Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос Мир техники в пространстве культуры.)



 

Техника как совокупность средств и способов человеческой деятельности выполняет в жизни людей прагматическую функцию: люди создают и применяют ее для того, чтобы получить от этого какую-то пользу. Техника действует в «многомерном» пространстве жизни, которое охватывает «трехмерное» пространство культуры и простирается далеко за рамки последнего. Но вместе с тем она выступает также как часть культуры и важнейший фактор ее развития.

Во-первых, техника образует культурную среду обитания человека - ту искусственную, артефактную «вторую природу», В которой люди живут и которая является «материальным телом» культуры.

Во-вторых, она представляет собою средство приложения достижений культуры (главным образом, науки) к решению материальнопрактических задач общественной жизни, т. е. способ ответа культуры на «социальный заказ» со стороны общества.

В-третьих, она создает инструментарий культуры - средства и способы деятельности в сфере культуры.

В-четвертых, она выступает как культурный код - как одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации.

Таким образом, технику можно рассматривать не только в прагматическом, но и винформационно-семиотическом аспекте - как форму получения, хранения, обработки и использования информации, форму культуры, занимающую свою нишу в культурном пространстве.

Рассмотрим подробнее основные характеристики техники как формы культуры.

Техника как феномен культуры

Одним из сложнейших теоретических вопросов современной науки является вопрос о месте и роли техники в культуре, ее достижениях и проблемах. Последние сто лет технику либо осуждали, либо презирали, либо смотрели на нее с ужасом, либо благоговели перед нею. Отметим, что само понятие техники многогранно и многоаспектно. В данном случае под техникой мы понимаем систему материальных, инструментальных средств, с помощью которых человек воздействует на окружающий мир, преобразует его, создаёт, транслирует и воспроизводит культуру6.
Истоки техники, как впрочем, и всей культуры, коренятся в человеческой природе, ее сильных и слабых сторонах. Будучи физически слабыми, по сравнению с другими представителями живого мира, наши далекие предки не только полагались на готовые природные ресурсы существования и защиты от внешней опасности, но и начали создавать их сами. Слабость породила искусственную силу. Природа одарила человека способностью создавать подобное, т.е. наградила его свободными руками, разумом, воображением, пониманием, инструментальным мышлением. Таким образом, борьба за выживание, безопасность, улучшение и облагораживание условий жизни, интеллектуальная способность к этому и уникальное строение тела привели к тому, что человек извлекал из природной среды вещество, придавал ему нужную форму и с его же помощью воздействовал на природу, преобразовывая ее, самого себя и создавая культуру7.
Если природа сотворила человека мыслящим, разумным (Homo Sapiens), то техника сделала его преобразующим, деятельным – Homo Faber. Техника наряду с языком стала всеобщим инструментом культуротворчества, а со временем – важнейшим элементом культуры.
В своем развитии техника прошла большой и трудный путь. В течение многих тысячелетий (до XVIII в.) она была ручной, механической, являлась продолжением руки, человеческой силы и мысли. Преобразовательное воздействие подобной техники умеренное. Как созидательный, так и разрушительный потенциал строго ограничен. Такая техника доступна каждому физически здоровому человеку. Культуротворческий результат в процессе применения данной техники зависит не столько от неё самой, сколько от творческого воображения субъекта. Эта техника служила не более чем помощником созидателя и была полностью ему подчинена.
Появление полуавтоматической, машинной техники (парохода, паровоза, автомобиля, трактора, конвейера, самолёта) привело к тому, что продуктивность преобразовательного воздействия резко возросла. Подобная техника освободила человека от тяжелых затрат физической энергии. Ее созидательный и разрушительный потенциал весьма значителен. Благодаря ей человек сумел укротить вес, пространство, время, быстро преодолевать значительные расстояния, создавать широчайший ассортимент продуктов. В отличии от ручной, машинная техника требует основательной профессиональной подготовки, специальных знаний. Культуротворческий результат в процессе применения данной техники весьма значителен. Используя ее, человек радикально преобразовал природу и самого себя, стандартизировал свою деятельность. Он целиком включился в культурное пространство. Но сила техники творческий потенциал человека. К тому же она в силу своего несовершенства довольно часто выходила из-под контроля человека, создавая немало проблем

12 вопрос миф как элемент культуры функции мифа) Миф как форма культуры

Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. Авторы мифов, как правило, неизвестны. Содержанием мифов являются рассказы: о сотворении мира; об основании древних государств и городов; о поступках культурных героев; о месте человека в мире и его назначении; происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения. Поэтому выделяют следующие виды мифов:

1. Космогонические мифы - мифы о происхождении мира.

Это основной миф всех народов. Его описание начинается с повествования о хаосе (не-времени и не-пространстве): человечеству важно знать или представлять, откуда произошел мир, как были сформированы его законы. Основные мотивы космогонических мифов: создание вселенной из хаоса, разделение света и тьмы, сотворение растений, животных и, наконец, человека. Самой известной в современной культуре является религиозная концепция творения мира (вспомним, например, христианский миф о сотворении Богом мира за шесть дней), однако существуют и другие. дорелигиозные мифы. Так, например, в древнеегипетской культуре мы находим предание о том, что некогда существовал древний океан Нун, из которого вышел бог солнца Ра. Согласно легенде, Ра произвел на свет богов-покровителей различных стихий: Шу (Воздух) и Тефнут (Вода), от которых родилась новая пара, Геб (Земля) и Нут (Небо).

О Хаосе как о состоянии Вселенной до ее упорядочения говорит и древнегреческий миф. Хаос первичен, из него появляются боги Гея (Земля), Никта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак) и по некоторым источникам Эрос (Любовь).

В славянской мифологии мы также сталкиваемся с космогоническими представлениями. Так, например, известен миф о яйце, из которого вышел Бог.

Говоря о космогонических мифах, нельзя не отметить особую символику яйца: подобно славянскому богу, из яйца вышла также почитаемая в шумеро-аккадской мифологии богиня Иштар; яйцо нес во рту древнегреческий прародитель вселенной Хаос. В индуистской мифологии яйцо Хираньягарбха является первоосновой вселенной Брахмы. Новозеландские племена, согласно мифу, происходили из яйца, снесенного морской птицей. Таким образом, в традиционных культурах яйца было символом начала и одновременно бессмертия.

Космогонические мифы, таким образом, представляют собой комплекс представлений различных народов о происхождении мира. Эти представления зачастую схожи между собой, несут одинаковую знаковую нагрузку, не смотря на то, что могли формироваться в различных частях света.

2. Солярные мифы - это мифы, главным персонажем которых является солнце.

Солярные мифы отражают две группы представлений людей - о борьбе солнца со злом и о смене времен года.

Особо значительным был культ солнца в древнем Египте: солнечный бог Ра управлял многими процессами, происходящими в жизни людей. Так, например, периоды засухи сопровождались мифом о наказании людей солнцем (миф повествует о том, что когда Ра состарился, люди перестали его уважать. Тогда он наслал на мир свою дочь Тефнут, которая в облике львицы истребила людей).

В славянской культуре солнце играло значительную роль в связи с сельскохозяйственными процессами, почиталось как символ и источник жизни на земле, дающий тепло и свет всему живому. Одним из распространенных символов солнца был коловрат (или солнцеворот).

Солярная символика многих народов представлена свастикой - она украшала оружие, предметы быта, одежду, встречалась при оформлении церквей и домов. Большинство культур воспринимали свастику как позитивный образ, символ движения жизни. Лишь в XX веке свастика получила статус главного символа нацизма и гитлеровской Германии, с тех пор имеет устойчивые отрицательные ассоциации.

3. Лунарные мифы - мифы, одним из главных героев которых становится Луна (Месяц).

В сибирских шаманских мифах Луна ассоциируется с ночной, тёмной, а Солнце - с дневной, светлой половиной мира. У чукчей с Луной связываются кэле - существа, приносящие зло людям. В китайской мифологии также имеется данное противопоставление: Луной управляет сила Инь (женское темное, прохладное начало), а Солнцем - Ян (светлая и горячая сила).

Постепенно, с развитием общества, лунарные мифы теряют свою значимость, однако символика Луны привлекает внимание представителей романтического и символического течений в европейском и русском искусстве. Соединяясь с символикой Ночи, Луна олицетворяет собой Тайну, колдовство, одиночество и печаль.

4. Эсхатологические мифы - мифы о конце света.

Мифы о мировой катастрофе характерны для большинства древних культур; большинство из них связаны с виной человечества перед великим божеством. Представления о гибели мира в архаичных мифологиях, по-видимому, происходят из календарных мифов о гибели и воскресении природы. Впоследствии к ним добавились повествования о борьбе добра и зла, таким образом, положив начало этической традиции. Вселенская катастрофа призвана избавить мир от многочисленных бед, созданных самим человеком. Особенно ярко эта идея прослеживается в христианской эсхатологической традиции: так, например, откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) повествует о событиях, которые будут предшествовать второму пришествию Христа (особую роль в Откровении играет описание катаклизмов и чудес).

На протяжении мировой истории различные культуры моделировали свой вариант «конца света»; особую роль эсхатологические представления приобрели в XX и XXI веках в связи с идеей экологической катастрофы и технократической гибели планеты.

В современной литературе понятие «миф» обладает определенной полисемией. В традиционном понимании миф - это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме. В более поздней трактовке это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. В новейших истолкованиях под мифом подразумевают некритически воспринятое воззрение. Миф оценивают, наконец, как уникальный и универсальный способ человеческого мирочувствования.

Философы и культурологи давно стремились раскрыть природу мифа, его социальную роль, присущие ему экзистенциальные и общественные функции.

Многие античные материалисты отрицали познавательные качества мифа. Они полагали, что подлинное толкование природы возникает на почве рассудочного познания. В этой системе рассуждения миф был равнозначен вымыслу. Вот почему в просветительскую эпоху это воззрение воскресло.

Однако другие древние философы относились к мифу с большим доверием. Платон, например, использовал мифы как художественные иллюстрации своего собственного философствования. Также в XVII в. относился к мифам и Ф. Бэкон, который в то же время видел в мифе историческую форму миропостижения.

Позже философы обратили внимание не только на то, что миф может заключать в себе прозрение или заблуждение. Они стали писать о социальной роли мифа, раскрывая его значение как средства консолидации общества. Миф, по их мнению, обеспечивает единомыслие в общине, проясняет протяженность истории. В XVIII в. попытку историко-социологической интерпретации мифа предпринимает философ Дж. Вико. Он связывает развитие общества с особенностями эволюции мифа.

Появление культурно-антропологических школ и направлений содействовало сравнительному анализу мифов, обнаружению присущих им типологических черт. Выяснилось, что нет такого природного явления или феномена человеческой жизни, которые не могли бы быть мифологически интерпретированы и не допускали бы такого истолкования. Все попытки различных школ сравнительной мифологии как-то объединить мифологические сюжеты, свести их к одному типу были обречены на провал.

С другой стороны, несмотря на разнообразие и разнородность мифов, мифотворческая функция по сути своей однородна. Антропологи и этнологи постоянно поражаются сходству элементарных сюжетов, из которых построены мифы, при полном несовпадении социальных и культурных условий их рождения и функционирования.

В мифе воплощаются тайные вожделения человека. Мифологические образы укоренены в бессознательных основах человеческой души. Они близки биологической природе человека.

Индивиду психологически неуютно в разорванном, расколотом мире. Он интуитивно тянется к расчлененному мироощущению. Миф освящает человеческое существование, придает ему смысл и надежду. Он помогает одолеть безжалостную, критическую направленность сознания. Вот почему люди так часто отступают от трезвой мысли, отдавая предпочтение миру мечты.

Миф - это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Миф возникает на родовой фазе становления человеческого общества и сохраняет свое значение и на последующих этапах его культурно-исторического развития. Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.

Элементы мифологического сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.

Для мифологического сознания характерно ощущение сопричастности к природным стихиям, обожествленным и персонифицированным в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю. Человек выступает в роли агента божественных сил, его деятельность всецело подчинена магическим обрядам, которые как бы консервируют так называемое сакральное (священное) время.

«Сакральное время в рамках мифа является превалирующим фактором мировосприятия. Оно противостоит профанному времени и задает некую схему функционирования человеческого сообщества, неизменную в своих базовых принципах». Для мифологического сознания характерен магический (колдовской, волшебный) способ взаимодействия с миром. Английский ученый Дж. Фрэзер выделял т.н. «закон магической симпатии», объединяющий человека и предмет, с которым единожды, по крайней мере, он вступал в контакт. На основании этой магической сопричастности или симпатии можно воздействовать на волю другого человека помощью определенных обрядов и ритуалов. В целом мифологическое сознание крайне статично. Оно не знает идеи движения, прогресса. Изменения, протекающие вокруг, являются лишь проявлениями некоего неизменного и вечного порядка вещей, кажущегося и иллюзорного своей сути.

Мифологическое сознание обладает уникальной способностью. Оно регламентирует поступление новых знаний, так как в нем превалирует система обрядов и ритуалов, систематизирующая приток новой информации о мире. И поэтому миф не разлагается в результате накопления знаний, он исчезает вследствие осознания человеком своей свободы. Миф не регулирует жизнь свободного человека. Он не способен на это. Поэтому, по мере осознания человеком своей свободы возникает иная картина мира, в основе которой лежит уже не растворение индивида в реальности, в стихии природных процессов, а вычленение себя из нее, становление субъект - объектных отношений.

В целом же для мифологического сознания характерно:

- растворение человека в мире;

- полное отождествление человека с природой, ее обожествление;

- фетишизм, т.е. поклонение неодушевленным предметам;

- анимизм, т.е. вера в существование духов, в одушевленность всех предметов.

Расцвет мифа относится к периоду первобытно - общинной формации. В эту эпоху миф являлся:

- организатором поведения членов первобытного коллектива;

- аккумулятором его волевых устремлений;

- стержнем, осью всей общественной жизни.

В мифах объективировались коллективные переживания, впечатления, страсти, чувства, настроения, вызываемые определенными явлениями действительности. Несмотря на свои, порой фантастические очертания, мифологические образы вовсе не являются чистой иллюзией, нелепой выдумкой, произвольным искажением мира. Миф включает в себя и многие элементы верного отражения действительности, правильных оценок тех или иных явлений. Без этого было бы невозможно относительно стабильное существование первобытного коллектива, преемственность в воспроизводстве человеческих отношений и сознания.

Мифы систематизировали коллективный опыт людей, воплощали его в наиболее сжатом, концентрированном и универсальном виде. Они объективировали элементы общественного сознания, порожденные существенными связями и отношениями в обществе. В мифах обобщен и отработан опыт формирования для данного уровня общественного развития отношений между:

- человеком и природой;

- коллективом и индивидом.

Миф стал и самой ранней формой донаучного знания. Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни. Она была первой архаичной формой донаучного синтеза всего наличного знания, от которого в дальнейшем отпочковались важнейшие области человеческого познания и творчества - философия, искусство, наука, религия и т.д.

Практическая ситуация, в которой находился первобытный человек, отличалась крайней сложностью. В ней было много случайного, непредвидимого: индивид был очень слаб, а бесконечно могущественная природа слишком сурова к нему. Коллектив (община) играл для человека роль среды. Именно через общину индивид приспосабливался в природе и к общественной жизни. Коллектив формировал систему правил и ценностей, а человек моделировал свое поведение с учетом существовавших условий общественной жизни. Постепенное овладение человеком силами природы, восхождение общественного сознания «от мифа к логосу» (т.е. к расширительному природопониманию) делает возможным появление зачатков, элементов собственно научного познания.

Древние мифы привлекают к себе пристальное внимание многих современных исследователей. Мифотворчество, как и художественное творчество, благодаря активной роли в нем бессознательного начала, является многосмысленным, поэтому каждая новая эпоха может открывать в мифах новые значения, способные актуализироваться в новых исторических условиях. Жизненность и устойчивость этих смыслов еще раз подтверждает факт того, что мифология во многом, верно, отражала общественные отношения на самом раннем этапе их развития и создала первичные социальные связи, которые удивительным образом сохранились относительно неизменными на историческом пути формирования человеческого общества.

Таким образом, миф - выдающееся достояние человеческой культуры, ценнейший материал жизни, тип человеческого переживания и даже способ уникального существования. Это не только социальный, культурный, но и антропологический феномен.

миф космогонический сакральный время

Функции мифа в культуре

Результаты исследований мифологии позволяют утверждать, что миф выполняет в обществе важные функции. В архаических сельскохозяйственных обществах мифы и обряды настолько глубоко пронизывают всю жизнь и мышление людей, что вся культура в целом приобретает религиозный и мифический характер. В культурах древнего Ближнего Востока, одних из самых ранних сельскохозяйственных обществ в человеческой истории, образное мифическое восприятие растений было практическим и философским обоснованием для одомашнивания растений. Само сельское хозяйство стало частью восприятия как космического порядка, так и структуры общества. Мифы, таким образом, служат основанием для понимания характера природы и общества.

Школа, идущая от английской традиции в антропологии, подчеркивает объяснительные функции мифа: чтобы объяснить божественным установлением соотношение между священной жертвой и природой вещей, чтобы оправдать перед простым людом сложившуюся иерархию социальных статусов как учрежденную божественным промыслом. По Б. Малиновскому, в традиционных племенных обществах миф выражает, расширяет и кодирует верования. Миф в этих культурах сохраняет и предписывает этику, содержит практические правила поведения людей. Британский антрополог Джеймс Фрэзер в своей работе «Золотая ветвь» (1890) первым отметил связь мифа с ритуалом. Его теория была развита для объяснения значения мифа в обществах, владеющих письменностью.

Французская традиция, идущая от Э. Дюркгейма, считает миф в большей мере выражением человеческой (индивидуальной или социальной) потребности. Дюркгейм пришел к выводу, что мифы возникают как чисто социальный феномен. Мифология конкретной локальной культуры выступает, функционирует как коллективное представление о мире в этой культуре. Мифы формируют моральную систему, космологию и историю. Мифы и происходящие от них ритуалы поддерживают и обновляют мораль, религиозные верования, сохраняя их в памяти общества. Иначе говоря, мифы поддерживают социальную природу человека. Мифы отражают, пусть и не буквально и не точно, космический порядок и организованность. На этой основе мифы придают законность порядку общественному.

Французский лингвист Жорж Дюмезиль, который провел обширные исследования индоевропейских мифов в Индии, Греции, романских, германских, скандинавских и других культурах, выделил в этих мифах общую космологическую основу. Он обнаружил в каждой форме индоевропейского мифа трехчастную структуру: наверху иерархии священник или правитель, в середине воины, в основании земледельцы, скотоводы и ремесленники. Эти классы соотнесены с космическими божествами, что и связывает структуры космоса и социума. Взаимосвязи, антагонизмы и конфликты названных трех классов драматизированы в нарративной (то есть существующей как рассказ) форме эпоса. Дюмезиль не утверждает, что все индоевропейские общества на практике обладали этой социальной структурой; скорее она работает как архетипический язык, с помощью которого в пределах индоевропейских культур утверждаются фундаментальные идеалы.

Немецкий философ Эрнст Кассирер присоединился к тем, кто утверждает, что миф вырастает из эмоций. Кассирер подчеркнул, однако, что миф не идентичен эмоции, из которой он возникает, а является выражением - объективацией - эмоции. В этом выражении или объективации абсолютное значение придается идентичности и основным ценностям группы.

В пределах этих подходов существует широкий спектр точек зрения.

Мифы, таким образом, начиная с ранних этапов развития культуры являются основанием и средством понимания характера природы и общества. Миф входит в механизмы самоорганизации общества. Естественный архаический миф, а затем и его современные формы связывают индивида и коллектив. При этом в древних обществах миф осуществлял данную связь так, что индивидуальной свободы не существовало. Миф и ритуал, к которому он обычно привязывается, не только объясняют, но становятся свидетельствами и подтверждениями культуры, посредством которой поддерживается социальное единство.

В XX в. к мифу как феномену духа, сознания было приковано внимание крупнейших ученых - философов, культурологов, социологов, историков. Возникли принципиально новые трактовки этого духовного феномена и его роли в современной культуре. В ХХ веке главным стало понимание мифа как особого состояния сознания. Это связано с появлением феномена массового сознания. Массовое сознание - сознание глубоко мифологизированное.

Выделяют четыре группы современных мифов. Это, во-первых, мифы политической и общественной жизни, которые создаются политиками и журналистами; во-вторых, мифы этнической и религиозной самоидентификации (например, различные мифы о России и православии, их прошлом и современном состоянии); в-третьих, мифы, связанные с нерелигиозными верованиями (например, об НЛО и инопланетянах, о снежном человеке, о всесильных экстрасенсах-целителях и т.д.); наконец, мифы массовой культуры, и среди них, несомненно, центральный - миф об Америке и американском образе жизни.

В современной культуре миф выполняет следующие функции:

1. Миф объясняет человеку непонятные явления окружающего мира. Те объяснения, которые предлагают точные и естественные науки, доступны далеко не всем, поэтому мифы служат моделью реальности для большинства. Миф дает человеку критерии, с помощью которых можно измерить все. Любые окружающие явления становятся познаваемыми. Картина мира в мифе проста и доступна любому человеку.

2. Миф играет роль инстанции, которая регулирует поведение индивидов. Он претендует на достоверность, на то, чтобы быть единственно верной картиной мира. Основной источник мифов - средства массовой информации - выполняет воспитательную и образовательную функции. Например, телевидение создает свою мифологию, предлагающую целый ряд примеров для подражания (сериалы).

Зритель воспринимает экранную жизнь героев как достоверную, реальную. Сериал для него - не средство развлечения, а окно в другую жизнь. Эта жизнь часто кажется более интересной и осмысленной, чем реальная.

Мифы воспитывают и обучают молодежь. Реальные и воображаемые герои играют важную роль в формировании мировоззрения молодого человека. В наше время средства массовой информации практически полностью контролируют формирование сознания нового поколения( с помощью рекламы, телесериалов, телепередач, радиопрограмм, кинофильмов, Интернета), и делают это посредством мифологии, ими создаваемой.

Мифы в политике регулируют поведение людей, стремятся сплотить их для достижения глобальной цели. Например, тоталитарные мифы, которые активно функционировали в обществах СССР и нацистской Германии. В основе тоталитарного мифа лежит идея достижения Золотого Века или Рая на земле, где в изобилии имеется все для каждого и где всем человечеством правит великий, справедливый и мудрый вождь. Эту эпоху можно определить словом «торжество» (коммунизма) либо «величие» (нацистской Германии

3. Миф позволяет человеку «преодолеть время», например, с помощью чтения художественного произведения. Чтение занимает место пересказа мифов в архаических обществах. Современному человеку оно даёт иллюзию господства над временем.

Той же цели служат мифы в рекламе. Они призывают «преодолеть время» посредством обновления. Потребители благодаря приобретению вещей могут бороться с процессом разрушения мира. Реклама намекает на возможность возрождения, возможность отменить неумолимый ход времени, и, следовательно, старения. Покупка новых вещей дает потребителю надежду на его собственное омоложение.

4. Миф создает собственную реальность посредством устойчивого повторения одних и тех же образов. Устойчивость мифологических образов внушает человеку уверенность в том, что в современном мире есть что-то постоянное, на что можно полагаться. Например, реклама, которая постоянно повторяется. Сначала частое повторение вызывает раздражение у потребителя, затем он привыкает к этому, а спустя какое-то время начинает воспринимать рекламу как неотъемлемую часть собственного образа жизни. То же происходит и в политике. Главное для политика или партии - уметь создать мифологическую реальность, которая привлекла бы многочисленных сторонников. Созданием таких мифологических реальностей занимаются профессионалы.

5. Миф делает возможным воздействие средств массовой коммуникации на массовое сознание. Средства массовой коммуникации влияют на сознание людей посредством мифов, которые часто создаются намеренно. Большая часть информации передается посредством мифа. С помощью мифа средства массовой информации формируют сознание людей.

Таким образом, миф в современной культуре выполняет разнообразные функции и активно участвует в ее формировании.

13 вопрос религия как феномен культуры) Религию можно воспринимать как феномен, элемент или функцию человеческой

культуры. В подобном контексте сама культура выступает как совокупность

представлений людей об окружающем их мире - в котором они рождаются,

воспитываются и живут. Культура, иными словами, - результат взаимодействия

людей с той реальностью, в которой они физически пребывают. В отличие от

этого религия может быть представлена как сумма опыта, впечатлений,

умозаключений и деятельности отдельного человека или сообществ людей

относительно того, что мнится им реальностью более высокого порядка. Обычно

человек воспринимает эту сакрализуемую им реальность как нечто приходящее к

нему извне, как нечто ему открывающееся. Конкретные формы, в которых

религия себя проявляет, зависят от конкретного места и времени, однако чаще

всего человек переживает откровение как встречу с существами, имеющими

телесное воплощение. В большинстве религий многообразие действительности

воспринимается как проявление множественности божеств, однако наряду с

политеистическими религиями существуют, как известно, религии строго

монотеистические, признающие существование одного-единственного бога.

Основной характерный признак монотеизма состоит в том, что его божество

абсолютно трансцендентно, т.е. существует за пределами физической

реальности, в то время как боги политеизма имманентны, т.е. мыслятся

проявляющими себя в ее пределах.

Различные религии представляют своих богов по-разному: антропоморфными,

зооморфными, сочетающими в себе черты того и другого; в виде живописныхобразов или скульптурных; в виде двухмерных или трехмерных изображений.

Порой боги почитаются в конкретной телесной форме, как в нее воплотившиеся:

царь в древнем Египте, японский император в наши дни, Иисус из Назарета до

своей смерти - с одной стороны, и древнеегипетский бык Апис и индийская

кобра, с другой, суть примеры этого. Однако не все религии и не на всемпротяжении своего существования создавали физические изображения своих

божеств. Индуизму и буддизму, например, они изначально не были известны.

Часто они отсутствуют и в религиях бедуинов, что может быть объяснимо

особенностями их кочевого образа жизни, по необходимости ограничивающего

круг материальных предметов. Эти бедные на изображения религии мы именуем

аиконическими. Все это, однако, принципиально отличается от запретов на

изображения, которые мы находим в религиях строго монотеистических похарактеру.

 

 

Вопрос особенности античной культуры) Слово античность происходит от лат. antiguus - древнее. Античность представляет собой образец, эталон, модель и классику для европейской культуры. А также детство человечества. В античном обществе культура воспринималась как совокупность навыков и умений, а также результатов человеческой деятельности. Культура была выделена в качестве предмета осмысления. Протагор считал, что возникновением материальной культуры, а также упорядоченным развитием общественным жизни люди обязаны богам.

По мнению Демокрита, творцом культуры выступает человек, он создает культуру, подчиняясь своим потребностям и, подражая природе, то есть вторую природу. Древнегреческие мыслители различали природное и нравственное начала как два противостоящих друг другу. Нравственное, то есть культурное было присуще только людям, в частности лишь грекам.

Древнегреческая пайдейя (культура), сделав человека мерой всех вещей, избегала всего, что не сообразовывалось с человеком и его понятиями. Даже греческие боги человекоподобны, не только по облику, но и по поведению.

Греческие храмы также соотнесены с человеком. Направленность на человека, присущая греческой культуре позволила ей стать духовной ценностью в полном смысле этого слова, поскольку именно греческая культура лежит в основе европейской культуры. Греческая культура открылачеловека-гражданина, провозгласив верховенство разума и свободы.

Древнегреческая цивилизация одарила современную цивилизацию мифами о Прометее, Аполлоне и Дионисе и др., которые стали символами разных культурных традиций, а также заложила основы развития науки и техники в западноевропейских странах.

Периодизация

Этапы:

Греция

Крито-микенская

Гомеровская

Архаика

Классический

Упадок

Эллинизм

Рим:

Этрусская

Ранней империи

Республики

Второй империи

Христианство

Крито-микенская культура. (Остров Крит и город Микены - рубеж 111 - 11 тыс. до 1200 г. до н.э.) Критская культура складывается вокруг дворцов. Игры с быками. Почитание Великой богини, теократия. Разрушение происходит в результате извержения вулкана Фера (Санторин) плюс к этому стоит добавить вторжение ахейцев. После этого центр цивилизации смещается на материковую Грецию.

Расцвет микенской культуры приходится на 1700 г. до н.э. Заметно влияние критской культуры, но есть и собственные достижения (строительство гробниц, посмертные золотые маски). Развитие происходит около дворцов. Переняли минойскую письменность (письмо А) и имели свою письменность (письмо Б). Около 1300 г. до н.э. в Грецию пришли племена дорийцев, принесшие открытие железа.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.075 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь