Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность и специфика традиционной и техногенной цивилизаций



Сущность и специфика традиционной и техногенной цивилизаций

1. Традиционные общества хар-ся замедленными темпами социальных изменений. Особенно заметно это по сравнению с жизнью людей и жизнью целых поколений. В культуре этих обществ первостепенное значение имеют традиции, опыт предков, образцы и нормы. Инновации не воспринимаются как высшая ценность, а наоборот ограничивает существование традицией. Некоторые черты этих обществ сохранились до наших дней в основном в так называемых государствах 3-го мира, но рано или поздно столкновение с техногенной цивилизации приводит к коренным изменениям культуры, образа жизни и т. д.

2. Техногенная цивилизация («западная») имеет совершенно противоположные черты и основана на иных нормах и ценностях. Основной критерий при анализе этого типа цивилизации - Скорость разнообразных Изменений. Главная ценность - инновация, все новое, не похожее на прежнее. В техногенной цивилизации существует понятие автономной человеческой личности. Если в предыдущем типе человек воспринимался как часть целого, единого, группы, то в настоящее время человек тесно не привязан ни к какой группе людей.

Техногенная цивилизация возникла задолго до паровых машин и компьютеров. Но это довольно поздний этап человеческой истории. Лишь в 15-17 столетиях н. э. в Европейском регионе сформировался тот тип развития, который можно связать с техногенным. В дальнейшем этот тип осуществил определенную экспансию на весь окружающий мир. Существовавшие ранее традиционные цивилизации либо были поглощены техногенной, либо сохранив в себе некоторые традиционные черты, превратились в своеобразные гибриды техногенной и традиционной.

Предпосылки техногенной цивилизации 1. античная культура, которая подарила 2 великих открытия:

А) способ регуляции социальных связей (античная демократия)

Б) начало теоретической науки, первым образцом которой считается «Евклидова геометрия» (Степин)

2. Европейское средневековье - особое понимание человека и его роли в мире: «Человек – это образ и подобие Божье. Единственное существо обладающее разумом, способное проникнуть в тайны бытия».

3.В эпоху Ренессанса закладывается культурная матрица техногенной цивилизации. Человек - творец.

Собственно развитие техногенной цивилизации начинается в 17 веке и проходит 3 стадии.

1. Предындустриальная (17-18)

2. Индустриальная (19-20)

3. Постиндустриальную (конец 20-21 век)

Важнейшей основой постиндустриальной жизнедеятельности становится прежде всего развитие техники, технологии, причем не только путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства, но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы.

Техногенная цивилизация т. о. существовала чуть более 300 лет. Но она оказалась динамичной, подвижной, агрессивной, т. к. она поглощает традиционные общества и культуры, оттесняет их на периферию.

В современной цивилизации наука играет особую роль. Она воздействует не только на сферу производства, но и почти на все сферы и виды человеческой деятельности. Поэтому проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа тенденций и перспектив развития науки. В целом в настоящее время наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

Мировоззрение (основные ценности) техногенной цивилизации.

Человек понимается как активное существо, основная задача которого – преобразование и переделка внешнего мира и в первую очередь природы. Окружающий мир человек использует, получая из него благо для себя для удовлетворения своих потребностей.

Идея постоянного движения власти и государства переносится из отношений к природе в отношения между людьми, поэтому в техногенной цивилизации часто применяют термин «сила» означающий господство и подчинение.

Техногенная цивилизация в настоящее время достигла определенных успехов в тоже время породило такое кол-во проблем, которые ставят перед учеными (философами) вопрос: какова же ценность человеческая, гуманистическое измерение этого прогресса, которое переживает общество.

Теория культуры Лесли Уайта

Теоретическая концепция Лесли Уайта берет за основу не проявление культурных феноменов в отдельных группах или сообществах, а делает упор на развитии культуры человечества в целом.

Л. Уайт утверждает, что понятие культуры категориально и выражает в себе характеристику надсоматической (суперорганической) системы действительности, присущей лишь человеческому обществу и имеющей свои собственные закономерности функционирования и развития. Будучи интегративной системой, культура, по Уайту, не совпадая с обществом и социальной системой, имеет свои особенности, несущие специфику человеческого бытия.

Л. Уайт определял культуру следующим образом: “Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме”.

Уайт утверждал, что отличительной чертой человеческой жизни является ее символический характер, а понятие “культура” представляет собой наименование специфического класса феноменов, присущих только человеку, и которые могут быть названы “символическими”.

Эта концепция культуры привела к формированию принципиально иного, нежели дескриптивный, подхода к изучению культуры, а именно - символического подхода - geoglobus.ru. Впрочем, правильнее было бы сказать, что в своей работой Уайт скорее поставил проблему новой трактовки культуры.

Развитие на почве американской этнологии эта трактовка получила значительно позднее, в шестидесятые - семидесятые годы. Свой вклад в формирование символической культурологии как части этнологии внес французский структурализм, связанный с именами Ж. Лакана, М. Фуко, К. Леви-Стросса.

В работах Уайта с точки зрения исторической этнологии наиболее важным моментом является тезис о том, что культура имеет свои собственные закономерности функционирования и развития.

Сама же по себе дифференциация культурных и социальных систем имеет скорее операциональное значение, является удобной для изложения теории исторической этнологии, нежели важна с точки зрения исторической этнологии по существу.

Историческая этнологии не может принципиально противопоставлять друг другу культурные и социальные феномены. В основе и тех, и других феноменов лежат “культурные модели” связанные с категорией “действие”. Оба класса феноменов являются результатом кристаллизации вокруг этих “моделей” “переменных” содержательно-ценностных элементов.

Психобиологическая обусловленность культуры как основной характеристики натуралистической школы З.Фрейда

Главная черта натуралистической школы - стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснять культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека, недооценивая принципиальные отличия его от животного. Культура представляется им таким же приспособлением человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире. С натуралистической школой в культурологии смыкается и широко известный социальный дарвинизм, переносящий законы борьбы за существование и «право сильного» на человеческое общество. Помимо биологии, две новые науки, появившиеся уже в XX веке, сыграли заметную роль в формировании натуралистической школы - уже упоминавшийся нами фрейдизм и этология - наука о поведении животных, созданная К. Лоренцом и его коллегами.

Структура культуры

Культура - это сложная, многоуровневая система. Строение культуры включает субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

В рамках культурологии исследуются такиеееструктурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая городская, сельская, профессиональная, духовная и материальная и др. Каждый из элементов культуры может делиться на более дробные.

Культуру поее носителю подразделяют на мировую и национальные культуры.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

На­циональная культура - это синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие национальной культуры, ее не­повторимость и оригинальность проявляются в духов­ной (язык, литература, музыка, живопись, религия) и в материальной (особенности экономического уклада. Ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделя­ются культуры социальных общностей (классовая городская, сельская, профессиональная молодежная культура), семьи, отдельного человека. Выделяют также народную (непрофессиональную) и профессио­нальную культуру.

Кроме того, выделяется материальная и духовная культура. Хотя это подразделение часто бывает услов­ным, так как в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Материальная культура не тожде­ственна ни материальной жизни общества, ни матери­альному производству, ни материально преобразую­щей деятельности

Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (ар­тефакты). Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое зна­чение, выполняют определенную функцию и представ­ляют известную ценность для группы или общества (паровая машина, книга, храм, орудие труда жилой дом, украшение).

Материальная культурахарактеризует деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека. Материальная культура - это культура труда и материального производства, культура быта, культу­ра топоса (места жительства), культура отношения к собственному телу, культура воспроизводства и формирования человеческого рода. Физическая культура.

Нематери­альная (или духовная} культура выступает многослой­ным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру: философскую, нравст­венную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

Духовную культуру образуют нормы, пра­вила, образцы эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии ритуалы символы, ми­фы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже (как и в материальной культуре) результат деятельно­сти людей, но сотворены не руками, а разумом. Нема­териальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в сознании и поддерживаются челове­ческим общением.

Результаты материальной культуры (мосты храмы) существуют очень долго, а церемонии или обряды -только то время, пока их соблюдают. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия - через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука - это ритуальное или симво­лическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участием материального посредника - галстука, который является артефактом.

Отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют со­бой вертикальное сечение культуры, пронизывая всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологи­ческая, эстетическая культура.

Культура как явление, формирующее человека, мо­жет воспитывать личность как нравственную, так и без­нравственную. По содержанию и влиянию культуры на человека ее делят на прогрессивную и реакционную.

Существует деление по признаку актуальности. Ак­туальная - это та культура, которая находится в мас­совом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру (ее иллюстрирует мода во всем).

Таким образом, структура культуры сложна и многогранна. Она включает в себя систему образования, науку, искусст­во, литературу, мифологию нравственность, политику, право, религию, сосуществующих и взаимодействую­щих друг с другом и составляющих единую систему по­нятия культуры

Основные элементы культуры

Материальные и духовные ценности, традиции и опыт многих поколений, всемирное наследие и мораль - все эти понятия объединяются в одну сложную систему под названием культура. Дать четкое определение, что такое культура никто не может уже многие десятки лет. В ее содержание входит огромное количество понятий обозначающих обмен навыками, знаниями и способностями. Единственное, что можно проследить – это структуру и основные элементы культуры, которые присущи всему человечеству и становятся основой для морального и духовного развития.

Понятие и основные элементы культуры

В общем смысле культура – это понятие, которое включает в себя общественную деятельность и жизнь людей. Под культурой принято понимать ненаследуемые материальные объекты, идеи и образы, созданные людьми. Это созданная искусственная среда самореализации и существования регулирует социальное поведение и взаимодействие людей между собой. Иными словами в понятие культуры входят следующие аспекты: степень развития личности, социально-культурная деятельность человека и результаты этой деятельности. Для полноценного изучения культуры, необходимо учитывать из каких элементов она состоит:

Понятия (или концепты). Главным образом содержатся в языке и являются главной помощью в организации и упорядочивании опыта. Это опыт человеку дает изучение слов определенного языка.

Отношения. Любая культура характеризуется взглядами на взаимоотношения мира реального и сверхъестественного и содержит представления, из чего состоит мир и как его части связаны друг с другом во времени и пространстве.

Ценности. Определенные моральные доктрины, в основе которых лежат общие человеческие убеждения, касающиеся целей к которым необходимо стремиться.

Структура и основные элементы культуры

В структуре культуры существует два уровня – специализированный и обыденный. Обыденный уровень в свою очередь подразделяется на кумулятивный и трансляционный. Согласно антропологической модели человека культура на кумулятивном является взаимосвязью элементов которые представляют собой предрасположенность человека той или иной деятельности. Различные виды деятельности позволяют выделить следующие основные структурные элементы культуры: религиозная, художественная, философская, правовая, научно-техническая, политическая и хозяйственная. Все эти элементы тесно взаимосвязаны и имеют большое влияние друг на друга.

Несмотря на столь разнообразную структуру, культура является цельным общечеловеческим понятием, и о ней можно говорить лишь в единственном числе. Помимо культуры труда, быта, музыкальной, нравственной, правовой и политической, существуют также элементы, охватывающие социальную сторону человечества. Например, такие, как массовая и элитарная культура. Особое место в системе культуры занимают мораль, религия, наука и искусство.

Мораль. Характеризуется отношениями между людьми, построенным по законам, продиктованным самой жизнью. Основу морали составляют различные санкции. Ярким примером является религиозная санкция, нравственными нормами которой является любовь к ближнему, и веления Бога, которые человек слышит как голос своей совести.

Религия. Выступает в качестве способа познания и осмысления мира. Религия обеспечивает появление определенного смысла жизни, а также позволяет осмысленно относиться к таким явлениям как жизнь и смерь и достойно их перенести.

Сущность и основные элементы культуры

Наука. Имеет три взаимосвязанных стороны: знание, деятельность и социальную организацию. Также все существующие науки делятся на естественные и гуманитарные. В общем смысле наука предполагает способ построения рациональной картины мира, а также изменение предмета с целью его познания. Поэтому, прежде всего, наука выражается в таком методе познания как эксперимент.

Искусство. Сфера духовно-практической деятельности человека. Под искусством, прежде всего, понимается мастерство либо искусные навыки. Позже это понятие стало более широким и теперь употребляется в качестве обозначения творческой деятельности, направленной на изменение окружающего мира согласно законам красоты.

Сущность и основные элементы культуры также имеют ряд общих функций, главная из которых – гуманистическая. Культура позволяет человеку стать личностью и прививает ему такие качества как любовь к другим людям, чувство такта, милосердие и альтруизм. Культура это неотъемлемая часть жизни, владение которой является высшей ценностью.

Субкультура и контркультура

Субкультура — совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом (напр., городская и сельская, молодежная субкультуры и др.).

Субкультуры бывают различных видов. Одни определяются особенностями исторического развития, другие — способами и формами культурной идентификации конкретных людей. Остановимся на основном спектре современных субкультурных вариаций.

Этнические субкультуры. Для иллюстрации обратимся к двум современным российским мегаполисам — Москве и Санкт-Петербургу. Здесь живут и трудятся огромное множество людей, причем наряду с русскими по крови и паспорту, составляющими большинство, по Тверскому бульвару и Невскому проспекту ходят и представители других национальностей, не в меньшей степени считающие себя коренными москвичами и питерцами. Сегодня едва ли возможно перечислить все этнические группы, которые избрали местом своего постоянного жительства Москву или Санкт-Петербург. Очевидно, что жизнь русской части населения этих городов отличается от жизни москвичей и питерцев-ассирийцев, цыган и пр. Одни этнические сообщества активно объединяются, создают землячества, имеют отчетливо выражаемые отличительные признаки, другие же, напротив, предпочитают не акцентировать внимание на своей инородности. Многие живут крайне обособленно. Ассирийцы, составляющие одну из древнейших этнических групп, известных в истории с библейских времен, несмотря на малочисленность, очень ревностно относятся к своим традициям: не утрачивают язы-__ практически не ассимилируются. Между тем отличить ассирийца от неассирийца на улице практически невозможно. Чего не скажешь о другом народе —цыганах: они всегда заметны в толпе. Степень ≪ закрытости≫ у цыган гораздо меньшая, чем у современных ассирийцев. Этнически субкультуры больших городов и соприкасаются, и не соприкасаются между собой. В нынешних условиях они, как правило, не мешают друг другу развиваться по –собственным законам, хотя в каждом отдельном субкультурном комплексе практикуются различные кодексы морально-нравственных императивов. Корпоративные субкультуры^. Различные социальные группы различаются не только характером работы в общей системе разделения труда, но и ≪ стилями жизни≫. Жизнь ученого отлична от жизни журналиста, бизнесмена — от шоумена, продавца — от официанта, дворника — от шофера и т.д. Манера одеваться, привычка проводить свободное время, набор поведенческих регламентов, мысли и чувства, материальные и экзистенциальные ценности, даже выбор места жительства подчас в большой мере зависят от того, к какой социальной прослойке принадлежит человек. Корпоративный принцип лежит в основании многих субкультурных образований, которые редко вступают в конфронтацию друг с другом, предпочитая мирно сосуществовать, не нарушая пркоя. Религиозные субкультуры. Ярко выраженным примером субкультуры в современном мире могут считаться религиозные секты. Эти культовые объединения нередко называют авторитарными. Во главе их стоят, как правило, харизматические личности. Строжайшая дисциплина, единомыслие, нетерпимость к другим культурным традициям, асоциальная направленность требований — все это доставляет массу хлопот власти. Очень часто секты вступают в открытую конфронтацию с доминирующей культурой. К таким субкультурам применяются строгие законодательные меры, которые тем не менее не дают желаемого результата. Не все субкультурные образования, выстраивающиеся по религиозному принципу, агрессивны. Многие мирно соседствуют с другими. В российских городах, где большинство исповедует православное христианство, такие субкультуры часто представлены приверженцами других религиозных доктрин. Мусульмане, например, отмечают свои праздники, читают Коран на арабском, совершают паломничество к Каабе и пр., считаясь при этом россиянами и идентифицируясь с российской культурной традицией. Возрастные субкультуры. Различные возрастные категории также имеют отчетливую тенденцию образовывать субкультурные ком- люцию. Мир никогда не остается прежним после того, как возникает и открыто заявляет о себе контркультура. Облик официальной культуры также изменяется. Цель любого контркультурного образования можно обозначить как стремление показать несостоятельность доминирующих установок. Всякая контркультура, даже если она не занимает в итоге доминантные позиции, стремится создать новый универсальный словарь, использовать новые термины в культурном взаимодействии, прочертить новые каналы культурной коммуникации и в конечном счете создать нового человека и новую социальную реальность. Подобное удается редко: официальная культура, как правило, обладает большим потенциалом устойчивости, чем контркультура, опирается на разветвленную систему общественного принуждения. Противостояние раннего христианства и эллинистической культуры, гуманизма и христианства длилось веками. Даже тогда, когда контркультуры восторжествовали, вытеснив конкурентов, последние все равно остались — в виде незримо присутствовавших субкультурных комплексов, продолжавших оказывать огромное влияние на культурное развитие. Такими они сохраняются до сих пор.
Контркультура (лат. — против) — направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества. Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60 — 70-х гг. XX в. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Контркультура ставит своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью, душителем творческих порывов. В 70-е годы движение контркультуры зашло в тупик и распалось на множество разнохарактерных групп.

Функции культуры в обществе

Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Коротко охарактеризуем основные.

1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - " cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция " возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к " преображению жизни".

Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Однако культура - это не некий " склад", " хранилище" запасов социального опыта, а средство объективной оценки, жесткого отбора и активной передачи лучших " образцов", имеющих действительно непреходящее значение. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв в культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен " манкуртизма" ) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Основные понятия и категории культурологии

Культурология как область научного знания предполагает ряд понятий, в которых раскрываются содержание и особенности исследуемых явлений культуры. Одни понятия и категории привнесены из других областей знания, другие являются специфическими, присущими только культурологии.

Основной проблемой становящейся культурологии остаётся сложность, многозначность фундаментальной категории «культура».

Культура – это мир идей, образов, вещей.

Культура – это традиции и нормы, интересы и потребности.

Культура – это способы деятельности и соответствующие им системы учреждений и организаций.

Культура – это определённый образ жизни людей.

Культурология включает десятки базовых определений культуры. Некоторые исследователи насчитывают до пятисот вариантов толкования смыслов культуры. Поэтому рассмотрению сущности культуры и близкой ей категории «цивилизация» посвящена следующая глава книги.

Специфической категорией собственно культурологии является артефакт культуры. Артефактом культуры называют любой созданный человеком предмет, имеющий знаковое или символическое содержание. Это вещи, техника, одежда, утварь, жилище и многое другое. К артефактам культуры относят и духовные явления: теории, фольклор, произведения искусства и литературы. Культурология исследует природу артефактов и отношения между людьми, складывающиеся в процессе создания артефактов культуры. Артефакт рассматривается в культурологии как элементарная единица при изучении культуры, выявляется его связь с активностью человека и коммуникацией в конкретном обществе. Артефакт позволяет проанализировать процесс замысла, создания и использования искусственных объектов, их главные характеристики и вкладываемый культурный смысл, который изменяется в процессе функционирования.

Определённое значение имеет понятие образ жизни, в котором представляются содержательные характеристики типичной жизнедеятельности малых и больших групп людей. Образ жизни синтетическое понятие, включающее более узкие, конкретизирующие стороны образа жизни: «уклад жизни», «качество жизни», «стиль жизни» и другие. Определённым типам культуры соответствует определённый образ жизни людей. Культурологи полагают, что образ жизни людей определяется природными условиями существования сообщества, системой социальных институтов, традициями и обычаями, уровнем и формами социокультурной активности людей данного сообщества. Понятие «образ жизни» раскрывает особенности распределения времени и энергии людей определённой культуры на жизнеобеспечение личности и сообщества, общение, развитие личности и отдых. С помощью категории образа жизни можно выяснить типичные способы самовыражения людей в разных культурах, понять их решения и поступки, раскрыть степень их удовлетворённости жизни, а значит прогнозировать варианты дальнейшего развития конкретной культуры.

Понятием культурологии, используемым всем современным гуманитарно-социальным знанием, является социальная коммуникация. Слово коммуникация означает сообщать, связывать. Термином коммуникация обозначают, во-первых, средства сообщения, связи, во-вторых, основу типологии культур в концепции информационного общества. В культурологии, наряду с указанными значениями, термин коммуникация имеет употребление для обозначения контактов между людьми: общения в целом и обмена информацией. Культурологи, акцентирующие внимание на проблеме понимания в общении людей, коммуникацией называют процесс взаимопонимания, возникающий в процессе совместной жизнедеятельности (деятельности, общения) людей.

Одним из самых распространённых понятий культурологии является символ (особый знак). Термином обозначают условный знак для членов определённого сообщества. Посредством символов - доступных по форме - выражается сложное содержание мира ценностей и норм данной культуры. Символами культуры могут выступать предметы, вещи, явления, идеи. По мнению многих культурологов, общение между людьми осуществляется посредством символов; символы регулируют общество и общение, замещая или дополняя непосредственное общение людей. Самыми распространёнными символами являются язык, власть, влияние. Некоторые культурологи считают, что символы – сущность культуры.

Сущность и специфика традиционной и техногенной цивилизаций

1. Традиционные общества хар-ся замедленными темпами социальных изменений. Особенно заметно это по сравнению с жизнью людей и жизнью целых поколений. В культуре этих обществ первостепенное значение имеют традиции, опыт предков, образцы и нормы. Инновации не воспринимаются как высшая ценность, а наоборот ограничивает существование традицией. Некоторые черты этих обществ сохранились до наших дней в основном в так называемых государствах 3-го мира, но рано или поздно столкновение с техногенной цивилизации приводит к коренным изменениям культуры, образа жизни и т. д.

2. Техногенная цивилизация («западная») имеет совершенно противоположные черты и основана на иных нормах и ценностях. Основной критерий при анализе этого типа цивилизации - Скорость разнообразных Изменений. Главная ценность - инновация, все новое, не похожее на прежнее. В техногенной цивилизации существует понятие автономной человеческой личности. Если в предыдущем типе человек воспринимался как часть целого, единого, группы, то в настоящее время человек тесно не привязан ни к какой группе людей.

Техногенная цивилизация возникла задолго до паровых машин и компьютеров. Но это довольно поздний этап человеческой истории. Лишь в 15-17 столетиях н. э. в Европейском регионе сформировался тот тип развития, который можно связать с техногенным. В дальнейшем этот тип осуществил определенную экспансию на весь окружающий мир. Существовавшие ранее традиционные цивилизации либо были поглощены техногенной, либо сохранив в себе некоторые традиционные черты, превратились в своеобразные гибриды техногенной и традиционной.

Предпосылки техногенной цивилизации 1. античная культура, которая подарила 2 великих открытия:

А) способ регуляции социальных связей (античная демократия)

Б) начало теоретической науки, первым образцом которой считается «Евклидова геометрия» (Степин)

2. Европейское средневековье - особое понимание человека и его роли в мире: «Человек – это образ и подобие Божье. Единственное существо обладающее разумом, способное проникнуть в тайны бытия».

3.В эпоху Ренессанса закладывается культурная матрица техногенной цивилизации. Человек - творец.

Собственно развитие техногенной цивилизации начинается в 17 веке и проходит 3 стадии.

1. Предындустриальная (17-18)

2. Индустриальная (19-20)

3. Постиндустриальную (конец 20-21 век)

Важнейшей основой постиндустриальной жизнедеятельности становится прежде всего развитие техники, технологии, причем не только путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства, но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы.

Техногенная цивилизация т. о. существовала чуть более 300 лет. Но она оказалась динамичной, подвижной, агрессивной, т. к. она поглощает традиционные общества и культуры, оттесняет их на периферию.

В современной цивилизации наука играет особую роль. Она воздействует не только на сферу производства, но и почти на все сферы и виды человеческой деятельности. Поэтому проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа тенденций и перспектив развития науки. В целом в настоящее время наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

Мировоззрение (основные ценности) техногенной цивилизации.

Человек понимается как активное существо, основная задача которого – преобразование и переделка внешнего мира и в первую очередь природы. Окружающий мир человек использует, получая из него благо для себя для удовлетворения своих потребностей.

Идея постоянного движения власти и государства переносится из отношений к природе в отношения между людьми, поэтому в техногенной цивилизации часто применяют термин «сила» означающий господство и подчинение.

Техногенная цивилизация в настоящее время достигла определенных успехов в тоже время породило такое кол-во проблем, которые ставят перед учеными (философами) вопрос: какова же ценность человеческая, гуманистическое измерение этого прогресса, которое переживает общество.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.074 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь