Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура и состав современного культурологического знания.



Структура и состав современного культурологического знания.

В комплекс современного культурологического знания входят следующие дисциплины:

Теория культуры — ставит своей целью изучение структуры, динамики, видов и типов культуры, закономерностей и механизмов ее функционирования и воспроизводства.

История культуры — дает знание об основных культурно-исторических типах и важнейших этапах в развитии мировой и национальных культур, изучает культурные события в их хронологии и описывает конкретные культурные явления, тем самым являясь основой для исследования феноменов современной культуры.

Объектом анализа социологии культуры является функционирование культуры в социуме, традиции, нормы, обычаи, ценностные приоритеты людей, принадлежащих к определенным общественным группам, а также деятельность социальных институтов культуры.

Однако и сама культура, и ее феномены, взаимодействующие между собой, требуют целостного понимания, для чего необходим философский подход к их постижению и осмыслению. В этом состоит задача философии культуры, которая выявляет сущность и специфику культуры, причины и механизмы ее возникновения, расцвета и кризиса, ее роль в сфере социальной и духовной практики. Кроме этого, философия культуры на основе анализа культурных реалий прошлого и настоящего, пытается определить основные тенденции развития культуры в будущем, выступая тем самым в качестве метатеории культуры.

3. Становление культурологии, ее место и роль в комплексе гуманитарных наук; междисциплинарные связи культурологии.

культурологическая мысль восходит к философским учениям античности, статус самостоятельной научной дисциплины эта отрасль гуманитарного знания приобретает лишь в середине ХХ столетия, во многом благодаря работам американского антрополога Лесли А.Уайта «Наука о культуре» (1949 г.), «Эволюция культуры» (1959 г.). В настоящее время она является полноправным компонентом блока социально-гуманитарных дисциплин наряду с философией, историей, психологией, педагогикой, социологией, политологией.

Понятие культуры и многообразие ее дефиниций. Материальная и духовная формы существования культуры.

Термин «культура» происходит от латинского слова cultura, что означает «возделывание, обрабатывание, воспитание». Первоначально оно употреблялось в Древнем Риме для того, чтобы отличить дикорастущие растения от искусственно выращиваемых человеком. Принято считать, что римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон впервые использовал его применительно к духовной жизни, понимая под ним воспитанность и образованность.

Употребление термина «культура» в самостоятельном значении связывается с именем немецкого юриста и философа XVII столетия С. Пуфендорфа, который с его помощью обозначил основное отличие цивилизованного, то есть «обработанного» культурой человека от дикаря как природного существа.

В научный обиход понятие культуры было введено Э.Б. Тайлором. В изданной им в 1871 г. книге «Первобытная культура»

Общепринято дихотомическое деление культуры на материальную и духовную — соответственно двум основным типам общественного производства. Под первой понимают совокупность материальных благ, средств и форм их производства, а также способов овладения ими. К духовной сфере обычно относят виды духовного творчества и его результаты; в свою очередь, духовная культура подразделяется на религиозную, политическую, нравственную, научную, художественную и т.д.

Культура и цивилизация.

В XVIII в. французский политический деятель В.Р. Мирабо в трактате «Друг законов» писал, что цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития.

В гуманитарном знании под цивилизацией чаще всего понимается:

– высокоразвитая, прогрессивная стадия в развитии общества, противоположная варварству;

– совокупность материальных и духовных результатов деятельности человека;

– совокупность исторических, географических и других особенностей существования какого-либо конкретного общества (например, древнеегипетская цивилизация);

– особое состояние групповой жизни, метод устройства коллективной жизни на началах рациональности, полезности, эффективности, гуманности.

Практически вплоть до XIX века понятия культуры (чаще всего материальной) и цивилизации употреблялись синонимично, до сих пор в обыденной практике они отождествляются. Ж.А. Кондорсе, П.-А. Гольбах, Вольтер, И.Г. Гердер, И. Кант и многие другие европейские мыслители рассматривали цивилизацию как порождение человеческого разума и культуры. Американский антрополог Л.Г. Морган видел в ней высшую стадию культурно-исторического процесса, противоположную дикости и варварству.

Иной точки зрения на культуру и цивилизацию придерживался Ж.-Ж. Руссо, в трудах которого начала оформляться тенденция разделения и противопоставления этих понятий вплоть до их оппозиции. Французский философ возлагал на цивилизацию ответственность за разрушение нравственных оснований общественной жизни и подвергал ее критике за насилие над природой человека. Заключительным этапом развития культуры, вступлением ее в «фазу умирания» называли цивилизацию О. Шпенглер и А. Тойнби. Сходные идеи содержаться в трудах русских мыслителей Н.Я. Данилевского и Н.А. Бердяева. Последний, подвергая анализу современную ему цивилизацию Запада как «бездушную» и «безбожную».

Культура как общественное явление.

Общество некоторая целостная система, в которой множество людей обеднены совокупностью связей (отношений). Взаимодействие людей и образует общественную жизнь, оно и создает общество как некоторый целостный организм. Общество - это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Культура есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии – материальных предметов текстов и идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению.

Понятие динамики культуры. Кризис, стагнация, прогресс и регресс в культуре.

В культурологической науке термин «динамика культуры» используется в двух значениях. Прежде всего, это любые изменения, происходящие в культуре, ее отдельных типах, формах и видах. Так же этим понятием обозначается теория культурных изменений, объясняющая их механизмы, детерминанты, направленность и последствия.

Кризис культуры можно определить как особую ситуацию в культуре, когда прежние культурные доминанты уже не обеспечивают равновесного состояния социокультурной системы и не могут адаптировать культурное целое к новым условиям.

Стагнация или культурный застой — это, напротив, столь устойчивое состояние культуры, при котором основные ценности, нормы, идеологические и религиозные представления воспроизводятся в неизменном виде в течение длительного периода времени.

Прогресс и регресс в культуре. Эта проблема остается одной из наименее разработанных и наиболее спорных в культурологической науке, поскольку критерии культурного прогресса неопределенны и не являются общепринятыми. Тем не менее, принято считать упрощение и ослабление культурной жизни какого-либо народа явными признаками деградации культуры. Например, религиозный консерватизм может стать серьезным препятствием для социокультурного развития, как это имело место в некоторых средневековых цивилизациях или современных Афганистане и Иране.

Язычество

Язычество восточных славян представляет собой древнейший слой отечественной культуры. Под этим термином подразумевают политеистические религии (религиозные системы, основанные на вере во многих богов), которые предшествовали монотеизму — религиозному представлению и учению о едином Боге.

Языческая культура была достаточно развитой и включала в себя мифоло­гию, пантеон главных божеств, институт жречества. Тем не менее, информация о дохристианских верованиях восточных славян скудна, что можно объяснить стремлением православной церкви искоренить древние верования.

Говоря о пантеоне, можно назвать следующих богов, которым покланялись наши предки: Даждъбог — бог Солнца и тепла; Стрибог — бог ветра; Симаргл — бог почвы и растений; Хорс — загадочный персонаж (его имя восходит к иранским языкам); Велес — «скотий бог», в дальнейшем покровитель торговли; Мокошь — богиня-покровительница сельских работ, плодоносящей земли; Перун — бог-громовержец, покровитель князя и дружины и др.

Данные археологии свидетельствуют, что основным центром религиозной практики славян служили кладбища. В погребальном обряде изначально использовалось трупосожжение, которое со временем было заменено на трупоположение в специальные ямы, над которыми насыпался земляной курган. Размер гробницы зависел от социального статуса умершего. В нее помещали и заупокойный инвентарь — оружие у мужчин, украшения у женщин, сосуды с ритуальной пищей. У знатных воинов встречаются парные могилы, так как в последний путь их обычно сопровождала женщина, убиваемая на похоронах. На месте захоронения совершалась тризна — заупокойное жертвоприношение в честь погребенного.

Христианизация Древней Руси

Датой официального Крещения Руси считается 988 г., когда по приказу Владимира киевлян крестили на берегах Днепра. Важно понимать, что христианизация нашей страны представляла собой длительный, а порой и болезненный процесс, так как прежние языческие верования не сразу были забыты народом. Можно говорить о том, что полностью процесс христианизации завершился лишь к XVI в. Борьба двух традиций — новой христианской и старой языческой — привела к появлению такого феномена, как двоеверие в русском православии, поскольку пережитки язычества объединились в мировоззрении и бытовом поведении людей с христианскими взглядами. Древнеславянские первоначальные верования до нас дошли в виде языческих элементов, вплетенных в православную обрядность, с некоторыми поверхностными изменениями.

Христианство способствовало распространению на Руси удобного в использовании алфавита, разработанного монахами Кириллом и Мефодием. Языком церковного богослужения стал понятный всем прихожанам славянский, в отличие от латыни у католиков. Уровень грамотности в русских городах был довольно высоким — так, в Новгороде и Пскове большая часть населения была образована.

После принятия христианства на Руси началось активное каменное строительство, особенно при князе Ярославе Мудром. Именно он в 1037 г. заложил один из наиболее известных шедевров каменного зодчества Древней Руси, дошедший до нашего времени — тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве.

Новым для Руси видом искусства стала фреска, представлявшая собой роспись водяными красками по сырой штукатурке. Кроме изображений на религиозные темы, характерные для всех церковных сооружений, в соборе можно наблюдать и светские сюжеты, например, рисунки семьи Ярослава Мудрого, сцены княжеской охоты, кулачного боя, ряженых и скоморохов. Фрески Софии Киевской — единственный памятник светской монументальной живописи Древней Руси. Еще одним важным элементом внутреннего убранства этого собора была мозаика — изображение, набранное из мельчайших частичек смальты, представлявшей собой цветное непрозрачное стекло.

В древнерусской архитектуре первоначально применялся византийский канон. В соответствии с ним был построен Спасо-Преображенский собор (1036 г.).

Западники и славянофилы

В начале XIX в. после победы в войне с Наполеоном особенно остро встал вопрос о дальнейшей судьбе России, ее роли в мировой истории. Философское осмысление эта проблема получила в 30-40-е гг.XIX столетия в полемической борьбе двух противоположно ориентированных идейных группировок русских мыслителей — так называемых западников и славянофилов.

На этих основании «Философических письмах» П.Я. Чаадаева сформировалась идеология славянофильства. Как культурно-историческое направление славянофильство сложилось в первой трети XIX века и представляло собой совокупность философских, богословских, социально-политических и эстетических воззрений ряда русских мыслителей — И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина, И.С. Аксакова и др. Термин «славянофильство» достаточно условен и интерпретируется как приверженность русской старине и традициям. Славянофилы, критически оценивая петровские преобразования, требовали отказа от политики европеизации, подчеркивали национальное своеобразие России. По их убеждению, реформы Петра I привели к расколу нации, к разрушению прежней целостности русской культуры на две противоположные сферы.

В противоположность славянофильству, западники (Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин и др.) утверждали, что истинная история российского государства начинается с Петра I. В прошлом России они не усматривали никаких импульсов для ее движения по пути прогресса и считали европейскую цивилизацию единственной, безальтернативной моделью развития для отсталых народов. Однако западники не отрицали полностью специфики России — как отмечал К.Д. Кавелин, европейский путь представляет собой путь экономически и духовно независимых единиц, а в России, не знавшей городской и цеховой жизни Запада, доминирует община, поэтому надо брать не готовые результаты европейской культуры, а создавать у себя предпосылки для формирования политических и духовных институтов, подобных западным.

Одна из наиболее значительных концепций западничества — «русский социализм» А.И. Герцена. Отвергая представление о линеарном характере общественного прогресса, Герцен выдвигает идею многовариантности исторического процесса, ищет закономерности и общность в развитии национальных культурно-исторических типов. Разработанные на Западе идеалы социализма он считает возможным осуществить именно в России, так как недостаточное развитие института частной собственности и существование патриархальной крестьянской общины, представляющей собой «зародыш» социалистических общественных отношений, поможет России миновать стадию капитализма. Переход на новый цивилизационный уровень возможен путем социальной революции, являющейся одним из моментов общеисторической эволюции.

Из среды западников выделилось революционно-демократическое направление, главным идеологом которого был Н.Г. Чернышевский. Наряду с декабризмом, народничеством и марксизмом, это движение относится к революционному радикализму в России. Культура радикализма характеризуется революционаризмом мышления — эволюционному пути развития общества, реформаторской деятельности уделяется мало внимания, основным средством общественного прогресса признается революция, которая в идеологии радикализма из средства социального преобразования превращается в главную цель. При этом отрицаются преемственные культурные связи с прошлым, преобладают анархистские и нигилистические тенденции.

Структура и состав современного культурологического знания.

В комплекс современного культурологического знания входят следующие дисциплины:

Теория культуры — ставит своей целью изучение структуры, динамики, видов и типов культуры, закономерностей и механизмов ее функционирования и воспроизводства.

История культуры — дает знание об основных культурно-исторических типах и важнейших этапах в развитии мировой и национальных культур, изучает культурные события в их хронологии и описывает конкретные культурные явления, тем самым являясь основой для исследования феноменов современной культуры.

Объектом анализа социологии культуры является функционирование культуры в социуме, традиции, нормы, обычаи, ценностные приоритеты людей, принадлежащих к определенным общественным группам, а также деятельность социальных институтов культуры.

Однако и сама культура, и ее феномены, взаимодействующие между собой, требуют целостного понимания, для чего необходим философский подход к их постижению и осмыслению. В этом состоит задача философии культуры, которая выявляет сущность и специфику культуры, причины и механизмы ее возникновения, расцвета и кризиса, ее роль в сфере социальной и духовной практики. Кроме этого, философия культуры на основе анализа культурных реалий прошлого и настоящего, пытается определить основные тенденции развития культуры в будущем, выступая тем самым в качестве метатеории культуры.

3. Становление культурологии, ее место и роль в комплексе гуманитарных наук; междисциплинарные связи культурологии.

культурологическая мысль восходит к философским учениям античности, статус самостоятельной научной дисциплины эта отрасль гуманитарного знания приобретает лишь в середине ХХ столетия, во многом благодаря работам американского антрополога Лесли А.Уайта «Наука о культуре» (1949 г.), «Эволюция культуры» (1959 г.). В настоящее время она является полноправным компонентом блока социально-гуманитарных дисциплин наряду с философией, историей, психологией, педагогикой, социологией, политологией.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь