Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Интернет как художественное пространство современной культуры и искусства



Интернет можно рассматривать не только как уровень высокоскоростных технологий, но как историю имиджей, как искусство, образ декорации, где особое место принадлежит наглядно-образным способам передачи информации: компьютерная графика, анимация, видео и т.д. Из существующих подходов к Интернет как форме художественного выражения и творчества можно выделить несколько, каждый из которых оттеняет ту или иную ее грань.

Интернет художественно выражает и одновременно отражает художественное содержание. Например, цветы, картины и т.д. могут быть созданы без применения Интернет-технологий, но последние используются для их транслирования. Интернет, а наш взгляд, является формой и художественным выражением творчества новыми средствами:

Культура каждого времени вырабатывает свою версию мира, определяя способы поведения, типы реагирования, формулы существования. Человек стремится создать адекватную картину мира.

Как отмечают исследователи Интернет, специалистам в области цифровых технологий придется пересматривать почти все, к чему они привыкли в своей прежней практике, потому что любая информация может появляться где угодно и когда угодно. Сугури Исизаки (Suguri Ishizaki), преподаватель коммуникативного дизайна из университета Карнеги-Меллона, Питсбург (штат Пенсильвания), утверждает, что контент непрерывно меняется, а получатели информации находятся каждый в своих уникальных условиях. Поэтому методология проектирования «сверху вниз», являвшаяся основой массовой культуры на протяжении более столетия, уже неприменима. Чтобы успеть за непрерывно меняющейся действительностью, истинному художнику необходимо вырабатывать все новые и новые приемы деятельности, переняв способность к импровизации у танцоров и музыкантов. Не исключено, что завтра кто-то, проснувшись, захочет прочитать накопившиеся за ночь почтовые сообщения, прогнозы погоды и биржевые сводки на стене или на донышке чашки утреннего кофе. Эта мысль не менее интересно развивается Биллом Хиллом (Bill Hill), одним из руководителей компании MetaDesign из Сан-Франциско (штат Калифорния): задача дизайнеров заключается в том, чтобы заглядывать за границу нынешней культуры и осваивать опыт принципиально иного бытия, проистекающего в эмоциональном измерении [2, с.13].

В настоящий момент современные информационно-коммуникационные технологии, в особенности интенсивно развивающийся Интернет, становятся все более эффективным средством как реализации индивидуального творческого потенциала, так и продуктивного коллективного сотрудничества в целях решения общих проблем. Антропологическую функцию они способны выполнять потому, что в производимом ими дигитальном продукте человек как в зеркале распознает элементы своей собственной интеллектуальной деятельности и подобное овеществление событий и явлений «внутреннего мира» заставляет зачастую по-новому взглянуть на то, что казалось уже хорошо известным [3].

В этом смысле Интернет - это форма, которая выступает не столько продуктом «технологической революции», сколько цифровым воплощением идей, которые присутствуют в разных видах искусства и деятельности на протяжении тысячелетий.

Поиски корней этой концепции канадская медиахудожница Катерина Либеровская предлагает вести, обратившись к истории западного искусства, хранящей многочисленные теоретические и практические предпосылки идеи слияния нескольких различных художественных форм в одну. В качестве подтверждения она приводит примеры среди направлений и движений различных эпох, например: античности с ее первыми моделями слияния различных художественных форм (устный рассказ под музыку, музыка и танец, различные сочетания театральных форм и т.д.) эпохи Просвещения и начала Нового времени (см.: http: //www.procontra.danet.ru/8101/procontra.htm [19.12.2000]), взяв за точку отсчета творчество Р. Вагнера и движение символистов в Европе, выстроенные на основе традиций Ренессанса, она продолжает исследование на примере футуристов, кубистов, конструктивистов и Василия Кандинского и др., высвечивая генезис концепции мультимедиа (а Интернет - это прежде всего гипермедийная среда) как дигитального способа выражения идей, развиваемых в искусстве разных времен, эпох и культур.

Так, в Интернет создаются литературные гипертексты (проект Романа Лейбова); между WWW- художниками происходит обмен идеями и художественными проектами, визуальными и сонорными конструктами; осуществляется полилог (В. Могилевский, Т. Деткина, А. Насонов, А. Шульгин, А. Николаев). Тексты, виртуальные объекты, симуляции, рождающиеся во Всемирной Паутине, порождают необычную ситуацию в художественной культуре, сравнимой с тем «взрывом», который был вызван появлением «реди-мейд» М. Дюшана.

Арт-объекты сконструированные в компьютерной сети, взаимодействуя между собой, образуют в процессе художественной интерактивности странные смысловые поля, интерпретация которых позволяет выявить составляющие этих текстов, находящихся как бы вне контроля авторов, функционирующих в ситуации избытка означающих и создающих смыслы на пересечении текстов, расположенных на многочисленных серверах. Текст (арт-объект) предстает перед нами в качестве интертекста, вызывающего беспокойство у приверженцев строгой нормативности, моностилистики, доминации авторства.

Практика деконструкции текста, представленная в творчестве Ж. Деррида, и концепция смерти автора Р. Барта находят убедительное подтверждение в WWW-арте, а ризома (Ж. Делез и Ф. Гваттари) становится образной характеристикой Интернет.

С появлением сетевых художественных проектов институциональная сфера искусства так же, как и арт-социологическая триада, подвергается пертурбациям. WWW-арт не нуждается в музее. Ему безразличны пространство галереи и куратор проекта, аукционы художественных произведений и художественной рынок, ибо Интернет-арт представляет собою максимально редуцированный до непредмета эфемерный, «дематериализованный» продукт, не соотносимый с референтом.

Художественные практики, существующие вне Всемирной Паутины и тяготеющие к синтезу художественных дисциплин (инсталляция, перформанс, видео-арт, фотографика), в отличие от WWW-арта, допускают сочетание факта и фикции. Здесь вымысел, выдумка, воображение часто сосуществуют со специфичным для референциальной ветви науки точным соотнесением с референтом. Так, Я. Кунеллис использует в своих инсталляциях угольную пыль и газовые горелки. «Социальная пластика» Й. Бойса допускает «изображение» текучести, теплоты, мягкости и многих других качеств природного окружения с помощью разнообразных чувственно-тактильных материалов (мед, жир, войлок, кровь).

Иногда сознательная стабилизация референта в искусстве, легитимизированная ссылками на технонаучную точность, превращается в ирреальное, в то, что Ж. Бодрийяр назвал суперреференцией или «одним знаком больше».

По причине интердисциплинарности и плюрализма, терпимости к различным способам художественного высказывания, инклюзивного характера и отсутствия универсального авторитета «внеинтернетные» художественные практики не могут не включать в свое безграничное пространство фикциональный WWW-арт.

В Интернет создано огромное количество «арт-галерей», интерактивность которых заключается в том, что можно любоваться изображением в трехмерном пространстве, например, статуей с двадцати разных точек. Так, например, открытый в Интернет сайт магазина ювелирных изделий http: //www.olin.ru/ позволяет вращать и рассматривать любое украшение со всех сторон, что существенно упрощает визуальную оценку данного специфического товара. Изюминкой сайта является ювелирный конструктор, при помощи которого можно создать украшение собственного дизайна и получить его в течение 36 часов с момента заказа.

Интернет предоставляет возможность развития не массовой культуре, альтернативным творческим течениям. Он позволяет отказаться от диктата одного мнения, одного вкуса, одного стиля. Он предлагает многополярность культуры, ее демассификацию, возможность рождения принципиально новых видов творчества. Интернет – всемирная выставка признанных и непризнанных художников. Посетитель выставки сам выбирает экспозицию и смотрит то, что ему интересно, а не то, что выставлено. Художник выбирает посетителей. Роль критика значительно меньше, чем в случае обычной галереи. У радикального и нестандартного искусства больше шансов быть увиденным, чем в обычном случае.

Для актуального искусства Интернет, на наш взгляд, стал идеальным информационным пространством: все, что по мнению художника, критика, куратора, или художественной институции, подлежит репрезентации, может быть репрезентировано немедленно, без искажений и без особых затрат (в принципе, любой желающий может за неделю научиться делать более-менее приемлемые веб-сайты и самостоятельно поддерживать и регулярно обновлять свой индивидуальный проект, затрачивая на это всего несколько часов в неделю. А при минимальном количестве постоянных сотрудников можно уже делать великие дела. Первым это понял Марат Гельман. Осенью 1998 года он начал делать еженедельные " Новости от Марата Гельмана" на одном из новостных порталов; ближе к зиме открыл собственный проект " Современное искусство в сети" по адресу, который тут же начал " обрастать" дружественными проектами: сначала появились " Курицын-weekly" от литературного критика Славы Курицына и " Яркевич по пятницам"

Также отмечается, что информация об искусстве постепенно становится " важнее", значительнее самого факта существования искусства - возможно, не только для зрителей, но и для самих участников процесса.

Таким образом, эволюция Интернет-технологий изменяет привычные (доминирующие в современном обществе) взгляды на мир, искусство, бытие, размывает границы между искусством и технологиями, требуя от специалистов междисциплинарной подготовки.

Таким образом, Интернет – новый этап развития культуры в начале XXI века. При появлении новых площадок и пространств культура переживает определённый перелом и бум (как это было с появлением кинематографа). Возможно, скоро Интернет покажет все свои возможности с возникновением в нём нового культурного авангарда. Интернет рассматривается нами в качестве нового пространства художественного выражения, включающего не только новую технологию создания произведений искусства, но и новые условия их функционирования.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь