Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 14. Основные направления развития европейской художественной культуры в XVII-XIX вв.: реализм и романтизм.
1. Романтизм в европейской культуре XIX века XIX в. называют веком романтизма. Для романтизма характерно: разочарование в разуме человека, апелляция к чувствам, эмоциям человека, обращение к природе; человек стремится переместиться из того места, где он находится; необычный человек в необычной ситуации; обращение к сюжетам Востока, особенно во французской живописи; внимание к устной народной культуре (сказки братьев Гримм). Романтизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны (восточная тема поэзии Байрона), создает воображаемые конструкции (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера); во-вторых, уход от действительности — переход в иное время (рыцарские романы В. Скотта, оперы Вагнера), патриархальный быт крестьян (Кольридж, Ж. Санд и др.); в-третьих, уход в собственный внутренний мир (сказки Э. Т. Гофмана, В. Гауфа, X. К. Андерсена, портретный жанр у Т. Жерико, Э. Делакруа и др.). Романтизм в живописи. Представители: Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Лессинг, Карл Шпицвег, Карл Блехен, Альберт Бирштадт, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Уильям Тёрнер, Фредерик Эдвин Чёрч, А-Ж. Гро, Ф. Гойя. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудительности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико. Устремлениям романтиков к отображению эмоциональной жизни человека прекрасно соответствовала музыка. Она позволяла обращаться к внутреннему миру психологически сложного лирического героя (произведения Шуберта, Шумана, Листа, Вагнера и др.). Прослеживаются в музыке XIX в. и реалистические тенденции (Ж. Бизе, А. Брукнер, И. Брамс). Зачастую они переплетаются с романтическими (оперы Дж. Верди). Таким образом, романтизм провозгласил своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности, утверждение самостоятельной ценности человека и ее духовного мира, утвердил свое право на самостоятельность и оригинальность в художественном творчестве.
2. Реализм в европейской культуре ХIХ века Наряду с романтизмом в 40-е гг. XIX в. складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм. Предметом художественной культуры становится действительность и существующая в ней личность. Главный интерес художественного сознания перемещается с внутренних переживаний человека на связь внешних обстоятельств и порождаемых ими поступков и переживаний. Новое видение мира было названо реализмом. Реализм XIX в. принято называть критическим (в отличие от реализма просветительского), так как его мироощущение основывалось, как и у романтизма, на неприятии буржуазного общества, но реалисты не мистифицировали его как романтики, а критиковали. Критический реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. Представители реализма стремились к максимальной объективности, конкретно-историческому отражению действительности. Реализм тяготел к образу гармоничной личности, заброшенной в этот суровый, неистовый мир, действующей в конкретных обстоятельствах, подвергающейся испытаниям, остро переживающей коллизии своей жизни. Этот реальный человек интересен своей многоплановостью, непредсказуемостью. На передний план выдвигается социальный роман, причем, как отмечал О. Бальзак, французская литература создала тип общественного человека в многочисленных его проявлениях (Стендаль, Ги де Мопассан, Г. Флобер). Английский социальный роман представлен такими видными мастерами как Ч. Диккенс, Д. Голсуорси, У. Теккерей, Т. Гард и др. В поисках новых выразительных средств реалисты шли на самые смелые эксперименты. Барбизонская школа художников (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз, Ш. Ф. Добиньи) открыла новые принципы пейзажной живописи, были найдены новые возможности передачи света и воздуха. В музыке и оперном театре также происходили стилистические изменения: драматургия музыкального действа и характеристика героев приблизились к реальной жизни, в профессиональную музыку включилась народная песенная мелодия, широко использовались современные бытовые жанры. Черты реализма нашли яркое выражение в музыкальных произведениях Дж. Верди, Ш. Ф. Гуно, Ж. Бизе и др. Основной вклад реализма XIX в. в развитие художественной культуры состоит в углубленном исследовании судьбы личности, зависящей от социальной среды.
Русская культура: специфика формирования, «узкий» и «широкий» подходы к определению понятия культура России. Два направления, по которым выстраиваются культурологические концепции относительно русской культуры. Культура России – культура славянского народа, сложившаяся вначале на восточно-славянской основе в виде культуры древнерусской народности (примерно в 8-13 вв.), а с 14 в. и по настоящее время представленная украинской, белорусской и великорусскими культурами. В этом изначально и наиболее характерном для русского культурного самосознания осмысления является определяющей мысль о временном, локальном и сущностном единстве российской культуры и о е определенном своеобразии среди культур других европейских народов Существует и два иных подхода в определении понятия «культура России» - сужающее и расширительное. Первое настаивает на резком противопоставлении Руси-Украины и гораздо более позднего и смешанного культурного образования, сложившегося в собственно России. С другой стороны, набирает силу (особенно в настоящее время) представление о культуре России как совокупности множества различных национальных культур, так или иначе связанных с собственно русской культурой.
Культура России в ее становлении и развитии охватывает период примерно с 8 в. по настоящее время. Примерно до 11-12 в. русская культура складывалась в условиях государственной консолидации, объединения восточно-славянских племен (Киевская Русь) перед лицом внешней опасности (Хазарский Каганат, норманны-викинги) и из-за внутренних распрей-беспорядков. Имело место также духовно-культурное воздействие на язычников-славян со стороны христианского мира, прежде всего Византии – самого развитого в культурном отношении государства в тогдашнем мире. Христианизация Руси в конце 10 в. стала решающим рубежом в оформлении древнерусской культуры – с ее письменностью, книжностью, образованностью, с выдающимися памятниками архитектуры и живописи, богословской, исторической и художественной литературы. После 13 в. единая древнерусская культура развивается по 3 основным руслам (Украина, Белоруссия, Великороссия), сохранив первоначальный «византийский след», но одновременно оказавшись в постоянном и долгом контакте-взаимодействии со степным Востоком (Золотая Орда) и католическим Западом (Ливонский Ордер, Польша). Расцвет российской культуры 14-16 вв. (эпоха Московского царства) прерывается Смутой, знаменовавшей, однако, резкий подъем духовно-религиозного, национально-государственного и общекультурного самосознания. С 17 в. и до наших дней продолжается «новый период» в развитии русской культуры – период «европеизации» и одновременно «универсализации», неуклонного нарастания секуляризма (вплоть до «атеизации» в советское время) и одновременно к возврату к христианству и православной духовности (в настоящее время).
Рассматривая вопрос о месте России во всемирной истории, специфике ее собственной истории и культуры, часто обращаются к старой философско-исторической схеме Восток-Запад. Проблема Восток-Запад-Россия впервые была заявлена П. Я. Чаадаевым. В полемике западников и славянофилов была предпринята «прописать» российскую историю и культуру во всемирно-историческом духовном наследии. Первые утверждали, что Россия принадлежит европейской культурно-исторической традиции. Вторые рассматривали Россию как самобытное духовное образование, максимально подготовленное к адекватному восприятию истин христианского мировоззрения. Аспект российской самобытности в теории славянизма был усилен Н. А. Данилевским, отвергавшим антитезу Восток-Запад и развивавшим идею существования особых и самостоятельных культурно-исторических типов. При этом русская культура рассматривалась как основа нового, формирующего и переходящего в стадию циливизации славянского типа.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы