Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концепции Данилевского, Леонтьева, Соловьева, Бердяева, Богданова, Гумилева



Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа», негативно оценивает западные влияния на отечественную культуру и отмечает враждебность Европы по отношению к России. Целью русской политики будет являться борьба с Западом и создание всеславянского союза во главе с Россией как обязательное условие спасения самобытной русской цивилизации и единственная возможность ее плодотворного развития.

Продолжателем идей Н.Я. Данилевского стал К.Н. Леонтьев. В основании его философии истории лежит мысль о смертности культур. Каждый культурно-исторический тип представляет собой социальный организм, проходящий ряд стадий в своей эволюции. Предел существования организма — от 800 до 1200 лет, после чего он погибает. Современный Запад вступил в последнюю стадию своего развития — в результате победы буржуазии повсюду утвердилось однообразие и стандарт, появился средний тип европейца. Однообразие для Леонтьева означает смерть культуры, что он и предрекает Западу в своих пророчествах. Россия должна воспротивиться западным влияниям, «устоять в своей отдельности», для чего философ предлагает «заморозить» ее развитие и таким образом спасти русскую культуру. Назначение России он видит в том, чтобы она положила предел «раковой опухоли» прогресса и создала новую цивилизацию на основе византийского православия.

На религиозной основе строится «русская идея» В.С. Соловьева -культурное развитие человечества опирается на три силы. Первая из них — центростремительная, представленная Востоком, для которого характерно подавление свободы личности и подчинение всего одному верховному началу. Вторая сила — центробежная, дающая свободу разнообразным проявлениям личности, но приводящая в итоге к эгоизму и анархии. Ее олицетворяет Запад. Именно поэтому необходима третья сила — интегрирующая, которая смогла бы наполнить положительным содержанием первые две. Этой силой обладает только славянский мир, и прежде всего, русский народ, который и заложит основу свободной теократии.

В 1903 г. на II съезде РСДРП оформилось такое сложное явление русской и мировой культуры, как большевизм, в первую очередь связанное с деятельностью В.И. Ленина. В основе большевистской идеологии лежало учение марксизма, согласно которому близящийся кризис капитализма неминуемо должен привести к смене общественно-экономической формации. Ленин доказывал, что современный капитализм уже вступил в свою последнюю стадию — империализм, что свидетельствует о кануне социалистической революции. В отличие от европейских марксистов, Ленин утверждал, что именно Россия как самое слабое звено в цепи империалистических стран начнет мировую революцию и построит первое в мире социалистическое государство.

Типологизируя культуру на буржуазную и народную, Ленин разработал учение о пролетарской культуре, отрицающей религиозные, нравственные и эстетические идеалы буржуазного общества.

Н.А. Бердяев усматривал посредническую роль русского государства между двумя культурными полюсами — Востоком и Западом. Бердяев считал невозможным простое копирование западного пути развития. Он отмечал, что Россия должна стать «востоко-западной культурой», преодолеть односторонность, ограниченность и «самодовольство» Запада.

А.А. Богданов культуру понимает как способ организации труда, познания и общения, ее достижения предназначены для всеобщего применения человеческими коллективами. Генеральная линия развития человечества состоит в движении от неорганизованности, выражающейся в войнах, классовой борьбе, безработице, растрате капиталов, к построению «рационального общества» на научных основах

Вопрос о месте и роли России в мировом культурном пространстве занимал умы представителей евразийства — социально-философского и политического учения, возникшего в начале 20-х гг. XX века в среде русской эмиграции.

Евразийцы считали, что основой становления сильной Евразии должна стать единая культурно-государственная идеология. Система разделения властей для России не подходит, законодательная и исполнительная власти должны быть совмещены — это должно усилить государство. Представители евразийства крайне негативно относились к ориентации дореволюционной русской культуры на Запад, призывали учитывать черты национального характера и культурные традиции при решении социально-экономических и общественно-политических вопросов. Евразийцы достаточно быстро стали менять свои взгляды на большевизм, так как увидели в Советской России формирование новой этнической общности евразийского типа. Симпатии части евразийцев большевизму привели к расколу движения, а в 1930-е гг. оно утратило свою популярность.

Л.Н. Гумилев влияние европейской культуры на славянскую оценивает отрицательно, по его словам, славянские народы, попавшие под влияние европейцев, утратили свою уникальность. Напротив, тюркские народы внесли позитивный вклад в формирование самобытной русской культуры, именно славяно-тюркский симбиоз и способствовал ее сохранению.

Особо следует отметить теорию пассионарности Л.Н. Гумилева, основное содержание которой заключалось в постулировании идеи наличия у представителей того или иного поколения народа избыточной энергии живого вещества. Это приводит к активным действиям этноса, что повышает его геополитический статус и выводит на новый качественный уровень.

42. Феномен российской ментальности. Менталитет (от фр. mentalité – направление мыслей) — образ мышления, мировосприятие, духовная настроенность, присущие индивиду или группе людей. Наиболее распространенное представление о менталитете связаны с жизненными предпочтениями, стилем жизни, профессиональной направленностью, культурным конформизмом, что лежит в основе всего социально-психологического склада личности.

Рассматривая их применительно к формированию русского менталитета необходимо отметить значение обширного территориального пространства. Это привело к тому, что одной из наиболее характерных черт русского менталитета, по мнению многих культурологов, является аморфность, избегание устойчивых форм. Поэтому государственное освоение просторов сопровождалось сильной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил, подавлением любой инициативы, исходившей «снизу». Централизация отразилась на русском духе двояко: во-первых, это привело к представлению о том, что тот, кто управляет такими обширными пространствами, имеет почти сверхъестественное происхождение. Отсюда — культ личности, чувство благоговения к «царю-батюшке». Во-вторых, чувство, что над человеком кто-то стоит, видит и управляет всеми его поступками, вылилось в такие качество русской души, как беспечность и недостаток инициативы.

Большое влияние на формирование русского менталитета оказал климатический фактор, а также плодородность почвы. Изначальная территория расселения восточных славян отличалась малоплодородной почвой и далеко не идеальными погодными условиями, то есть относилась к зоне неустойчивого земледелия. В таких условиях результат труда далеко не всегда соотносился с затраченными усилиями. Это вылилось в формирование механизмов, предохраняющих сознание от распада и привело к появлению принципа надежды «на авось», социальной и политической инертности, экономии усилий.

Определенное влияние на формирование русского менталитета оказало и срединное положение между Европой и Азией, что затруднило цивилизационную идентификацию. Усложняла ее и политика государства, которое расширялось главным образом за счет приобретения территорий на Востоке, одновременно стремясь сблизиться с Западом. Это привело к «расколотости мира», присущей русской ментальности, что выразилось в разрыве культуры народного большинства и культуры образованного общества.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1070; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь