Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Характерные черты средневековой культуры



1) Универсальность и энциклопедичность культуры. Мир это единое целое. Он целиком зависит от Бога и всякую вещь следует понимать через ее отношение с Богом. Поэтому средневековые трактаты стремились передать всю полноту знаний и понять мир как законченное единство.

2) Символичность культуры. Богатый символами и сложный религиозный культ. Художественные символы. Философии- которая занимается постижением символич значения окружающего мира. Для средневекового чел-ка мир представлялся книгой, написанной рукой Бога, в которой каждый образ был полон смысла.

3) Дидактизм средневекой культуры.

Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом. Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. В сознании человека эпохи средневековья мир виделся как арена противоборства добра и зла. Сознание человека эпохи средневековья было глубоко магическим. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий. Значение слова записанного и особенно звучащего было чрезвычайно велико. История культуры Средневековья — история борьбы церкви и государства.

Ранний период. С конца IV в. началось «великое переселение народов». Вандалы, готы вторгались в пределы Западной Римской империи. Когда Западная римская империя распалась образовался ряд недолговечных государств. В Галлии и Западной Германии — франки, в Британии — англосаксы. Везде, где господство Рима пустило более глубокие корни, «романизация» захватывала все области культуры: господствующим языком был латинский, господствующим правом — римское право, господствующей религией — христианство. Однако следует отметить кризис культуры античного мира в период нашествия варваров, усугубившийся привнесением их наивного мифологического мышления, поклонением стихийным силам природы. Все это отразилось на культурном процессе раннего Средневековья. В IX—Х вв. европейские народы боролись против набегов мавров, венгров, норманнов. Эта пора, прошедшая в феодальных междоусобицах, характеризуется временным упадком и оскудением духовной культуры. Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность.

Средневековый европеец был. безусловно, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных н адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, буквально. Вершина одной из них, верхней — Бог. Ниже идут ярусы или уровни священных персонажей: сначала Апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню — архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже их простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле размещаются животные, потом растения и потом—сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии, но опять в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине этой второй, хтонической пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком

Христианство - (от греч. christos - мессия, спаситель) одна из трех мировых религий - возникло в начале I в. в Палестине, а в IV в. превратилось в господствующую религию Римской империи. Свое название данная религия получила по имени предполагаемого создателя Христа.

В основе христианства лежит вера в единого Бога, носителя абсолютной свободы, начала и конца мира. Христианство провозглашало Вселенское братство и равенство всех людей перед единым Богом, который любит всех. Новая религия сформировала и новую культуру, которая понимала человека как земное воплощение Бога, а Бога как небесное воплощение человека в образе Иисуса Христа. Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, является свободной личностью, обладающей творческими способностями.

Важнейшие христианские догматы (основные положения учения) были разработаны выдающимися богословами (отцами церкви) в собрании священных текстов, получивших название Новый Завет. В состав данного учения вошли:

- четыре канонических Евангелия (от греч. euangelion - благая весть), написанных Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном к концу I в. и представляющих собой варианты земной жизни основоположника новой религии - Христа;

- Деяния Апостолов - сочинение о проповеди учеников Иисуса после смерти их Учителя;

- Послание Апостолов и видение о конце света;

- Апокалипсис или Откровения апостола Иоанна Богослова.

Главной идеей Нового завета стал миф об Иисусе Христе как богочеловеке, который ценой своей жизни спасает человечество от его грехов. Новый Завет явился своеобразным продолжением Ветхого Завета - собрания книг, священных для иудеев, а впоследствии и для христиан. Трагическая история еврейского народа и безграничная вера в единого Бога, который давал надежду на избавление от несчастий и стала сюжетом священных иудейских текстов. Ветхий и Новый Заветы вместе составили христианскую Библию (греч. biblia - книга) - свод книг, составляющих Священное писание.

Бог Ветхого Завета был тем же самым, что и Бог Нового Завета. Основное отличие между ними заключалось в различии отношений Бога и человека. Бог Ветхого Завета обращается ко всему избранному народу - к иудеям. Для него более существенны внешние ритуальные параметры своего взаимодействия с людьми. Тогда, как Бог Нового Завета взывает, прежде всего, к внутренней жизни, к внутренней вере каждого человека в отдельности. Помимо иудейских традиций, в догмах христианства просматривается и непосредственное влияние традиций античной философии. Так, идея равенства людей при наличии постоянно существующих социальных различий, безусловно, сформировалась под влиянием стоиков, а догма о Святой Троице - под влиянием неоплатоников.

В пределах христианства человек радикально меняет свое отношение к миру. Это особенно очевидно в сравнении с античной парадигмой данного процесса, основанного на космизме и растворенности человека в окружающей и обожествляемой им реальности, политеистичной (многобожественной) по сути. Если в Античности человек не был, в полном смысле этого слова, личностью, то именно в Христианстве он, прежде всего, индивид - ценный Богу своим индивидуальным существованием – становится личностью, то есть несет на себе лик – образ и подобие самого творца. Христианский Бог - это надмирный дух. Он абсолютно трансцендентен (латин. transcendens – недоступный познанию) по отношению к тварному миру, который он создает силой своей воли и благой природы из ничего. Христианский Бог абсолютно монотеистичен. Иудейско-христианская традиция – это традиция наиболее ярко выраженного монотеизма (т. е. признания единого бога), в отличие от политеистических представлений древних греков.

Существует масса точек зрения относительно историчности Христа. Некоторые ученые считают, что это некая литературная выдумка, фантазия, собирательный образ. Но все-таки большинство специалистов, как среди богословов, так и среди историков сходятся во мнении, что Христос - это вполне историческая личность, пытавшаяся помочь людям за это казненная. Но наступит время и Христос вернется в виде проповедника и учителя истины, чтобы дать людям свободу. Тот духовный импульс, который содержала его устная проповедь, зафиксированная учениками, вполне аутентична и едина по сути своей, несмотря на некоторые различия в канонических евангелиях. Уже в Ветхом Завете ощущается некая жажда человека встречи с Богом, стремление освободиться от внешних сторон человеческого бытия. И собственно этот призыв – индивидуальное, личное богообщение, адресованное не только избранному народу, а всем, является одной из доминант христианства, для которого, по словам апостола Павла «нет ни Эллина, ни Иудея... раба и свободного, но все и во всем Христос».

Сущность христианской догматики изложена в «Символе веры», утвержденном на Вселенский соборах в 325 и 381 гг. Здесь подтверждается наличие Бога, у которого единая природа и единая воля, но который выступает в трех равноценных лицах (личностях): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Миссия спасения человечества лежит на Боге-Сыне. Спасение — ключевой момент христианского вероучения. Оно требует от человека духовных усилий и, прежде всего, - веры в учение Христа. Но, поскольку, самостоятельно спастись невозможно, миссия спасения лежит на Христе. Мессия (или спаситель) – это посланник Бога, который воплощает в себе природно–божественное и человеческое, открывает каждому из исповедующих его путь к истинной жизни христианина, путь в Царство Небесное. Душа человека, его личность, духовное «Я» - бессмертны. И именно констатация бессмертия человеческой души, «искры божией», пребывающей в каждом из нас - является в христианстве источником того, без чего невозможно полноценное существование человека, а именно – источником смысла жизни.

Человек - единственное из живых существ, которое наделено свободой воли, свободой самостоятельного выбора между Добром и Злом. Зло в христианстве не субстанционально. Оно не равнозначно добру. Оно является лишь дефицитом добра, искажением, сбоем в системе, некоей аномалией, отклонением от нормы в первоначальном божественном мироустройстве. Зло укоренено в природе человеческого тела, и поэтому тело, будучи источником страстей, должно страдать ради собственного исправления. Но, поскольку душа бессмертна, то у человека, исповедующего Христа, всегда остается возможность для обретения вечной жизни.

Один из ключевых моментов христианского вероучения, наряду с идеей спасения, заключен в идее Страшного Суда. Он является финалом земной человеческой истории, завершением существования самого тварного несовершенного мира, который «искривил» свою изначально прекрасную природу в результате грехопадения. Страшный Суд - это окончательное торжество Добра и второе пришествие Христа. Новое явление Христа должно помочь окончательному истреблению зла в мире, исправлению материи, обожению человека, изменению его телесной природы, ибо праведникам уготовано преображенное телесное существование после Воскресения. Этот эсхатологический компонент христианского мировоззрения, изложенный в Откровении св. Иоанна (Апокалипсис), играет одну из главных ролей в самом христианском вероучении.

Христианская религия не является единой. На протяжении двух тысяч лет своего развития она распалась на три наиболее значительные конфессии: католицизм, православие (1054 г.), протестантизм (XVI в. -антикатолическое движение в Европе - Реформация). Сохраняя в основном канонические положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга разными подходами к толкованию природы Бога и отдельными особенностями культа.

Католики настаивают на большем сближении Бога и тварного мира, Бога и материи. По мнению православных иерархов, подобное неоправданное сближение Бога и тварного мира способно растворить Бога в мире, с последующим отрицанием Бога как надмирного Абсолюта, что, в свою очередь, открывает пути для нигилизма и атеизма всех мастей.

В протестанстве тема сближения Бога и тварного мира присутствует в еще большей степени. Помимо сугубо догматических различий, протестантство отказывается от большей части обрядов и таинств христианской религии, упрощая эту обрядовую сторону, обмирщает сам религиозный культ насколько это возможно, меняя при этом систему ценностей в христианстве. Протестантизм открывает человеку возможность для реализации своих мирских устремлений, на путях служения индивидуалистистическим, если не эгоистическим порывам своей души. Вместо стяжания духовного богатства оно, по сути, ориентирует человека на стяжание материальных благ, которые в пределах протестанства объявляются главным условием обретения райского блаженства.

В отличие от католицизма и протестантизма:

- только православие сохранило в наибольшей чистоте и аутентичности изначальный нравственный импульс, который воплощен в канонических Евангелиях;

- только православие категорично в проведении непреодолимой грани между творцом и творением;

- только православие ориентирует человека на духовно-интенсивное стяжание не материальных, а духовных благ как единственного способа спасения бессмертной души.

Православная церковь особое внимание уделяет обрядовой стороне своей деятельности. Речь, прежде всего, идет:

- о разнообразии во внутреннем оформлении храма;

- о церемонии проведения богослужения, где ведущее место отводится молитве.

Священнослужители требуют от православных верующих:

- обязательного посещения церкви;

- ношения нательных крестов;

- исполнения таинств (крещения, причащения, покаяния и пр.).

Православие содержит в себе такие моральные ценности, как соборность, духовное подвижничество, нравственное самосовершенствование.

В завершение следует остановиться на том вкладе, который внесло христианство в становление европейской культуры. Признав в качестве высшей ценности свободную творческую личность, христианство вдохнуло новую жизнь в европейскую культуру:

- открыв понятие исторического прогресса (в противовес античному пониманию цикличности времени); |

- заложив в сознании людей принципиально новые гуманистические установки;

- сформировав условия для реализации идеи создания правового государства, в котором гарантируются и соблюдаются права человека;

- обратив особое внимание на самые сокровенные внутренние переживания человеческой души.

 

Библейские сюжеты и образы стали главными темами литературных, театральных, архитектурных, живописных художественных произведений, вплоть до сегодняшнего дня. Творческая активность человека побуждала развитие естествознания и техники, стимулировала научное познание и образование. Таким образом, в процессе своего исторического развития христианство обеспечивало целостность, всеобщность, универсальность всей европейской культуры.

26. Представление о пространстве и времени в Средние века

Основной образ средневековья –это скопление поместий, замков и городов, существующих среди невозделанных и пустынных лесных пространств. Средневековый горизонт ограничивался лесом, но средневековое общ-во было достаточно мобильным. Причина: христианская религия, где человек был только странником. Вторая причина: отношение к собственности и к власти в средневековом общ-ве. Любой человек на земле имел своего сеньора и был чьи-то вассалом. По словам Марка Блока, средневековое общ-во было охвачено своего рода броуновским движением, одновременном и постоянным и переменчивым. Почти все люди средневековья существовали между 2 измерениями: ограниченным горизонтом собственной общины и отдаленными горизонтами всего христианского мира. Подлинными искателями приключений считались те, кто пересекал границы христианского мира. Замкнутый на земле, христианский мир был безграничен в вертикальном срезе. Не существовало не проницаемых перегородок между земным и небесным мирами. В 8 века Беда достопочтенный полагал, что существует 7 небес. Гонорий в 12 веке считал что существует только 3 неба. Теологи и церковь утвердили положение о духовном бестелесном хар-ре бога, но для массы верующих бог существовал телесно. Люди средних веков никогда не оставались в одиночестве. Они жили под непрерывным двойным надзором, как стороны ангелов, так и демонов. И все находились во власти земных и небесных зависимостей.

Время-момент вечности. Оно принадлежит Богу и может быть только пережито. Его нельзя измерить, из него нельзя извлечь пользу. Божественное время непрерывно и линейно. Такое время было постоянно новым исключающим всякое повторение. По мнению хронистов история имеет свое начало и свой конец. Линейное время было разделено на 2 части воплощением Христа. В 6 веке Дени Мау заложил основы христианской хронологии, который ввел счет времени с положит и отриц знаком после рождества Христова. христианская история приобретает свою классическую форму у Петра Коместора в «схоластической истории» во 2 пол.12 века. Священная история начиналась с акта творения. История делилась на 2 направления: сакральную и мирскую. В сакральной истории основной темой было предвозвестие. В мирской истории господствовала тема перехода власти. В каждую эпоху мир имеет один центр и живет по биению одного сердца.

Средневековое общ-во испытывает полное безразличие в отношении времени. Присутствует смешение времени, т.е. массовое сознание в средние века путает прошлое, настоящее и будущее. И это выражается в чувствах кол. ответственности за те или иные действия. Долгое время сохраняется анахронизм костюмов в изобразит искусстве.

27. Характерные черты европейской культуры в эпоху Возрождения

Культура возрождения возникает в Италии в 14 в и достигает своего расцвета в 15-16 столетии. Зарождение ренессансной культуры было связано с развитием итальянских свободных городов-гос-в. Там не сложилось четкой границы сословий и феодальная знать была также вовлечена в жизнь как и купечество.

Среди предпосылок возникновения ренессансной культуры: система образования, которая достигла значит высот(церковные школы, монастырские школы, городские\комунные школы +университеты), в Италии существовала тесная связь и преемственность с традициями древне-римской цивилизации. Новая культура сложилась в рамках такого идейного движения как гуманизм, который охватил придворные и купеческие слои, папскую канцелярию и затем через продолжительное время начал утверждаться в массах.

По мнению Брагиной гуманистическое движение и становление ренессансной культуры необходимо начинать с творчеством Петрарки 1304-1374. В его произведениях наметился переход от аскетических идеалов средневековья к проблемам земного бытия чел-ка. В творчестве Петрарки прослеживается новое отношение к античной культуре. Он пропагандирует «любовь к древним». Он реабилитирует языческую лит-ру. Для него она носительница мудрости, которая открывает путь к истинам бытия. В его работах сформировалось определ отношение к средневековью.

В средневековой эпохе Петрарка усматривал время господства варваров, упадка образованности, порчи латинского языка и незаслуженного пренебрежения языческой культурой. Он критиковал средневек систему образования и считал, что должен произойти переворот к изучению чел-ва (филология, философия и т.п.). Петрарка реабилитирует женщину в своих произведениях: великое чувство, сила земной любви. В книге песен он воспевает красоту земной женщины и облагораживающую силу любви к ней. Тем не менее произв Петрарки не были лишены противоречий и традиц черт, светские настроения и интерес к земной жизни ему казались ведущими к грехопадению.

Джованни Боккаччо «Декамерон» -последователь Петрарки. «десятиднев», который состоит из 100 новелл. В заставках к новеллам отмечаются черты ренессансной утопии. В самих новеллах описывается реальный мир: богатство людских хар-ров и житейских обстоятельств. С возникновением понимания нового чел-ка возникает представление об изменении системы образования.

В 1402 возникает трактат П.П. Верджерио «о благородных нравах и свободных науках». он отстаивает светскую направленность образования. Цель образования: приобрести разносторонние знания, которые формируют ум и высокую нравственность. В методах воспитания становится важны авторитет родителей и учителя и интерес самого ученика.

Л.Б. Альберти «о семье»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь