Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Народная, элитарная и массовая культура. Культура и субкультура



По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру.

Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н.

Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.

Античная культура. Проблемы ее периодизации

Термин античность ввели итальянские гуманисты для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Античная культура ограничена пространством (побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тыс. до н.э. до первых веков христианства).

История античного искусства включает несколько этапов:

1. Критомененский. III-II тыс. до н.э. На этом этапе совершенства достигает искусство мастеров о. Крит. Именно здесь находится один из дворцов, известный как дворец царя Миноса, где размещался лабиринт Минотавра (16 000 тыс. кв. м.)

2. Гомеровский. XI-VIII в. до н.э. Характеризуется знаменитым эпосом, распространением керамики мелкой пластики геометрического стиля.

3. Архаический. VII-VI в. до н.э. Время возникновения городов-государств (полисов) и бурного развития искусства. В этот период оформилась греческая религия, для которой характерен политеизм, следствием чего стало создание богатой мифологии, зарождаются олимпийские игры, греческий театр, возникает первая философская система (натурфилософия), ее представляет Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, они пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову материального мира.

4. Классический. Нач. V-IV в. до н.э. В этот период большое развитие получает греческая демократия, следствием чего стал подъем экономической и политической жизни, центром становятся Афины, получает развитие монументальность, архитектура (храм Афины победительницы, Акрополь, Парфенон), это расцвет греческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).

5. Эллинизм. III-I в. до н.э. Широкое распространение культуры эллинизма среди городов Средиземноморского побережья, следовательно, сенкритизм.

Характер античного искусства складывался стремительно, успехи эллинов были поразительно быстры. Если в Древнем Египте на протяжении нескольких тысячелетий мы наблюдаем в сущности неизменный образ жизни и мышления человека, то в Греции всего около двух столетий разделяют период архаики и искусство совершенной пластической гармонии, которое мы называем классическим.

Восточная культура

Восточная культура название условное в европейской культурологической науке издавна принято противопоставлять восточную культуру западной в качестве единого целого, но это не верно сама восточная культура тоже не представляет собой чего-то целостного. Существует значительная разница в образе жизни и мировоззрении народов Индии Китая Японии и т.д. Но все же у восточных культур есть ряд общих черт Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира, уходе во внутреннюю духовную жизнь. Для Востока характерно пассивное подчинение человека всеобщей жизненной силе природы. Истинное знание в восточной культуре мыслится как невыразимое словами, восточная культура ценит глубокомысленное погружение в себя. Молчание. Восточное искусство и наука более возвышены и менее связаны с конкретной реальностью менее утилитарны. Для восточного общества свойственна повышенная ценность традиции, поэтому прогресс не является там самоцелью, его ценность не рассматривается как само собой разумеющееся. Строгость и нерушимость традиционных социальных регуляторов. Это так же сдерживает социальное развитие, делает восточное общество более устойчивым. На востоке всегда юли сильны ценности индивидуализма.

Культура Древнего Египта

Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное бессмертие. Поэтому весьма значительные успехи гения древних египтян в области мумификации, которые невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Такие операции требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной системы счисления. Любая административная и техническая деятельность (особенно строительная) требует вычислений. Древнеегипетская административная организация требовала знания арифметики и геометрии. На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В “Московском математическом папирусе” имеются решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды, полушария, цилиндра. Древние египтяне также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры — умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными.

Важной и значимой в истории мировой культуры чертой, впервые проявившейся в Древнем Египте, является гуманизм. Уже от эпохи Древнего царства (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: “Я спасал несчастного от более сильного... Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего...” Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. Верховный принцип древнеегипетской этики воплощался в “Маат”, особом качестве мира, созданном богами в момент творения (в нем содержатся такие идеи, как “порядок”, “истина”, “справедливость” и “добродетель”), оно репрезентировало волю богов. Войны, эпидемии и засухи считались временными нарушениями установленного космического порядка. Неизменность мира означала отсутствие хороших и плохих времен. Не случайно в древнеегипетской мифологии не было ни Эдема, ни прошедшего Золотого века, ни Армагеддона.

Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете, египетский календарь: именно он был первым солнечным календарем, с “жестко закрепленными” датами (в отличие от лунного, месяцы которого свободно “гуляют” по сезонам года). В основе европейской медицины лежит древнеегипетская медицина, имеется предположение, что иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве прототипа латинского алфавита.

Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве извечных тем в мировую литературу. Утренняя песнь любовников, после ночи объятий и утех, взывающих к птицам с просьбой повременить с возвращением нового дня, обращение к двери, отделяющей юношу от любимой им девушки; описание и восхваление ее достоинств и красоты и т.п. Все это потом бессчетное количество раз будет перепеваться и повторяться в художественном творчестве почти всех народов и, прежде всего в “Песне песней”. Затем эти мотивы прозвучат у великих лириков Греции и Рима: Сапфо, Днакреона, Феокрита, Катулла, Вергилия, Горация, Пропорция, Овидия, будут восприняты трубадурами и миннезингерами и от них перейдут к поэтам Возрождения.

Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: известен культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд моментов египетской религии и сделало их своими органическими элементами.

Культура Шумера и Вавилона

Древний Шумер.

На восток от Египта, в междуречье Тигра и Евфрата начиная с IV

тысячелетия до н.э. возникают, сменяя друг друга, целый ряд государственных

образований. Это Шумер, который считается ныне самой древней из известных

человечеству цивилизаций, Аккад, Вавилон, Ассирия. В отличие от египетской

культуры, в Двуречье стремительно сменяли друг друга, воевали, смешивались

и исчезали многочисленные народы, поэтому общая картина культуры предстает

чрезвычайно динамичной и сложной.

На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство,

развились древние города-государства: Ур, Урук (Эрех), Киш, Эриду, Ларса,

Ниппур, Умма, Лагаш, Сиппар, Аккад и др. Расцвет этих городов называют

золотым веком древнего государства шумеров.

Шумеры - первый из обитавших на территории Древней Месопотамии

народов, достигший уровня цивилизации. Вероятно, еще около 4000 лет до н.э.

шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского

залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились

регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли

шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые

к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми

металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и

системой письма.

Шумерские государства были теократиями, каждое из них

рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на

земле являлся верховный жрец, наделенный религиозной и

административной властью.

Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу

удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало

государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине

III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова,

заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру,

настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости

шумеров. Около 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу,

простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно

после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров

наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей

династии Ура и возвышения Лагаша. Она закончилась около 2000 до н.э. с

усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в

Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних

Шумера и Аккада была поглощена державой правителя Хаммурапи.

Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены, и в Вавилонии

перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись)

и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже

ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части

Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства,

технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в

жизни их преемников.

В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами.

Расцветало древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое

просуществовало до VI в. до н. э. Вавилонская, халдейская и ассирийская

цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.

 

Вавилон

Вавилон на древнем семитском языке называли «Баб-илю», что означало

«Врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось в

«Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон». Первоначальное

наименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов на

месте древнего Вавилона называется Бабиль.

Древневавилонское царство объединило Шумер и Аккад, став наследником

культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь

Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг.) сделал его столицей своего царства.

Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов, откуда до нас

дошли, например, выражение " око за око, зуб за зуб".

Государственный строй Вавилона отличался от древнеегипетского

меньшим значением жречества как аппарата управления государственным

орошением и сельским хозяйством в целом. Вавилонский политический режим

представлял собой образец теократии — единства светской и религиозной

власти, сосредоточенной в руках деспота. Эта иерархическая структура

общества находит отражение в вавилонских представлениях об устройстве мира.

Ассиро-вавилонская культура стала наследницей культуры Древней

Вавилонии. Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, был

огромным (около одного миллиона жителей) восточным городом, горделиво

именовавшим себя " пупом земли".

Именно в Месопотамии появились первые в истории очаги цивилизации и

государственности.

Древнекитайская культура

Период существования древнекитайской цивилизации ограничивают двумя тысячелетиями, начиная со второго тысячелетия до нашей эры. Колыбелью китайской цивилизации китайские археологи считают неолитические культуры хуншань и яншао. С земледельческими культурами Древнего Китая связывают выведение риса и чумизы. Бронзовая индустрия возникла не позднее четырёх тысяч лет назад. Из ранних городов-государств самый известный Шан. Шанского правителя называли ваном: он сочетал военные, культовые и хозяйственные функции руководителя. Чжоуский Ван был провозглашён Сыном Неба и Единственным земным воплощением его.

К середине первого тысячелетия до нашей эры сложился устойчивый этнокультурно-политический комплекс срединных царств с идеей его культурного приоритета. Однако название Китая идёт от царства Цинь, возникшего вне зоны срединных царств. Среди десятков государств выделяются «семь сильнейших». Основными производителями в сельском хозяйстве были свободные земледельцы-общинники. Появляется долговое рабство. Осваивается плавка железа. Начинают возводить гидротехнические сооружения в бассейнах крупнейших рек, возникает интенсивная система ирригационного земледелия. Появляются города с полумиллионным населением. В середине четвёртого века до нашей эры в царстве Цинь проведена реформа, кардинально изменившая характер государства: укрепилась централизованная военно-бюрократическая деспотия. Царство Цинь подчинило себе все государства Древнего Китая. Цинь Шихуанди (Первый император Цинь) оттеснил кочевников и приказал возвести Великую китайскую стену, чтобы обезопасить северные границы империи. После его смерти была основана новая династия Хань. Первая древняя империя Китая – Цинь, просуществовала полтора десятка лет, но заложила прочную основу четырёхвековой империи Хань.

Эпоха Чжаньго (двухвековая борьба между семью сильнейшими) считается классическим периодом в духовной культуре Древнего Китая. Складываются основные направления философской мысли, создаются знаменитые произведения искусства. В массовой культуре продолжают господствовать мифы и культы общинных богов, в первую очередь, культ предков. Самым стойким оказался миф о Гуне, борце с наводнениями. Мифы становятся предметом исследования и материалом для осмысления действительности в философии конфуцианства и даосизма. Получила развитие астрономия. Астрономы могли предсказывать лунные и солнечные затмения. Был составлен звёздный каталог. Периодичность движения светил сыграла ведущую роль в создании главного принципа китайского мировоззрения – дао (путь). Развивались математика, физика и особенно механика. Культурному сближению царств содействовало распространение иероглифической письменности. Благодаря отсутствию прямой связи между чтением и графическим начертанием, она могла использоваться носителями разных языков. Грамотность, как признак образованности, охватывает широкие слои населения. Перемещение масс в ходе войн и переселений вело к складыванию единого устного языка. Возникают важнейшие философские учения – конфуцианство, даосизм, моизм и легизм. Они оказали влияние на всю последующую мысль Китая. В первой частной школе Китая, школе Конфуция преобладала практическая философия почитания традиции, в основном нравственная и искусства управления. Впоследствии конфуцианство превратилось в ведущую философско-теологическую систему, религию Китая. Трактат Кун Фу-цзы (Конфуция) «Беседы и суждения» до прошлого века составлял основу начального обучения в китайской школе: содержание школьники заучивали наизусть. Возникновение даосизма связывают с именем легендарного Лао-цзы; в учениях этой школы видят материалистические представления о мире. Школа моистов считает своим основателем Учителя Мо. Учение Мо Ди утверждает демократический принцип всеобщей любви и взаимной пользы. Учение школы отличается практической целеустремлённостью. Философские проблемы в легизме были подчинены задачам функционирования формы государственного устройства с единоличной властью правителя и обязательными для всех законами. Источником древнекитайской словесности была устная народная традиция. Поэт Цюй Юань заложил основу песенного жанра оды – фу. Первым певцом любви и женской красоты считается Сун Юй.

Ханьский период стал вершиной культурных достижений Древнего Китая. Был усовершенствован лунно-солнечный календарь, изобретён компас. Математики ввели отрицательные числа. В медицинском каталоге перечисляются 35 трактатов по болезням. Обобщены достижения китайцев в сельском хозяйстве. Получило распространение лаковое производство; лаком покрываются изделия для предохранения от влаги. Китай – единственная страна Древнего мира, освоившая культуру шелкопряда; страна становится всемирно известным поставщиком шёлковых тканей. В Древнем Китае изобрели бумагу, в том числе общедоступный способ производства бумаги из древесного волокна. Была усовершенствована письменность. Древнекитайское духовное наследие дошло до нас благодаря записям Ханьского периода. Появились крупные произведения художественной прозы. Сыма Цянь первым отступил от традиции хронологии в летописи и написал историю Китая и соседних народов. Выдающийся поэт Сыма Сянжу, продолжая традиции оды, воспел могущество империи. В Музыкальной палате собирались и обрабатывались песни народов Китая и соседних стран, создавались обрядовые песни. Сложились особенности традиционной китайской архитектуры. Монументальная и портретная скульптура поразила наших современников образами войска императора Цинь Шихуанди, выполненного из глины. В могиле императора археологи обнаружили скульптуры трёх тысяч пехотинцев и всадников в натуральную величину. В 195 году трансформированное учение Кун Фуц-зы превращается в этическую религию государства. Нарушение конфуцианских заповедей преследуется по уголовному законодательству. Учение даосизма превращается в религиозно-нравственную оппозицию конфуцианству. Наряду с ними в Китае и юго-восточной Азии распространяется буддизм, первая по времени возникновения мировая религии.

Культура Древнего Китая стала для страны и Восточной Азии тем, чем эллинистический мир для современной западноевропейской цивилизации.

Культура Древней Индии

Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Первые центры культуры в Индии существовали уже в III и II тысячелетиях до н.э. — это Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенд-жо-Даро около р. Инд. Высокого уровня развития достигли ремесла, изобразительное искусство (памятники его и сегодня нас поражают своей изысканностью), появилась письменность, до сих пор не расшифрованная.

В целом эта культура не отличалась особенными художественными достижениями. Несомненно, она обладала литературой, религиозными эпическими поэмами, наподобие шумерских и вавилонских, но они навсегда для нас утрачены. Архитектура носила строго утилитарный характер, нигде при раскопках не найдено следов монументальной скульптуры и живописи. Однако высокого совершенства достигло искусство в области малых форм — гравюры на печатях, статуэтки.

Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание гимнов — “Ригведу”, теоретически до сих пор почитающуюся самым священным из многочисленных текстов индуизма. В эпоху, когда создавались древнейшие из ведических гимнов, арии достигли уже преддверия цивилизации. Их военная техника находилась на более высоком уровне, чем у народов Ближнего Востока, их жреческие школы довели племенной ритуал до степени искусства, их поэтическое творчество принимало сложные формы и подчинялось строгим канонам, но, с другой стороны, арии не создали городской культуры. Это был народ воинственных скотоводов, организованных скорее в племена, чем в царства. На протяжении эпохи “Ригведы” выкристаллизовались и в определенной мере сохранились до наших дней четыре сословия — жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), зависимые, слуги (шудры). Их санскритское наименование “варна” (неточно переводимое “каста”, а буквально означающее “цвет”) указывает на то, что произошли в результате контакта развитой сословной культуры с людьми чуждой культуры, имевшими кожу другого цвета (темного).

Индийскую культуру нельзя понять и без учета такого чисто индийского феномена, как сословно-кастовая система. Ведь индийское общество состоит из ряда каст, каждая из которых регламентирована четко сформулированными нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений. Скорее всего, первоначально касты были географически локализованы и связаны друг с другом иерархическими отношениями сословной системы. В древнеиндийском обществе выделялись четыре сословия — варны, каждое из которых состояло из нескольких каст. Отношения между сословиями и кастами в эпоху позднего индуизма определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным).

Оптимизм индуизма символизирует троица: Брахма, Вишну, Шива, представляющие собой космические силы творения, сохранения и уничтожения. Брахма как творец изображается с цветком лотоса в четырех руках, обычно вместе со своей женой Сарасвати, богиней искусства. Вишну — это порядок и гармония природы, его представляют спящим на змее вечности, его жена Шри — богиня любви. Вишну появляется во многих воплощениях: одно из них — Рама, герой одноименного эпоса, другое — Кришна, обычно является ребенком или юношей. Шива, известный под именем великого бога, его изображают в виде йога или аскета, погруженного в медитацию. С его шеи свисает гирлянда черепов, в руке он держит трезубец, Ганг течет у его ног. Его жена Парвати часто имеет страшный вид: ее честь требует жертв. Многорукость танцующего Шивы символизирует силы Вселенной, танец выражает ее пульсацию.

Следует подчеркнуть, что само определение индуизма является весьма сложной задачей, решить которую не могут опытнейшие ученые. К этой религии необходимо подходить как к конгломерату ценностей и верований, объединенных в рамках специального порядка, имеющего специфическую структуру. Истоки индуизма находятся всего лишь в нескольких таких древнеиндийских текстах, как “Упанишады”, “Бхага-вад-Гита” и “Веданта Сутра”.

Византийская культура

Византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части.Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

В истории европейской, да и всей мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место, для нее характерны торжественная пышность, внутреннее благородство, изящество формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

Особенности византийской культуры состоят в следующем:

1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций;

2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации, послуживших основой развития в Византии гуманистических идей и оплодотворивших европейскую культуру эпохи Ренессанса;

3) Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;

4) отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в догматике, литургике, обрядности православной церкви, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии.

Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского миросозерцания, утверждавшегося в острой борьбе с философскими, этическими, эстетическими и естественнонаучными воззрениями античного мира.

В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием. Каппадокийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а, следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь