Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 17.Особенности древнерусской культуры10-13в.в.: ее языческие основы, роль христианизации в развитии культуры, искусство и ремесло.
Мощной основой формирования и развития самобытной древнерусской культуры было богатое культурное наследие восточных славян. Ко времени образования Киевской Руси восточнославянская культура прошла длительный путь своего развития, измеряемый тысячелетиями.. Начало процесса возникновения и формирования культуры восточных славян связывают с развитием протославянских племен в недрах индоевропейского единства, на невыгодной окраине индоевропейского мира, в стороне от центров развития. Начиная с XV – Xв. до н.э можно уже с достаточной определенностью говорить о праславянах, составивших основу восточно-славянской этнической общности. Русская культура формировались на основе языческого мировоззрения славян, финно-угров, балтов, викингов (норманнов, или, в древнерусском употреблении – варягов), при участии христианской Византии, исламской Волжской Булгарии (и через нее Арабского халифата) и иудейского Хазарского каганата. Славянское язычество – это одна из частей огромного комплекса первобытных воззрений, верований, которые, по словам академика Б. Рыбакова, шли из глубины тысячелетий и послужили основой для всех мировых религий. Языческое мировоззрение лежало в основе миропонимания славян. Славянскому образному мышлению издревле был свойственен антропоморфизм, т.е. перенесение человеческих свойств на область нечеловеческую. Древние славяне обожествляли природу, признавали наличие за предметами и явлениями внешней природы мыслящей человеческой силы, поклонялись солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Все это выражалось в их разных верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожествлении природы. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. Они поклонялись небу под именем Сварога, солнцу под именем Даждьбога, благодетельному богу скота Велесу, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, Мокоши – богини плодородия, огню и другим явлениям природы. О своих богах славяне слагали мифологические сказания и легенды. Славяне верили в невидимые души умерших, которые подобно дыму от сжигаемых жертв поднимаются к небу и небесным властителям. Место захоронения горшка для еды с прахом предка становилось местом культа предков. Они чествовали умерших прародителей, считали их покровителями и приносили им жертвы. Язычество пронизало практически всю духовную жизнь древнерусского человека. Это нашло выражение в фольклорном творчестве, обрядах, заговорах, заклинаниях и даже в дипломатических отношениях. В договоре князя Игоря с греками 944 г. можно прочитать следующее: " А кто из русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи от Бога, и от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь" Язычество сохранило свою первозданную прелесть, образность и жизненность в сказках, преданиях, легендах, былинах. В расцвет языческого периода родилась интереснейшая народная былина с пахарем в роли главного героя – " Вольга и Микула Селянинович". Был создан компактный цикл былин, повествующий о князе Владимире и его делах (" Добрыня Чудь покорил", … " Добрыня и Змей" и др.). Змей был устойчивым символом степных кочевников, набеги которых сопровождались заревом пожаров. Итогом богатырских дел Добрыни является не свержение языческих идолов, не прославление новой веры, а освобождение несметного русского полона, уведенного степняками-" змеенышами" в степь. В былине нет ни одного слова о божьей помощи, нет вполне естественной благодати богу за победу. Быт и культура наших далеких предков отражает одновременно и любовь к природе, ощущение красоты окружающего мира и страх перед природой, силам которой они противопоставляли заговоры, заклинания, магическую обрядность. Всевозможные праздники и обряды славян были связаны с аграрной магией и молениями об урожае. Годичный цикл древнерусских празднеств у славян был связан с языческими молениями и слагался, во-первых, из четырех солнечных фаз и связанных с ними праздниками: святками, масленицей, праздника Купалы – " зеленые святки" и праздника урожая в сентябре и во-вторых, молениями о дожде и о воздействии вегетативной силы на урожай. В подавляющем большинстве языческие празднества и моления проводились общественно, являлись " событием" и проводились за пределами житейского бытового круга, существовали и межсельские – " игрища межю селы". До нашего времени дошло большое количество святилищ где, в свое время, всем селом или племенем проводились торжественные обряды, далекими отголосками которых являются хороводы и игры XIX и XXвв. Все виды работ с металлом в древности были связаны со множеством обрядов, поверий и представлений, перераставших в мифы. Общеизвестна связь кузнецов с образом волка. Известным является миф о волшебном кузнеце Космедемьяне (Кузьма и Демьян), который выковал плуг в 40 пудов и обучил людей земледелию. Мифический кузнец побеждает страшного змея и пропахивает на нем гигантские борозды – " змиевы валы". Кузнец, выковывающий свадебные кольца, расценивался и в XIXв. как покровитель брака и семьи. С древнейших времен, человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями – оберегами, сплетая охранительную символику в единый образ мироздания. Древнерусский язычник, ожидавший опасности от всего мира, по которому дуют " злые ветры", защищался не отдельными элементами мира, а системой мироздания, взятой не в статике, а в ее естественной, законоустановленной динамике. В Х веке языческая культура достигла своего апогея. Стихийно создававшаяся на протяжении многих столетий, она, в условиях сложившейся государственности и в противоборстве с появившимся христианством, вооруженным мощным арсеналом византийской культуры, стала напряженно совершенствоваться, обновлять ритуалы, воскрешать архаичные пласты народной мифологии, соучаствовать в создании нового народного эпического жанра. Киевская Русь, являясь на протяжении двух столетий языческой державой нуждалась в религиозно-идеологическом подкреплении. В 980 году киевского князь Владимир Святославович с целью у порядочить традиционную языческую религию с ее локальными племенными культами и привести в соответствие ее с новым уровнем государственной Сложившиеся общественные, политические и идейные особенности развития образовавшегося молодого европейского государства Киевской Руси привели в 988г. к принятию христианской веры как общерусской государственной религии. Характер исторического выбора, сделанного в 988г. князем Владимиром не был случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Несмотря на географическую близость Запада и Европы, основной обмен идеями и людьми для восточно-славянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-европейской равнины. По этому пути с юга из Византии христианство стало проникать на Русь задолго до ее официального утверждения. Византия вплоть до XIIв. экономически превосходила все европейские державы. Здесь были высоко развиты строительная техника, точные и естественные науки. Константинополь был " золотым мостом" (К.Маркс) между Востоком и Западом. Византийская культура впитала художественные традиции населявших ее народов (греков, сирийцев, армян, грузин, славян, населения Крыма и др.). Христианизированная Русь равноправно вошла в круг европейских государств. С ним были установлены дипломатические отношения, двусторонние посольства, совершались династические браки, определившие родственные отношения Руси со многими европейскими странами. Союза с киевскими князьями искал и папа римский. Расширение торговых и политических связей превратило Русь в одно из самых могущественных государств.[10] В этом смысле выбор религии был связан и с выбором политической ориентации. Через Византийскую культуру Русь получила возможность ознакомиться в опосредованной форме с традициями античной культуры. Воздействие христианства сказалось буквально во всех областях жизни, и не в последнюю очередь, конечно же, в культурной сфере. Греческая церковь располагала большим фондом богослужебной, богословской, исторической литературы и высокоразвитым искусством (архитектура, живопись). Для Руси благоприятным обстоятельством было то, что родственная Болгария вела богослужение на славянском языке (а не на греческом или латинском) и к концу 10в. создала большой запас переводов христианской литературы, вполне доступный по языку и для русских. В городах Киевской Руси строились церкви; они снабжались богослужебными книгами, утварью, обслуживались причтом; вокруг городов, сразу за крепостными стенами, возникали монастыри, явившиеся " узлами прочности" церковной организации. Обращение к Византии, христианизация Руси, а отсюда непосредственное соприкосновение со всеми формами византийской культуры происходит в один из периодов ее наибольшей содержательности и подъема. Уже в XI столетии, по свидетельству иностранцев, Киев соперничал по величине, многолюдству и богатству с Константинополем, слывшим первым городом Европы. Греческое христианство застало на Руси значительно развитую языческую культуру со своей мифологией, пантеоном главным божеств, жрецами, и, по всей вероятности, со своим языческим летописанием. Формально Русь приняла крещение, и язычество начало свой долгий путь слияния с христианством. Христианство закономерно наслоилось на язычество, впитало отдельные языческие традиции. В данном случае мы наблюдаем не смену устаревшего языческого типа культуры возникающим новым - христианским, а наслаивание нового на сохраняющееся (может быть несколько трансформируемое) старое. В соответствии с новыми условиями создается своеобразная амальгама старых и новых форм, названная двоеверием. Двоеверие – это система религиозных представлений, в которых языческие и христианские верования пересекались, взаимодействовали и проникали друг в друга. Крестьянство, неразрывно связанное всей своей жизнью с природой, продолжало, как и в старые времена, обожествлять ее. В заговорах (магических заклинаниях сил природы) обращения к обожествленной природе причудливо смешивались с молитвами к Христу и святым: " Господу Богу помолимся, и святой Деве, и святому Николаю, и святой Пречистой… и тебя прошу, красное солнце, и тебя прошу, ясный месяц, и вас прошу, зори-зореницы…". В народном сознании христианство постепенно переосмыслялось. Вбирая в себя старые языческие представления, оно создавало новые мифы. Так, древний бог Велес, покровитель скота, совместился с христианским святым Власием. Илью Пророка наделяли функциями Перуна, бога грома, создавали о нем легенды. Значительная роль в развитии культуры Киевской Руси принадлежит Крестителю Руси Владимиру, князьям Ярославу Мудрому и Владимиру Мономаху. Они не были творцами древнерусской культуры в полном смысле этого слова – писателями, художниками, мыслителями. Их можно назвать культурными политиками, реформаторами общественной и религиозной жизни народа. Они руководили масштабными социокультурными процессами, имевшими место в Древней Руси и оказали большое влияние на многие феномены ее культуры. Однако было бы несправедливо связывать все богатство древнерусской культуры с христианством. Больше всего оно воздействовало на официальный слой культуры. Культура народная также испытывала это воздействие, но в меньшей мере, а само влияние распространялось на нее гораздо медленнее. Говоря о влиянии византийской культуры на древнерусскую, следует иметь в виду, что это не было явлением засилья. Во-первых, византийское влияние было не источником, а следствием развития древнерусской культуры, оно вызывалось внутренними потребностями древнерусского общества, его готовностью к восприятию достижений более высокоразвитой культуры. Во-вторых, оно не было насильственным. Русь не была пассивным объектом его приложения, наоборот, она играла активную роль в этом процессе. В-третьих, заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры. Христианство, несомненно, сообщило мощный импульс культурному развитию, но это не дает основания говорить о том, что русская культура родилась вместе с христианством: с его принятием сменился лишь тип культуры. Связывать расцвет раннефеодальной Руси только с односторонним благотворным действием христианства является глубочайшим заблуждением. Большую интенсивность приобретает духовная жизнь общества. Возникло стремление к возможно быстрейшему усвоению и введению в повседневную " практику" основ христианской религии. Отсюда – роль храмов и особенно монастырей, ставших центрами просвещения в жизненном укладе новообращенного народа, которые стали занимать в нем значительное место. В сфере культуры наблюдается исключительный подъем художественных сил, привлеченных новыми задачами, новыми видами творчества. Памятники агиографии и летописные источники сохранили имена первых историографов, художников, зодчих, врачей. С принятием христианства происходит интенсивный процесс сближения собственных творческих традиций во всех областях культуры. Если окинуть взором все созданное в искусстве и литературе Киевской Руси за два с половиной столетия после принятия христианства (вплоть до татаро-монгольского нашествия), то окажется, что русские люди в эту эпоху жили исключительно напряженной духовной жизнью, создавали многочисленные, причем первоклассные, художественные произведения во всех отраслях искусства. Поразительна не только активность, но и быстрота вхождения в сущность новой идеологии, овладения порой утонченной философской и догматической стороной, активное переосмысление и ассимиляция не только творческих навыков, но и образно-стилистических особенностей восприятия новой художественной культуры. Искусство. Музыка. С принятием христианства появляется богослужебное пение. В отличие от народной музыки на Руси оно было делом профессиональным. К концу XI-началу XIIвв., появляются первые рукописные книги с песнями для богослужения. В певческих книгах были песни, гимны в честь отечественных святых. Наиболее раннее произведение – кондак (торжественное песнопение), посвященный памяти безвинно убиенных Бориса и Глеба их братом Святополком в 1015 г. Церковное пение вначале было одноголосым, как и во всей восточнохристианской церкви. Наряду с церковным существовало и светское песнопение. Еще в древности, " не зная выгод роскоши, - пишет Н.М.Карамзин, - славяне в низких хижинах своих умели наслаждаться действием искусств изящных… Волынка, гудок и дудка были также известны нашим предкам, ибо все народы славянские доныне любят их. Не только в мирное время и в отчизне, но и в набегах своих, славяне веселились, пели. Так Прокопий, описывая в 592 году ночное нападение греческого вождя на их войско, говорит, что они усыпили себя песнями и не взяли никаких мер предосторожности". Торжественные государственные церемония великосветские обряды не проходили без участия музыкантов. Фанфарами встречали князей и его дружину из военных походов. При многих княжеских дворах были и профессиональные музыканты. Пиршества князей со своей дружиной, сопровождались песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. В " Повести временных лет" упоминаются скоморохи, игравшие на трубах, гуслях, сопелках и бубнах. Скоморохи были первыми древнерусскими актерами, соединившими в себе музыканта, плясуна, сказителя, лицедея, акробата. Развитие художественной культуры Киевской Руси. Основные сферы художественной практики: стенопись, иконопись, рукописная и иллюминированная книга, как в свою очередь архитектура, и все виды декоративно-прикладного искусства, явились предметом исключительного внимания и напряженного художественного творчества. Процессы взаимодействия художественных культур были глубокими и сложными. Сам отбор идейного и культурного наследия Византии был сделан столь глубоко и тонко, что определил едва ли не на века дальнейшие пути развития культуры и духовной жизни Руси, вплоть до настоящего времени. Древнерусское искусство не было ни ответвлением византийского, ни аналогом западного, у него был свой путь. Русское искусство можно назвать искусством былинно-эпического склада. Как ни многим оно было обязано Византии, ее церемониал, пышность, официозность, а также ее утонченный спиритуализм не нашли на Руси почвы. " У греков, - писал Пушкин Чаадаеву, - мы взяли Евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева". Художественные идеалы и устремления эпохи наиболее ярко отразились в монументально-декоративном искусстве, в котором будучи средоточением произведений всех видов искусства – архитектуры, станковой и монументальной живописи, многих видов художественного ремесла и искусства книги – древнерусские храмы стали концентрированным выражением высокого уровня художественного развития средневековой Руси. Развиваясь также как и современное ему искусство Западной и Восточной Европы, древнерусское искусство оставалось преимущественно церковным, культовым и соблюдало установленную иконографию. Во множестве на Руси строились церкви, которые стали частью ее ландшафта. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XIв. Антонием и Феодосием Печерскими. Печеры или пещеры – это места, где первоначально селились христианские подвижники и вокруг которых потом возникало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Наряду с Киевским, известен Ильинский подземный монастырь в Чернигове и Печерский монастырь под Изборском Псковской области. Явление пещерного затворничества – это путь духовной практики преображения человеческого духа через аскетизм, уход от мира. Монастыри были центрами распространения духовных знаний и сыграли определяющую роль в приобщении русского народа к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. Большое каменное строительство началось в Xв. с возведения христианских храмов по византийскому образцу, но в него были привнесены и некоторые черты самобытного деревянного зодчества, уходящего своими корнями в глубь веков. Для храмового строительства Владимир привлекает греческих зодчих. Они приносят на Русь вполне сложившуюся систему крестово-купольного храма. Так строится при Владимире древнейший каменный храм на Руси - Десятинная церковь Успения Богородицы (недошедшая до нас). Грандиозная по замыслу и исполнению она была увенчана, по словам летописи, 25 главами и занимала площадь 900 кв.м. В XI в. широко и богато обстраивались города. Были заложены храмы Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке. Выдающимся произведением Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде. Многоглавость храмов является своеобразной русской особенностью, она часто встречалась в деревянных постройках и более позднего времени. На Беломорском Севере вплоть до XIXв. строились многочисленные деревянные церкви, рубленные " без единого гвоздя" – среди них примечательна двадцатитрехглавая церковь в Кижах. Культура эпохи феодальной раздробленности Руси сопровождалась развитием местных стилей в изобразительном и прикладном искусстве, зодчестве и летописании. Это значительно обогащало общерусскую культурную сокровищницу. В XIIв. русское искусство приобретает свое самостоятельное неповторимое лицо, с этим временем связан расцвет монументальных видов изобразительного искусства: архитектуры, фресковой живописи и иконописи. От византийско-русского искусства Киевской Руси пошло уже собственно русское искусство отдельных княжеств, выделившихся из первоначально целого – земель Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской, Новгородской. С архитектурными формами тесно была связана и система храмовых росписей. Ее основные задачи чисто проповеднические – уяснение догматических начал веры, а с другой – особая роль в пробуждении и формировании молитвенных чувств предстояших. Сама репрезентативность монументального искусства, тот синтез (живопись, предметы прикладного искусства с его мерцающим цветом золота, песнопения, возгласы и жесты священнослужителя), каким являлось совершаемое богослужение, - все неотразимо воздействовало на новообращенных христиан. (" На земле или на небе" они пребывают). Воспитательная сила изобразительного искусства, обращенная к внутреннему миру человека сказалась и в иконе. Первые, привезенные на Русь иконы помещались в новопостроенные храмы и на многие века становились почитаемыми святыми. Русские мастера делали с них многочисленные списки, которые распространялись по всей стране. Одна из таких икон – прославленная " Богоматерь Владимирская", привезенная из Константинополя в Киев и ставшая впоследствии главной святыней Владимира, а затем Москвы, считалась покровительницей и защитницей всего русского государства. Первым русским иконописцем, творившем в конце XIв., легенда называет Алимпия – монаха Киево-Печерского монастыря. Русским религиозным сознанием сразу была принята догматическая сторона богословия иконопочитания, но в иконопочитании главенствующей стороной средневековой Руси стала ее духовная, содержательная сторона. Отцы VII Вселенского собора провозгласили икону " книгой для неграмотных", содержательность ее приравняли к святому писанию, утверждая, что " как слово в слогах, так и изображения в чертах и красках свидетельствуют об одной и той же истине". Именно в таком своем качестве – наглядности, пособия к познанию степеней духовного совершенства, меры достигнутого – икона была призвана осуществить свою воспитательную роль.
Ремесло. Древняя Русь в средневековом мире широко славилась своими умельцами. Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер - каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил глиняную посуду, изготовлял оружие и орудия труда. Затем ремесленники стали заниматься только определенным промыслом, готовили продукты своего труда для всей общины, а остальные ее члены обеспечивали их продуктами сельского хозяйства, мехами, рыбой, зверем. И уже в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок. Сначала он носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу. Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. Железо тогда выплавляли из болотных руд. Добыча руды производилась осенью и весной. Ее сушили, обжигали и везли в металлоплавильные мастерские, где в специальных печах получали металл. При раскопках древнерусских поселений часто находят шлаки - отходы металлоплавильного процесса - и куски железистой крицы, которые после энергичной проковки становились железными массами. Обнаружены и остатки кузнечных мастерских, где встречены части горнов. Известны погребения древних кузнецов, которым в могилы положили их орудия производства - наковальни, молотки, клещи, зубила. Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи, - изготавливали талантливые умельцы. Особого искусства достигли древнерусские кузнецы в производстве оружия. Уникальными образцами древнерусского ремесла Х века являются предметы, обнаруженные в погребениях Черной Могилы в Чернигове, некрополей в Киеве и других городах. Необходимой частью костюма и убора древнерусского человека, как женщины, так и мужчины, были различные украшения и амулеты, сделанные ювелирами из серебра и бронзы. Именно поэтому частой находкой в древнерусских постройках являются глиняные тигельки, в которых плавили серебро, медь, олово. Затем расплавленный металл разливали по известняковым, глиняным или каменным формочкам, где был вырезан рельеф будущего украшения. После этого на готовое изделие наносился орнамент в виде точек, зубчиков, кружочков. Различные привески, поясные бляшки, браслеты, цепочки, височные кольца, перстни, шейные гривны - вот основные виды продукции древнерусских ювелиров. Для украшений ювелиры использовали различную технику - чернь, зернь, скань-филигрань, тиснение, эмаль. В Старой Ладоге в слое VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс. Древние ладожане соорудили вымостку из камней - на ней и были найдены железные шлаки, заготовки, отходы производства, обломки литейных форм. Ученые полагают, что здесь когда-то стояла металлоплавильная печь. Найденный тут же богатейший клад ремесленных инструментов, видимо, связан с этой мастерской. В составе клада двадцать шесть предметов. Это семь маленьких и больших клещей - они использовались в ювелирном деле и обработке железа. Для изготовления ювелирных изделий применялась миниатюрная наковаленка. Древний слесарь активно пользовался зубилами - их здесь найдено три. С помощью ювелирных ножниц резали листы металла. Сверлами проделывали отверстия в дереве. Железные предметы с отверстиями служили для вытягивания проволоки при производстве гвоздей и ладейных заклепок. Найдены также ювелирные молоточки, наковаленки для чеканки и тиснения орнаментов на украшениях из серебра, бронзы. Здесь же обнаружены и готовые изделия древнего ремесленника, - бронзовое кольцо с изображениями человеческой головы и птиц, ладейные заклепки, гвозди, стрела, клинки ножей. Находки на городище Новотроицком, в Старой Ладоге и других поселениях, раскопанных археологами, говорят о том, что уже в VIII веке ремесло начало становиться самостоятельной отраслью производства и постепенно отделяться от сельского хозяйства. Это обстоятельство имело важное значение в процессе образования классов и создания государства. Если для VIII столетия мы знаем пока лишь единичные мастерские, а в целом ремесло носило домашний характер, то в следующем, IX веке их число значительно увеличивается. Мастера производят теперь продукцию не только для себя, своей семьи, но и для всей общины. Постепенно укрепляются дальние торговые связи, различные изделия продаются на рынке в обмен на серебро, меха, продукты сельского хозяйства и другие товары. На древнерусских поселениях IX-Х веков археологи раскопали мастерские по производству глиняной посуды, литейные, ювелирные, косторезные и другие. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии делало возможным для отдельных членов общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать. Развитие земледелия и отделение от него ремесла, ослабление родовых связей внутри общин, рост имущественного неравенства, а затем и появление частной собственности - обогащения одних за счет других - все это формировало новый способ производства - феодальный. Вместе с ним постепенно возникало и раннефеодальное государство на Руси.
Вопрос 18. Русская культура Московского царства: поиск нравственного идеала (Сергий Радонежский), русская школа иконописи (Ф.Грек, А.Рублев) В XIV—XV веках русский народ вёл борьбу за единство Руси, за освобождение от татарского ига. В это трудное время шло дальнейшее формирование русской национальной культуры. Широко развивалось устное народное творчество. Появились былины, говорившие о борьбе народа с татарами. Возникло много задушевных, грустных песен, отразивших тоску русских людей по свободе, печаль о судьбе родной земли. В середине XVI века при московском дворе возникла новая школа иконописания, не боящаяся изображать богословские понятия в зримых образах; появляются иконы с развитой иконографической программой и сложным сюжетом. Русская живопись в XIV—XV веках достигла необыкновенного расцвета. Новгородские живописцы создали замечательные фресковые произведения: «Благовещение», «Исцеление слепого» и другие. В Новгороде работал выдающийся художник Феофан Грек (1340-1410). Он прибыл из Византии в 70-е годы XIV века; глубоко изучил особенности русской живописи и вырастил целую школу русских художников. Позднее Феофан Грек работал в Москве, в Нижнем Новгороде. Он украсил кремлёвский дворец великолепными шедеврами своего искусства. Для истории древнерусского искусства личность Феофана Грека. Они приехал на Русь в момент активизации ее культурной жизни, поэтому его деятельность нашла здесь широкий отклик, и русские мастера впитали, а затем сумели применить его уроки. В т.ч. и Андрей Рублев испытал на себе живительное влияние иконописца. Феофан создал собственную манеру письма в русле экспрессивного стиля византийской живописи 14 в., отличающуюся свободным рисунком, динамичностью и некоторой эскизностью. Работы Феофана, выполненные в Византии, не сохранились. Все произведения, позволяющие судить о характере его письма, были созданы на Руси, где он прожил более 30 лет. Но из них лишь малая часть дошла до нас: росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице (в Новгороде Великом), иконы Преображения и Богородица Донская, а также икона Успения (на обороте Донской); из книжных миниатюр – инициалы «Евангелия Кошки». В Московском Кремле Феофан вместе с Семеном Черным и учениками расписал церковь Рождества Богородицы (1395) и Архангельский собор (1399), а вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца – Благовещенский собор (1405). Но о кремлевских фресках мы знаем только из письма Епифания и летописных текстов, т.к. они не сохранились.
Во второй половине XIV века и первой четверти XV века жил величайший представитель русской национальной живописи Андрей Рублёв. Андрей Рублев (1360-70 (? ) – 1430) – художник в отечественной культуре настолько же легендарный, насколько и мифологизированный. Привлекательность имени этого мастера и значимость его для самоутверждения национального искусства чрезвычайно велики. Этому не препятствует крайняя немногочисленность достоверно атрибутируемых Рублеву произведений. Представления о художественной исключительности его икон возникли еще в древности, а с 16 в. самая знаменитая из них – «Троица» - стала официально полагаться в качестве образцовой для русских иконописцев. Современная наука хранила восприятие Рублева как художественного гения Древней Руси. В полемике вокруг творческого наследия живописца никогда не оспаривался уникальный масштаб его мастерства, ставшего особым явлением во всем древнерусском искусстве. Рубеж 14-15 вв., когда жил и творил Рублев, стал очень важной вехой в истории России, редкой по драматизму эпохой. Трагический век набегов и усобиц продолжался, на его фоне шло духовное возмужание Руси, накапливался исторический опыт, сложнее и глубже становилась религиозная жизнь, ведомая благодатным примером Сергия Радонежского. Выдающийся расцвет христианской культуры, который переживали русские земли в то время, был связан и с общим духовным подъемом всего православного Востока, изнемогавшего в неравной борьбе с турками-османами. Вначале Андрей Рублев работал в иконописной мастерской Троице-Сергиева монастыря, а затем переехал в московский Андроников монастырь, где расписал церковь Спаса. Написал также ряд икон для Благовещенского собора московского Кремля. О нём так писали современники: «Иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости». Всемерно известная икона Рублёва «Троица» представляет изображение христианского триединого бога в виде трёх прекрасных ангелов-юношей, сидящих за трапезой. Яркие, сочные краски, очеловеченные лица беседующих ангелов придают иконе вид живой, реалистической картины. В изображениях святых великого художника всегда можно разглядеть типичные национальные черты русских людей. Подлинник «Троицы» хранится в Москве в Третьяковской галерее. Замечательные произведения, созданные Андреем Рублёвым, сохранились в Успенском соборе города Владимира («Страшный суд»), в Троицком соборе Загорска и ряде других мест. Другие работы Андрея Рублева: «Спас», «Список иконы Богоматери Владимирской» (из Успенского собора Владимира), «Благовещение», «Рождество», «Сретение», «Вход в Иерусалим», «Преображение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Вознесение», «Иоанн Богослов», «Спас в силах», «Успение Богородицы».
Сергий Радонежский (3 мая 1314 (дата условная) — 25 сентября 1392) В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. Когда мальчику было 13 лет, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо? ». Варфоломей поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания < …> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей». Вместе со своим братом Стефаном он основал пустынь посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом и пресвитером (с 1354) (название второй степени христианского таинства священства), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы