Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 12. Искусство эпохи Ренессанса: особенности литературы и живописи данного времени.
1)Литература. Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать итальянского поэта Данте Алигьери (1265—-1321), который истинно раскрыл сущность людей того времени в своем произведении под названием «Комедия», которое впоследствии будет названо «Божественной комедией». Этим названием потомки явили свое восхищение грандиозным созданием Данте. В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран. Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле. «Рождение Венеры» — одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания) 2)Живопись. Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям. Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзаж как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении. Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти
Вопрос 13. Основные направления развития европейской художественной культуры в 17-19 вв: классицизм и барокко Классицизм - стиль искусства, главным своим смыслом считающий следование образцовой классике, зародился в Риме в начале XVII века, существовал параллельно с барокко как его художественная оппозиция, в общем завершился с началом в Европе романтизма, но не пресекся — его последним крупным художником был Жан Огюст Энгр(«Жанна д'Арк на коронации Карла VII», «Эдип и Сфинкс») Выделяют два этапа классицизма: 1. европейский неоклассицизм кон. XVIII — XIX веков 2. русский архитектурный неоклассицизм начала XX века Живопись: Особенности стиля: 1. Художники классицизма признавали высшим образцом античное искусство и, опираясь на традиции искусства Высокого Возрождения, 2. Стремились к изображению мира, основанного на вечных и незыблемых законах разума. 3. Свойствен несколько абстрактный, рассудочный характер художественных идеалов, 4. Стремление идеализировать природу и человека, 5. Нормативность эстетики, строгая уравновешенность, четкость, пластичность художественных форм. Представители: Великими его представителями были французские живописцы Никола Пуссен( «Похищение сабинянок», «Поклонение золотому тельцу», «Вдохновение поэта», «Танкред и Эрминия») и Клод Лоррен(«Морская гавань», «Суд Париса», «Ночь» (Борьба Иакова с ангелами)), создавшие основные «схемы» живописи классицизма: 1. Кулисное построение пространства, 2. Система трех планов, смена цветовых планов в картине: теплые коричневые тона первого плана, зеленые среднего и голубые, синие третьего, дальнего плана) Главную задачу художника Пуссен и Лоррен видели в поиске и отборе им из мира Природы идеальных форм, сама идеальная природа понималась как архитектура, скульптура, живописное полотно, в котором все подчиняется закону его творца. Личный талант этих двух мастеров был много шире законов и ограничений самого стиля, но выразил главные его черты(см.выше) Многочисленные последователи Пуссена и Лоррена (крупнейшие — Гаспар Дюге-Пуссен, Шарль Лебрен) лишь более или менее талантливо следовали манере своих великих учителей. Господство барокко в европейском искусстве и архитектуре наложило свой отпечаток и на развитие классицизма-наряду с великолепием, помпезностью и мегаломанией барокко строгая организованность классицизма была взята на вооружение: от восточного крыла Луврского дворца до грандиозного Версаля с его парками (архитектор А. Ленотр) Литература: Цель поэзии классицисты видели в том, чтобы доставлять наслаждение и одновременно воспитывать. Именно поэтому и следовали природе(изображение человека вне конкретных, индивидуальных, единичных обстоятельств) разуму(не наблюдение, а результат абстрагирующей работы мысли и разума), правилам(правило 3-х единств: времени, действия, места). Важное место в эстетике классицизма занимала теория жанров: высокие жанры(эпопея и трагедия-изображали крупные события и значимых людей), низкие жанры( комедия, басня, сатира изображали частную жизнь средних слоев общества.)Композиция комедии классицизма должна быть очень четкой, обязательно содержать пять актов: экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Существовал прием неожиданной развязки (или deus ex machina) - появление бога из машины, который ставит все на свои места. Также использовался прием катарсиса - очищение через сострадание, когда сочувствуя попавшим в трудную ситуацию отрицательным героям, читатель должен был очиститься духовно. Представители: 1. Пьер Корне́ ль-«отец французской трагедии»(«Сид», «Психея», «Смерть Помпея») 2. Жан Бати́ ст Раси́ н(автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра». 3. Жан Батист Поклен(Мольер)(«Тартюф», «Дон-Жуан», «Мизантроп»)
Барокко (итальянск. barocco — «странный», «причудливый») - стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве. Черты барокко: 1. Основополагающей чертой барокко можно считать его стремление к синтезу искусств, объединению в один ансамбль архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. 2. Обилие внешних эффектов и элементов, грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, 3. Наличие сильных контрастов масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. 4. Противопоставление земного и небесного, реальности и фантазии, духовного и телесного, аристократического и народного.
В своих крайних проявлениях искусство барокко приходит к иррациональному, к мистике, и воздействует на воображение и чувства зрителя драматическим напряжением, экспрессией форм. События трактуются в грандиозном плане: художники изображают сцены мучений, экстазов или панегирики подвигам и триумфам.
Наиболее полное выражение барокко нашло в архитектуре, где этот стиль проявлялся в грандиозности масштабов отдельных сооружений и целых ансамблей, в пышной декоративности их интерьеров и экстерьеров. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Неотъемлемая часть архитектуры Барокко - скульптуры. Они украшали фасады зданий и внутренние помещения. Скульптуры Барокко декоративно, эмоционально дополняли архитектуру зданий и ансамблей. Парки украсились группами скульптур на античные сюжеты, на площадях устанавливались памятники правителям, они оживляли фонтаны и лестницы. В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, - религиозного, мифологического или аллегорического характера. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров. Это были изображения напыщенных вельмож и дам с горделивой осанкой, утопающих в роскошных одеяниях и драгоценностях. В живописи барокко характеризуется динамизмом, «плотскостью» и пышностью форм; яркий пример — Рубенс. Вместо линии художники стали отдавать предпочтение живописному пятну, живописной массе, светотеневым контрастам. Барокко нарушает принципы прямой линейной перспективы, принципы деления пространства на планы для усиления иллюзии глубины, ухода пространства картины в бесконечность. Представители в живописи: 1 )РУБЕНС- живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.Р убенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно Тициану с Брейгелем. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко Работы: 1. Свояченица Сусанна («Соломенная шляпка») 2. «Геро и Леандр»(подражание Тинторетто) 3. «Похищение Ганимеда» (подражание Корреджо) 4. «Похищение дочерей Левкиппа» 2) КАРАВАДЖО -итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, один из крупнейших мастеров барокко. Один из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Работы: 1. Принесение в жертву Исаака 3.Кающаяся Мария Магдалина 2. Юдифь и Олоферн 4.Призвание апостола Матфея Литература: строилась на коллизии между человеком и внешним миром, между идеологическими и чувствительными нуждами, умом и естественными силами, которые олицетворяли теперь вражеские человеку стихии. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения. Представители: 1. Гриммельсгаузен («Похождения Симплициссимуса») 2. Пе́ дро Ба́ рка («Стойкий принц», Жизнь есть сон») 3. Венсан Вуатюр 4. Архиепископ Феофа́ н(Краткая повесть о смерти Петра Великого императора и самодержца Всероссийского и тд.) |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы