Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Характерные черты культуры возрождения



1) Антропоцентризм –представление о центральном месте чел-ка в мироздании. Подход гуманистов к проблеме человека чаще всего называют гуманистическим антропоцентризмом.

2) Изменение соотношения образа природы и бога. Для одних гуманистов природа – творение бога, а для других эти понятия тождественны. некоторые мыслители отмечают сознательную, целенаправленную деятельность природы в отношении чел-ка. У Альберти другая трактовка природы: он совмещает ее с понятием бога. Природа-создательница всех вещей, она управляет жизнью всего живого, в ней нет ни добра, ни зла, а есть предписанный всем творениям закон не противоречить их природе. Во всех трактовках природы есть то, что позволяет положительно оценивать св-ва чел-ка. Одни гуманисты исключают понятие первородного греха, другие – сводят влияние первородного греха к законам природы.

3) Эпоха возрождения оправдывает телесность. Тело чел-ка это совершенное и прекрасное творение природы. Чувства в ренес культуре явл необходимыми для жизни, поскольку они играют значительную роль в познании.

4) Изменяется предназначение чел-ка: познавать и действовать. Эта идея возникает у Манетти. Он говорит о том, что чел –венец творения. И познавать и действовать входит в его обязанности. Обяз челка в мире – творческое преобразование мира. Именно в творческом освоении человек продолжает дело бога. После первоначал творения все было изготовлено и доведено со совершенства людьми. В произведениях гуманистов подчеркивается культурная деятельность чел-ка. Чел возделал землю, украсил ее пашнями и городами. И не допускает чтобы земля одичала и стала пустынной. Чел –хозяин мира, соавтор бога в творении мира и продолжатель его дела на земле. Но высокое достоинство челка не ограничивает возможное его злоупотребление. Манетти отмечает возможные злоупотребления чел-ком своего достоинства только относительно др людей. Выход человека за рамки природы ему самому принесет вред.

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

 

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Высокое Возрождение

Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся перлами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Позднее Возрождение

Третий период Возрождения, так называемый период «позднего Ренессанса», отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художников совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать и комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности утрировкой и вычурностью форм. Признаки этого стремления, породившего стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо, выказывались ещё в предшествовавшем периоде в значительной степени по невольной вине великого Микеланджело, своим гениальным, но слишком субъективным творчеством давшего опасный пример крайне свободного отношения к принципам и формам античного искусства; но теперь направление это делается всеобщим.

Эпоха Возрождения - один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Следует заметить, что культура Возрождения формируется в лоне средневековой, постепенно вырастая из нее. От предшествующей культуры Возрождение не отделяют те исторические катастрофы и катаклизмы, которые лежали между античностью и средними веками, где границы обозначены падением Римской империи (476 г.) и варварскими нашествиями (IV-VII вв.) на крупнейшие европейские культурные центры. Хронологически Возрождение можно разделить на следующие этапы: Предвозрождение (XII-XIV вв.), Раннее Возрождение (XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (XV-XVI вв.), Позднее Возрождение (1540-1580 гг.). Основными чертами возрожденческой культуры являлись:

- антропоцентризм (т. е. абсолютизация человеческой личности);

- гуманистическое миросозерцание, делающее человека мерой всех вещей;

- открытие и опытное познание мира - природы и человека;

- переосмысление христианской традиции;

- превращение искусства в профессиональную деятельность и дальнейшее совершенствование его видов и жанров.

Сам термин «Возрождение» впервые был употреблен в книге Дж. Вазари (1512-1574) «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1568). Возрождение - это очень точное определение эпохи, когда перед человеком возникли совершенно новые горизонты, когда мир как будто стал в несколько раз обширней. В течение трех веков, с XIII по XVI, Европа была огромной кузницей, где выковывались новые формы жизни и новые человеческие характеры. Уходило средневековье, уходил феодальный мир, менялись общественные отношения, возникало новое светское мировоззрение. «О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, кем он хочет». Эти гордые слова итальянского гуманиста Пико делла Мирандолы объясняют нам, почему главными открытиями культуры Возрождения стали мир и человек:

- мир - как сфера приложения человеческого разума и воли;

- человек - как состоявшаяся и самодостаточная личность.

Наиболее мощно и раньше, чем в других европейских странах, Возрождение проявилось в Италии. И дело не только в том, что страна занимала выгодное географическое положение, располагаясь на перекрестке традиционных торговых путей. К XIII век у в Италии, помимо Рима, выросли, окрепли, расцвели и другие города на правах отдельных независимых государств – Венеция, Неаполь, Флоренция, Мантуя. Именно в них в XII-XIII вв. обнаруживаются значительные сдвиги в социально-экономических отношениях, которые приводят к ослаблению феодальной системы в целом.

Италия, с ее процветающими городами, в этом отношении оказалась как бы на острие исторического прогресса. Нарождающийся мир нуждался не только в иных формах политической жизни и производства, но и в духовном обновлении. Италия находит эту новизну на своей почве: в памятниках великой античной культуры - в древних рукописях, руинах храмов, в римском скульптурном портрете. Однако, даже здесь, Ренессанс не сводится к буквальному возрождению Античности.

Действовал куда более глубинный процесс, связанный с освобождением индивида от всех форм феодальной зависимости, что заставляло личность рассматривать себя как существо самоопределяющееся и самодостаточное. Поэтому одним из структурообразующих принципов ренессансной культуры становится антропоцентризм, понимаемый и как одна из главных ее ценностей. Именно в рамках культуры Возрождения произошло всеобъемлющее открытие человека. Этот процесс был тесно связан с формированием городской культуры, расцветом ремесла, с переходом от натурального хозяйства к интенсивным рыночным отношениям. Именно городская культура создает и новых людей. И как следствие этого - желание создать гармоничную общественную среду или «идеальный город». Так, великий архитектор Возрождения Л.-Б. Альберти (1404-1472) в знаменитом трактате «О зодчестве» попытался реализовать данную идею в проекте своего «идеального города». Красота этого города (которую Альберти трактовал не саму по себе, а только в связи с человеком) должна быть рационально продумана с точки зрения архитектурных сооружений и благоустроена для всех социальных слоев, начиная от богатых граждан и кончая бедными людьми. В таком идеальном городе должны быть созданы все условия для нравственного совершенствования личности и для ее творческой реализации. Подобным образом устроенная среда смогла бы сформировать и идеального человека, которого Альберти понимал как творчески активную и душевно спокойную, мудрую и величественную личность. Данный набор составляющих выразит то, что станет основой гуманистического возрожденческого идеала.

Однако сам европейский гуманизм XIV – XV вв. имел несколько иной смысл, чем тот, который мы вкладываем в него сегодня. Помимо чисто профессионального значения (т. е. связанного с изучением тех дисциплин, которые раскрывали традиции античной культуры), гуманизм как понятие включал и мировоззренческое содержание. Гуманисты (священники, юристы, купцы, ремесленники) были творцами новой системы знания. В центр этой системы встала проблема человека. Основная идея гуманизма и состояла в том, что реальный, земной и внутренне свободный человек был у гуманистов мерой всех вещей. «Человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения», - говорил в «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола (Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. Т. 1. -М., 1981.- С. 248).

Безусловно, серьезное влияние на все аспекты жизни возрожденческой Европы оказывали христианские традиции. И все же в эпоху Ренессанса человечество перестало опираться только на небо. Оно дерзнуло задействовать свои собственные силы, а в качестве мировоззренческого фундамента выступила классическая древность. Самыми притягательными философскими учениями античности для возрожденцев стали платонизм и неоплатонизм. Правда, их античное содержание было переосмыслено и очищено от средневекового догматического влияния.

28. Представление о человеке в культуре Возрождения

Начиная с XIV-XV веков в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни.

Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название " Ренессанс", то есть " Возрождение". В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной.

1. Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности

Итак, центром изменений этой эпохи, как уже было отмечено, является человек. Изменяется его образ и его позиция в жизни. Важным стало найти себя, найти свою индивидуальность. Появилось огромное стремление реализовать себя в жизни, работать. Ценным стало считаться не просто существовать, не просто жить и действовать определенным традициям, жизненным установкам, а стало принципиально важно отличатся от всех, если можно так выразиться, то найти себя.

В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции, индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живописи, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика - таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста В отличие от средневекового мастера, который принадлежал к своей корпорации, цеху и т.д. и достигал мастерства именно в этой сфере, ренессансный мастер, освобожденный от корпорации и вынужденный сам отстаивать свою честь и свои интересы, видит высшую заслугу именно во всесторонности своих знаний и умений.

Стремлению стать выдающимся мастером - художником, поэтом, ученым и т.д. - содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века - святых.

Эта атмосфера особенно характерна для кружков так называемых гуманистов. Эти кружки раньше возникли в Италии - во Флоренции, Неаполе, Риме. Их особенностью было оппозиционное отношение как к церкви, так и к университетам, этим традиционным центрам средневековой учености.

2. Человек как творец самого себя

Посмотрим теперь, чем возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового. В античности человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены природой и от него зависело только то, последует ли он природе или же отклонится от нее. Отсюда и интеллектуалистский, рационалистический характер древнегреческой этики. Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия; человек должен познать, в чем состоит добро, а познав это, он обязательно последует доброму. Образно говоря, античный человек признает природу своей владычицей, а не себя - владыкой природы.

У Пико мы слышим отзвуки учения о человеке, которому Бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

3. Апофеоз искусства и культ художника-творца

Такой силы, такой власти своей над всем существующим, в том числе и над самим собой, человек не чувствовал ни в античности, ни в средние века. Ему не нужна теперь милость Бога, без которой, в силу своей греховности, он, как полагали в средние века, не мог бы справиться с недостатками собственной " поврежденной" природы. Он сам - творец, а потому фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса.

Всякая деятельность - будь то деятельность живописца, скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта - воспринимается теперь иначе, чем в античности и в средние века. У древних греков созерцание ставилось выше деятельности. Это и понятно: созерцание (по-гречески - " теория" ) приобщает человека к тому, что вечно, то есть к самой сущности природы, в то время как деятельность погружает его в преходящий, суетный мир " мнения". И только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои сугубо земные нужды, он созидает новый мир, создает красоту, творит самое высокое, что есть в мире, - самого себя.

И не случайно именно в эпоху Возрождения впервые размывается та грань, которая раньше существовала между наукой (как постижением бытия), практически-технической деятельностью, которую именовали " искусством" и художественной фантазией. Инженер и художник теперь - это не просто " искусник", " техник", каким он был для античности и средних веков, а творец. Отныне художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству. В творении Бога, то есть природных вещах, он стремится увидеть закон их построения.

Ясно, что подобное понимание человека весьма далеко от античного, хотя гуманисты и осознают себя возрождающими античность. Водораздел между Ренессансом и античностью был проведен христианством, которое вырвало человека из космической стихии, связав его с Творцом мира. Личный, основанный на свободе союз с Творцом встал на место прежней - языческой - укорененности человека в космосе. Человеческая личность (" внутренний человек" ) приобрела невиданную ранее ценность. Но вся эта ценность личности в средние века покоилась на союзе человека с Богом, то есть не была автономной: сам по себе, в оторванности от Бога человек никакой ценности не имел.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не случайно как раз живопись, изображающая прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников - Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает наивысшее выражение.

4. Антропоцентризм и проблема личности

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.

Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой.

Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического.

 

 

30. Характерные черты культуры XVII вв.

17 век –самый неопределенный период в культуре европы нового времени, он не получил своего содержательного названия, т.к. все его хар-ки были очень сложны и противоречивы и не укладывались в однозначное определение. 17 век был предвестием широкого перехода к мануфактурной системе производства, происходившего в 17-18века. 17 век входит в историю европейской культуры осознанием кризиса ренессансной веры в возможности чел-ка, и возможности разрешения определенных противоречий. 17 век привносит в культуру трагическое переживание несовершенства мира и чел-ка, скептицизм и пессимизм.

Разница между человеком эпохи ренессанса и человеком эпохи 17 века состоит в том, что человек ренессанса был носителем 1 определенной добродетели, тогда как человек 17 века был сосудом, таящим в себе множество противоречивых возможностей. Внутреннее мироощущение человека 17 века определяется осознанием себя на грани бездны бесконечности бездны небытия. Важнейшими особенностями миропонимания 17 века можно считать существование следующих оппозиций: человеческое –социальное, человеческое -природное, человеческое –божественное.

Важнейшими особенностями миропонимания 17 века можно считать существование следующих оппозиций:

Человеческое –социальное. Культура 17 века поставила определенную личность на недосягаемую высоту создав понятие гения и противопоставив его понятию «масса». Понятие роли, т.е. того что чел-к играет в своей жизни. И роль сопоставляется с понятием «общество». За свою жизнь чел-к мог примерить множество личин.

Человеческое –природное. Природа выполняет функцию рока. Она проявляет равнодушие к судьбе человека. Природа – сила стихийная, которой человек вынужден подчиняться.

Человеческое –божественное. Паскаль создает динамическую концепцию личности, мечущуюся между человеческими и божественными ориентирами.

Культура 17 века поставило определенную личность на недосягаемую высоту, дав ему понятие гения и противопоставив ему понятие масс.

«Весь мир театр, а люди в нем актеры»

Человеческое-природное:

Природа отождествляется с роком, природа сила стихийная, неуправляемая и человек вынужден подчиняться.

Человек играет роль листка, гонимого ветром, ничтожная песчинка в системе бытия.

Человеческое-божественное:

Паскаль создает динамическую концепцию личности, мечущуюся между человеческими и божественными ориентирами.

31. Трансформация представлений о природе и человеке в культуре XVII в.

Наиболее глобальные противоположности вылились в представление о двух мирах. Первый мир – бесконечное динамическое единство, где царствует стихия природы, и действуют иррациональные силы. Второй мир как установленный миропорядок, где существует вершина ценностей, структура которых на традициях и вере.

Культура 17 века возрождает представления о стихийной силе и мощи природы, показывает изобилие форм, их динамику и вечное становление в бесконечном пространстве.

На этом фоне, существование человека предстает как безбрежная стихия, как бурная смена способов и форм существования.

Наряду с открытием созидательной энергией мира возникает представление противопоставленности мира человеку, его равнодушия к стремлениям людей, а иногда и прямой враждебности их желаниям.

Стихия природы и жизни предстает неуправляемой, чуждой всяких законов логики и перед лицом стихии человек осознает свое одиночество и потерянность в мировом пространстве.

Телесное родство со стихией наделяет плоть человека излучением органической силой, но с другой стороны стихия мирового порядка угрожает полностью растворить в себе человека, превратить его в деталь.

Появляется представление о неотвратимости жестого рока. Время, которое выступает мерой жестокости мира оказывается неотвратимым роком, а сама жизнь челолвека – только кратким мигом.

Жизнь человека – путь от рождения до смерти, т.е. как путь умирания.

В красоте – сочетание старения и умирания, в каждом прекрасном есть безобразное и отсутствие дистанции между противоположностями.

Существует представление об абсолютных началах. Роль такого абсолюта выполняет идея иерархии вечных ценностей.

Прообразом этой системы ценностей выступает система представлений, основанных на принципах авторитета. В качестве системы ценностей – придворный этикет, обычаи, моральные нормы.

Система ценностей противопоставляется сопротивлением системе хаоса и представляется догмой.

Отношения к догме основываются не на признании ее справедливости, а на вере в нее как в нечто безусловное и безоговорочное. Эта догма есть одновременно сосредоточение внутреннего мира человека, и она так же является свыше заданной необходимостью.

Эти два мира вовлекает человека в конфликт и обрекают его на пассивность.

Примирение с роком привносит в мироощущение элемент стоицизма. Человек может до времени принимать свою судьбу и принять ее как высший долг.

32. Европейское Просвещение: характерные черты и национальные особенности

Особенности развития культуры просвещения

Хронологические рамки эпохи просвещения были определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между 1688 и великой французской революцией 1789.

Социально-экономическими предпосылками эпохи просвещения считают кризис эпохи просвещения и развитие капиталистических отношений в западной Европе.

Формирование капитализма в Европе способствует и европейская социальная организация – это сословная монархия. Так же существуют такие особенности европейской цивилизации как протестантский дух и античное наследие в виде римского права.

Истоки культуры просвещения культурологи усматривают в гуманистической мысли возрождения, рационализме Декарта и в политической философии.

Европейское просвещение – это комплекс идей, породивших определенную систему культуры. В сравнении с возрождением, просвещение предполагало переворот не только в узких кругах, но и в сознании огромной массы людей.

Культура эпохи европейского просвещения имеет ряд отличительных черт. Основой мировоззрения становится рационализм. Новой опорой становится вера в разум и его бесконечные возможности.

Особенности мировоззрения эпохи просвещения.

· Деизм – учение о Боге, как о творце вселенной, который после ее создания предоставил развитие вселенной естественному ходу событий. Бог является первопричиной всего сущего, деизм противопоставил вере разум и христианские идеи постепенно начинают терять свою силу.

· Космополитизм – нет наций, с какими либо особенными чертами развития.

· Научность – определенный научный дух появляется в 17 столетии, но только в 18 столетии появляется ясное убеждение, что все явления природы объясняются исключительно естественными законами.

· Рационализм (воинствующий рационализм) – идеологи просвещения верили, что именно с помощью разума будет достигнуто истинное знание о человеке и окружающей природе. Разум трактовался как источник и двигатель познания этики и политики. Человек может и должен действовать разумно, общество может и должно быть устроено рационально.

· Прогресс– в эпоху просвещения рождается формула «вера в прогресс через разум».

· Абсолютизация значимости воспитания в формировании нового человека– что бы создать идеального человека надо создать идеальное окружение.

· Антропоцентризм– для эпохи просвещения разум лишен несовершенств и к нему переходят боготворческие функции.

· Развитие утопий– просвещение верило в возможность изменить человек к лучшему и рационально преобразовать социальные и политические устои. Свойства человеческой натуры приписывались окружающим обстоятельствам. Идеальным ориентиром для создателей утопий становилось естественное или природное состояние общества без деления на сословия, не ведающие частной собственности и угнетения и живущие сообразно разуму.

Национальные особенности европейского просвещения

Английское просвещение

Английских просветителей, в общем, устраивал строй своей страны, и они его часто идеализировали.

На характер английского просвещения повлияли его неконфликтное отношение с религией и церковью. Это позволило сохранить в Англии равновесие между традиционными ценностями и ценностями новаторскими, носителями которых были просветители.

Главная особенность – прагматизм и нацеленность на практические дела.

В общих чертах политическая программа английского просвещения была сформулирована Джоном Локком, создателем доктрины либерализма. Он был приверженцем теории естественного права и теории общественного договора.

Локк считал что свобода уже в естественном состоянии ограничена законом природы. Переход к организованному обществу происходит в результате общественного договора, обозначающего переход властных функций.

Локк предлагает механизм, который регулируется законом природы – разделение властей.

Дэвид Юм внес значительный вклад в науку о нравственности. Он считал, что счастье неотделимо от добродетели, а добро в моральном смысле это все то, что полезно для всех люде без исключения.

Современное общество Юм рассматривал как плюралистическое, основанное на разделении труда и различиях в положении людей. По его мнению, не может быть стабильным общество, не уважающее социальных и религиозных различий между людьми.

Адам Смит – создатель экономической теории.

Смит считал, что моральная свобода человека определяется его ролью в экономической жизни. Он разработал концепцию (экономического человека).

Главным мотивом человеческой деятельности Смит считает свои корыстные интересы, он улучшает жизнь общества и делает его богаче.

Французское просвещение

В наиболее ярких, классических формах данная идеология развивается во Франции.

Характерные черты французского просвещения:

· Сильное влияние аристократической культуры. Это проявилось в формах общения.

· Склонность к абстрактному теоретизированию.

· Просветители выступали в роли политической оппозиции. Это создало им репутацию радикалов, но они проявляли умеренность в рассуждениях о европейской государственности в принципах монархизма.

· Конфликт с католической церковью.

· Мысль о необходимости нравственного совершенствования политическими методами.

33. Образ человека в эпоху Просвещения

Верховенство разума

Было ли Просвещение эпохой разума? Говоря об этой эпохе, Стефан Цвейг подмечает, что эта сверхумная эпоха просвещенности полностью лишена всякой интуиции, кичливо тешилась разумом. " За сумеречным сознанием средневековья, благоговейным и смутно чающим, последовало поверхностное сознание энциклопедистов, этих всезнаек, ? так по точному смыслу, следовало бы перевести это слово, ? грубо-материалистическая диктатура Гольбахов, Ламетри, Кондильяков, которой вселенная представлялась интересным, но требующим усовершенствования механизмом, а человек? всего лишь курьезным мыслящим автоматом" 39.

Цвейг, характеризуя просветителей, отмечает, что они были полны самодовольства, поскольку они уже не сжигали ведьм, признавали добрую старую Библию незамысловатой детской сказкой и вырвали у Господа Бога молнию при помощи Франклинова громоотвода. Просветители объявили нелепыми бреднями все, чего нельзя ухватить пинцетом и вывести из тройного правила. То, чего нельзя было математически проанализировать, они в бойком своем высокомерии признали призрачным, а то, чего нельзя постигнуть органами чувств, не только непостижимым, но и просто несуществующим.

Вместе с тем в 1754 г. Дени Дидро (1713-1784) опубликовал серию афоризмов, озаглавленных " Мысли к истолкованию природы". В этом эссе он заявил, что верховенство математики в сфере науки уже не является более неоспоримым. Спиноза строил свою " Этику", т.е. философскую систему, которая завершалась этикой, по образцу геометрии. Гельвеций искал эталон для нравственности в физике Ньютона. Юм оценивал свой трактат о человеческой природе как попытку ввести в сферу морали экспериментальный метод рассуждений. Но, по мнению Дидро, математика достигла такой высокой ступени совершенства, что дальнейший прогресс невозможен. Отныне математика останется в неизменной, традиционной, канонической форме.

" Мы приблизились ко времени великой революции в науках. Принимая во внимание склонность умов к вопросам морали, изящной словесности, естественной истории, экспериментальной физики, я решился бы даже утверждать, что не пройдет и ста лет, как нельзя будет назвать трех крупных геометров в Европе. Эта наука остановится на том уровне, на который ее подняли Бернулли, Эйлеры, Мопертюи, Клеро, Фонтены, Д'Аламберы и Лангранжи. Они как бы воздвигли Геркулесовы столпы. Дальше идти некуда" 40.

Дидро, несомненно, один из виднейших представителей философии Просвещения. В качестве издателя " Энциклопедии" он был в самом центре всех крупных интеллектуальных движений своего времени. Никто, как подчеркивает Э.Кассирер, не имел столь ясных взглядов на общее развитие научного знания, как Дидро. Тем более характерно, что, представляя все идеалы Просвещения, французский мыслитель выразил сомнение в абсолютном верховенстве разума. Он надеялся, что появ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 3677; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь