Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сетевое искусство, или Интернет как новый вид искусства



интернет информационный искусство художественный

Интернет выступает не только новым средством, мультимедиа рождает новые формы художественного выражения и творчества. Сегодня рождается новое искусство, которое не находило перспектив реализации в традиционных рамках изобразительного искусства, экранных видах культуры и т.д. Оно получило название сетевое искусство (NetArt), киберкультура. Компьютеры давно уже перестали функционировать в качестве счетных машинок, и людей, считающих, что их можно использовать только в программистко-информационных целях, становится все меньше.

Интернет осознается как средство моделирования и демонстрации в миниатюре законов, лежащих в основе художественного, научного и технического творчества как средства создания нового произведения искусства и даже новых видов искусства. Но он становится еще одним перспективным инструментом для всех искусств. И поскольку теперь художник может использовать его и как музыкант, и как писатель и даже как ученый, это обстоятельство приводит к идее пересмотра художественных ценностей.

Сегодня Интернет представляют собой не просто область, расширяющую возможности искусства, источник создания специальных эффектов для кино и музыкальной индустрии, но и альтернативную среду, способную по-новому реконструировать культуру и творить собственное искусство. Художники, использующие средства Интернет в своем творчестве, считают одним из основных преимуществ этого вида творчества открытость художественного пространства. Рождение в Интернете виртуального /альтернативного /параллельного общества (общества-2) приведёт, на наш взгляд, к появлению у него собственной культуры – (культуры-2).

Интернет - не просто форма, а новая синкретичная форма, которая являет собой синергию между различными художественными формами, синергию между звуком, образами и текстами. В нем, как в одной мультисенсорной точке, сходятся визуальный, аудио - и текстовой материал внутри интерактивной компьютерной среды. Он может принимать любую форму и состоять из любых комбинаций: текст, гипертекст, двухмерная и трехмерная графика, анимация, движущееся изображение (цифровое видео и фото), музыка, звуковые эффекты.

Более того, в более широком философском смысле, на наш взгляд, можно рассматривать Интернет как слияние человечества с электронной формой жизни. Так как всё то, что представлено в Интернете – продукт совместного творчества человеческого и электронного разума. (В издаваемом нами литературном журнале «ШтоРаМаг» мы определили это как слияние углеродной и кремниевой форм жизни). На данном этапе электронный разум занимается в основном тиражированием с небольшими вариациями идей человеческого разума (динамические страницы, скрипты и др.) Но возможно, со временем его роль будет становиться всё более собственно - творческой.

Интернет – это информационная оболочка планеты (как атмосфера, биосфера и др.) Интернет – это картина, которую рисует всё человечество. Фиксация сегодняшнего момента во всемирном масштабе, в новом мультимедийно - интерактивном формате, который более адекватен нашему современному мироощущению, чем старые способы хронофиксация (записи, фото - киносъёмка).

Необходимо отличать сетевое искусство как от Web-дизайна (красочного оформления страниц), так и от традиционных видов искусства, представляемых в Сети (сайты музеев, «вывешенные» на страничках картины, фотографии и т.д.). Произведение сетевого искусства чаще всего нефункционально: Web-страница является художественной работой и представляет собой совокупность визуальных образов, анимации, текста, графики, слаженной деятельности различного рода приложений и программ, призванных воплотить авторский замысел, который может носить самый разный характер, - от рассказывания «фильма» до игры со зрителем, демонстрации «поломанной» странички и т.д.

Любая фундаментальная идея может оказаться сомнительной без специфического медиа-перевода и без участия других людей. Блуждая по художественным сайтам, мы часто не видим конечного изображения, но ощущаем вмешательство в одно и то же время различных уровней коммуникации (текста, звука, движущихся картинок, видео). Сетевые проекты часто ведут себя как хамелеоны — молниеносно реагируют и меняются подчас до неузнаваемости. Из всех произведений искусства быть может произведения в сети имеют самую кратковременную жизнь.

Интернет как новое средство медиа — инструмент для художественных проектов. Именно поэтому среди net-art (истов) мы встречаем художников из круга актуального искусства, на разных этапах использующих разные средства выражения (видео, перформанс, фотографии).

Интернет порождает новую, виртуальную урбанистику. Когда-то появление города существенно изменило возможности и характер сознания. Город принес новые формы общения и жизни, стимулировал потребность в путешествиях и открытиях. Сегодня говорят о «планете Интернет» и даже о «вселенной Интернет». Но планета, как и вселенная, создана без участия людей, а «сеть сетей», подобно городу, имеет социальную природу. Поэтому мы считаем правомерным говорить именно об урбанистике Интернет (не ограничивая сферу рассмотрения лишь отдельными «городами» всемирной паутины).

Интернет создает особое виртуальное пространство – точнее, множество пространств, каждое из которых имеет свою логику событийности, правила, язык и персонажи. Так образуются новые миры, в которые человек входит и которые затем покидает.

Web - сайты – новая форма искусства, основанная на сочетании текста и графики. Один и тот же web -сайт выглядит несколько по-разному у разных пользователей. Картинка с вариациями, с элементами случайности. Существует определённая тенденция того, что пользователь сам будет определять внешний вид просматриваемого им контента. Таким образом, идея, заложенная в дизайне сайта, очищена от жесткой привязки к форме и терпит вариации. Такая идея должна быть более недосказанной и чистой (более глобальной, с меньшей деталировкой), чем в других видах искусства. Эскиз – матрица – генетический код, по которому строятся многочисленные образы с общей идеей.

Одна из главных особенностей нет-арта - провозглашение направленности на коммуникацию, а не на репрезентацию. То есть целью художника становится не авторитарное выражение, демонстрация и, значит, навязывание собственного видения, личной позиции, а коммуникация - общение со зрителем, вовлечение его в творческий диалог [4].

В Интернете возможно сетевое полиавторское архитектурное проектирование, художественное эскизирование.

Интернет – среда для высокотехнологичного искусства, которое использует самые современные достижения науки и техники. Объекты искусства, в процессе создания которых происходит их обсуждение и корректировка.

Арт-объекты сконструированные в компьютерной сети, взаимодействуя между собой, образуют в процессе художественной интерактивности странные смысловые поля, интерпретация которых позволяет выявить составляющие этих текстов, находящихся как бы вне контроля авторов, функционирующих в ситуации избытка означающих и создающих смыслы на пересечении текстов, расположенных на многочисленных серверах. Текст (арт-объект) предстает перед нами в качестве интертекста, вызывающего беспокойство у приверженцев строгой нормативности, моностилистики, доминации авторства. Практика деконструкции текста, представленная в творчестве Ж. Деррида, и концепция смерти автора Р. Барта находят убедительное подтверждение в WWW-арте, а ризома (Ж. Делез и Ф. Гваттари) становится образной характеристикой Интернета.

С появлением сетевых художественных проектов институциональная сфера искусства так же как и арт-социологическая триада, подвергается пертурбациям. WWW-арт не нуждается в музее. Ему безразличны пространство галереи и куратор проекта, аукционы художественных произведений и художественной рынок, ибо ИНТЕРНЕТ-арт представляет собою максимально редуцированный до непредмета эфемерный, «дематериализованный» продукт, не соотносимый с референтом.

По причине интердисциплинарности и плюрализма, терпимости к различным способам художественного высказывания, инклюзивного характера и отсутствия универсального авторитета «внеИнтернетные» художественные практики не могут не включать в свое безграничное пространство фикциональный WWW-арт.

Интернет на современной стадии своего развития не стал еще в достаточной мере видом искусства. Сегодня сайты зачастую априори создаются как сугубо функциональные эстетические монстры и принципиально исключаются из сферы объектов эстетической оценки. Причем даже те люди, которые в реальной жизни весьма требовательны к внешнему виду привычных для них вещей (от одежды до интерьера помещений и т.д.), в виртуальном пространстве оказываются совершенно не восприимчивы к визуальному абсурду (реже - к красоте) в оформлении сайтов.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь