Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иисус Христос - один из величайших учителей человечества. Его жизнь и проповедническая деятельность



В течение последних двадцати столетий постоянно и гро­мко звучало в истории и жизни миллиардов людей имя Иису­са Христа. Оно пронизывало все области общественной и част­ной жизни. С этим именем совершалось добро и зло, твори­лись подвиги милосердия и деяния бесчеловечной жестокости. В исторической памяти почти двух тысячелетий сам образ Христа сложился как нечто многоликое и противоречивое.

Трудность понимания образа Иисуса Христа состоит в том, что большинство из нас, скорее всего, не открывало ни разу Еван­гелия, книг Нового Завета, где говорится о нем. О силе влияния Евангелия на читателя в свое время писал А.С. Пушкин: "...И такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные ми­ром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах оторваться и противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие".

И в самом деле, кто, кроме евангелистов, сумел справиться с этой грандиозной задачей - запечатлеть образ Иисуса из Назарета, причем, пользуясь такими скупыми средствами изоб­ражения?

Итак, начать надо с Евангелия, но тот, кто впервые возь­мет в руки эту книгу, столкнется со многими трудностями. Ведь авторов четырех Евангелиев отделяют от нас почти две тысячи лет. Здесь нам смогут помочь различные комментарии и обобщающие труды, которые, в основном, появились в про­шлом веке, а также произведения наших современников, кото­рые в своем творчестве обращались к этому великому образу.

Начало этому было положено фундаментальным трудом немецкого богослова Давида Штрауса, который в 1836 году выпустил книгу под названием " Жизнь Иисуса", а также кни­гой французского исследователя Эрнеста Ренана с таким же названием, которая вышла в 1863 году. Штраус и Ренан поста­вили перед собой задачу обрисовать личность Христа на фоне событий и обстоятельств той эпохи. Вслед за ними и другие авторы брались за жизнеописание Иисуса Христа.

Одно время в литературе, изданной в нашей стране, в ос­трой полемической форме утверждалось, что исторический Иисус никогда не существовал, его не было и не могло быть и что тот, кто признает его, идет на поводу у религии. Поэтому его жизнь и деятельность считали мифом, утверждали, что в основе евангельских рассказов лежат народные мистерии и различные аллегорические рассказы, которые рядовыми хри­стианами понимались буквально. В настоящее время многие историки признают существование историче­ской основы у повествований Нового Завета.

Из этого можно сделать следующий вывод: необходимо трактовать личность Христа во всей ее противоречивости, независимо от того, считать ли его порождением религиозной фантазии или реальным историческим лицом.

Рассказывая о самом Иисусе Христе, обратимся, прежде всего, к значению его имени. " Иисус" — греческая передача еврейского личного имени Иешуа, что значит " бог, помощь, спасение". " Христос" - перевод на греческий язык слова " мес­сия", " помазанник". Эпитетом Иисуса Христа, как бы дру­гим его именем, стало слово " Спаситель" (старославянское " Спас" ). Особое место среди обозначений Иисуса Христа за­нимает сочетание " Сын Человеческий", которое имеет связь с пророчеством ветхозаветной Книги Даниила. В русском пе­реводе Нового Завета все наименования Иисуса Христа при­нято писать с большой буквы.

Мифологизированную биографию земной жизни Иисуса Христа дают, главным образом, Евангелия — канонические (включенные в состав Нового Завета) и многочисленные апо­крифические. Разные Евангелия в разной степени акцентируют внимание на тех или иных моментах земной жизни Христа. Все это отражение времени, когда создавались эти книги, борь­ба направлений в раннем христианстве.

Итак, рождение Иисуса Христа предсказано архангелом Гавриилом, явившимся деве Марии в Назарете и возвестив­шим, что у нее должен родиться сын. Затем родители Иисуса должны направиться в город Вифлеем, чтобы принять учас­тие в переписи по месту проживания своего рода. Там, в Вифлееме, и рождается в хлеву Иисус Христос, куда к нему приходят поклониться пастухи и волхвы, путь которым указыва­ет чудесная звезда. На сороковой день после рождения ро­дители по иудейскому обычаю приносят его в Иерусалимский храм, где его встречает старец Симеон и узнает в нем ожи­даемого всеми Мессию. Спасая младенца от царя Ирода, его отец и мать, Иосиф и Мария, бегут с ним в Египет.

Традиционное изложение жизни Иисуса Христа по четы­рем Евангелиям приводит очень подробно практически лю­бое издание Библии. Возвратившись из Египта, семья Иисуса поселяется в Назарете. Если бы мы могли очутиться в Наза­рете тех лет, то увидели бы около сотни белых домов с пло­скими крышами, разбросанных на горе, обрамленной виног­радниками и оливковыми рощами. С пологих возвышеннос­тей открывается живописная панорама, на которой, вероятно, не раз останавливался взор Иисуса: голубые цепи гор, зеле­ные долины, засеянные поля.

Как жила семья в Назарете? Как жил Иисус? Апокрифи­ческие Евангелия рассказывают об этих годах множество под­робностей. Авторы же четырех канонических Евангелий го­ворят сдержанно и лишь о том, что им было хорошо известно. В канонических Евангелиях отражен лишь один эпизод из дет­ства Иисуса. Родители Иисуса, как и все набожные иудеи, каж­дый год ходили на праздник в Иерусалим. Они взяли с собой и сына. Когда надо было отправляться в обратный путь, они увидели, что мальчика нет с ними. Иосиф и Мария стали искать его, и нашли в галереях храма, где собирались и проводили время в богословских спорах толкователи и знатоки Закона. Среди них мать и увидела Иисуса. Он сидел, слушая речи уче­ных и задавая им вопросы. Знатоки Писания изумлялись " разу­му и ответам" мальчика из Назарета.

Дальнейший рассказ Евангелий повествует нам уже о взро­слом человеке. Он стал плотником и каменщиком, и после сме­рти Иосифа кормил мать трудом своих рук. Становление любой личности, а особенно — необыкновенной, всегда загад­ка, тем более мы не знаем, о чем думал он, о чем молился в своей маленькой мастерской. Давид Штраус так пишет о ста­новлении его характера: " Все характеры, очищенные борьбой с сильными потрясениями, например, Павел, Августин, Лютер, сохранили неизгладимые следы такой борьбы, их образ ды­шит чем-то суровым, резким, мрачным. Ничего подобного нет у Иисуса. Он сразу предстает перед нами как совершенная натура, повинующаяся только своему собственному закону, признающая и утверждающая себя в своем сознании, не имею­щая нужды превращаться и начинать новую жизнь".

Но - вот его время пришло. Ему было около тридцати лет. Он был полон духовных и физических сил. Встреча с Иоан­ном Крестителем на берегу Иордана повернула его жизнь по-новому. Он принимает водное крещение, а затем удаляется в пустыню. Следующие этапы его жизни происходили на глазах многих людей и, прежде всего, его первых учеников (апос­толов). Поэтому о них подробно рассказывают все четыре еван­гелиста. Несколько лет он проповедует свое учение в разных частях Израиля. Затем в Иерусалиме он был выдан одним из своих учеников — Иудой — за 30 серебренников властям, был осужден иудейским религиозным судом — синедрионом — на смертную казнь. Римский наместник Понтий Пилат утвердил этот приговор и Иисус Христос был распят на кресте, а затем похоронен. Но " по пришествии субботы" он воскрес и явился своим ученикам. Так об этом рассказывают авторы Евангелий.

Вместе с тем, об Иисусе Христе есть и другая литература, кроме Евангелий. К ним можно отнести и книгу Эрнеста Ренана " Жизнь Иисуса" и книгу " Сын Человеческий", написан­ную нашим соотечественником, - трагически погибшим в 1990 году протоиреем Александром Менем, или очень личностный рассказ о нем известного французского писателя Франсуа Мориака " Жизнь Иисуса" — и все это будет рассказ о Христе. О нем рассказывают на своих полотнах великие художники, посвятившие свои картины наиболее значительным эпизодам из жизни Христа: Рождество, искушение Христа в пустыне, наго­рная проповедь, последняя неделя в Иерусалиме, распятие и т.д.

Сегодня образ Иисуса принадлежит не только прошлому, но и сегодняшнему дню. Это не только евангельский Иисус, но и Христос на иконе " Спас нерукотворный" конца XII века, Христос А. Рублева, Рембрандта, А. Иванова, Н. Крамского; его образ раскрывается нам в музыке И.-С. Баха и С. Рахманинова, в книгах Ф. Достоевского и Л. Толстого, М. Булгакова и Б. Пастернака, в фильме итальянского режиссера Пазолини " Еван­гелие от Матфея" и рокопере " Иисус Христос - суперзвезда".

Однако нельзя забывать, что жизнь Христа проходила среди людей определенного времени, что, прежде всего, к ним он обра­щался в своей проповеди. Мы должны уметь представить конк­ретную обстановку, служившую фоном евангельских событий. Увидеть Иисуса из Назарета таким, каким видело его каждое поколение людей, живших до нас, — это самая трудная задача.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь