Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Западноевропейская культура XVII - XXI в
Рубеж XVII-XIX вв. ознаменовался утверждением новых художественных стилей - сентиментализма и романтизма. Они возникли как реакция на рационализм эстетики классицизма и философии эпохи Просвещения. Сентиментализм объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувство. Девиз искусства в эпоху Просвещения «Разум правит сердцем! » был заменен на диаметрально противоположный: «Сердце правит разумом! ». Для представителей этого стиля был характерен культ природы, естественного чувства, изначальной неиспорченности людей. Образы, созданные сентименталистами, полны искренности и душевного благородства. Философская основа сентиментализма была заложена в работах Ж. Ж. Руссо и Д. Дидро. Элегические и пасторальные настроения чувствуются в архитектуре пейзажных парков и расположенных в них интимных дворцов и павильонов (творчество У. Кента, Р. Мика, Ф. Эрмансдорфа). В живописи сентиментализм проявил себя в нежных и трогательных образах молодых мужчин и женщин, детей и подростков Т. Гейнсборо, Ж. Вуаля, величавых пейзажах Ф. Гварди. Сентиментализм, в отличие от рококо, не был аристократическим стилем. Его представители пытались идеализировать жизнь простого, «маленького» человека, показывая ее в естественной (реальной) обстановке. При всей идеализации образов людей из простонародья, авторы пытались преодолеть рационалистическую прямолинейность при обрисовке характера, внося элементы диалектики. Герою сентиментальных романов свойственно совершать как благородные, так и неблаговидные поступки. В то же время сентиментализм называли и «мещанским стилем» из-за того, что демонстрация чувств стала носить несколько слащавый характер. Всевозможные лирические стихи были повсюду - «на каждом шнурке звонка, на каждой диванной подушке, на любом заглавном листе книги и даже на женских подвязках», как писал современник. Сентиментализм предшествовал романтизму. Романтизм основывался на устремлении личности к свободе, недостижимому духовному совершенству. Появлению романтизма способствовали и пессимистические настроения, вызванные результатами Великой Французской революции (1789-1804). Итогом революции были не только восстановление монархии, но и наполеоновские войны, затянувшиеся почти на полтора десятка лет. Повсюду установились буржуазные порядки и царила обывательская психология. Несоответствие мечты и действительности выливалось в «романтическую иронию». Главная идея романтизма - это идея протеста против слишком «реальной» действительности, уход в мир человеческих страстей, сказочных героев, печальных элегий. Эстетика этого стиля была устремлена к синтезу искусства, религии и науки и в конечном результате - к возможности возникновения нового типа культуры. Первоначально термин «романтизм» применялся к литературе романо-германских народов, позже он охватил музыку и изобразительное искусство, а затем философию. Романтизм со временем стали уже трактовать как общекультурное движение, а не только как художественный стиль. Предшественником романтизма можно назвать Ж. Ж. Руссо, который в эпоху Просвещения не уставал говорить о неповторимости каждого человека. Современник Ж. Ж. Руссо, представитель немецкой классической философии И. Г. Фихте пытался в своих трудах абсолютизировать творческую свободу. Романтики поставили своей целью создание новой художественно-образной модели. Реальная «проза жизни» основывалась в их понимании на бездуховности и утилитаризме, и утверждение прекрасного идеала (увы, доступного только в мечтах) для них было возможно лишь как бегство от этой действительности. При этом «бегство» осуществлялось как во времени, так и в пространстве. Писатели и художники выбирали для своих произведений некие «заповедники», не оскверненные буржуазной культурой. В своем творчестве они обращались к фольклору, идеализируя деревенскую жизнь и противопоставляя ее городской буржуазной цивилизации. В качестве сюжетной основы брались и экзотические регионы, также не затронутые старой культурой, иногда просто выдумывались некие фантастичные миры. Романтикам было свойственно идеализировать прошлое. Особенный интерес вызывало Средневековье с его рыцарским кодексом чести и патриархальным укладом жизни. Но часть художников, не найдя откликов своим идеалам во внешнем мире, уходили в мир собственного «Я». Эпоха Просвещения, продолжив традицию Ренессанса, признавала самоценность личности. Романтики развили эту идею, особенно отмечая ее уникальность и неповторимость. В какой-то степени можно говорить о том, что либеральные ценности, основой которых являются личная свобода и инициатива, были перенесены ими в область искусства и духовной жизни в целом. Одной из характерных черт романтизма может считаться чрезвычайное разнообразие несхожих между собой жанровых форм и вариаций. При сохранении общих, унификационных черт этого стиля отчетливо выделяются национальные разновидности. Французский романтизм проявил себя прежде всего в жанровой живописи - исторической, бытовой, портретной, а также в романистике. Вся атмосфера общественной жизни Франции 1820-1830-х г.г. была чрезвычайно благоприятна для развития этого художественного направления. Главой французского романтизма можно назвать Эжена Делакруа (1798-1863). Дух свободолюбия и борьбы отражен в его динамичных по композиции, экспрессивных и звучных по колориту произведениях («Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»). Творческая фантазия выразилась в полотнах, воссоздающих образы восточных стран («Взятие крестоносцами Константинополя», «Алжирские женщины»). Одним из основоположников французского романтизма является живописец и график Теодор Жерико (1791-1824). Драматически напряженные произведения («Плот Медузы», «Дерби в Эпсоме») отличаются психологизмом характеров и контрастом светотени. 32 Западная культура (21 Восточная культура) Для Запада присуще «чувство далекого», динамичность, идея личности и свободы. Восточный и западный тип культуры можно соотнести через такие понятия, как традиции и новаторство. В восточной культуре господствует убеждение о совершенстве, гармонии мира, ему чужда мысль о его переустройстве. Творчество – исключительный удел Неба и Богов. Что касается западного типа культуры, то здесь возможны представления о несовершенстве мира, творчество – это удел Бога и человека и оно может быть нацелено на переустройство мира. Исходя из этого в восточной культуре происходит отрицание нового, модернизации. Непосредственным содержанием модернизации в историческом аспекте является «вестернизация», в политическом аспекте – демократизация, в психологическом плане – индивидуализация. Восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы: достоинством человека является его умение «вписаться» в природу через совершенствование души и тела, изменение человека как части мира (а не мира в соответствии с человеческими потребностями и представлениями – на Западе). На Востоке (исходя из этого положения) господствует принцип недеяния; приоритет коллективного труда, а не частного, как на Западе. Если на Западе историческое развитие ориентировано на новизну, максимальное удовлетворение своих потребностей при жизни (карьера, имидж – такова цель жизни), то на Востоке господствует принцип «теоцентризма», который предполагает, что в основе мироздания лежит высшая воля. Человек должен распознать ее и творить как свою собственную. Совершенствование общества происходит как спокойный одномерный процесс, который способен вбирать новое, но, с другой стороны, – ориентирован на устойчивость. Личность живет лишь в коллективе, отсутствует понятие свободы воли, и человек обязан быть рад этому. Если на Западе человек ориентирован на будущее (свое, своих детей, своего народа), то на Востоке наблюдается ориентация на вечность, на циклы, круговороты, рождение и смерть. Так как западная культура исходит из потребительской ориентации на бытие, то, соответственно, воля и разум человека должны быть направлены на преобразование мира. Восточная культура ориентирована на духовное преобразование: в мире есть трудности, которые не следует обходить, их нельзя изменить, преодолеть, их надо принять. Культура эпохи Возрождения Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса явилась античность, чем и вызван особый интерес к ней у деятелей Возрождения. Возрожденческая культура охватила многие города Италии, но центром ее была Флоренция.
Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с ХУ111в. эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако, истоки такого толкования культуры берут начало в самой культуре. Можно спорить о том, является ли Возрождение мировым феноменом или это культурный феномен присущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая культура итальянского возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются возрожденческие явления в культурах других народов.
Основными чертами культуры Возрождения являются: • Антропоцентризм • Гуманизм • Модификация средневековой христианской традиции • Особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии • Новое отношение к миру Названные черты тесно между собой связаны и их стоит рассматривать все вместе.
С определение основных черт связана и хронология эпохи итальянского возрождения (ренессанса). Время, в которое указанные черты только едва проявляются, характеризуется как Предвозрождение (Проторенессанс) или в обозначении столетий – дученто (Х111 в.) и треченто (Х1У в.) Отрезок времени, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам прослеживается четко, получила название раннего Возрождения (кватроченто – ХУ в.) Время ставшее расцветом идей и принципов Возрождения, а также кануном ее кризиса, принято называть Высоким возрождением (чинквеченто – ХУ1 в.)
С чем связана ориентация на человека в культуре Возрождения. Не последнюю роль в процессе самоутверждения человека сыграли социально-экономические факторы, в частности развитие простого товарно-денежного хозяйства. Во многом причиной независимости человека, его нарождавшегося свободомыслия была городская культура. Города Италии славились разнообразными ремеслами и в тоже время были крупными торговыми транзитными городами. Поскольку Средиземное море было средоточием торговых путей, от этого почти все жители получали выгоду. Особенно в этом помогли как ни странно крестовые походы, решающим для Венеции стал 1У крестовый поход, завершившийся разграбление Константинополя.
Люди Возрождения не перестали быть людьми средневековья, хотя время заставило их осознать свою значимость и ответственность за самих себя. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности. Что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая во многом была прерогативой верхов общества. Во всех проявлениях жизни царила, хотя и расшатанная, католическая церковность.
Что стояло за обращением к античности? Почему так часто объектом исследования мыслителей и художников становились учения Платона и Плотина? Почему античное искусство так притягивало внимание художников. Новое мироощущение человека, определенный оптимизм мышления нуждались в мировоззренческой опоре, обосновании, чем и выступала античность. Антропологический возрожденческий неоплатонизм, с одной стороны, старается утвердить материальный мир, но у него много общего с культом универсальной и самостоятельной личности. В результате мир. В котором пребывает человек, предстает насыщенным божественным смыслом, а человек предстает личностью, стремящейся абсолютизировать, осуществить себя в своем гордом индивидуализме.
Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из творческих задач людей эпохи возрождения. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен богом. А что лучше всего может помочь ему как ни собственные чувства. Человеческий глаз в этом смысле, по мнению возрожденцев, не знает равных. Пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие пространственные искусства. Именно они, обладающие пространственными закономерностями, позволяют более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту. Поэтому в эпоху возрождения особое внимание уделяется законам искусства, поэтому именно художники ближе других стоят в решении мировоззренческих задач. Поэтому эпоха итальянского Возрождения носит отчетливо художественный характер.
Ощущение человеком трагичности своего существования. В эту эпоху совершилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы. Именно это послужило причиной глубокого раздвоения человека. Христианское сознание греховности этого мира и христианская жажда искупления плюс теургическое задание художникам.
Историческое значение эпохи возрождения связывают с идеологией и художественной практикой гуманизма, провозгласившего величие и достоинство человека, его красоту и совершенство, и утвердившего незыблемость прав человека на счастливую жизнь, творческую деятельность. Гуманисты подчеркнули самоценность человеческой личности, независимость достоинства личности от происхождения и родовитости, способность человека к постоянному совершенствованию и уверенность в его безграничных способностях. Гуманисты воспринимали человека как наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. Они видели его предназначение в активном созидательном действии, познании и преобразовании, в украшении своим трудом, развитии искусств, наук и ремесел.
Эпоха Возрождения – беспокойное время, «когда человек начинает требовать свободы, душа рвет церковные и государственные путы, тело расцветает под тяжелыми одеждами, воля побеждает разум; из могилы средневековья вырываются рядом с самыми высокими помыслами - самые низкие инстинкты.
Кроме Итальянского Возрождения следует поговорить и о Северном, отразившемся, прежде всего, на культуре Нидерландов и Германии. Здесь также экономический фактор сыграл не малую роль. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание. Влияние античности здесь менее заметно, северное возрождение больше связано с реформацией. Лидирующим видом искусств была живопись. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы