Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Культура общество личность. Социализация. Инкультурация
Является социально-философской и культурологической проблемой, которая включает в себя ряд аспектов. Например, вопрос о том, какую роль играет личность в культуре того или иного исторически конкретного общества, как согласуются интересы личности и общества, которое существовало отношение к человеку в течение данной эпохи, роль личности в культурном прогрессе подобное. Сегодня понятие «человек» и «личность», «индивид» и «индивидуальность» разграничиваются. Необходимо их конкретизировать и установить соотношение между ними. Человек - высшая ступень в развитии живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, то есть, с одной стороны, это - биологическое существо, с другой - создатель специфического мира, который является результатом творческой деятельности человечества. Ребенок, который только что родился, принадлежа к людям, еще не представляет собой личности; ей необходимо стать личностью, сформировать в себе личностные качества. Для этого нужны определенные биологические, природные качества человека, без которых процесс формирования личностных качеств не может обойтись. Так, например, умственно отсталые больные, принадлежа к роду человеческому, личностями стать не могут. Личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, она является продуктом общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений путем предметной деятельности. Объясняя понятие «личность» через понятие «человек», можно сказать, что личность есть человек со сложившимся мировоззрением (системой взглядов на мир), самосознанием и способностью к творческой самореализации через деятельность. Самосознание представляет собой сознание и оценку человеком самого себя как субъекта практической, познавательной, культурной деятельности, как личности. На пути самоосознания как личности человек обязательно сталкивается с определением своей самости, отдельности, индивидуальности (понимаемая как единственность, неповторимость, исключительность) и общности, сходства с другими. Индивид - понятие, указывающее на принадлежность данного конкретного человеческого существа к человеческому роду. Понятие «индивид» несет в себе как признак целости субъекта, так и наличие у него особых (индивидуальных) свойств. Но, употребляя слово " индивид", мы делаем акцент на родовых признаках, а не на личностных свойствах. Следовательно, существуют определенные качества, которые характеризуют личность человека, культуру личности, меру ее личности. Человек формируется в конкретном историческом времени. Он, в свою очередь, включает в себя все «тело культуры», то есть весь предыдущий опыт, культурные традиции, общекультурную атмосферу. К культурно-исторических качеств личности принадлежит способность суждения как основа интеллектуальной культуры, моральная рефлексия и совесть как обязательные составляющие этической культуры личности, вкус как специфическая способность, которая лежит в основе эстетической культуры личности и общества, память и традиции как условие и потребность межличностного общения, нравственность и право как регулятивы поведения людей и гаранты обеспечения их безопасности. Будучи принадлежностью, частью личностей, общающихся друг с другом, эти качества влияют на создание определенных социальных институтов и становятся движителем и барометром их развития. Так, нравственность, совесть, моральная рефлексия лежат в основе правового устройства общества, способность суждения обеспечивает развитие наук, вкус влияет на развитие искусства. Способность суждения можно определить как способность человека к мыслительного акта, который выражает его отношение к определенному объекту, когда человек при оценке объекта подключает свои знания, сомнения, опыт, уверенность или веру. Способность суждения лежит в основе моральной рефлексии и формирования вкуса. Моральная рефлексия - качественная характеристика личности, способной осмыслить и оценить собственные поступки. Моральная рефлексия является характерной чертой высокоразвитой личности, поскольку она является выражением потребности человека в самооценке (в том числе, и в виде самонаказания). Второй составляющей моральной рефлексии (кроме способности суждения) есть совесть: способность личности осуществлять нравственный самоконтроль. Совесть становится решающим личностным качеством, когда человек попадает в ситуацию выбора. Характеризуя человека, окружающие почти всегда дают оценку ее вкусам: «дурной вкус», «хороший вкус», «безвкусица». Вкус представляет собой способность человека к восприятию и оценке эстетических качеств явлений и предметов и размежевание прекрасного от безобразного. Формируясь как личность, человек испытывает на себе множество культурных влияний. Это и опыт общечеловеческой культуры, и конкретно-историческое время, в котором он живет, и национальная культурная атмосфера, как ее непосредственное культурное окружение и среда, в которой происходит пробуждение человека к культурной жизни. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной. Инкультурация - продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим. Конечный результат И. — интеллигент, а не личность, как при социализации. Интеллигент — совокупность приобретенных культурных норм. Термин введен Херсковицем в работе «Человек и его работа. Наука культурной антропологии» (1948). Приблизительно в то же время Клакхон ввел аналогичный по смыслу термин «культурализация», т.к. существовавший к тому времени термин «социализация» не охватывал процессов усвоения когнитивных аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т.п.). И. обозначала и процесс приобщения к культуре, и рез-т этого процесса. В узком смысле И. обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле И. понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. В последнем случае данный термин может применяться по отношению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям. В зарубежной литературе до сих пор не проведено четких разграничении сходных по смысле понятий И. и социализации. Понятие И. не получило широкого распространения и использовалось преимущественно в американской антропологии. Теория культуры Лесли Уайта Теоретическая концепция Лесли Уайта берет за основу не проявление культурных феноменов в отдельных группах или сообществах, а делает упор на развитии культуры человечества в целом. Л. Уайт утверждает, что понятие культуры категориально и выражает в себе характеристику надсоматической (суперорганической) системы действительности, присущей лишь человеческому обществу и имеющей свои собственные закономерности функционирования и развития. Будучи интегративной системой, культура, по Уайту, не совпадая с обществом и социальной системой, имеет свои особенности, несущие специфику человеческого бытия. Л. Уайт определял культуру следующим образом: “Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме”. Уайт утверждал, что отличительной чертой человеческой жизни является ее символический характер, а понятие “культура” представляет собой наименование специфического класса феноменов, присущих только человеку, и которые могут быть названы “символическими”. Эта концепция культуры привела к формированию принципиально иного, нежели дескриптивный, подхода к изучению культуры, а именно - символического подхода - geoglobus.ru. Впрочем, правильнее было бы сказать, что в своей работой Уайт скорее поставил проблему новой трактовки культуры. Развитие на почве американской этнологии эта трактовка получила значительно позднее, в шестидесятые - семидесятые годы. Свой вклад в формирование символической культурологии как части этнологии внес французский структурализм, связанный с именами Ж. Лакана, М. Фуко, К. Леви-Стросса. В работах Уайта с точки зрения исторической этнологии наиболее важным моментом является тезис о том, что культура имеет свои собственные закономерности функционирования и развития. Сама же по себе дифференциация культурных и социальных систем имеет скорее операциональное значение, является удобной для изложения теории исторической этнологии, нежели важна с точки зрения исторической этнологии по существу. Историческая этнологии не может принципиально противопоставлять друг другу культурные и социальные феномены. В основе и тех, и других феноменов лежат “культурные модели” связанные с категорией “действие”. Оба класса феноменов являются результатом кристаллизации вокруг этих “моделей” “переменных” содержательно-ценностных элементов. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы