Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Гомеровский период. (1200 г. до н.э. - первая половина 8 века до н.э.) Бесписьменная эпоха. Судить о нем мы можем лишь по поэмам Гомера.
Архаика. (8-6 в. до н.э.) Появление письменности заимствованной у финикийцев. Великая колонизация. Заимствование у окружающих народов различных знаний. Из родовых общин происходит формирование античных полисов: Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Являющие городами государствами. Однако появляются понятия «Эллины» и «Эллада», охватывающие весь греческий мир в целом. Возникновение общегреческих святилищ - единый пантеон богов. Политеизм. Олимпийские Игры в Олимпии с 776 г. до н.э. раз в 4 года посвященные Зевсу. Пифейские спортивные и музыкальные, в четь Аполлона в Дельфах раз в 4 года. Истмийские в четь Посейдона под Коринфом раз в 2 года. Появление философии. Она возникла в Ионии как натурфилософия. Осмыслить мир как единое целое. Фалес - вода, Анаксимен - воздух, Анаксимандр - беспредельное, то есть первоматерию с противоположным началом твердым и жидким, теплым и холодным. Пифагор и пифагорейцы стали основой всего число и числовые отношения. Искусство характеризует поиски формы, выражающий идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. Обнаженный юноша «курос», задрапированная девушка «кора» для которых характерна «архаическая улыбка. Появление архитектурных ордеров: дорического, ионического. Керамика. Классический период. Центром культуры становятся Афины, особенно времен правления Перикла (444-429 гг.). Появление софистов. Сократ. Учение Демокрита об атомах. Появление театра: комедия и трагедия. Эсхил: «Прометей прикованный», «Орестейя», Софокл «Эдип», Еврипид «Медея», «Федра». Аристофан. Историография Геродот (отец истории) написал историю греко-персидских войн. Фукидид «История Пелопоннесской войны». Попытка раскрыть связь событий. Искусство: развитие скульптуры Фидий, Мирон, Поликлет. Появление коринфского ордера. Ансамбль Акрополя. Эпоха кризиса. (4 в. до н.э.) кризис полиса, проявившийся еще в эпоху Пелопонесской войны между Спартой и Афинами, которые потерпели поражение. Кризис способствовал тому, что каждый сосредоточивался исключительно на себе. Появляется философия киников. Антисфен и Диоген, Платон и Аристотель. Появление литературы. Ораторское искусство Исократа и Демосфена. Греческая история Ксенофонта. Скульпторы Скопас, Лиссип. Эпоха эллинизма. Данный период связан с походом А. Македонского (356-323 г. до н.э.) Создал державу от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Происходит распространение греческой культуры. Появление ряда эллинистических государств после распада империи. Деятельность Архимеда, Евклида. Наука. Появление библиотек. В искусстве господствует эклектизм. Эпикурейство. Стоицизм. Эллинистическую культуру захватывает идея реставрации: переписывались, собирались и переиздавались все произведения классической древности, к ним составлялись комментарии. Характеристики античного типа культуры Античный культура греция рим Греческая культура - морская, открытого типа. Отсюда быстрая колонизация окрестных земель и островов, любопытство к другим культурам. Греческой культуре были присущи заимствование и изменение. Агональное - состязательное начало в культуре. Этим проникнуты все сферы жизни и деятельности, будь то публичное обсуждение законов или Олимпийские игры (в честь победы Зевса над Кроном). Погоня за славой. Возможна была от острого чувства скоротечности человеческой жизни и неумного желания преодолеть смерть. Преодолеть смерть путем увековечивания своего имени в памяти поколений. Это славное имя превосходит всякую материальную награду. Приоритет нравственных духовных интересов над материальными. Мудрость «sophia» - вот высшая ценность. Это знание о предметах возвышенных, обычно бесполезных с точки зрения практической. Интеллектуальная игра. Знание ради знания. Бескорыстная любовь к истине. Именно в этой атмосфере рождается наука и философия. В частности диалектика как искусство доказывать и опровергать какой-либо тезис. То есть, греки не признавали авторитетов, не считались с предками и заветами старины (даже к Гомеру). Однако дух состязательности соотносится с принципом меры во всем. Возможно, в реальной жизни они мало руководствовались этим принципом. Дух соперничества часто оказывался разрушительным. Постоянные войны, нет единого государства. Идеал греческого человека - мера, мера во всем, основанная на принципе гармонии, «золотой середины». Личность человека не имеет такого колоссального и абсолютизированного значения как в европейской культуре после эпохи Возрождения. Личности в современном понимании этого слова в античности нет, она рассматривается как нечто нераздельное, она сводима к процессам, которые происходят между небом и землей. Человек смыкался со всей мировой материей, и был един со всем физическим миром и природой не выходя из круговорота материи, где все мыслилось вечным - и смерть и рождение. Жизнь человека управляется божеством, которое само играет без ярко выраженной цели. Это божество еще само неотделимо от мирового хаоса и вечно изменчивых стихий. Личность есть хорошо организованное и живое тело. Тело самодостаточный мир, движущийся в пространстве. Тело по Анаксагору содержит в себе зародыш всех вещей вообще. Оно является символом космоса в целом. Внутренняя смысловая жизнь и телесная есть одно и тоже. Греческие боги есть лишь человеческие тела, обобщающие смысловые принципы бытия. Античная культура построена на принципе объективизма. Понимание мира как космоса (от «космео» - придание формы), как чего-то упорядоченного, в него включен и человек. Мир завершен из хаоса - отсюда стремление к оформлению как основная интенция греческой культуры в целом. В этом поле и возникает философская мысль как стремление к упорядочиванию смыслов. Главная сила мышление. Мышление как особое бытие, подлинное (Парменид). Космос для грека чувственно-материален, то есть он видим и слышим. Античный космос ограничен в пространстве, потому что таковым является вообще всякое человеческое тело обобщением, которого и был космос. Космос огромное живое тело, как в целом таки во всех своих частях. Космос единство противоположных начал фаталистического и героического, внеличностного и чувственного, разумного и т.д. Космос существует вечно, сам по себе, он сам для себя свой абсолют. Космос движется, но поскольку он ограничен, то ему остается только вечно вращаться, вокруг земли, которая и была центром. Пантеизм, ибо космос есть абсолютное божество. Идеальные боги лишь обобщение соответствующих областей природы как разумной, так и неразумной. Природа есть абсолют. Только богам доступны законы природы. Человек живет в космосе, он дом для него, понятен и доступен ему. Человеку доступны космические ритмы через скульптурное воплощение космической гармонии, симметрии и меры. Необходимость - это судьба, и нельзя выйти за ее пределы. Античная культура развивается под знаком фатализма. Героизм - фаталистически-героический. (Судьба Гектора в «Илиаде»). Космос есть наилучшее и наисовершеннейшее произведение искусства. Т.е. художественное понимание космоса. Сам термин космос сопрягается с порядком, ладом, красотой. Человеческое искусство лишь его жалкое подобие. Античность скульптурна. Представление о мире сводятся к тому, что это есть театральная сцена. Люди актеры, космос сам сочиняет пьесы, земля - сцена. Модели игры среди представлений греков о жизни космической и человеческой: во-первых, это стихийная неразумная игра вселенских сил, изливающая переизбыток своей энергии на человеческую жизнь, входящую в общий природный круговорот мировой материи. Во-вторых, жизнь человека и универсума есть ничто иное, как сценическая игра, строжайше продуманная и целесообразно осуществленная высшим разумом. Обе эти тенденции сосуществуют вместе. Главное в античной культуре это зрение. На первый план выступает «логос» (которое есть слово и мысль, но не личность как в христианстве). Это понятие логическое, языковое и в то же время натурфилософское, обозначающее нечто материальное связанное с воздухом. Огнем, землей, со всеми стихиями. «Идея» также начинается с видимости и чувственного, она восходит и к космосу. Полис античная модель мира в социальной сфере. Человек есть «политическое животное». Патриархальное рабство. Свобода вот, что отличает греков от других народов. Внешним выражением внутренней свободы греков явилась их демократия. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы