Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Культурный мир эллинской античности и его доминанты. Миф и религия в древнегреческом обществе.
Термин «эллинизм» ввел в XIX в. немецкий историк И.Г. Дройзен для обозначения нового типа цивилизации, возникшей на оккупированных Македонией территориях. Эллинистическая культура формировалась на основе взаимовлияния элементов греческой и восточных культур. Обогащенная результатами этого взаимодействия, культура Древней Греции подверглась значительным изменениям на всех уровнях: на смену демократическим полисам приходят огромные государства — монархии, в результате индивид из свободного гражданина превращается в подданного. Характерной чертой древнегреческой культуры является ее мифологичность. Само слово «миф» — греческого происхождения и означает слово, рассказ. ). Миф — это особый, до- и вненаучный способ познания мира, «дорефлективная философия», по определению А.Ф. Лосева. С помощью мифов действительность осваивается в художественной форме, отсюда характерная для мифа образная символика, иносказания. Элементы рационального опыта в составе мифов сплавлены с явными фантазиями, мечтами человека доиндустриальной эпохи. На основе античной мифологии возникла «олимпийская религия» (по представлениям древних греков боги жили на горе Олимп в Фессалии), характерными чертами которой являлись политеизм (многобожие) и антропоморфизм (по внешнему виду и образу жизни боги человекоподобны, а отличаются от людей могуществом и бессмертием). 20. Латинская античность: древнеримская идеология и общественный идеал человека. Завершающим этапам развития античности стала древнеримская цивилизация, в процессе своей эволюции испытавшая на себе воздействие культурных достижений этрусков и народов, проживающих на многочисленных завоеванных территориях, но определяющим было влияние греков. Термином «античный» принято называть культуру Древней Греции и Рима, однако ряд исследователей обозначают этим понятием лишь греческую цивилизацию, отрицая самобытность римской культуры и называя римлян эпигонами греков. Действительно, Рим усваивал, интерпретировал, а нередко попросту заимствовал и копировал эллинские культурные традиции — даже римский пантеон сформировался за счет отождествления местных богов с греческими (Зевс – Юпитер, Гера – Юнона, Афродита – Венера и т.д.). Вместе с тем, латинская культура все же имела свою специфику, а оставленное ею культурное наследие оказало значительное влияние на развитие европейской цивилизации, особенно на ее политическую и правовую культуру. 21. Генезис западноевропейской цивилизации. Культурное наследие Средних веков и его оценка в последующие исторические эпохи. В понятие « Средневековье » в разные исторические периоды вкладывалось различное ценностное содержание. Еще в 1300 г. великий итальянский поэт и гуманист Франческо Петрарка назвал эпоху, наступившую после разрушения греко-римской цивилизации, «темными веками», указывая на ее духовную и интеллектуальную бедность по сравнению с утраченной культурой греко-римской античности. Европейские мыслители XVIII столетия — выразители идеологии буржуазии — наделяли это понятие тем же смыслом, противопоставляя «века мрака», в которых господствовала церковь и феодалы «свету разума», который несла культура Просвещения. Эта сложившаяся у гуманистов и просветителей негативная оценка средневековой культуры как варварской надолго укоренилась в гуманитарном знании и до сих пор достаточно распространена на уровне обыденного сознания. Противоположная точка зрения, возникшая в культурфилософии и эстетике XIX века, представляет собой идеализацию Средневековья, придание ему статуса эпохи высокой духовности. Так, в балладах Фр. Шиллера («Перчатка», «Кубок»), исторических романах В. Скотта («Айвенго», «Ричард Львиное сердце»), Р.Л. Стивенсона («Черная стрела») и многих других произведениях литературы и искусства этого периода создан романтизированный образ рыцаря как носителя идеалов доблести и нравственного благородства. Явная односторонность, присущая обеим тенденциям в оценке этого исторического периода, привела к необходимости культурной реабилитации средневековой европейской цивилизации, формированию представления о ней как уникальном и целостном культурном феномене, одном из ярких периодов в эволюции мировой культуры. Как подчеркивает философ и богослов Р. Гвардини, «чтобы понять суть Средневековья, нужно освободиться от влияния полемических оценок, которые сложились в эпоху Возрождения и Просвещения и по сей день еще искажают его облик, — но также и от восторженных преувеличений романтики, в который Средневековье обретает чересчур канонические черты и которые в свое время помешали многим спокойно и трезво отнестись к собственной современности» [4, с.249]. Историографический термин «средние века» (от лат. mediumaevum– средний век) был введен в научный обиход итальянскими гуманистами. Франческо Петрарка «темными веками» назвал время упадка классической латыни и образованности. В 1483 г. римский историк Флавио Бьондо использовал понятие «средний век» для обозначения периода, отделявшего Ренессанс от античности. В XVII веке немецкий ученый Х. Келлер включил Средневековье в периодизацию всемирной истории. Позднее сформировалась отрасль науки, изучающая средневековый период в истории общества — медиевистика. Хронологические границы: 476-конец 16 века. Среди наиболее значимых событий в тысячелетней истории Средневековья следует назвать возникновение христианства как мировой религии, начало перехода от феодального общества к формированию основ индустриальной городской цивилизации, появление университетов как центров образованности, рождение Европы как единого географического и политического пространства. Средневековье представляет собой уникальный культурно-исторический тип, являющийся следующей после античности ступенью развития западноевропейской цивилизации. Восприняв многие традиции греко-римской классики, средневековая христианская культура в то же время отрицала их, отказавшись от признания за человеческим разумом способности к познанию и преобразованию действительности. Эпоха Средневековья оставила богатейшее культурное наследие, заложила фундамент западноевропейской цивилизации, положила начало великим географическим открытиям, книгопечатанию. 22. Основные принципы средневековой культуры: теоцентризм, иерархизм, символизм, регламентация. Общество средневековой Европы разделялось на три сословия. Основанием иерархической лестницы служило так называемое «третье сословие», в которое входили крестьяне, ремесленники, торговцы и низшее духовенство. Выше по свои правам и богатствам располагались привилегированные сословия — дворянство и высшее духовенство (руководство католической церкви). Объединяющим началом для феодального дворянства служило владение землей и происхождение от знатных предков. Иерархи церкви также принадлежали к феодалам. Сословное деление общества на «молящихся, воюющих и работающих», воспринималось как богоданное. Каждое сословие представляло собой замкнутую социальную группу со своей моралью, образом жизни, традициями. Переход из низшего сословия в высшие был практически невозможен, поскольку определялся случайностью рождения. Общественная и личная жизнь подчинялись принципу строгой регламентации. Место в социальной иерархии и образ жизни индивида, вплоть до покроя и цвета одежды, не могли избираться произвольно, а были узаконены сословной принадлежностью. С одной стороны, это лишало человека свободы проявления своей индивидуальности, с другой — давало ощущение некоторой социальной и психологической защищенности. Менталитет и повседневная жизнь средневекового человека были неразрывно связаны с символическими актами. Символ (от греч. symballo — соединяю) это знак, образ, носящий условный характер и имеющий двойной смысл — явный и скрытый для непосвященных. Средневековое сознание интерпретировало все феномены бытия в буквальном и мистическом значениях, существовала сложная система религиозной символики (так, голубь символизировал Святого Духа, агнец — мученичество Христа, белый цвет считался символом непорочности и т.п.). Как пишет Ж. Ле Гофф, «символизм был универсален, мыслить означало вечно открывать скрытые значения, непрерывно «священнодействовать». Ибо скрытый мир был священен, а мышление символами было лишь разработкой и прояснением учеными людьми мышления магическими образами, присущего ментальности людей непросвещенных». 23. Возникновение христианской религии. Христианская этика, культ и обрядность. Христианская религия, названная так по имени ее основателя Иисуса Христа (от греч. – помазанник), возникла в I в. н.э. на территории Римской империи. Христианство синтезировало элементы иудаизма (первоначальное христианство представляло собой иудейское сектантство), восточных религиозных культов и некоторых философских идей античности. В IV веке при императоре Константине Великом христианство начало утверждаться в качестве государственной религии в Римской империи (так, Миланский эдикт 313 г. уравнивал христианство в правах с другими религиями), а затем распространилось и среди других народов, в результате процесс христианизации большинства европейских народов был практически завершен уже к X веку. В основе христианского вероучения лежит восходящий к иудейской традиции монотеизм — признание единственности Бога, находящегося вне времени и пространства создателя мира и человека. Христианская этика определяет смыслом жизни человека служение Богу и стремление к спасению души. Нравственная сущность этой религии изложена в Декалоге (десяти заповедях); важнейшие постулаты веры сводятся к проповеди смирения, прощения и терпения. Христианство учит о свободной воле человека и загробном воздаянии за праведную жизнь и, напротив, наказании на неправедную. Христианский дуализм состоит в разграничении мира небесного и земного, души и человеческого тела, чем нарушается свойственное античности гармоническое представление о едином универсуме и человеке как его части. Христианство же связывает исчезновение царящей некогда гармонии («Эдем») с первородным грехом, а ее восстановление — с искупительной жертвой Христа. Религия христиан имеет свой культи обрядность, важное место в которых принадлежит таинствам — особым культовым действиям, способствующим нисхождению благодати на верующего. Лионским собором (XIII в.) были определены, а Тридентским (XIX в.) окончательно утверждены 7 таинств: крещение, конфирмация (миропомазание), покаяние (исповедь), евхаристия (причащение), брак (венчание), священство (рукоположение), соборование (елеосвящение). 24. Библия как Священное Писание христиан и памятник культуры: происхождение, структура и характеристика основных разделов книги. Догматы христианского вероучения изложены в Библии (мн. число от греч. biblion – книга) — собрании священных для христиан текстов. Она состоит из двух частей: книг Ветхого Завета, почти полностью идентичных иудейскому «Танаху», и книг Нового Завета, излагающих собственно христианское вероучение. Ветхий Завет создавался в период с XII по II вв. до н.э. Новый — в первые века н.э. Отбор текстов в Священное Писание прошел процесс канонизации (от греч. kanon – правило, образец) — утверждения на церковных соборах (съездах иерархов христианских церквей). Канонические книги имеют догматический характер и признаются безусловной истиной всеми верующими. В христианской религии Библия почитается как произведение, написанное людьми под непосредственным влиянием Святого Духа и потому содержащее абсолютные истины. В состав канонической Библии не входят апокрифы (от греч. apokryphos–тайный) — произведения с библейскими сюжетами, авторство которых недостоверно. Многие апокрифы (например, «Евангелие Никодима», «Книга Иосифа — плотника», «Книга о рождении Девы Марии» и др.) церковь считает душеполезными, но не признает их богодухновенными. 25. Генезис культуры Возрождения: итальянский Ренессанс и его историко-культурная и социально-экономическая обусловленность. Ренессанс как целостный культурный феномен имел место лишь в ИталииXV–XVIвв.XIVвек. Нет ясности и в определении самого термина«ренессанс»: применительно к искусству он был введен вXVIв. итальянцем Дж. Вазари. Ренессанс основывается на возрожденных и переосмысленных традициях античности и связан тесными узами преемственности со средневековой христианской культурой.Это последнее обстоятельство сами деятели Возрождения склонны были отрицать. Более того, именно они дали настолько негативную оценку Средним векам, что в течение нескольких столетий большинство историков отказывалось признавать за этим периодом какие-либо культурные завоевания. Сознательный разрыв с традициями, нормами и идеалами недавнего прошлого был связан, в первую очередь, с попыткой подчеркнуть уникальность своей эпохи, поскольку стремление к неповторимости, оригинальности – наиболее характерная черта культуры Ренессанса. И в то же время ведущим лозунгом своего культурного бытия Возрождение объявило реанимацию духовных ценностей давно умершей эпохи – греческой и римской классики. Эта ситуация получила в науке название «ренессансного парадокса» Ренессанс – это прежде всего городская культура, а в XII–XIIIвв. города Северо-Западной Европы еще не могли претендовать на роль самостоятельных социальных, политических и культурных центров, они были немногочисленны и малонаселены.Острая политическая борьба в итальянских городах как бы возрождала в некоторых чертах опыт демократии античного полиса и древнеримской республики (парламентаризм, оспаривание власти богатыми горожанами и аристократами). Всё это делало общественную жизнь в период Возрождения чрезвычайно насыщенной, а зарождающиеся элементы новых экономических отношений, интенсивное развитие ремесел, торговли и банковского дела, рост купеческого сословия, появление мануфактур и начинающийся процесс разделения труда обусловили потребность в преодолении рамок сословности и изменении средневековых ценностных ориентаций. Идеалы христианского аскетизма начали терять свою популярность, нужны были новые аксиологические установки. Хотя идея спасения души оставалась по-прежнему актуальной, явное предпочтение отдавалось земным радостям, а складывающаяся буржуазная мораль в качестве доминант выдвинула стремление к богатству, бережливость, инициативность, честолюбие и умение оправданно рисковать 26. Культурная парадигма Ренессанса: формирование светской культуры, принципы гуманизма и антропоцентризма. Особенностью возрожденческой культуры является секуляризация (от лат.saecularis– светский) – освобождение общественной жизни от церковного влияния. Начавшееся еще в Средневековье укрепление государственных структур постепенно ослабляет влияние католицизма на политические процессы в Европе, активизирует борьбу за власть между папами и королями. С развитием экономики, становлением и обретением буржуазных свобод, географическими и научными открытиями падает авторитет церкви, формируется новый образ жизни и миропонимание. Хотя усиление светского начала не означало полного отказа от христианских ценностей, тем не менее в религиозных отправлениях внешняя обрядность начала вытеснять глубокую набожность и истинное благочестие Первым европейским гуманистом считается Франческо Петрарка В среде единомышленников Петрарки сложилась концепция возрожденческого гуманизма Гуманистическое мировоззрение оказало огромное воздействие на развитие научной мысли, выразившееся в отказе от средневековой схоластики и авторитаризма. Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность. Гуманисты исходили из идеи АНТРОПОЦЕНТРИЗМА тезис древнегреческого философа Протагора «человек есть мера всех вещей» в эпоху Возрождения появляется личность в современном понимании этого термина. Ренессансная личность жизнь которого заранее была задана его сословной принадлежностью, свободно творила саму себя и свою судьбу. Антропоцентризм, доминирующий в миропонимании гуманистов, формировал представление о безграничных возможностях разума. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2178; Нарушение авторского права страницы