе и несчастье, поскольку нужды и чаяния кочевников прекрасно знал караван-баши Мухаммед, поведавший о рае и аде.
Моральные заповеди ислама считаются его приверженцами приемлемыми для всех времён и народов, да и что можно возразить против требования поступать справедливо, быть щедрым, помогать бедным, проявлять трудолюбие, скромность и терпение. Однако выполнять эти заповеди, как считают апологеты ислама, следует не потому, что они разумны и справедливы, а из покорности Аллаху.
В этом подходе кроется догматизм и абсолютизм мусульманской морали, поскольку волей Аллаха можно оправдать завоевательные войны, издевательства над неверными, жестокость и многое, многое другое.

Вопрос № 15

Культура Древнего Востока и античная культура: типологическая характеристика

Типология культуры (от греч. typos — отпечаток, образец и...логия, от греч. logos — слово, понятие, учение, вторая составная часть сложных слов, обозначающих некоторую область знания, науку) — определение типов культур по каким-либо основаниям, по общим признакам.

Античная культура – культура Древней Греции и Древнего Рима

Культура Древней Греции — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности человечества. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, Древняя Греция определила свой собственный путь как в социально-политического развитии общества, так и в философских поисках и художественно-эстетическом осмыслении мира.

В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, — до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Культура Древнего Египта

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце ІУ тыс. до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих (больших) центров мировой культуры.
Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлений и культов: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В целом вся культура имела ярко выраженный сакральный характер. Египтяне изначально считали, что их родина создана богами.

Боги для египтян были не только творцами мира, порядка и закона, городов и правителей, но и создателями ремесел и искусств, письма и счёта, магии и знания. Иероглифическое письмо воспринималось как священное и понималось как " слово Бога".
Наряду с культом богов не менее важную роль в жизни египтян играл культ обожествлённого царя – фараона. Фараон считался " сыном солнца", с этим связанны и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно-холодным, неземным.
Древние египтяне обожествляли и природу. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им уважение, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом.
Сами египтяне рассматривали эпоху Древнего царства как золотой век в истории своей культуры. В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретный рельеф на дереве. В Древнем и Среднем царствах были созданы такие уникальные памятники культуры как гробницы фараонов Хеопса, Хафра и Менкаура, сфинксы фараона Хафра в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных украшений из гробниц Хенеку и Хени. Пирамиды потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца. Всего было построено около 80 пирамид.

Особенно расцвела архитектура храмов. Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив. Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской и золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, так называемые пилонами. Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги и политические трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр.

Древний Восток как культурная целостность включает в свой состав культуры Южной Азии и Северной Африки, а также Индию и Китай. Одна из ранних и наиболее характерных форм древневосточной культуры представлена шумеро-вавилонской культурой. Она сложилась в районе двух рек – Тигра и Евфрата. Южная часть Месопотамии (Двуречье в узком смысле слова) образовалась постепенно в результате того, что наносы Тигра и Евфрата медленно, но верно заполняли Персидский залив. Формирующаяся болотная равнина вытеснила на юг морские воды. В шумеро-вавилонской культуре мы находим все характерные черты древневосточной культуры вообще. Это, прежде всего, иероглифическая письменность. Внешний вид знаков со временем упрощался, и постепенно Нои превратились в довольно схематичные и абстрактные значки. Основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали самую различную форму, - пластин, призм, шаров и т. д. В результате того, что писец, выдавливая схематический значок, невольно ослаблял нажим руки, прямая линия превращалась в клин. Отсюда и название этой письменности - клинопись. Далее, характерной чертой шумеро-вавилонской культуры было строительство особых, ранее не известных культовых сооружений – храмов. Стены храмов были исписаны иероглифическими знаками, сами они были ориентированны по сторонам света. Строительным материалом служила преимущественно глина.

Ещё одной характерной чертой было развитие и особая роль астрономических знаний.

Китайская культура по праву считается одной из самых древних. Древний
Китай является родиной таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю историю. В Древнем Китае впервые была написана " Фармакология", впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажами.

Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками - Великий канал (2000 л. - почти с XI в. до н.э. - по XIX в. н.э. - сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения воды и Великая китайская стена. Длина Великой Китайской стены – около 4 тыс. км. Она построена из утрамбованной земли и каменных глыб и проходит и по горам, и оп степям, и по пустыням. Однако смысл сооружения стены заключался не только в том, чтобы защититься от натиска кочевых племён. Она также изолировала
Китай от всех чуждых влияний, позволяла сделать древнекитайскую культуру замкнутой, закрытой.

После 220 г. н.э. Китай вступает в иную полосу своей истории, и соответственно культуры. Но, как мы видим, основной чертой Китайской культуры является бережное отношение к традиции. Поэтому необходимо обратиться к тем временам, когда принципы этой традиции только формировались. Древнекитайское общество представляло собой типичную восточную деспотию. Во главе государства стоял наследственный монарх, и именно ему подчинялись и религия, и наука. Однако монархия в Древнем Китае носила патриархальный характер, и монарх наделялся скорее правами и обязанностями отца большого семейства.

Центральные персонажи различных мифов превращались в императора, а второстепенные в сановников.

Культура Древней Индии.

Характерной особенностью Древней Индии является то, что сами природные условия изолировали её от остального мира. На юге, юго-западе и юго-востоке естественной границей оказывается воды Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере её границей служит величайший в мире горный хребет – Гималаи. Ответвления Гималаев на востоке и западе также служат естественной границей. Впрочем, эти границы никогда не были непроницаемыми, и через них регулярно переходили переселенцы и торговцы.

Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в III в. до н.э. Её центры Хараппа и Мохенджо-
Даро (теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами
Центральной и Средней Азии. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры); их удивительным достижением была система водопровода и канализации, которых не было ни у одной из других древних культур.

Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Яркой особенностью культуры Хараппы был её необычный консерватизм: на протяжении веков расположее улиц древнеиндийских городов не изменялось, а новые дома строились на местах старых.

Характерной чертой культуры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями, которые взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные – брахманизм и его формы: индуизм и джайнизм, буддизм и исламНа художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам.Ещё одной характерной чертой старо-индийской культуры является выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви – Камы. Вся индийская литература, как религиозная, так и светская, наполнена намеками сексуального содержания и символики открытых эротических описаний.

Вопрос № 16


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь